
В просторной зале для приёмов питерской бумагопрядильной фабрики братьев Говардов было шумно и весело. За расставленными вдоль стен накрытыми столами сидели рабочие со своими семьями. Перед ними на больших блюдах сверкали глянцевыми боками крашеные яйца, возвышались белыми воздушными шапками ароматные сдобные куличи. То и дело раздавались возгласы: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!». Рабочие праздновали Пасху.
Правда, так на фабрике Говардов было не всегда. Обычно после торжественной пасхальной службы рабочие расходились по домам, возвращались в свои бедные лачуги в фабричных бараках, где праздничное настроение быстро улетучивалось. Кто-то тщетно пытался вернуть его с помощью спиртного, кто-то, забыв о пасхальной радости, сетовал на свою горькую долю...
Но с тех пор, как в конторе фабрики появился молодой бухгалтер Сергей Николаевич Слепян, всё изменилось. Новый счетовод сразу же завоевал доверие рабочих — он был простой, искренний, добрый и горячо верующий человек. Сергей родился в богатой еврейской купеческой семье из Минска и с детства воспитывался в иудейских традициях. Но однажды к нему в руки попало Евангелие. Прочитав его, молодой человек нашёл ответы на большинство своих вопросов, и твёрдо решил, что хочет следовать за Христом и принять православную веру. Он переехал в Петербург, где вскоре крестился и начал новую самостоятельную жизнь.
Устроившись бухгалтером на бумагопрядильную фабрику, Сергей Слепян впервые увидел вблизи жизнь простых рабочих. Она оказалась тяжелой, безрадостной, и зачастую проходила в пьянстве, картёжничестве, драках и постоянной, всепоглощающей нужде.
Сергею очень хотелось изменить такое положение дел. Он понимал, что облегчить финансовое положение рабочих пока не может. Но может помочь им обрести надежду и веру. Часто во время перерыва, когда рабочие могли немного передохнуть и подкрепиться, Сергей приходил в цех, обедал вместе со всеми и рассказывал истории из житий святых, вспоминал Евангельские притчи и заповеди Христа. Рабочие слушали его с большим интересом, и с каждым разом слушателей становилось всё больше и больше.
Эти беседы не проходили бесследно. Вскоре даже хозяева фабрики Говарды с удивлением заметили, что среди рабочих стало меньше пьяниц и грубиянов; прекратились драки. Поэтому когда бухгалтер Сергей Слепян обратился к ним с просьбой выделить помещение для общей пасхальной трапезы, Говарды с радостью согласились.
Продукты для праздничного стола Сергей вместе с друзьями — студентами Петербургской Духовной Академии, куда он записался вольнослушателем — доставали с миру по нитке. И получился настоящий праздник! После Богослужения рабочие собрались за угощением. Они буквально плакали от радости, и благодарил Бога за то, что Он дал им такую возможность. «Сколько лет встречали мы Пасху самым неподобающим образом, — говорили они — а теперь можем почувствовать Свет и радость этого великого дня!»
Вскоре об активной и успешной проповеднической деятельности Слепяна узнали в церковных кругах. Ему предложили принять священный сан. Сергей с радостью согласился, и в марте тысяча восемьсот девяносто первого года был рукоположен в иереи.
Вскоре стараниями священника Сергия Слепяна при бумагопрядильной фабрике открылся молитвенный дом, где устраивались службы и молебны. При доме действовало созданное отцом Сергием Общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия. Священник выступил инициатором и организовал сбор средств для строительства Покровской церкви на Боровой улице, неподалёку от фабрики.
Отца Сергия по-прежнему беспокоила тяжёлая, необеспеченная жизнь петербургских рабочих. «Глубокая грусть проникает в душу, — говорил он, — когда на отпевании младенцев мне предоставляют докторские свидетельства о том, что смерть ребёнка последовала от недостатка питания, от полного истощения». Усилиями священника в Петербурге были открыты три детских приюта, а также Кружок трудовой помощи детям, в котором под руководством супруги отца Сергия, Евгении Альфредовны Слепян, любой желающий мог принять участие в приготовлении рождественских подарков или шитье одежды и белья для воспитанников приютов.
В тысяча девятьсот четвёртом году отец Сергий открыл Сергиевское общество помощи бедным труженикам Петербурга. С его помощью собирались пожертвования для нуждавшихся семей рабочих, безработным выплачивались временные пособия и оказывалась помощь в поисках нового места.
Люди любили отца Сергия Слепяна как пастыря, всегда готового оказать духовную поддержку, и как человека, неравнодушного к чужым бедам и нуждам. «Люди, — часто повторял он, — ценят малейшее доброе дело, которое им оказывают, и откликаются добром во сто раз большим».
Умер отец Сергий во время Литургии, прямо в алтаре, с молитвой «Отче Наш» на устах.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер