
ИГУМЕН ВАСИЛИЙ:
Экий ты, Иван, человек поперечный! Зачем, скажи на милость, опять дерзостей отцу дьякону наговорил?
Настоятель Киево-Печерской лавры наставлял своего келейника, послушника Иоанна. Тот стоял перед игуменом Василием, понурившись. Однако, в опущенных долу глазах юноши поминутно вспыхивало горячее желание отстоять свою правоту.
ПОСЛУШНИК ИВАН:
Прости меня, отче! Бес попутал! Да только ведь он, дьякон-то, и сам хорош! Ты послушай, что он мне сказал!
ИГУМЕН ВАСИЛИЙ:
Остынь, остынь, чадо! Ты в монастырь пришел смирение стяжать, или гордыней своей хвалиться? Ну-ка, возьми бумагу со стола, да прочти вслух!
ПОСЛУШНИК ИВАН:
«Имей свою волю только до поступления в монастырь, по принятии иноческого образа всего себя отдай в послушание, не таи в своем сердце даже малого своеволия, дабы не умереть душою. Ты, как свеча, волен в себе до церковных дверей, а потом не смотри, как и что из тебя сделают. Ты, как одежда, знай себя до тех пор, пока не возьмут тебя в руки; а потом не размышляй, если разорвут тебя и на тряпки. Вступив в монастырь, имей любовь ко Господу, послушание к игумену и незлобие к братии»… А чьи это мудрые слова, отче?
ИГУМЕН ВАСИЛИЙ:
Это письмо прислал мне епископ Кирилл Туровский в 1171 году, еще до моего пострига. Я в ту пору был мирским священником, но, схоронив жену, задумывался о монашестве. А нравом-то был горяч! Очень мне тогда помогли наставления владыки о том, каким следует быть иноку.
ПОСЛУШНИК ИВАН:
А где он сейчас, епископ этот? Вот бы с ним побеседовать!
ИГУМЕН ВАСИЛИЙ:
Владыка Кирилл уже несколько лет, как преставился ко Господу. Но я вот что решил. Все, что помню о нем, в назидание тебе и другим, о спасении души радеющим, в отдельную грамоту занесу. А ты, Иван, поможешь мне. Бери перо, записывай. Родился будущий епископ Кирилл в 1130 году в Туровском княжестве…
Родился будущий епископ Кирилл в 1130 году в Туровском княжестве, привольно раскинувшем свои земли в Полесье, по берегам Припяти — сейчас это территория Белоруссии. Родители его были людьми состоятельными и образованными, и сыну своему наняли учителей не только русских, но и греческих. С юных лет Кирилл полюбил византийскую культуру и читал книги христианских подвижников в подлиннике. Богатство юношу не радовало, и когда мать с отцом умерли, он принял иноческий постриг в одном из монастырей города Турова.
Желая послужить Богу сугубым подвигом, молодой монах затворился в каменной башне, называемой столпом, на несколько лет. В своём добровольном заточении Кирилл написал несколько богословских трудов, благодарно воспринятых многими его современниками. Слава о подвижнике-столпнике, обладающем искусством слова, распространилась по княжеству, и в 1157 жители Турова попросили затворника выйти к людям и возглавить церковь города. Кирилл становится епископом, но ненадолго. Тяготясь земной славой и властью, он вскоре ушел на покой, чтобы посвятить себя писанию духовных сочинений. Из-под пера святителя вышли поучения на праздники годового богослужебного круга, притчи, каноны, десятки исповедальных молитв, в которых с наибольшей глубиной проявились переживания души, ищущей Бога. Послания епископа Кирилла с благодарностью принимали не только простые иноки и игумены монастырей, но и князья Туровские, Киевские, Новгородские, Владимирские.
ПОСЛУШНИК ИВАН:
Отче, а вот, небось, святителю непросто было со своими страстями бороться? Я, человек маленький, и то, бывает, возгоржусь, когда дело какое мне особенно хорошо удастся. А тут такой дар слова — вся Церковь Божия к нему прислушивалась!
ИГУМЕН ВАСИЛИЙ:
Эх, Иван, Иван! От самости твоей все твои беды и происходят! А святитель себя молитвой да постом иссушил, он любовью к Богу горел, и в этом пламени его душа от страстей, как серебро очистилась. Он как писал? «Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не слушая меня. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову… Я раздаю слова Божии, и они лучше золота и дорогих каменьев, слаще, чем мед. Я не жнец, а только собираю колосья». Такое смирение как броня от гордости защищает. И вот увидишь, прославит владыку Господь. Десять веков пройдет, но и в двадцать первом столетии христиане святителя Кирилла Туровского с молитвенной благодарностью поминать будут!
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема