
Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых в России и во всем православном мире святой. Сегодня мощи, святые останки, святителя Николая хранятся в итальянском городе Бари. Но земная жизнь великого святого прошла в совсем ином месте — малоазийском городе Миры Ликийские.
Если вы сегодня посмотрите на карту, города с таким названием вы там не найдете. Все правильно — после турецкого нашествия на Малую Азию многие здешние города поменяли свои названия. Миры Ликийские не стали исключением и теперь именуются Демре.
В Демре сохранилось довольно много археологических объектов, в том числе и храм в честь святителя Николая, в котором он был когда-то погребен и откуда его мощи впоследствии вывезли в Италию.
В 2000 году святитель Николай символическим образом вернулся на свою родину. Произошло это так. Город Москва сделал подарок администрации Демре в виде статуи святителя Николая, которая была установлена на центральной площади турецкого поселения. Николая Чудотворца российский скульптор изобразил в традиционном для русского иконного искусства образе — в виде епископа в церковных одеждах, благословляющего людей.
Памятник был установлен на центральной площади Демре, но простоял там недолго. Через полгода его демонтировали, и на постаменте оказался ... пластиковый Санта-Клаус. Мэр курортного городка, объясняя такое решение, прямо заявил: «новая статуя — лучший способ рекламы святого Николая, которого весь мир отождествляет с Дедом Морозом, одетым в красную шубу и с мешком подарков». Старый памятник Николаю Чудотворцу после демонтажа сначала был перенесен в одно из помещений церкви святого Николая, а затем установлен перед самым входом в неё.
Санта-Клаус простоял на центральной площади Демре почти восемь лет. Когда все наконец-то поняли, что данная фигура скорее портит вид центральной площади, Санта-Клауса убрали, но российский памятник возвращен не был. Вместо Санта-Клауса появился новый памятник Николаю Чудотворцу, который своим видом больше напоминает не христианского епископа, а какого-нибудь местного обывателя — в коротких шароварах и с турецкой шапочкой на голове.
В городе Демре имеется еще один памятник святителю Николаю, установленный несколько десятилетий назад западной религиозной организацией. Он начисто лишен христианской символики. Святой Николай представлен здесь как старик-пастух с капюшоном на голове в окружении детей.
Таким образом, сегодня в Демре имеется целых три памятника святителю Николаю Чудотворцу и можно с уверенностью говорить — не без трудностей, не без искушений, но святой Николай вернулся символическим образом на свою родину.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Помощь бездомным наркозависимым». Иеромонах Силуан (Цапин)
Гостем программы «Делатели» был руководитель центра социальной помощи «Благовещение» в селе Русские Казыли в республике Татарстан иеромонах Силуан (Цапин).
Наш гость рассказал, как он, переживая сложный кризис в жизни, оказался в далеком селе в Татарстане и начал помогать восстанавливать там сельский храм, в котором позже — после многочисленных чудес в жизни и испытаний — стал сам служить, став монахом и священником. Отец Силуан поделился, с чего началось его социальное служение — помощь бездомным наркозависимым, с какими сложностями при этом приходилось сталкиваться, и почему, как он считает, в реабилитации существенное место занимает приход желающих исцелиться людей к Богу и участие в богослужебной жизни.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.