В просторной зале для приёмов питерской бумагопрядильной фабрики братьев Говардов было шумно и весело. За расставленными вдоль стен накрытыми столами сидели рабочие со своими семьями. Перед ними на больших блюдах сверкали глянцевыми боками крашеные яйца, возвышались белыми воздушными шапками ароматные сдобные куличи. То и дело раздавались возгласы: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!». Рабочие праздновали Пасху.
Правда, так на фабрике Говардов было не всегда. Обычно после торжественной пасхальной службы рабочие расходились по домам, возвращались в свои бедные лачуги в фабричных бараках, где праздничное настроение быстро улетучивалось. Кто-то тщетно пытался вернуть его с помощью спиртного, кто-то, забыв о пасхальной радости, сетовал на свою горькую долю...
Но с тех пор, как в конторе фабрики появился молодой бухгалтер Сергей Николаевич Слепян, всё изменилось. Новый счетовод сразу же завоевал доверие рабочих — он был простой, искренний, добрый и горячо верующий человек. Сергей родился в богатой еврейской купеческой семье из Минска и с детства воспитывался в иудейских традициях. Но однажды к нему в руки попало Евангелие. Прочитав его, молодой человек нашёл ответы на большинство своих вопросов, и твёрдо решил, что хочет следовать за Христом и принять православную веру. Он переехал в Петербург, где вскоре крестился и начал новую самостоятельную жизнь.
Устроившись бухгалтером на бумагопрядильную фабрику, Сергей Слепян впервые увидел вблизи жизнь простых рабочих. Она оказалась тяжелой, безрадостной, и зачастую проходила в пьянстве, картёжничестве, драках и постоянной, всепоглощающей нужде.
Сергею очень хотелось изменить такое положение дел. Он понимал, что облегчить финансовое положение рабочих пока не может. Но может помочь им обрести надежду и веру. Часто во время перерыва, когда рабочие могли немного передохнуть и подкрепиться, Сергей приходил в цех, обедал вместе со всеми и рассказывал истории из житий святых, вспоминал Евангельские притчи и заповеди Христа. Рабочие слушали его с большим интересом, и с каждым разом слушателей становилось всё больше и больше.
Эти беседы не проходили бесследно. Вскоре даже хозяева фабрики Говарды с удивлением заметили, что среди рабочих стало меньше пьяниц и грубиянов; прекратились драки. Поэтому когда бухгалтер Сергей Слепян обратился к ним с просьбой выделить помещение для общей пасхальной трапезы, Говарды с радостью согласились.
Продукты для праздничного стола Сергей вместе с друзьями — студентами Петербургской Духовной Академии, куда он записался вольнослушателем — доставали с миру по нитке. И получился настоящий праздник! После Богослужения рабочие собрались за угощением. Они буквально плакали от радости, и благодарил Бога за то, что Он дал им такую возможность. «Сколько лет встречали мы Пасху самым неподобающим образом, — говорили они — а теперь можем почувствовать Свет и радость этого великого дня!»
Вскоре об активной и успешной проповеднической деятельности Слепяна узнали в церковных кругах. Ему предложили принять священный сан. Сергей с радостью согласился, и в марте тысяча восемьсот девяносто первого года был рукоположен в иереи.
Вскоре стараниями священника Сергия Слепяна при бумагопрядильной фабрике открылся молитвенный дом, где устраивались службы и молебны. При доме действовало созданное отцом Сергием Общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия. Священник выступил инициатором и организовал сбор средств для строительства Покровской церкви на Боровой улице, неподалёку от фабрики.
Отца Сергия по-прежнему беспокоила тяжёлая, необеспеченная жизнь петербургских рабочих. «Глубокая грусть проникает в душу, — говорил он, — когда на отпевании младенцев мне предоставляют докторские свидетельства о том, что смерть ребёнка последовала от недостатка питания, от полного истощения». Усилиями священника в Петербурге были открыты три детских приюта, а также Кружок трудовой помощи детям, в котором под руководством супруги отца Сергия, Евгении Альфредовны Слепян, любой желающий мог принять участие в приготовлении рождественских подарков или шитье одежды и белья для воспитанников приютов.
В тысяча девятьсот четвёртом году отец Сергий открыл Сергиевское общество помощи бедным труженикам Петербурга. С его помощью собирались пожертвования для нуждавшихся семей рабочих, безработным выплачивались временные пособия и оказывалась помощь в поисках нового места.
Люди любили отца Сергия Слепяна как пастыря, всегда готового оказать духовную поддержку, и как человека, неравнодушного к чужым бедам и нуждам. «Люди, — часто повторял он, — ценят малейшее доброе дело, которое им оказывают, и откликаются добром во сто раз большим».
Умер отец Сергий во время Литургии, прямо в алтаре, с молитвой «Отче Наш» на устах.
Все выпуски программы Имена милосердия
3 ноября. О карельских святых
Сегодня 3 ноября. Собор новомучеников и исповедников земли Карельской.
О карельских святых, — священник Константин Павлюченко.
3 ноября. Об эпохе жизни святителя Илариона, епископа Меглинского
Сегодня 3 ноября. Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского, отошедшего ко Господу в 1206 году.
Об эпохе его жизни, — священник Августин Соколовски.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нет человека, у которого не было бы не самых, мягко говоря, приятных воспоминаний. Таких, которые хотелось бы забыть и о которых никому не хочется рассказывать. Далеко не всегда такие воспоминания связаны с каким-то грехом, бывают они вызваны и недоразумениями, скажем, когда мы кого-то неправильно поняли или же столкнулись с неправильным истолкованием наших слов. У апостола Павла тоже были неприятные воспоминания, но он не стеснялся их упоминать в своих посланиях и делал он это для того, чтобы подчеркнуть величие Христа, а также показать, сколь многое может дать человеку вера. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 11-й и 12-й глав Второго послания апостола Павла к Коринфянам. В этом отрывке мы можем услышать как о неприятном эпизоде в жизни апостола Павла, так и о той славе, которую открыл ему Христос.
Глава 11.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12.
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Сложно представить что-то более нелепое, чем человека, которого спускают из окна в корзине. Именно так — бегством с использованием окна, верёвки и корзины — апостол Павел спасся от царя Ареты в Дамаске. Павел мог бы не уточнять детали своего бегства, мог он их и каким-то образом облагородить, но он описал всё так, как оно было: взрослый человек сидит в корзине, и его спускают на землю из окна.
Для чего же апостол вспомнил и описал этот эпизод своей биографии? Ответ нам дают дальнейшие слова только что прозвучавшего отрывка, в которых Павел рассказал о человеке, восхищенном в рай и слышавшем там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». И контекст Второго послания к Коринфянам, и традиция толкования этого отрывка указывают нам, что здесь апостол говорит о себе самом, это он увидел рай.
Получается, что сначала апостол рассказал о не самом приятном своём приключении, и тут же перешёл к рассказу о прямо противоположном событии, сменив при этом действующее лицо с себя на некоего иного человека.
Здесь можно заметить как минимум два крайне назидательных момента. Во-первых, не стоит выпячивать данные нам от Бога откровения, и если есть необходимость их упомянуть, то лучше говорить так, как это сделал апостол, то есть для души безопаснее приписать случившееся не себе, а какому-то другому непоименованному человеку. Во-вторых, Бог в равной степени может нас как возвеличить, так и принизить. Он может показать нам высоту нашего призвания и может поставить нас в крайне неудобное положение. Первое не гарантирует, что нас не постигнет второе, а второе вовсе не означает невозможности первого. Один и тот же человек в разные периоды своей жизни может переживать и духовный подъём, и духовное оскудение. Бог иногда явным образом поддерживает нас, а иногда Он как будто бы скрывается от нас, и тогда мы превращаемся в крайне нелепых людей, таких, на фоне которых апостол Павел в своей корзине выглядит образцом человеческого достоинства и благородства.
Апостольский опыт учит нас не смущаться и не превозноситься, он учит нас в любой ситуации оставаться верными Богу и не забывать, что сила Божия проявляет себя там, где есть место человеческой слабости.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов