
Апостол Корнилий
Верующие люди знают, что ни одна встреча в жизни не бывает случайной, но по воле Бога. И яркий тому пример есть в Библии, в Деяниях Святых апостолов — это история знакомства апостола Петра и Корнилия Сотника.
Сегодня мы говорим о священномученике Корнилии сотнике и стихотворении Ольги Чюминой «Крещение Корнилия апостолом Петром».
Место действия —Кесария Палестинская (ныне город Кесария в Израиле).
Время действия — 1-й век по Рождестве Христовом.
Корнилий сотник, то есть командующий сотней солдат Италийского полка, переселился с семьей из Италии в Палестину и жил в городе Кесария Палестинская. Это был добрый, благочестивый человек, с которым вскоре после Вознесения Иисуса Христа произошёл удивительный случай.
Однажды Корнилию явился Ангел, возвестив, что его молитвы услышаны и Господь дарует благодать ему и всей его семье через Своего ученика. Небесный посланник велел Корнилию разыскать и привести в свой дом апостола Петра, который в то время находился в Иоппии (ныне город Яффа в Израиле).
Вот как говорится об этом в стихотворении Ольги Чюминой «Крещение Корнилия апостолом Петром».
Корнилию-сотнику было виденье,
К Петру он отправил гонцов.
И Божий Апостол с друзьями своими
Немедля явился на зов.
Корнилий просил, чтобы в вере наставил
Апостол его самого,
И всех домочадцев, и Божий посланник
Исполнил желанье его.
Но прежде, чем это произошло, апостол Пётр, гостивший в Иоппии у Симона кожевника, тоже пережил нечто необычное. Во время молитвы ему было видение: отверзлось небо и к ногам апостола опустилось полотно, наподобие скатерти. На импровизированном столе находились животные и птицы, которые у евреев считались «нечистыми» и не употреблялись в пищу. И тут Пётр услышал глас с неба, повелевающий приготовить себе из этого мяса еду. Апостол стал отказываться, но скатерть опустилась перед ним трижды, и голос с неба возвестил: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».
Как раз в тот момент, когда апостол Пётр размышлял, что означает это видение, к нему явились посыльные от Корнилия сотника. Прежде ученики Христа проповедовали Евангелие и крестили только евреев. И тогда апостол Пётр понял: его видение было указанием свыше нести христианское учение всем, кто жаждет его принять, независимо от национальности.
Апостол Петр пришёл в дом Корнилия сотника, сказав важнейшие слова для всей дальнейшей христианской миссии: «Мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым».
В речах вдохновенных поведал он людям
О Царстве великом Христа,
Отверзшего смертным, заблудшим и слабым
Спасенья святые врата.
И люди внимали, и в сердце глубоко
Проник им священный глагол.
На всех, кто уверовал,
С Божьим Крещеньем
Свят Дух снизошёл.
Имя автора этих строк — русской поэтессы и переводчицы Ольги Николаевны Чюминой — сегодня известно разве что историкам литературы 19 — начала 20 века. А ведь когда-то её стихами восхищались Плещеев, Полонский, Гаршин, произведения Чюминой публиковались в лучших дореволюционных журналах России.
Особенно удавались Ольге Чюминой стихотворения на библейские сюжеты, и одно из них — о Корнилии сотнике, язычнике, который первый со всей своей семьёй принял Святое крещение.
Впоследствии Корнилий стал епископом, вместе с апостолами Петром и Тимофеем обошёл с христианской проповедью многие земли и принял мученическую смерть за Христа.
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема