
Фото: Pisit Heng/Unsplash
Согласно Священному писанию и Преданию, мир, в котором мы живём — не единственный из существующих. Рядом с нами есть и мир невидимый, населённый бесплотными существами. Но что конкретно нам о них известно? Можем ли мы ощутить их участие в нашей жизни? Насколько вообще доступно человеку общение с ними? Эти вопросы поставил перед собой известный блогер, священник Константин Пархоменко в своей книге «Ангелы и бесы».
За ответами обратился к Библии, святоотеческому преданию, трудам христианских философов и современному духовному опыту. Начиная своё повествование с описания мира Ангелов, автор указывает на то, где в Библии можно найти свидетельства о творении Богом небесных сил; приводит цитаты и ссылки. Он рассказывает о природе Ангелов, их разнообразии и иерархии. Доступным современным языком священник Константин Пархоменко вводит читателя в интереснейшую богословскую дисциплину, которая так и называется — ангелология. Читатели узнают, кто такие Ангел Хранитель, Ангел Мира и Ангел Господень; чем отличаются друг от друга архангелы, серафимы и херувимы; есть ли у ангелов имена и что они означают.
Автор приводит немало чудесных историй о том, как ангелы являлись людям. Например, рассказ известного ирландского проповедника ХХ века Франка Деффа, в дом к которому однажды глубокой ночью постучался, грязный, одетый в лохмотья, мальчик и просил ночлега. Франк впустил ребёнка. А наутро гость... исчез! Выйдя из дому в недоумении, Франк встретил кухарку, которая сказала, что видела, как из дома выходил невероятной красоты мальчик. Женщина восхищалась им, но ни разу не упомянула ни о его грязи, ни о лохмотьях. «Я думаю, что тогда приютил ангела» — написал позже Дефф.
Начиная во второй главе своей книги разговор о бесах, автор упоминает о том, что, как ни странно, по сути своей и они тоже — ангелы. Но ангелы тьмы, падшие, восставшие против Бога и низвергнутые с Неба. Из этой главы читатели не только узнают, откуда взялся сатана, чем рискуют люди, обращающиеся к услугам гадалок и «экстрасенсов», как бесы могут вредить людям и порабощать их, но, самое главное — как бороться с этими тёмными сущностями, как не допустить их влияния на свою жизнь.
Священник Константин Пархоменко сумел раскрыть для современного читателя столь непростую тему на основании Священного писания и Предания. Автор надеется, что его книга станет не просто увлекательным чтением, но, может быть, и поможет кому-то изменить свою жизнь — так, чтобы рядом всегда были Ангелы, а не бесы.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема