
Летом 1812 года войска наполеоновской Франции вторглись в пределы Российской империи. Началась Отечественная война. Первый её месяц стал для русских воинов тяжёлым испытанием: армия отступала. Среди солдат царило напряжённое ожидание. Порой они возмущались — в точности, как в знаменитой поэме Лермонтова «Бородино»: «Не смеют, что ли, командиры / чужие изорвать мундиры / о русские штыки?» И со своими сомнениями и тяжёлыми думами шли за утешением к полковым священникам.
Одним из таких священников был протоиерей Василий Васильковский. Он служил в 19-м Егерском полку. В июле 1812-го, в составе 1-й Русской армии под командованием генерала Барклая де Толли, полк отступал к Витебску. Отступление было тяжёлым. Участник тех событий, офицер Николай Митаревский, вспоминал: «Шли день и ночь, несмотря ни на дождь, ни на грязь; варили есть, когда случится...» Наравне с солдатами все тяготы этого изнурительного марша испытал и 34-летний отец Василий. Он сам едва не падал от усталости. Но находил в себе силы поддерживать и ободрять воинов. Молитвой, благословением, пастырским утешением.
Полк остановился близ деревни Островно, в тридцати верстах от Витебска. Но не для того, чтобы отдохнуть. 15 июля 1812 года под Витебском русские войска вступили в бой с наполеоновскими солдатами. Ранним утром отец Василий отслужил Литургию и окропил святой водой боевые знамёна. А когда звук горна возвестил о начале сражения, вместе со всеми ринулся в бой. Вместо оружия в руках у священника был большой серебряный крест. Он ярко сверкал на солнце, когда отец Василий осенял им идущих в атаку русских воинов. Батюшка склонялся над раненными и под грохот снарядов принимал исповедь умирающих. То тут, то там, в самой гуще боя мелькала его чёрная ряса. Вокруг отца Василия свистели пули, над головой пролетали пушечные ядра. Одно из них упало совсем рядом со священником. В лицо ударили острые осколки раздробленных камней. Кровь заливала глаза. Но отец Василий не опустил крест. «Вперёд, братцы!» — успел он крикнуть. И в следующую секунду ощутил сильный удар в грудь. Вражеская пуля попала в наперсный крест и... застряла в кипарисовом дереве, из которого он был сделан! Священник остался жив. Но получил контузию и серьёзное ранение. Солдаты вынесли отца Василия с поля боя.
Спустя месяц с небольшим после битвы под Витебском состоялось Бородинское сражение. Оно длилось 12 часов, и всё это время священник Василий Васильковский провёл на переднем крае. Сквозь шум сражения солдаты слышали его громкий голос. «Не пощадим живота за Отечество! С Богом!» — призывал батюшка. И русские воины бесстрашно шли в бой. В самой гуще боя находился отец Василий и во время другого масштабного сражения Отечественной войны 1812 года — битве под Малоярославцем. Снова — с высоко поднятым крестом — он своим примером вселял в сердца солдат отвагу. В этой битве отец Василий получил ещё одно тяжёлое ранение — пуля попала ему в голову. Докторам чудом удалось спасти батюшке жизнь. О подвиге полкового священника императору сообщил сам фельдмаршал Кутузов. Полководец просил Александра I отметить героические заслуги полкового пастыря. Царь высочайшим указом наградил протоиерея Василия Васильковского Орденом святого мученика и Победоносца Георгия 4-й степени.
Отец Василий вместе со своим полком дошёл почти до самого Парижа. До победоносного входа русских войск в столицу Франции он не дожил буквально несколько месяцев. В одном из сражений батюшка был смертельно ранен. Он, как всегда, шёл впереди... Ему было всего 35 лет. Долгое время после окончания войны, в Петербурге, в Мироньевской церкви 19-го Егерского полка, хранился тот самый кипарисовый крест отца Василия, который под Витебском остановил вражескую пулю. Увы, храм не сохранился до наших дней. Зато в 2014 году в Малоярославце был установлен памятник героическому священнику.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело