«Святочные традиции». Прот. Андрей Рахновский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святочные традиции». Прот. Андрей Рахновский

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

Наш собеседник — настоятель храма Ризоположения в Леонове, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии протоиерей Андрей Рахновский.

Мы говорили о святочных традициях, и о том, как христианину можно провести эти святые дни и последующий праздник Крещения Господня. Отец Андрей поделился своим мнением о том, почему не стоит устраивать святочные гадания, в чем исконный смысл рождественских колядок, а также как относиться к традиции Крещенских купаний в проруби. Разговор шел также о том, как мужчине почувствовать себя главой семьи в христианской системой смыслов.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


А. Ананьев

— Добрый вечер, дорогие друзья! Наконец-то в доме пахнет копченой колбасой, в духовке жарится курица, в холодильнике стоит молоко, йогурт...

А. Митрофанова

— Сбыча мечт (смеется)

А. Ананьев

— Да, и ощущение легкости, радости и понимания, что можно все. В студии Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Но не все полезно. И Александр Ананьев.

А. Ананьев

— Сегодня полезно все, а если ты в том сомневаешься, жена моя неразумная, тебя наставит на путь истинный наш сегодняшний собеседник — настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский. Добрый вечер, отец Андрей, с праздником вас, с Рождеством!

о. Андрей

— С Рождеством, да, спасибо, с праздником! Как говорила моя бабушка: «Все полезно, что в рот полезло». (общий смех)

А. Ананьев

— Вот! Я всегда так и считал, так вот и надо, так вот и правильно. Наткнулся, отец Андрей, на тревожное высказывание протоиерея Александра Ильяшенко, позволю себе привести его целиком: «Народные традиции давно умерли. Чтобы их возродить, нужно тонкое чувство исторической реальности, эпохи, что из опыта предков нужно воспринять, а что воспринимать не стоит». И высказывание это связано со Святками — со святыми праздничными днями, которые продолжаются 12 дней после праздника Рождества Христова до праздника Богоявления. Святочные традиции, о них сегодня хочется поговорить в «Семейном часе», каким образом эти традиции можно возродить в нашей семейной жизни, вот об этом мы сегодня хотим поговорить с отцом Андреем. Расскажите, пожалуйста, все-таки, что же такое Святки, отец Андрей в исконном смысле, нет ли в этом больше языческого, чем христианского (а я встречал и такое) и как их следует отмечать в семейном кругу, скажем так: как вы их отмечаете в своем семейном кругу?

о. Андрей

— Ввиду того, что праздник Крещения, он же Богоявления и праздник Рождества Христова, они в древности отмечались одновременно...

А. Ананьев

— Рождество отмечалось одновременно с Богоявлением?

о. Андрей

— Да, совершенно верно, одно из названий было «Праздник Светов», то есть света во множественном числе, есть свет, а есть светы, то есть понятно, что указание на лица Святой Троицы, (я сейчас без таких исторических экскурсов) а потом эти праздники были разнесены друг от друга, и вот этот период, который образовался между ними, стал называться Святками, поэтому, на самом деле, получается, что это как бы единый праздник, почему эти дни называются «святыми днями» — потому что это не просто вот отметили Рождество, ждем Крещение, а это единый праздник, который продолжается две с лишним недели.

А. Митрофанова

— Это как если у Бога тысяча лет, как один день, то почему же две недели не могут быть, как один большой праздник?

о. Андрей

— Да, совершенно верно, но у некоторых людей и новогодние выходные, как один день...

А. Ананьев

— Я вспоминаю песню любимой группы «Несчастный случай»: «С первого и по тринадцатое» с перечислением всех греховных наклонностей, начиная от салата «Оливье» с ведром майонеза, а это вкусно и главное, очень полезно.

о. Андрей

— Да, поэтому вот каково происхождение этого особого периода, поэтому, насколько я знаю, не то, что он именно имеет языческое происхождение, а иногда просто в народном сознании вот этот особый праздничный период, он обрастал теми или иными языческими обычаями, традициями, что, возможно, стало причиной вот такого у вас вопроса. А как мы в нашем семейном кругу отмечаем Святки: вы знаете, у меня как раз в этот период у супруги день рождения, через несколько дней у нее именины, поэтому я, честно положа руку на сердце, не могу сказать, что мы говорим в семье: «вы знаете, сейчас Святки, давайте-ка отмечать», но абсолютно естественно это происходит и учитывая то, что еще множество церковных праздников интересных в этот период совершается, это получается естественным путем. Нельзя сказать, что мы в семье занимаемся какой-то исторической реконструкцией хороших традиций, я вообще против этого, на самом деле, я против в данном случае исторической реконструкции, все традиции, которые жили долгие века, они появлялись органично, вырастали из самой жизни, поэтому да, вне всякого сомнения я вам могу сказать по собственному переживанию — это особый период в году, но в нашем семейном кругу празднование этих дней, оно происходит каким-то таким естественным путем. Но что хорошо в эти дни, что могло бы стать такой основой праздничного настроения — что мы можем и причащаться Святых Христовых тайн, более того, Церковь нас всячески к этому призывает, без соблюдения поста.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, наверное, простите, я все-таки хочу уже в начале беседы задать этот вопрос: одна из самых ярких традиций, о которых сегодня говорят применительно к нашим предкам на Святки — это святочные гадания, вот собираются люди в семейном кругу, иногда семьи даже в гости друг к другу приходят и начинают гадать, девушки на женихов, кто-то еще на какие-то свои...

А. Ананьев

— А ты, кстати, гадала?

А. Митрофанова

— На тебя? Нет. (смеется) У нас в детстве были какие-то попытки, мы когда в фольклорном ансамбле занимались и как раз реконструкция у нас такая имела место, то, о чем отец Андрей сказал: мы собирали народные песни, звучавшие в святочный период в деревнях и среди них было много песен именно таких, гадательных. Я не думаю, чтобы конкретно эта традиция имела какие-то корни именно в христианстве и была совместимой с христианским образом жизни, и как она внедрилась в жизнь наших предков — возможно, как раз тот самый языческий пережиток. Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, гадание на Святках сейчас тоже, кстати, очень популярный хэштег, скажем так, как гадать, на что гадать и прочее, и прочее, стоит ли в эту сторону вообще смотреть, пытаться с черного хода?..

о. Андрей

— Я не могу назвать вот эту традицию гадания на Святках не иначе, как просто такое кощунственное издевательство над вот таким удивительным праздничным периодом. То есть сделать праздничный христианский вот этот период временем совершения языческих церемоний, имеющих такой демонический, бесовский характер, вы знаете, я редко бросаюсь такими словами, но это надо было постараться так сделать, поэтому мне кажется, что нет ничего более противоречащего духу Святок, чем исполнение этих языческих традиций. Народная логика понятна, поскольку это особые святые дни, в них происходит что-то такое удивительное и в данном случае эта христианская мистика вот этих праздничных дней, она теряет свои христианские корни, эти праздники начинают восприниматься, как некий просто волшебный особенный период, уже Христос здесь ни при чем, Крещение Господне, Рождество здесь ни при чем, а вот просто это нечто такое удивительное и волшебное, это как окно в тот мир открывается в эти дни, поэтому надо этим окном воспользоваться и что-то такое для себя узнать, но мы понимаем, что гадание, оно противоречит христианскому мировоззрению, почему — потому что христиане не верят в судьбу и в предзнаменование, то есть христиане не верят, что некий написанный кем-то сценарий нашей жизни, что нет никакого человека, который нам определен, то есть Господь нам определил, чтобы тот человек, которого мы выберем, чтобы мы с ним строили отношения, но нет какого-то предопределенного нам человека, нет предопределенных ситуаций, нет предопределенных событий, то есть человек может в это верить, и он даже может находить всякие подтверждения тому, что: а вот смотрите, вот так вот произошло, поэтому все это правильно, тем не менее с точки зрения христианства это полная прелесть, это ложь и, соответственно, совершать какие-то действия, обряды, церемонии для того, чтобы узнать вот это будущее. В широком смысле этого слова, конечно, это не христианское занятие и удивительно даже, как одно с другим здесь совместилось.

А. Ананьев

— Но я не думаю, что вот ту забаву, а именно так мне хотелось бы охарактеризовать то, что Алечка назвала гаданием, можно облечь в какие-то церемониалы или обряды, это просто развлечение от хорошего настроения и от праздника, и мы взрослые люди, мы же понимаем, что это не имеет никакого значения. Знаете, почему я об этом задумался: незадолго до Нового года одна моя хорошая знакомая — девушка верующая, воцерковленная, более того, даже работающая в христианском СМИ, она тоже от какого-то хорошего настроения, от забавы выложила в свои социальные сети знаете, есть такие приложения в этих социальных сетях, где нажимаешь на кнопочку, а тебе выскакивает картинка: «что ждет тебя в наступающем 2021 году», и там такая девица в ванной, ее деньгами засыпало и написано: «тебя ждет богатый муж, беременность и домик на Мальдивах». Я так подумал: ну, с одной стороны — да, получается это то самое гадание, против которого так яростно и праведно выступает протоиерей Андрей Рахновский, а с другой стороны — почему ей это может навредить и каким образом это может быть ей не на пользу?

о. Андрей

— Понимаете, мы тоже: «навредить», «не на пользу», то есть мы тоже немножко мыслим так, по-язычески: ах, ой, то есть есть христианский Бог, Он это считает неправильным, и вот я сейчас сделаю это неправильно, и Он мне тогда навредит — нет, никакого вреда, то есть в жизни скорее всего ничего не изменится, не факт, что после Святок нас уволят с работы или мы заболеем какой-то страшной болезнью, нет, ничего не произойдет и, возможно, до конца дней своих мы доживем, как все люди нормально, и зловещих событий в нашей жизни после этого не произойдет, вопрос в другом: насколько мы серьезно и целостно относимся к своим убеждениям и насколько мы, ведь одна из основных проблем нашей христианской жизни, думаю, вы со мной согласитесь: как научиться жить в соответствии со своими убеждениями, вот когда мы на исповедь приходим, это как раз что открывает — что я имею самые прекрасные убеждения, но никак не могу я научиться по ним жить, я и себя имею ввиду, и вообще всех людей, это проблема, но все-таки одно дело: вы в пост соблазнились на колбаску, понятно, немощь плоти, себя трудно контролировать, но все-таки, когда речь идет о грехах ума, здесь больше речь идет о каком-то внутреннем, что ли, упорстве, то есть мы ведь можем не погадать, понимая, что это вразрез идет с моими убеждениями, с их целостностью, органичностью, то есть здесь никакая плотская немощь нас не оправдает, вот в чем вопрос, мы имеем некое христианское мировоззрение, вообще серьезно ли мы к нему относимся или нет и насколько осмысленно то, что я делаю? Это давно идет такая наша двойная жизнь, все-таки власти боятся — на кухне, условно говоря, осуждают, это вот нельзя, но если очень хочется, то можно, то есть некая непоследовательность у нас, она присутствует, свойственна нам, поэтому что здесь плохого — ну плохого в том, что многие для себя плохим не посчитают, это просто то, что ты поступаешь глупо: веришь в одно, а действуешь по-другому, но для кого-то это не проблема, какая разница.

А. Ананьев

— Семейный час на радио «Вера», Алла Митрофанова, Александр Ананьев и настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский. Завершая вот эту узкую тему, связанную со святочными гаданиями, хочу задать вам вопрос скорее технического свойства: 61-е правило VI Вселенского Собора, согласно которому все уличенные в гадании подлежат правилу шестилетней епитимьи — это правило действует сейчас? Скажем так, вы, как священник, как духовник, как пастырь когда-нибудь вот молодым девушкам, которые признавались в том, что они гадали на суженого в святочные дни, налагали на них шестилетнюю епитимью?

о. Андрей

— Представляете меня, как я это делаю, с каким удовольствием и наслаждением я говорю: «Все! Шесть лет без права переписки!» (общий смех) Нет, конечно, я этого не делаю и более того, все-таки через века церковная дисциплина шла по пути некоего смягчения, то есть вот это шестилетнее отлучение, оно нам кажется жутким: как это так, ну погадал, ну что такого, а на шесть лет тебя отлучают, но просто это на фоне того, что когда-то в I, II, III, IV веке за эти действия, то есть ты совершаешь языческий обряд, ты отлучался в принципе от Церкви навсегда, то считалось, что после обращения к свету вот так вот обратиться вновь к тьме — это потерять свое христианское достоинство, и только вот Господь может тебя за это простить, но ты уже больше не член Церкви, поэтому введение вот этих лет отлучения — это было смягчение практики покаянной, то есть не навсегда от Церкви, а вот на шесть лет ты отлучаешься от причастия. Ну а сейчас, конечно, дух этого правила, он сохраняется, то есть мы считаем это грехом, но вот эти меры пастырские, дисциплинарные меры, они сейчас не действуют в силу разных причин, в силу того, что современный человек не сможет это адекватно воспринять и понести, в силу того, что нельзя сказать, что люди, приходящие на исповедь являются часто сознательными христианами, то есть это, как правило, все-таки люди ищущие, хотя и человек пришел на исповедь, но не надо обольщаться, не надо думать, что он значит уже такой прямо, твердо стоящий на ногах христианин, поэтому, конечно, дух правила сохраняется, то есть отрицательное к этому отношение, но вот эти сроки отлучения, они, конечно же, не применяются и их применение, оно, на самом деле, просто контрпродуктивное в нашей ситуации и, может, даже где-то бесчеловечное. Наоборот, надо человеку объяснить, что он делает не так, в чем исправиться и, наверное, как-то постараться убедить его в необходимости приходить все-таки в храм искать у Бога утешения, а не в гаданиях, а если мы просто человека отлучаем: «извини, вот пойди шесть лет где-нибудь погуляй, а потом приходи» — ну это неправильно.

А. Ананьев

— Золотой вы человек, отец Андрей. Друзья, слушатели радио «Вера», если вам тоже нужно побеседовать на эту или другую тему, вот приходите обязательно в храм Ризоположения в Леонове, во-первых, там красиво, а во-вторых, там протоиерей Андрей Рахновский...

А. Митрофанова

— А в-третьих, там сейчас идет реставрация, кстати говоря, отец Андрей, как ваша реставрация?

о. Андрей

— Ой, вы знаете, я просто не знаю, что сказать, потому что мне очень хочется поблагодарить тех людей, которые откликнулись и которые присылали пожертвования на счет нашего храма, это просто удивительно, что, не имея никакого, по крайней мере, явного, крупного благотворителя, хотя есть люди, которые знают, не афишируют себя и очень помогают и при том даже не выходят с нами на контакт, то есть полностью остаются инкогнито, вот есть такие люди удивительные, тем не менее очень многие люди присылали свои пожертвования и это позволяет нам работу продолжать, которую мы сейчас делаем, понятно, что нам надо еще очень много собрать, но я людям очень благодарен за помощь, поддержку, это просто удивительно, и вам, конечно, то, что вы не забываете про наш храм, эту тему поднимаете. А сейчас мы продолжаем заниматься реставрацией цоколя, это очень такой сейчас процесс трудоемкий и долгий, потому что мы восстанавливаем его исторический вид, а этот исторический вид, он достаточно сложный, это требуется особая кладка, обработка кирпича и так далее, сейчас у нас очень интересно, кто хочет — приезжайте, посмотрите, у нас храм по периметру закрыт таким тепляком, он, может быть, имеет не очень живописный вид, но работа идет.

А. Митрофанова

— Можно принять участие в этом замечательном деле и зайти на сайт храма Ризоположения в Леонове: «leonovo.ru», правильно, отец Андрей?

оАндрей

— «hram-leonovo.ru»

А. Митрофанова

— Да, и там, пожалуйста, можно посмотреть и как выглядит храм для тех, кто приехать не может, и пожертвование перевести, ну и, конечно, молитв попросить, и дай Бог, отец Андрей, чтобы вы пошли по пути наибольшего сопротивления, гораздо проще было заняться реставрацией с небольшим бюджетом как-то быстренько так и на скорую руку, но нет, вы последовательны во всем до конца, исторический вид надо восстановить, это дорого, но это справедливо по отношению к тем, кто вкладывал свои силы в строительство вашего удивительного храма и низкий вам поклон за то, что вы эту дань уважения, памяти и любви к этим людям воздаете, прямо это замечательная история.

А. Ананьев

— И мы продолжаем разговор о святочных традициях в связи с тем, что вот сейчас те самые 12 святых праздничных дней после праздника Рождества Христова до праздника Богоявления, и мы с Аллой Митрофановой уже вычеркнули из списка возможных святочных традиций гадания, на лице Аллы Митрофановой сожаление, а я перехожу к следующему пункту...кулачные бои пока пропустим... Колядования, отец Андрей...

А. Митрофанова

— Семейная история такая.

А. Ананьев

— Возможно, но давайте будем честны с собой: если я займусь колядованиями, соседи вызовут милицию, потому что жителю Пресни, 43-летнему Александру появляться в странном костюме и петь непонятные песни — не иначе как случилось что и надо вызвать специалистов. Тем не менее вот это колядование, как традиция, оно все-таки имеет языческие корни? Потому что я читал тексты этих колядок, отец Андрей, там весьма сомнительные тексты, имеющие очень опосредованное или не имеющее вовсе никакого отношения к христианству.

А. Митрофанова

— Ну не знаю...

А. Ананьев

— Ну, они скорее носят оскорбительный характер.

о. Андрей

— Нет, есть разные тексты, конечно же, и несмотря на языческие корни этой традиции тем не менее все зависит от того, как мы это осуществим, я считаю, что христианская традиция полностью это переработала и если отбросить всякого рода языческие песнопения, имеющие языческий характер, различного рода маскарадные элементы, то мне кажется, это прекрасное средство налаживания коммуникации, и приходской, между верующими людьми, но давайте более дерзко поставим вопрос: и в принципе, между людьми, поэтому, может быть, и стоит сделать так, как вы предлагаете. Я знаю, что на очень многих приходах есть такая традиция, когда просто такая собирается рабочая группа колядующих — это дети, мамы...

А. Ананьев

-... создают специальный чат в мессенджерах общий: «Колядки 2021» ...

о. Андрей

— Да, учится репертуар, есть прекрасные христианские колядки, очень популярные, более или менее такого формального или неформального содержания разных напевов очень интересных и глубоких по содержанию и более таких, легкомысленных: «В ясли положила, сеном притрусила...» всякие есть, в общем, можно найти на любой цвет и вкус. И вот эта группа, она обходит всяких бабушек, больных, кто не мог прийти в храм, поздравляет других прихожан и всегда ответ на это — просто люди плачут, не все знают, как надо реагировать, не все знают, что нужно дарить какие-то подарки в ответ, потому что имейте ввиду, что если вы колядуете — надо подготовить репертуар, чтобы было интересно и весело, но тем, кто предполагает, что к ним придут колядующие — надо заготовить гостинцы и подарки. Мне кажется, мы и так замыкаемся сами в себе, очень изолированы друг от друга, поэтому это очень прекрасное средство налаживания взаимоотношений, коммуникаций. Вообще везде, где мы друг с другом соприкасаемся и соприкасаемся в какой-то радости — это только помогает, это и приходы объединяет христианские, ну и вообще людей может объединить, я за дерзкое колядование.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, но ведь по сути колядование, особенно такое, дерзкое, оно может стать замечательным семейным делом, когда родители, например, продумывают для детей вот этот самый песенный репертуар, вместе учат всей семьей, ну это же круто?

А. Ананьев

— Да, круто, а куда потом с этими песнями идти?

о. Андрей

— Александр, сначала к знакомым или к соседям, с которыми у вас хорошие отношения, то есть сначала идем туда, где априори возможна положительная реакция.

А. Ананьев

— Как тонко и деликатно вы уточнили: возможно не побьют.

А. Митрофанова

— Нет, ну это же замечательно, мы действительно сейчас на порядок меньше друг к другу в гости-то ходим, а Святки, они как раз располагают к тому, чтобы мы налаживали вот эти социальные связи...

А. Ананьев

— ...и ухудшали эпидемиологическую обстановку.

А. Митрофанова

— Колядовать можно и в масках.

о. Андрей

— Нас не привлекут к ответственности за призывание к таким собраниям...

А. Ананьев

— Да, но колядовать надо на расстоянии полутора метров и в маске зайчика. Отец Андрей, а смысл колядок исконно в чем? Почему я спрашиваю: мне просто показалось, что вот когда к тебе приходят такие наряженные люди, они изображают таким образом волхвов или нет?

о. Андрей

— Это христианское осмысление, если, допустим, обратиться к хорошим справочникам, дают разные варианты происхождения слова «коляда», я уж в них сам запутался, на самом деле, вообще все, что касается переодевания это вам любой религиовед скажет — это характерные такие элементы надевания на себя личины, переодевания, неважно, что это, либо это иной человеческий облик, либо это какой-то звериный облик, или каких-то мифических существ, конечно, все это элементы, понятно, языческой традиции, существовавших, возможно, и до христианства, и параллельно с христианством, опять-таки пение песен — это тоже ритуал особый, привлечение к себе внимания божеств, как привлечение к себе удачи и прочие моменты, все, что составляет такое исконное содержание языческих ритуалов, но просто само по себе поздравление других с праздником, в этом ничего языческого нет, вопрос только в наполнении, то есть чем это сопровождается, что мы поем, ради чего мы это делаем, если ради хороших отношений, ради прославления Христа, то это, по-моему, прекрасно. Есть, кстати, много замечательных колядок очень красивых на английском языке, то есть это еще можно с детьми, между прочим, прокачать школьные знания английского языка и немецкого тоже.

А. Ананьев

— Сейчас мы прервемся на ровно на минуту и через минуту мы продолжим, кстати, о немецком языке наш «Семейный час» на радио «Вера» протоиерей Андрей Рахновский, Алла Митрофанова, Александр Ананьев, не переключайтесь.

А. Ананьев

— Я сейчас попытался вспомнить хоть какое-то приветствие святочное, ничего, кроме приснопамятного: «Хоу-хоу-хоу!» в голову не пришло, может быть, отец Андрей подскажет. Здесь Алла Митрофанова, Александр Ананьев, программа «Семейный час» на радио «Вера» и настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский. Отец Андрей, а в Святки, действительно, как люди приветствуют друг друга? Вот после Пасхи мы приветствуем друг друга «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» После Рождества мы говорим: «С Рождеством!» А на Святках как люди приветствуют друг друга?

о. Андрей

— «С Рождеством Христовым!»

А. Ананьев

— Ну тогда с Рождеством Христовым, отец Андрей! И я вспомнил, разговаривая о колядках, удивительный наш с Аллой Сергеевной опыт: давным-давно, когда еще были открыты границы, год назад мы с Алечкой ездили отмечать Рождество и встречать Новый год в маленький, но жутко уютный и любимый нами город Трир в Мозельской долине, замечательный городок, который является родиной царицы Елены...

А. Митрофанова

— Этот город очень тесно связан с именем святой царицы Елены и ее память там чтят глубоко и, собственно, кафедральный собор этого города построен на основании ее дома, который она христианской общине передала...

А. Ананьев

— И там же хранится ее честная глава.

А. Митрофанова

— Совершенно верно. Еще несколько очень значимых христианских реликвий неразделенной Церкви, которые равно почитаются и западными, и восточными христианами, и там просто удивительный православный есть храм и приход, куда, собственно, мы и приезжали и действительно, да, видели, как здорово, когда...

А. Ананьев

— ...это вообще была удивительная история, отец Андрей, я, прости, тебя перебью: мы очень любим заходить в кафедральный собор города Трира, он потрясающий, он огромный, он очень красивый, там хранятся эти христианские реликвии, и тут мы приезжаем к этому храму, а у дверей стоят такие ребята местные, ну просто одетые, во что-то гражданское, улыбаются, поздравляют нас с праздником, говорят: «Только, вы знаете, мы не можем разрешить вам зайти в этот храм, там сейчас уже три тысячи человек» — население города Трир сто тысяч, а в храме уже три тысячи человек. А мы такие: «А что случилось в вашем храме, почему? — А сегодня отмечается праздник Трех Королей — праздник Трех Волхвов», то есть все детишки в возрасте от 3-х лет до 13-ти, они одеваются в эти одежды волхвов, они ходят с этими мешочками...

А. Митрофанова

— С рождественской звездой ходят по городу...

А. Ананьев

— Да, и это показалось нам настолько красивой традицией и раз уж в наших традициях уже современных появились адвент-календари рождественские, появились пришедшие к нам с Запада вертепы вот эти праздничные, может, нам стоит, насколько это возможно и если это в чьих-то силах, попробовать вшить в нашу православную традицию вот этот праздник Трех Волхвов, вот это было бы уже, наверное, гораздо более понятно, чем одеваться в шкуры медведей и ходить, петь, пугать соседей.

А. Митрофанова

— Мне кажется, что колядки, они и так тесно связаны с традицией именно волхвов, которые пришли к Богомладенцу Христу, не знаю, отец Андрей, что скажете?

о. Андрей

— Да, мне кажется, это действительно замечательный способ воцерковления этой традиции, совершенно верно, вы просто попали в точку, потому что если пытаться взвесить все за и против и попытаться найти какую-то адекватную христианскую форму для этой традиции, то образ волхвов здесь подходит как нельзя лучше, это одновременно пересечение с евангельским сюжетом, с Евангелием от Матфея, и это не просто рассказ о трех удивительных людях, у этих людей есть цель, эта цель — найти Христа, то есть, вы понимаете, мы сразу выходим на разные такие удивительные смыслы и поэтому вне всякого сомнения это даже, не будем подходить так формально к этому: «вот давайте учредим праздник Трех Волхвов или, как он на Западе называется — Трех Королей», а вот та форма, само сопоставление себя с этими людьми, мне кажется, это очень удачный миссионерский ход именно в плане воцерковления этой колядочной традиции.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, а вы сказали, действительно, ведь какая цель у волхвов — они ищут Бога, они идут по миру и ищут Христа. Если сейчас, к примеру, пытаться и с детками говорить об этом, ведь что такое, если в образе волхвов ходить по домам, настолько, насколько это позволяет нам сейчас эпидемиологическая обстановка, конечно же, ведь что такое постучаться в дверь к друзьям или к соседям в образе волхвов — это значит, что мы в ближнем ищем Христа, ну то есть ведь если в каждом из нас есть образ и подобие Божие — это же ведь, мне кажется, может быть очень глубокий, хороший разговор вместе с детьми, то есть каждую вот такую историю можно использовать, как углубление знаний своих детей о сути того, что такое христианство, что в каждом человеке есть образ и подобие Божие, и каждый ближний, по сути, может стать для нас Христом, если мы так захотим, ведь кто такие святые — люди, которые, допустим, особенно подвизались в делах милосердия, мне кажется, что они шли именно этим путем, видели Христа в каждом человеке, которого Бог посылает, нет?

о. Андрей

— Алла, как же все связали-то удивительно! У меня даже сейчас уже тема прямо рождается для проповеди, которую я хочу сказать, потому что я даже в таком ракурсе не думал, что волхвы ищут Христа — это понятно, а вот то, что мы, подражая волхвам, ищем Христа в тех людях, которых хотим поздравить — Алла, вас еще не поставили проповедовать в храме?

А. Митрофанова

— Слава Богу, нет, и лучше бы этого никогда не случилось (смеется)

А. Ананьев

— А я так живу, между прочим, хотя на волхва не тяну, я скорее тот несчастный пастух, к которому спустился Ангел, показал пальцем и сказал: «Иди туда», вот просто иди туда и увидь.

А. Митрофанова

— Вы знаете, отец Андрей, но опять же, если мы, следуя этой традиции, пытаемся вглядываться в людей вокруг нас и увидеть в них образ Божий, то прежде всего, наверное, мы Христа должны видеть друг в друге, вот, пожалуйста: муж и жена, по идее, наверное, особенно сейчас, в этот святочный период задуматься и себя проверить, а мы же призваны, по идее, к этому, чтобы друг в друге раскрывать максимально вот эти образ и подобие Божие, мы, правда, очень часто живем совсем не так, чтобы этим заниматься, но тем не менее задача-то, наверное, такая в семейной жизни?

А. Ананьев

— Да и потом, с семейной жизнью не все так просто в святочный период, хотя мы решили об этом особенно не говорить.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, вот если просто осмыслить с этой стороны, что такое семейный союз, семейные отношения, семья, насколько это применимо к семейным отношениям, когда муж и жена друг в друге вот точно также, как волхвы, ищут Бога, пытаются разглядеть вот эти образ и подобие Божие, то есть начинать с самых близких, условно говоря.

о. Андрей

— Знаете, мне кажется, что эту мысль можно использовать следующим образом: ведь когда происходит какой-то негатив, недовольство, ссора, неприятие, иногда происходит так, что нам человека как-то для себя надо определить сначала, как-то его внутри себя так назвать, чтобы это позволило нам потом делать то, что мы делаем, условно говоря, там: она — истеричка, поэтому я то-то, то-то могу, он — лентяй или еще что-то, в общем, когда мы человека для себя как-то определяем, потом это нам дает санкцию действовать определенным образом и поэтому понятно, коль уж мы воспринимаем своих близких, как образ Божий, образ Христа, то есть мы внутри себя, получается, говорим, что вот в нем Христос, тут уже знаете, как-то и уже не всякие слова скажешь в адрес человека, если ты убедил себя, что в нем ты должен найти Христа, понимаете? То есть иными словами, что прежде чем человека ударить по лицу, надо его назвать козлом, потому что человека не ударишь, а козла ударишь, например, я сейчас фигурально выражаюсь, поэтому мне кажется, что это не просто какая-то наша такая благочестивая христианская размышлялка: «вот думай обо всех так хорошо, чтобы в них тоже найти Христа», мне кажется, это очень важное практическое значение имеет.

А. Ананьев

— Кстати, по поводу «ударить по лицу» — есть еще благочестивая традиция в народе кулачных боев на Святки, я читал, что там есть даже специальный какой-то и ритуал, и подготовка, и смысл этих кулачных боев, но, если я правильно понимаю, эта традиция все-таки не имеет отношения к христианству, это скорее народная традиция, уходящая конями в язычество, так это или нет?

о. Андрей

— Вот тут я не могу сказать, потому что здесь я материалом не очень владею. Понятно, что те или иные по каким-то характерным признакам, если тот или иной праздник имеет в себе черты: А — темы плодородия, Б — темы переодевания в разные личины, темы восхваления природы, темы манифестации или восхваления силы, силы духа воина и так далее — вне всякого сомнения вот по таким признакам это, конечно же, имеет языческое происхождение, а даже если не имеет языческое происхождение, а это новый какой-то обычай, язычество — это не обязательно что-то из древности, языческие традиции рождаются каждый день в светской среде, язычество — это просто народная вера, поэтому я даже не вижу здесь смысла как-то углубляться в историю, достаточно по природным признакам понять, что речь идет о традиции языческой, но мы должны, с другой стороны, понимать, что у людей, языческое, оно необязательно антихристианское, есть вещи, я не побоюсь этого сказать, достаточно безобидные, это просто частое явление человеческой культуры, если они как-то осмысляются особым философским образом, например, какие-нибудь родноверы учат нас, что «вот, эти кулачные бои, мы их совершаем в честь тех или иных богов, мы забыли свои истоки, мы должны возвратиться к культу мужской силы и каждый человек — это воин...» — ну всякая эта белиберда, которая часто сопровождает проповедь о тех или иных единоборствах среди тех людей, которые увлекаются родноверием и прочими, прочими вот этими вещами, ну тогда да, но если это просто без такой вот рефлексии глубокой какая-то народная традиция: кулачные бои, праздничные ярмарки, какие-то гуляния, развлечения — ну да, это будет, в этом смысле язычество неистребимо, поскольку неистребима человеческая культура, не всякие явления человеческой культуры, они обязательно имеют в этом смысле такое отрицательное значение, это просто культура в широком смысле этого слова, и все.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, а я вот задумалась сейчас, а какие возможности дает именно христианское измерение для того, чтобы мужчина, отец семейства почувствовал себя действительно главой семьи, тем лидером, за которым семья идет, лидером в самом высоком смысле этого слова? Если, к примеру, кулачные бои, пожалуйста, мы их можем отбросить — демонстрация силы, с позиции силы, что именно в христианстве, как подчеркивается вот эта вот мужская идентичность, которая позволяет мужчине осознать и величие своего положения, свою ответственность за семью, вот что можно найти для себя в церковной традиции, в христианской системе смыслов?

о. Андрей

— Мне кажется, ничто так не воспитывает мужчину, как необходимость принимать решения, брать ответственность на себя, вы это как раз произнесли, это не игра мускулами, это не удар кулаком по столу — кто здесь главный, а это именно вот это и более того, жертвовать своими интересами в интересах других, прежде всего своей семьи, вот у этого действительно есть подлинная христианская основа, Христос служил не себе, а другим, вот настоящий мужчина, муж служит не себе, а другим и тут, когда я сказал про принятие решений, речь идет не о том, что мое слово последнее, да, не в этом смысле даже, а в том, что готовность взять на себя ответственность и, может быть, какой-то основной удар, основную тяжесть тех или иных обстоятельств и здесь кулаки и мускулы абсолютно ни при чем, я думаю, что именно этот момент.

А. Ананьев

— «Семейный час» на радио «Вера», Алла Митрофанова, Александр Ананьев, протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове. И в продолжение разговора о святочных традициях и о том, что значит для мужчины быть мужчиной: в ряде культурных слоев считается, что не мужик ты, если не окунулся три раза в ледяную воду в Крещение, ну, это любой сотрудник МЧС скажет, это такая благочестивая традиция, уходящая корнями не то в язычество, не то в христианство, вот об этом мы сейчас хотим спросить отца Андрея Рахновского, хотя я читал немало о том, что окунание в ледяную воду в Крещение, в общем-то, не имеет отношения непосредственно к православию.

А. Митрофанова

— Ну, наверное, для православного человека логичнее попытаться на Крещение причаститься, это будет высшая форма соединения с Богом.

А. Ананьев

— Да. Однако это первая такая традиция, которая в уме сразу связывается со Святками и с этими праздничными днями.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, как здесь правильно акценты расставить для себя?

о. Андрей

— Если мы посмотрим интернет, на который любите ссылаться, послушаем разные мнения священников, примерно будет такая картина, кто-то говорит: все это традиции духовно бессмысленные, тем более, что люди в этом участвуют абсолютно нецерковные, это некий суррогат церковной жизни, крещенские купания — это то, чем человек пытается заменить себе реальную церковную жизнь, считая себя как бы христианином, кто-то вообще не задумывается, что он делает и так далее, поэтому это явление вредное, бесполезное и более того, в своей основе имеющее какое-то искушение Господа и какую-то такую очень примитивную ложную духовность, что мол, если вода святая, но она холодная, то мне ничего не будет или, например, маленькому ребенку. Есть более благодушные рассуждения, что вот, это хорошо, разве плохо человеку окунуться в святую воду, освятиться, это древний христианский обычай, а даже если не древний, ничего плохого в этом нет, это одна из форм приобщения ко Христу, к празднику в этот день, все хорошо, прекрасно и благочестиво. Но я, конечно, может быть, привел сейчас крайние точки, но вот даже среди священнослужителей можно видеть вот такой разброс в этих мнениях. Если вы хотите услышать мою точку зрения, то, конечно же, вне всякого сомнения никакой устойчивой традиции христианской нет вот этих купаниях крещенских. Да, есть похожая традиция на Балканах и в ряде православных стран, но они имеют несколько иной вид — это когда мужчины ныряют за деревянным крестом, который епископ бросает в воду и нужно этот крест либо поднять со дна, нырнуть, либо просто его первым выловить, такие интересные есть традиции, но здесь уже целый заплыв, а не купание в проруби. Я все-таки считаю, что, конечно, это никакой не грех, но мне очень скорбно от того, когда это пытаются представить общехристианской традицией и когда этим заменяется, по сути дела, подлинная церковная жизнь, как вы, Алла, сказали, никто не бегает и не кричит, что надо вот обязательно причаститься на Крещение, но что нужно покупаться — об этом знают все.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, а как бы можно было переосмыслить эту традицию, которая уже сложилась, чего уж тут, с купанием в крещенскую ночь, переосмыслить ее так, чтобы она была полезна для попыток вот этой духовной жизни нашей, может быть, с молитвой окунаться, с пониманием того, что мир Божий дан нам в помощь, в познание Бога, ну и так далее, как себя настроить, если, допустим, есть желание, тем более, что нет четкого запрета, что «ни в коем случае не окунайтесь на Крещение!» и так далее, вот если есть такое желание, может быть, и всей семье отправиться куда-то ночью в такое купание, чтобы оно было полезным в итоге, о чем поговорить друг с другом, с детьми накануне этого, чтобы углубить собственную веру, а не рассеять ее и тем более не подменить купанием самое главное — причастие, присутствие на литургии.

о. Андрей

— Мне кажется, что я бы вообще ничего с этим не делал, потому что вы понимаете, что у нас иногда все отношение к людям, оно складывается на основе запретов, то есть если депутаты собираются что-то обсудить: «ну сейчас давайте вот запретим людям вот это или запретим еще вот это», и Церковь начинает рассуждать в таких же категориях: «а давайте еще и купаться запретим» и так далее, ничего не надо с этим делать. Мне кажется, что правильное здравое христианское мировоззрение у людей будет зависеть не от того, запретят, разрешат им купаться в праздник Крещения, да, можно, конечно, посоветовать, что: ну хотя бы прочитайте Евангелие о том, как крестился Христос, замечательная традиция — прочти Евангелие, как крестился Христос и, допустим, окунайся с такими же мыслями — можно, вопрос в том, как это сделать массово, весь вопрос, вот мы сейчас можем много советов, можно придумать какую-то интересную молитву и сказать, что: «вы знаете, эту молитву нужно обязательно читать, когда погружаешься в прорубь», то есть можно придумать какие-то моменты, которые бы, по крайней мере, на формальном уровне, они воцерковили, как это ни парадоксально, эту традицию крещенских купаний, но мне кажется, что все-таки проблема не в этом, я думаю, что проблема в церковной проповеди, как таковой, проблема в том, что мы не учим людей и, может быть, сами не всегда показываем пример, что если ты христианин, христианин — это не тот, кто соблюдает святочные традиции, вот у нас сейчас вся передача наша с вами, она была построена на этом, как соблюсти святочные традиции, в то время, как все-таки Евангелие делает ударение совсем на другом: какой ты, как ты поступаешь в отношении других людей, как ты исполняешь заповеди — это самое главное, можно соблюдать все традиции прекрасно, но заповеди, твоя нравственная жизнь, все это будет параллельным процессом, который никак не будет с этим пересекаться.

А. Митрофанова

— Отец Андрей, а вот вы сказали еще в самом начале нашего разговора: святочные дни — это такое особое время, когда христиане призваны как можно чаще бывать в храме и есть возможность причащаться, даже и не соблюдая пост. Если к этой истории обратиться, как это на практике может выглядеть, действительно ли каждый день можно вот так вот собрать семью, если работа позволяет, а у многих где-то выходные у нас попадают, кто-то работает, то есть это не всегда бывает технически возможно, но тем не менее бывают и выходные, там суббота, воскресенье, тоже выпадающие на Святки, собраться всей семьей и пойти в храм?

о. Андрей

— Это делается очень просто, да, собираетесь своей семьей, идете в храм, готовитесь, приходите на литургию, все вместе причащаетесь, накануне причастия вкусный ужин, после причастия вкусный обед в обязательном порядке (смеется), но семейный, не рульку свиную одному, а семьей, с приятной беседой, с совместным чтением молитв к причащению, это прекрасно, по-моему.

А. Ананьев

— Ну и вот получается, что из всех святочных традиций, которые предлагает нам история, ни одна из них, из именно народных традиций, ни одна не реализуется в нашей вот повседневной жизни в больших мегаполисах, я вот сейчас заглянул в наш список, который мы подготовили к нашей программе и последним пунктом в этом списке из народных традиций стоит «изгнание Святок», уж не знаю даже, отец Андрей, слышали ли вы о такой традиции, которая, между прочим, сохранилась в некоторых местах, там изготавливали какой-то стожок, сажали его в телегу, поджигали, и телега уезжала с радостными криками и так провожали уходящий праздник, в Украине это называется «палить дидуха», что значит провожать святочные деньки, в общем, на Пресне тоже вызвали бы милицию, если бы я такое устроил...

А. Митрофанова

— (смеется) И правильно бы сделали.

А. Ананьев

— Понятно, что никакого отношения к христианству это не имеет. Получается, нет у нас святочных традиций, отец Андрей?

о. Андрей

— Нет, они есть, просто из всего перечисленного нами, мне кажется, наибольшую близость к христианскому и евангельскому мировоззрению имеет традиция частого причащения на Святки и рождественских поздравлений, то, что принято называть колядованием, все остальное — в общем-то, я не буду переживать, если эти традиции исчезнут.

А. Ананьев

— Ну и это, получается, прекрасное завершение нашего разговора о святочных традициях, которые, по сути, наверное, можно было бы свести к вашему последнему высказыванию, отец Андрей. Спасибо вам огромное за то, что разобрали с нами весь наш этот смешной, может быть, местами, местами серьезный, а местами, так и вовсе тревожный список народных традиций на Святки. Сегодня мы беседовали с настоятелем храма Ризоположения в Леонове протоиереем Андреем Рахновским, с вами была Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Александр Ананьев.

А. Ананьев

— С Рождеством вас, друзья, пусть эти дни пройдут в радости, в семейном кругу, в любви...

А. Митрофанова

— ...и со Христом.

А. Ананьев

— И со Христом.

о. Андрей

— С Рождеством Христовым!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем