В 313 году Константин Великий провозгласил в Римской империи свободу вероисповедания. Это означало, что христиан больше не будут принуждать к поклонению языческим богам и преследовать за веру. Малая Армения в то время все еще оставалась под властью идолопоклонника Лициния. И здесь гонения на верующих во Христа приобрели особую жестокость.
В столице Малой Армении, городе Севастии, в то время правил наместник Лициния по имени Агриколай. Он охотно включился в преследование христиан, изобретая всё новые изощренные пытки. Агриколай отправил звероловов в леса, окружающие Севастию, чтобы те отловили как можно больше диких зверей для травли мучеников. В поисках дичи группа охотников поднималась на гору Аргеос, поросшую густыми дебрями. Уже смеркалось, ловцы устали и приуныли.
— А звери-то, оказывается, не так глупы! Прежде, бывало, поставишь силок затемно — и солнце взойти не успеет, а уж волк в ловушке скалит зубы. Да и медведя в яму заманить мне ничего не стоило. А нынче? Второй день бредем впустую. Не иначе, они друг другу передают об Агриколаевых затеях — ишь, попрятались!
— Вот ведь как обернулось — не только на христиан, но и на лесных обитателей император воздвиг гонения! Они и плодиться-то не успевают, так мы их гребём нещадно. Всех повыведем, без работы останемся!
— Верно говоришь! ...Постой-ка! Что за огонёк мелькнул за деревьями?
— Эге! Пещерка, а в ней светильник мерцает. Не иначе, отшельник скрывается от преследований. Братец ты мой, а вокруг-то, вокруг — вот диво! — зверья видимо-невидимо! Медведица с медвежонком, стая волков. Птиц столько, что веткам тяжело их держать!
— Вот бы нам с тобой хоть одну зверюгу изловить! Раз они такие мирные, глупо не воспользоваться. Доставай сеть!
Но когда звероловы приблизились к пещере, разношёрстная стая с угрожающим рыком обратилась в их сторону, и трудно было представить, что минуту назад эти звери выглядели ручными. Не разбирая дороги, ловцы бросились наутёк, успев, однако, услышать, как вышедший из пещеры человек промолвил добродушно: «Что здесь за переполох?».
Это был Севастийский епископ Власий. Он поселился в пещере на горе Аргеос, когда Лициний воздвиг гонения. Иногда святителя навещали духовные чада, скрывавшиеся от властей в окрестных ущельях. Но самыми удивительными гостями епископа были дикие звери. Первым у его пещеры появился матёрый волк — он тяжело волочил раненую лапу. Обескровленный зверь лег у ног Власия и заскулил, словно жаловался на людей, причинявших лесным жителям столько страданий. Святитель перевязал гостю рану и разделил с ним свой скудный ужин — лепешку из толчёной травы. Тот съел и лизнул человеку руку. Когда же епископ совершал, по своему обыкновению, ночное молитвенное поминовение живых и усопших, он попросил у Бога и о волке: «Господи, Создатель наш, милующий всякую тварь! Исцели дикого зверя, от человеческой жестокости пострадавшего!». Наутро волк стоял у пещеры, весело виляя хвостом, как домашняя собака. Лапа его была здорова.
После этого случая мохнатые, хвостатые, пернатые обитатели горы Аргеос все чаще стали приходить к епископу. Они искали исцеления или ждали угощения, но чаще всего просто стремились побыть рядом с молитвенником. Святитель пребывал в Духе Святом, и звери радостно подчинялись ему, чувствуя присутствие Бога. У его пещеры среди животных воцарялся мир, какой был в Эдемском саду до грехопадения Адама.
Звероловы, вернувшись в Севастию, донесли Агриколаю, что видели отшельника. Наместник приказал доставить Власия во дворец. Сначала льстивыми речами, а затем угрозами он склонял святителя принести жертву языческим богам. Епископ остался непреклонен, исповедуя Богом и Спасителем Иисуса Христа. В ярости правитель приказал казнить святого. Тело священномученика Власия было обезглавлено, а душа его устремилась в Небесное Царство. Туда, где, по слову пророка Исайи, волк возлежит рядом с ягненком, корова пасётся вместе с медведицей, ребенок играет со змеёй, и никто никому не причиняет вреда, потому что все исполнены радости о Боге.
Протоиерей Георгий Бреев и матушка Наталия
«Семейная жизнь ‒ это школа любви и духовного возрастания», — говорил протоиерей Георгий Бреев — известный московский священнослужитель и духовник Московской городской епархии. Сам батюшка прожил в браке со своей женой, матушкой Наталией, счастливые 45 лет.
Свою первую встречу супруги называли промыслительной. Произошла она в 1948-м году. Старший брат Вячеслав вывел годовалую Наташу Голикову погулять во двор. Вдруг к ним подошёл незнакомый мальчик. Внимательно посмотрел на малышку и, словно в шутку, сказал: «Ой, какая маленькая, худенькая! Но ты не бойся — я вырасту и на тебе женюсь». Этим мальчиком оказался будущий протоиерей Георгий! Юре — так звали его в детские годы — было тогда 11 лет. Впоследствии батюшка часто с улыбкой рассказывал: «Взглянул я на этот комочек, и у меня в сердце сама собою возникла мысль: вот мне Бог и невесту уготовил!» Этот необыкновенный случай постепенно забылся. И только после свадьбы отец Георгий припомнил удивительный эпизод из детства и рассказал о нём супруге.
Юра Бреев крепко подружился со старшим братом Наташи, Вячеславом. Оказалось, что их семьи живут в соседних переулках. Юра любил бывать у Голиковых. Матушка Наталия вспоминает, как по вечерам мальчишки увлечённо играли у них дома в шахматы. Но главной причиной, по которой будущий священник тянулся к их семье, была вера в Бога. С самого детства мальчик чувствовал в своём сердце желание быть со Христом и Церковью. Однако отец — коммунист и член партии, воспринял воцерковление сына как трагедию. А Наташина мать, брат и она сама были верующими людьми. В доме Голиковых Юра находил то, чего порой ему так не хватало в собственном — понимание и единомыслие.
В течение долго времени Юра и Наташа постоянно были друг у друга на виду. Но, казалось, в жизни их ждут разные пути. Девушка выучилась на швею, устроилась на работу в модное ателье на Кутузовском проспекте. А Юра осуществил свою давнюю мечту — поступил в семинарию, а потом — в Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре. Из Загорска — так в те годы назывался Сергиев Посад — Юра Бреев часто писал Голиковым. И вот однажды Наташина мама получила от него короткую, но настойчивую просьбу: «Прошу Вас приехать в Лавру на Покров». Голиковы решили, что Юра собирается принять монашеский постриг.
Но они ошиблись. Мать уехала, и скоро вернулась... вместе с Юрой. «Георгий сватается к тебе», — сказала она Наталии. Матушка вспоминает, что в тот момент почувствовала себя Наташей Ростовой, к которой сватается князь Андрей Болконский. «Это было так неожиданно, — рассказывает она. — Ведь у нас была разница в 10 лет. Для меня он был взрослым человеком, другом семьи». Георгий это понимал, не торопил с ответом. Наташа и сама очень скоро поняла, что любит его.
Они обвенчались в мае 1967 года. А вскоре Юра принял священный сан. Теперь его называли отцом Георгием, а Наташу — матушкой. Наталия со всей серьёзностью отнеслась к своему новому положению. Матушка — первая поддержка для священника, решила она. И во всём старалась быть опорой мужу. У супругов родились двое детей — дочь Мария и сын Николай. Дети вспоминают, что отношения их родителей были открытыми, искренними, простыми и доверительными, полными веры и любви друг к другу и Богу. Матушка Наталия взяла на себя семейные хлопоты, полностью посвятила себя заботе о муже и детях. И не только о них: по праздникам в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, где служил отец Георгий, накрывали столы с угощением и собирали гостей. Дух радости и умиротворения, исходящий от батюшки и его супруги, передавался всем, кому довелось с ними общаться. А отец Георгий и матушка Наталия Бреевы, глядя друг на друга, говорили: «Какое счастье, что Господь дал нам эту жизнь!»
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Окна на ЗАГС»
Окна моей квартиры выходят на городской ЗАГС. Очень часто, особенно по субботам, я слышу задорные крики «Горько!», сигналы автомобилей и вижу, как участники торжества открывают шампанское. Но сегодня, в утро пятницы, здесь тихо, хотя на парковке стоят несколько автомобилей, украшенных ленточками.
Всё ясно, расписываются. Так оно и есть. Из здания ЗАГСа сначала высыпает толпа весёлых родственников и друзей, а следом выходят счастливые жених с невестой. «Интересно, а где же традиционные крики "Горько" и выстрелы шампанского?», — думаю я. И тут замечаю, как один солидный мужчина, наверное, отец кого-то из молодожёнов, достаточно громко говорит: «Друзья, давайте по машинам, батюшка в церкви уже ждёт нас!»
Так вот оно что, впереди венчание! А после него всё будет, и возгласы «Горько», и поцелуи жениха с невестой, и звон бокалов. Мне становится радостно от того, что в нашем городе образовалась ещё одна семья. И я мысленно желаю молодожёнам счастья, любви и помощи Божией в их совместной жизни.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 апреля. О жизни в нашей стране
21 апреля, в день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новопостроенный храм Чуда Архангела Михаила в Хонех в районе Братеево города Москвы.
На проповеди по окончании Литургии Святейший патриарх говорил о жизни в нашей стране: