
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
На страницах исторических романов нередко можно встретить героев исключительной силы духа.
Сегодня мы говорим о святителе Филиппе Московском и историческом романе Александра Константиновича Шеллера-Михайлова «Дворец и монастырь».
Место действия — Москва и Соловецкий монастырь.
Время действия — XVI век по Рождестве Христовом.
Имя русского писателя-беллетриста Александра Константиновича Шеллера-Михайлова в наши дни мало кому известно. А вот во второй половине XIX века в России его романами зачитывались.
Александр Шеллер-Михайлов — автор более сотни романов, повестей и рассказов. В основном он писал о современной ему действительности, но есть и произведения на исторические темы.
В книге Шеллера-Михайлова «Дворец и монастырь» речь идет о России XVI века. Одним из главных героев романа является святитель Филипп Московский, в миру — Федор Колычёв, благочестивый сын московского боярина Степана Ивановича Колычёва.
Не случайно великий князь Василий III назначил юношу воспитателем своего наследника — сына Ивана, в будущем — царя Ивана Грозного.
Много душевных мук пережил Фёдор, оказавшись во дворце среди молодых развращённых бояр и других царских слуг. Сплетни, зависть, соперничество...
Однажды в храме во время службы Фёдор услышал евангельские слова о том, что никто не может работать двум господам — Богу и мамоне, и они были словно обращены лично к нему...
Священник еще продолжал читать, но Колычёв уже ничего не слышал. Его душу охватила внезапная радость, выражение лица просветлело, сомнения разлетелись разом, точно он услышал голос самого Бога, указывавшего ему путь. Да, двум господам не служить. Это говорит сам Бог. Надо бросить двор, оставить блестящую службу, отказаться от видного положения в обществе и уйти на подвиг — работать в тишине, в глуши, в поту лица, добывая каждый кусок хлеба трудами рук своих.
Фёдор Колычёв тайно покинул Москву и ушёл в далекий монастырь на Соловецком острове, где принял монашество с именем Филипп. Через некоторое время он стал в Соловецком монастыре игуменом.
Как-то соловецкому игумену Филиппу пришлось по делам поехать в Москву — просить денег на постройку каменного монастырского храма Успения Пресвятой Богородицы. Молодой царь Иван Васильевич узнал и сразу вспомнил своего бывшего воспитателя.
Через некоторое время царь Иоанн Васильевич сам вызвал соловецкого игумена в Москву и объявил, что решил сделать его митрополитом в Москве.
Не сразу согласился Филипп принять митрополию. Ведь и до Соловецкого острова дошли рассказы о зверствах на Руси царских опричников и бесчинствах самого царя Ивана.
— Ну, что же, отче, вступаешь на митрополию? — отрывисто спросил государь, исподлобья глядя на него сердитыми глазами.
— Я повинуюсь воле твоей, — ответил спокойно Филипп. — Но оставь опричнину, иначе мне быть в митрополитах нельзя. Не богоугодное твоё дело. Сам Господь сказал: наше царство разделится — запустеет. Да не будет опричнины, да будет единое царство. На такое же не богоугодное дело нет и не будет тебе благословения нашего!
Став митрополитом Московским, Филипп и со святительской кафедры продолжал обличать опричнину и жестокость царя Иоанна, прозванного в народе Грозным.
Обезумевший от гнева царь приказал схватить непокорного ему митрополита и заточить в темнице. Опричники набросились на святителя Филиппа и стали срывать с него святительские одежды прямо во время службы в Успенском соборе Кремля. Но митрополит Филипп и тогда не дрогнул...
Филипп стоял неподвижно, спокойно, его лицо было светло, взоры обращались то на иконы, то на народ. Он был счастлив сознанием, что принимает за правое дело мученический венец. Кое-где уже слышались вопли и рыдания. Они достигли слуха митрополита. Он как бы очнулся от светлого сна.
— Дети, — заговорил он, обращаясь к пастве, — прискорбно душе моей разлучение с вами. Но успокойтесь. Я радуюсь, что терплю всё это за церковь Божию...
Попавший в опалу митрополит Филипп был лишен сана и отправлен в ссылку в Отроч Успенский монастырь в Твери, где был убит царским опричником Малютой Скуратовым. Но в нравственном противоборстве Ивана Грозного и митрополита Филиппа победа — на стороне святителя, принявшего за правду мученическую смерть.
Это показано в историческом романе Шеллера-Михайлова «Дворец и монастырь».
Все выпуски программы Прообразы
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер