В 20-х годах XX века на Анзерском острове в Белом море было организовано шестое особое отделение Соловецкого лагеря. Старинный Голгофо-Распятский скит на Анзере превратили в тюрьму, где многие верующие приняли крестные муки во имя Христа.
Сегодня мы говорим о священномученике Петре Звереве и книге Михаила Захаровича Никонова-Смородина «Красная каторга».
Место действия — Анзерский остров в Белом море, Соловецкий лагерь особого назначения.
Время действия — конец 20-х годов XX века.
После революции 1917 года Пётр Зверев, архиепископ Воронежский и Задонский, стал непримиримым противником обновленческой церкви, которая поддерживала новый политический режим. За это владыка Пётр неоднократно подвергался преследованиям со стороны советской власти.
В 1927 году митрополит Пётр был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорён к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в Соловецком лагере особого назначения.
Митрополит Пётр Зверев и в неволе строго соблюдал молитвенное правило, и, пока была такая возможность, совершал богослужения в единственной уцелевшей на Соловецком острове церкви Онуфрия Великого.
В книге воспоминаний соловецкого узника Никонова-Смородина под названием «Красная каторга» есть описание праздничного пасхального богослужения в лагерной церкви.
Служил митрополит Пётр в сослужении двенадцати других иерархов. Запас риз в ризнице церкви был небольшой, и пришлось монахам несколько риз сшить из мешков. Незабываемая была служба. Крестный ход вокруг церкви без колокольного звона и соловецкое особое пение на древний образец, вызывали у всех слёзы.
Узники Соловецкого лагеря были свидетелями того, как постоянно ужесточались условия содержания ссыльного духовенства. Лагерное начальство закрыло храм Онуфрия Великого, запретило богослужения и отобрало у священнослужителей антиминс —освящённый плат, на котором службы можно проводить вне церковных стен.
Митрополит Пётр Зверев не пережил Соловецкой каторги. В январе 1929 года он заболел тифом и был помещён в тифозный барак в Гологофо-Распятском скиту на острове Анзер. Там же, проболев две недели, владыка скончался. Вопреки запретам начальства, митрополита Петра облачили в монашеские одежды, вложили в его руки крест, чётки и совершили над ним отпевание.
Все заключённые Соловецкого лагеря знали, что на острове Анзер скончался праведник. Это общее чувство выразил на страницах книги «Красная каторга» соловецкий узник Михаил Захарович Никонов-Смородин, отбывавший в лагере наказание за своё белогвардейское прошлое.
Решимость митрополита Петра не вступать ни в какие компромиссы с властью тёмных сил была общеизвестна в кругах концлагернаго духовенства. И вот, истощив все средства использовать первоиерарха в своих замыслах против Церкви, тёмные силы его убили. Вечная память стойкому борцу и мученику.
В двухтысячном году митрополит Пётр Зверев был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Вечная память верному сыну Церкви.
Все выпуски программы Прообразы
Уральская икона Божией Матери
Иконография Божией Матери исчисляется сотнями видов различных Её изображений. Первые образы были написаны ещё при земной жизни Царицы Небесной. А есть иконы, которые появились совсем недавно. Одна из них — Уральская.
Её история началась в 2003 году. Жительница города Екатеринбурга по имени Екатерина на третий день после Рождества Христова увидела необыкновенный сон. В заснеженном лесу под елью стояла икона Богородицы, окружённая ослепительным сиянием. Снежинки вокруг неё сверкали подобно бриллиантам. Пречистая Дева обратилась к Екатерине с иконы: «Я охраняю Уральскую землю от бед и зол. Пусть люди напишут Мой образ, каким его видела ты, и молятся перед ним».
Женщина рассказала о видении настоятелю Никольского городского храма, а тот — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению. И вскоре по благословению владыки была написана икона, получившая название Уральская. За основу изображения взят Казанский образ Божией Матери. Новая икона также написана по типу Одигттрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница.
Но есть у Уральского образа и существенные отличия. Плат, покрывающий голову и плечи Богородицы, не пурпурный, как на Казанской иконе, а белый. Слева внизу на изображении показан сверкающий сугроб. Правый верхний угол украшен припорошённой снегом еловой веткой.
В 2003 году Уральская икона Божией Матери была прославлена как местночтимая. Празднование в её честь установлено на третий день Святок, девятое января. Первообраз находится под сводами Никольского храма Екатеринбурга. А многочисленные списки распространились по церквям хранимой Богородицей Уральской земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Эгоистка. Наталья Разувакина
Сделаешь кому-то доброе дело — и тебе самой хорошо. Очень хорошо. Я это с детства усвоила и потому в молодости отчаянно хамила людям. Отчаянно-нечаянно, как потом уже разобралась.
Где тут связь? Сейчас объясню.
Вот в детстве как было? Вступилась за девочку, которую почему-то постоянно обижал весь класс — и радостно мне. Или уже позже, когда я, совсем юная мама, жила с дочкой в общежитии очень бедно, в день зарплаты покупала сладости в расчёте на всех соседских детей. Они у нас в комнате толкутся, играют... Всех и накормлю! Да и просто кашей накормлю, чем есть, в другой день. Но всех! И мне хорошо. Или собака среди ночи завизжала под окном — вскакиваю с постели, бегу и беру ее, сбитую машиной, к себе, и выхаживаю. Я расценивала все эти поступки как своеобразный эгоизм. Потому что мне же самой хорошо, когда делаю хорошее другому живому существу!
Но дело в том, что с той же лёгкостью я рассчитывала на добрые поступки по отношению ко мне. Уверена была, что все люди — такие же эгоисты. И могла незнакомому соседу, который направился к контейнерам с мусорным мешком, всунуть в руку и свой мешок: «Как удачно я вас встретила, а то мне некогда!» Опешивший сосед послушно нес мой мусор, а я уже бежала по своим делам. Или вот машину могла остановить: «Скажите, вы куда? О, нам по пути, высадите меня там-то, пожалуйста!» И потом спокойно выходила в нужном месте, вежливо попрощавшись и не заплатив. Мне даже в голову не приходило, что водитель мог удивиться или расстроиться. Наоборот: я же дала ему возможность сделать доброе дело, ему же сейчас хорошо!
Оглядываясь на себя ту, двадцати- и двадцатипятилетнюю, я просто холодею от стыда: ну как же я могла? Мои поступки, подобные вышеописанным, а их было немало, можно сравнить с поведением нищего у входа в храм, если бы он вдруг начал вырывать милостыню из рук входящих. Человек волен дать или не дать, помочь или нет, оказать услугу или воздержаться, но не заставлять же его силой творить добрые дела, да ещё по отношению лично ко мне?
Моя радость от добрых дел именно потому и была, что дела творились по моей свободной воле. Я хотела, чувствовала произволение и выполняла: помогала, кормила, спасала, делилась... И на душе наступал праздник. Но если бы те же соседские дети, которых я угощала, чем Бог пошлёт, без спросу вошли в мою кухню и начали распахивать дверцы шкафчиков в поисках, чем бы поживиться, я бы сочла это хамством. Так почему же позволяла себе такое поведение?
Положа руку на сердце, не любовалась ли я собою, высокомерно используя людей? Дескать, вот я какая: легко даю — легко беру, а если вы этому не рады, то это ваши проблемы!
Был в этом налёг эгоизма, который я тогда не осознавала. И некоей дерзости налёт: поступала, как мне надо, а остальное — мелочи. И остальные.
Но у Господа нет остальных. Это я уже позже поняла, придя в Церковь. Каждый человек ценен, и обычные социальные нормы, предполагающие как минимум уважительное отношение друг к другу, обязательны.
Что же касается добрых дел, Христа ради творимых и в Духе Его, к эгоизму они отношения не имеют. Потому что делаются не ради себя, а ради того другого, кому помогаешь, и именно он, другой, в фокусе твоего внимания, а не ты, желающий награды.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.