
Апостол Корнилий
Верующие люди знают, что ни одна встреча в жизни не бывает случайной, но по воле Бога. И яркий тому пример есть в Библии, в Деяниях Святых апостолов — это история знакомства апостола Петра и Корнилия Сотника.
Сегодня мы говорим о священномученике Корнилии сотнике и стихотворении Ольги Чюминой «Крещение Корнилия апостолом Петром».
Место действия —Кесария Палестинская (ныне город Кесария в Израиле).
Время действия — 1-й век по Рождестве Христовом.
Корнилий сотник, то есть командующий сотней солдат Италийского полка, переселился с семьей из Италии в Палестину и жил в городе Кесария Палестинская. Это был добрый, благочестивый человек, с которым вскоре после Вознесения Иисуса Христа произошёл удивительный случай.
Однажды Корнилию явился Ангел, возвестив, что его молитвы услышаны и Господь дарует благодать ему и всей его семье через Своего ученика. Небесный посланник велел Корнилию разыскать и привести в свой дом апостола Петра, который в то время находился в Иоппии (ныне город Яффа в Израиле).
Вот как говорится об этом в стихотворении Ольги Чюминой «Крещение Корнилия апостолом Петром».
Корнилию-сотнику было виденье,
К Петру он отправил гонцов.
И Божий Апостол с друзьями своими
Немедля явился на зов.
Корнилий просил, чтобы в вере наставил
Апостол его самого,
И всех домочадцев, и Божий посланник
Исполнил желанье его.
Но прежде, чем это произошло, апостол Пётр, гостивший в Иоппии у Симона кожевника, тоже пережил нечто необычное. Во время молитвы ему было видение: отверзлось небо и к ногам апостола опустилось полотно, наподобие скатерти. На импровизированном столе находились животные и птицы, которые у евреев считались «нечистыми» и не употреблялись в пищу. И тут Пётр услышал глас с неба, повелевающий приготовить себе из этого мяса еду. Апостол стал отказываться, но скатерть опустилась перед ним трижды, и голос с неба возвестил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».
Как раз в тот момент, когда апостол Пётр размышлял, что означает это видение, к нему явились посыльные от Корнилия сотника. Прежде ученики Христа проповедовали Евангелие и крестили только евреев. И тогда апостол Пётр понял: его видение было указанием свыше нести христианское учение всем, кто жаждет его принять, независимо от национальности.
Апостол Петр пришёл в дом Корнилия сотника, сказав важнейшие слова для всей дальнейшей христианской миссии: «Мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым».
В речах вдохновенных поведал он людям
О Царстве великом Христа,
Отверзшего смертным, заблудшим и слабым
Спасенья святые врата.
И люди внимали, и в сердце глубоко
Проник им священный глагол.
На всех, кто уверовал,
С Божьим Крещеньем
Свят Дух снизошёл.
Имя автора этих строк — русской поэтессы и переводчицы Ольги Николаевны Чюминой — сегодня известно разве что историкам литературы 19 — начала 20 века. А ведь когда-то её стихами восхищались Плещеев, Полонский, Гаршин, произведения Чюминой публиковались в лучших дореволюционных журналах России.
Особенно удавались Ольге Чюминой стихотворения на библейские сюжеты, и одно из них — о Корнилии сотнике, язычнике, который первый со всей своей семьёй принял Святое крещение.
Впоследствии Корнилий стал епископом, вместе с апостолами Петром и Тимофеем обошёл с христианской проповедью многие земли и принял мученическую смерть за Христа.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема