
В просторной зале для приёмов питерской бумагопрядильной фабрики братьев Говардов было шумно и весело. За расставленными вдоль стен накрытыми столами сидели рабочие со своими семьями. Перед ними на больших блюдах сверкали глянцевыми боками крашеные яйца, возвышались белыми воздушными шапками ароматные сдобные куличи. То и дело раздавались возгласы: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!». Рабочие праздновали Пасху.
Правда, так на фабрике Говардов было не всегда. Обычно после торжественной пасхальной службы рабочие расходились по домам, возвращались в свои бедные лачуги в фабричных бараках, где праздничное настроение быстро улетучивалось. Кто-то тщетно пытался вернуть его с помощью спиртного, кто-то, забыв о пасхальной радости, сетовал на свою горькую долю...
Но с тех пор, как в конторе фабрики появился молодой бухгалтер Сергей Николаевич Слепян, всё изменилось. Новый счетовод сразу же завоевал доверие рабочих — он был простой, искренний, добрый и горячо верующий человек. Сергей родился в богатой еврейской купеческой семье из Минска и с детства воспитывался в иудейских традициях. Но однажды к нему в руки попало Евангелие. Прочитав его, молодой человек нашёл ответы на большинство своих вопросов, и твёрдо решил, что хочет следовать за Христом и принять православную веру. Он переехал в Петербург, где вскоре крестился и начал новую самостоятельную жизнь.
Устроившись бухгалтером на бумагопрядильную фабрику, Сергей Слепян впервые увидел вблизи жизнь простых рабочих. Она оказалась тяжелой, безрадостной, и зачастую проходила в пьянстве, картёжничестве, драках и постоянной, всепоглощающей нужде.
Сергею очень хотелось изменить такое положение дел. Он понимал, что облегчить финансовое положение рабочих пока не может. Но может помочь им обрести надежду и веру. Часто во время перерыва, когда рабочие могли немного передохнуть и подкрепиться, Сергей приходил в цех, обедал вместе со всеми и рассказывал истории из житий святых, вспоминал Евангельские притчи и заповеди Христа. Рабочие слушали его с большим интересом, и с каждым разом слушателей становилось всё больше и больше.
Эти беседы не проходили бесследно. Вскоре даже хозяева фабрики Говарды с удивлением заметили, что среди рабочих стало меньше пьяниц и грубиянов; прекратились драки. Поэтому когда бухгалтер Сергей Слепян обратился к ним с просьбой выделить помещение для общей пасхальной трапезы, Говарды с радостью согласились.
Продукты для праздничного стола Сергей вместе с друзьями — студентами Петербургской Духовной Академии, куда он записался вольнослушателем — доставали с миру по нитке. И получился настоящий праздник! После Богослужения рабочие собрались за угощением. Они буквально плакали от радости, и благодарил Бога за то, что Он дал им такую возможность. «Сколько лет встречали мы Пасху самым неподобающим образом, — говорили они — а теперь можем почувствовать Свет и радость этого великого дня!»
Вскоре об активной и успешной проповеднической деятельности Слепяна узнали в церковных кругах. Ему предложили принять священный сан. Сергей с радостью согласился, и в марте тысяча восемьсот девяносто первого года был рукоположен в иереи.
Вскоре стараниями священника Сергия Слепяна при бумагопрядильной фабрике открылся молитвенный дом, где устраивались службы и молебны. При доме действовало созданное отцом Сергием Общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия. Священник выступил инициатором и организовал сбор средств для строительства Покровской церкви на Боровой улице, неподалёку от фабрики.
Отца Сергия по-прежнему беспокоила тяжёлая, необеспеченная жизнь петербургских рабочих. «Глубокая грусть проникает в душу, — говорил он, — когда на отпевании младенцев мне предоставляют докторские свидетельства о том, что смерть ребёнка последовала от недостатка питания, от полного истощения». Усилиями священника в Петербурге были открыты три детских приюта, а также Кружок трудовой помощи детям, в котором под руководством супруги отца Сергия, Евгении Альфредовны Слепян, любой желающий мог принять участие в приготовлении рождественских подарков или шитье одежды и белья для воспитанников приютов.
В тысяча девятьсот четвёртом году отец Сергий открыл Сергиевское общество помощи бедным труженикам Петербурга. С его помощью собирались пожертвования для нуждавшихся семей рабочих, безработным выплачивались временные пособия и оказывалась помощь в поисках нового места.
Люди любили отца Сергия Слепяна как пастыря, всегда готового оказать духовную поддержку, и как человека, неравнодушного к чужым бедам и нуждам. «Люди, — часто повторял он, — ценят малейшее доброе дело, которое им оказывают, и откликаются добром во сто раз большим».
Умер отец Сергий во время Литургии, прямо в алтаре, с молитвой «Отче Наш» на устах.
Все выпуски программы Имена милосердия
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема