Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Начало Успенского поста;
— Память о новомучениках;
— Фестиваль «Вера и слово» 2025 года;
— Религиозная тематика в светских СМИ;
— Отношение людей к магии и магизму;
— Феномен литературного жанра фэнтези, в частности «Гарри Поттера».
Ведущая: Марина Борисова
М. Борисова
— «Светлый вечер на Радио ВЕРА, здравствуйте, дорогие друзья, в студии Марина Борисова. И сегодня, как всегда по пятницам, с нами Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты. Добрый вечер, Владимир Романович. С днём рождения!
В. Легойда
— Спасибо большое. Всех сердечно приветствую. Спасибо за поздравления.
М. Борисова
— Вот просто приятно, когда неделю назад поздравляешь с именинами, потом — с днём рождения. С чем бы вас ещё поздравить через неделю? (смеются)
В. Легойда
— Придумаем, придумаем.
М. Борисова
— Ну, не знаю, что можно придумать. У нас неделя такая специфическая грядёт: у нас Успенский пост начинается, если мы забыли вдруг.
В. Легойда
— Нет, нет. Ждём-не дождёмся.
М. Борисова
— Да, как-то с мясоедами летом не разбалуешься, только чего-нибудь поешь, и уже хватит. Но на самом деле тут настрой постовой буквально с самого начала недели, потому что заговенье во вторник, не в среду, среда так и так день постный. Но мне хотелось, знаете, о чём поговорить? О чём мы очень часто забываем именно Успенским постом, потому что Успенский пост — это август, это лето, это изобилие всего на свете вкусного, ароматного, красивого, замечательного. Это каникулы или отпуск. И на этом фоне ещё нас радует церковный календарь, который в августе просто изобилует праздниками такими, к которым мы с детства привыкли, которые мы очень любим, начиная с 1 августа — память преподобного Серафима Саровского, и дальше вот такой настрой праздничный идёт на весь месяц. А на самом деле пост — это всё-таки всегда память о Кресте. И как раз начало Успенского поста — это такое сугубое напоминание: помимо того, что начинается пост праздником в честь Креста — Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, но и в среду Церковь празднует память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. И в этой связи невозможно не вспомнить вообще о новомучениках и о владыке Вениамине отдельно, потому что, мне кажется, наше большое упущение в том, что мы с нашими новомучениками плохо знакомы. Даже со священниками, когда начинаешь разговаривать на эту тему, все понимают значение новомучеников, но персонально, вот так, чтобы полюбить и стремиться узнать поближе именно как человека, это бывает очень редко и очень жалко, потому что, помимо непосредственно подвига и непосредственно мученического венца, как правило, это потрясающая жизнь, которая очень многому может научить, причём именно нас и именно в наши дни.
В. Легойда
— Тут можно только подхватить всё сказанное, и слава богу, что мы настойчиво продолжаем к этой теме возвращаться и в наших разговорах, и вообще в эфирах Радио ВЕРА, и «Фома» много-много лет назад взял эту линию на рассказ о новомучениках. Те, кто знаком с нашим бумажным изданием, знают, что в каждом номере «Фомы» есть обязательно рассказ о ком-то из новомучеников. У нас эту рубрику много лет ведёт архимандрит Дамаскин (Орловский), человек, который наряду с другими, конечно, людьми, но очень много сделал, может быть, больше многих для прославления новомучеников, он обретал мощи многих из них у него очень много статей и книг. Кстати сказать, он доктор наук исторических, он защитил докторскую диссертацию тоже по теме, связанной с новомучениками, и автор житий, и отдельных жизнеописаний больших. Конечно, я думаю, что это тема, которая для нас является и вдохновением, и, в общем-то, одновременно упрёком, потому что я совершенно согласен с тем, что сейчас было сказано, что мы очень плохо знаем наследие новомучеников. Причём есть такая мысль, я её, кстати сказать, слышал от отца Дамаскина как раз, он говорил о том, что мы же почитаем, любим новомучеников не потому, что они мучились, а потому, что они любили, то есть они явили своей жизнью пример следования Евангелию, Евангельскому призыву. И у нас, слава богу, есть почитание Царственных страстотерпцев, но оно тоже как-то оттеняет своеобразно, как мне представляется, то, что оно сложилось, а вот если говорить о почитании новомучеников, то здесь всё, к сожалению, не так. Хотя, должен признаться, я тоже очень мало и плохо знаю, но просто так сложилось, что один из исповедников, священноисповедник Роман Медведь — значимый очень человек для нашей семьи, и мы сына крестили в честь его, у него, кстати, память 8 сентября. И многие события у нас связаны с ним, вот его жизнь я более-менее себе представляю, поскольку мы изучали, сыну читали, и мощи его находятся в храме на Таганке. Конечно, это удивительный человек, и таких очень много. И вот отец Дамаскин, которого я упомянул, он ведь не только писал о новомучениках — он издавал труды новомучеников тоже. Вот Фаддея (Успенского) и многих других выходило собрание текстов, а это еще и духовно-интеллектуальные наследия новомучеников, которые тоже нам очень плохо известны. Но наряду с огромным количеством книг, которые сегодня издаются они, пожалуй, тоже не в первых рядах.
М. Борисова
— Но, возможно, еще и потому, что очень мало что сохранилось из рукописей, относящихся к советскому периоду. Возможно, что-то из дореволюционных — да, а хранить рукописи, сами вы понимаете, в тех условиях было достаточно сложно. И обидно, потому что огромное наследие богословское наших эмигрантов — это замечательно, что оно есть, но все, что было выстрадано и передумано здесь, внутри, оно как-то очень пунктирно и через большой труд открывается. Но, может быть, просто мы, как было сказано классиком, ленивы и нелюбопытны? Может быть, стоит потрудиться?
В. Легойда
— Это, безусловно, так, к сожалению. Но я бы еще вспомнил то, что не раз вспоминал, в том числе и в наших разговорах в этой студии. Когда-то я беседовал с Мариной Андреевной Журинской, нашим замечательным лингвистом, философом, культурологом, богословом, издававшей журнал «Альфа и Омега», и вот мы с ней обсуждали эту тему, почему. И она с горечью еще сказала: «Ну. понимаете, есть святые, у которых понятно, что просить...» Причем это никаким образом нельзя рассматривать как упрек в сторону святого, это упрек в нашу сторону. «Вот ты отправляешься в путешествие, а значит, святителю Николаю мы молебен отслужим, молитву прочитаем, помолимся. А что, говорит, просить у новомучеников? Укрепления в вере. А мы ищем это укрепление в вере? Мы осознаем, что это тоже требует молитвенной поддержки, молитвенной помощи?» И вот с горечью, как мне кажется, она произносила эти слова, я очень хорошо это запомнил. Действительно, мы заказываем молебны, просим священников отслужить и любого священника можно спросить, сколько молебнов новомученикам приходят и просят послужить. Но это же большая редкость. А это о чем говорит? Это говорит о том, что в ткань сегодняшней церковной жизни это почитание не вплетено естественным образом. Есть общие церковные праздники, дни памяти, понятно, что это всё звучит. Слава Богу, это естественно и правильно так и должно быть, но вот я немножко о другой стороне церковной жизни говорю, это, конечно, важно. И, кстати, сказать, сейчас немножко в этом смысле ситуация изменилась, в том плане, что лучше и больше знают. Но я помню, мы даже писали об этом в «Фоме», это было, наверное, лет двадцать назад, когда мы провели такой небольшой опрос среди студентов, аспирантов московских вузов. Он, может быть, небольшой был, но довольно репрезентативный. Мы тогда говорили не только о новомучениках, а вообще о гонениях. Там просто что такое Бутовский полигон мало кто знал на тот момент, и это тоже такой укор, конечно, мне кажется.
М. Борисова
— А сейчас знают? Ну, сейчас я надеюсь, что больше. Хотя, видите, у нас постоянно идет вот эта особенность русской культуры, которая именуется постоянной рефлексией, постоянное задавание себе вопроса «кто мы?», поиски ответа на него и так далее, он же предполагает и переосмысление прошлого. И поэтому все наши, от Ивана Грозного до Сталина, всякие каждый божий день переосмысления, что это было, хорошо это или плохо, чего там больше, белого или черного, оно, в общем, в этом смысле не оставляет нас в покое. Но я вот считаю, что какие бы ветра здесь не дули, и, безусловно, в свое время Церковь много сделала для того, чтобы провозгласить эту важность примирения исторического, но понятно, что есть тема, которую мы никак и никогда не можем забыть, отступить от нее куда-то в сторону. Мы знаем, что гонения были на Церковь, на веру, и об этом свидетельствует память новомучеников, эти гонения были страшными, они были масштабными. И когда сегодня порой даже из уст каких-то людей, от которых совершенно этого не ожидаешь, звучит: «да нет, все не так плохо», вплоть до банального: «зря никого не расстреливали», то это, конечно, то, с чем никак и ни при каких условиях нельзя согласиться.
М. Борисова
— Владимир Романович, я вот тут смотрела новости церковные и увидела анонс международного фестиваля «Вера и Слово» — но почему сейчас? Ведь он будет только в октябре.
В. Легойда
— Скорее всего, инфоповодом было то, что мы опубликовали анкету участника, это же все загодя делается. Фестиваль действительно будет, Бог даст, по благословению Святейшего пройдет 16–18 октября в Москве. Но чтобы он прошел, нам нужно до 1 сентября закрыть регистрацию. А чтобы ее закрыть до 1 сентября в такой большой Церкви, как наша, это же общецерковный фестиваль, и даже, я бы сказал, чуть-чуть, может быть, поздно, чуть-чуть опоздали, не сильно, но опоздали с открытием. Поэтому я думаю, что просто кто-то увидел новость о том, что «пройдет фестиваль, вот анкета, заполняйте» (она была на наших ресурсах) и, видимо, сделал новость, анонсировал фестиваль, может быть, без акцента на то, что здесь смысл публикации был в открытии регистрации для участников.
М. Борисова
— Я хочу напомнить нашим радиослушателям, что это фестиваль, который проводится раз в два года, и он собирается для тех людей, которые так или иначе сотрудничают в СМИ, независимо от того, это церковные СМИ или это светские СМИ, но так или иначе затрагивают общую для тех и других тематику.
В. Легойда
— Ну, в первую очередь, конечно, все-таки это церковные участники. У нас, более того, не только СМИ, но и пресс-службы, то есть те, кто в зеркальном положении находится по отношению к журналистам. Я бы сказал, что первоначально этот фестиваль еще до нас возник, а потом, в 2009 году, когда был создан Синодальный информационный отдел, организации фестиваля легла на наши плечи, а когда в декабре 2015 объединили два отдела — информационный и по взаимоотношению Церкви с обществом, то, поскольку это объединение в епархиях многих произошло, мы стараемся, чтобы и тематика церковно-общественного, церковно-государственного диалога тоже в рамках фестиваля происходила. Поэтому, если изначально был фестиваль православных СМИ, такой был акцент, то сейчас просто это скорее медиа, медиа и общество, взаимодействие с государством так или иначе отражены, хотя вы абсолютно правы — конечно, в первую очередь это медийная тема, и мы будем стараться, чтобы была какая-то преемственность тем, но это вот несколько сотен человек, обычно 400-500 человек со всей Церкви собираются несколько дней.
М. Борисова
— Я помню, даже как-то пришлось поучаствовать, давали с Соколовым-Митричем такой мастер-класс по контактам со светскими СМИ, но я не уверена, что сейчас это актуально, потому что всё как-то у нас развивается волнообразно, и после такой тенденции, когда в светских СМИ старались разобраться в тех новостях, которые так или иначе они публикуют, и эти новости касаются каких-то сторон церковной жизни, хотя бы обращаться за какими-то комментариями и в чём-то советоваться, то в последнее время снова волна пошла в другую сторону, и судя по тому, что попадается мне, положение, если не совсем печальное, то близко к этому, потому что очень много каких-то совершенно... Ну, позволю себе вольность — совершенно дурацких заявлений. Опять стала достаточно популярной много раз обсуждавшаяся нами формула «в церкви считают», когда ловится один какой-то замученный требами и прочими делами батюшка, ему задаётся вопрос, он ошарашенный что-то отвечает, после чего выходит публикация, что «вот церковь считает то-то и то-то».
В. Легойда
— Справедливости ради всё-таки чаще такие заголовки являются результатом высказываний не замученных батюшек, а некоторых священников — активных блогеров, которые при этом никак не уполномочены на то, чтобы озвучивать позицию Церкви, но при этом достаточно активны и порой, к сожалению, не стесняются в выборе каких-то богатых метафор, уж очень богатых и своеобразных, или это происходит на проповеди, видео оказывается в интернете, и уже по интернетовским записям это цитируется, как правило, конечно, вырванное из контекста, тут много причин. Но я бы всё-таки, если говорить о действительных сложностях, то ввиду того, что изменилось очень общество, жизнь изменилась наша, и очень сильно изменили информационные технологии медийную среду, конечно, проблемы, которые нам приходится решать сегодня, они совершенно другие, не похожие, скажем, на проблемы, которые были в 90-е годы, когда вот я пришел в эту историю и попытался в ней разобраться, потому что что было в 90- и даже в «нулевые»? Тогда основная проблема, поскольку, во-первых, ничего не было, и надо было, чтобы хоть что-то было, во-вторых, как только что-то появилось, чтобы это было на уровне светских СМИ: вот есть светские СМИ, где работают профессионалы, а есть новые наши православные СМИ, и мы должны добиться того, чтобы нас воспринимали всерьез. Это действительно была проблема. Я даже помню, мы сидели и думали, нам что делать? Выращивать, условно, сейчас своих Михаилов Леонтьевых или надо воцерковить Михаила Владимировича? А сейчас, по крайней мере, если мы возьмем главные, большие, масштабные, серьезные проекты, связанные с реализацией православной тематики православными людьми — Радио ВЕРА, канал «Спас», проекты «Фомы» — я не вижу, в чем профессионально они уступают проектам светским, то есть у нас сейчас нет этой проблемы. Есть, может быть, общая проблема — финансирование, которого всегда не хватает, всегда можно сказать: «было бы у нас больше средств». Но с точки зрения того, что мы умеем, в том числе и потому, что я знаю, коллеги из «Веры» и мои коллеги из «Фомы» очень много консультируют, в том числе и многие светские проекты. И даже если посмотреть на систему получения грантов, почему православные проекты часто побеждают — потому что они научились делать профессионально свое дело. А проблема сегодня у нас не отличная от светских СМИ, а у нас общая: настолько изменилась информсреда, что вот здесь непонятно, что с этим делать. Как вот этот некий даже не профессионализм, который вроде бы есть, а вот как добираться до людей в этих новых условиях? Уж в сто тысяч пятьсот миллионный раз приведу этот пример: проводят опрос, 500 московских школьников, у них 409 любимых блогеров. То есть фактически, чуть-чуть округлим, у каждого свой. И они больше никого не смотрят, или смотрят преимущественно этих. Как справедливо говорит Илья Александрович Кузьменков, главный редактор Радио ВЕРА, эпоха больших вот этих мейджоров, которые там на сотни миллионов людей вещали, создавали культурные тренды и так далее, она в прошлом. Сейчас все индивидуализируется, и сейчас уже не просто там у групп людей свои медиакартинки, а у каждого из нас, и дальше я думаю, что будет только по этому пути идти, у нас просто будет своя медиакартинка индивидуальная. Знаете, я на днях общался с одним коллегой своим, который занимается экспертными вопросами, связанными с военно-техническим сотрудничеством. И он говорит: «Вот мы выпускаем журнал, и в нашем журнале есть про военно-техническое сотрудничество морское, авиационное, сухопутное и прочее, в каждом номере. И вот люди подписываются, но многих интересует только что-то одно. И сейчас новые технологии плюс искусственный интеллект позволяют мне, вот если тебя интересует одно, я просто могу теперь, причем не затрачиваясь финансово так, как сейчас, вплоть до того, что индивидуально делать вот этот журнал для человека, которому интересно только военно-техническое сотрудничество в морской области, вот он и будет себе каждую неделю получать номер специальный, для него сделанный. Условно говоря, вектор вот такой. Но что с этим делать, как это осмыслить? В нашем случае, когда мы говорим о средствах массовой информации, они потому и названы массовыми, что они вещают на массы, причем одновременно. И вот как тут быть? И мы уже не то чтобы на пороге, а вот мы уже за этот порог перешагнули, и все настолько быстро, радикально меняется, причем с, как правило, неоправдывающимися прогнозами. Вы помните, сколько раз хоронили радио, в том числе и когда вот Радио ВЕРА выходило из интернет-вещания на ФМ-диапазон? Говорили: «Ой, что вы делаете? Осталось жить там пару месяцев». И прогнозы многие не сбываются. Поэтому сейчас сложность решения этой проблемы, она перевешивает все остальное.
М. Борисова
— Но это, скажем так, внутренние проблемы, внутренние вопросы для тех, кто работает профессионально, причем именно в религиозных каких-то изданиях. Ну, в той или иной степени религиозных. Но ведь где-то лет десять назад многие федеральные СМИ старались открывать у себя религиозные отделы. Причем не потому, что сильно интересовались этой тематикой, но понимали, что в многоконфессиональной стране, где еще все так перепутано с этими потоками мигрантов, с этими странными взаимоотношениями разных общин, чисто в познавательных целях, чтобы простой человек хоть приблизительно представлял, что вообще происходит, нужны хотя бы несколько профессиональных людей, которые разбираются в тематике. Ну, как вот отдел культуры есть, там есть специально обученные люди, которые более-менее разбираются в современных тенденциях в живописи, музыке, литературе. Но эта тенденция не удержалась, как это не прискорбно. Я так уверенно об этом говорю, потому что прошла это все собственным горбом. У меня был как раз опыт сотрудничества именно в таком отделе, и я видела, с каким огромным трудом пытаются скрестить ежа и ужа, и ничего из этого не получается.
В. Легойда
— Но, вы знаете, я бы сказал, что все-таки, может быть, там вопрос отдельных редакций действительно как-то переосмыслен, но мы же мониторим религиозную тему, объемы масштаба присутствия религиозной тематики, или в первую очередь у нас, русскоязычных СМИ — православной тематики, в СМИ не сокращаются никак. И есть уже совершенно понятные устоявшиеся истории, и даже на моем веку, 16 лет я занимаюсь этим внутри Церкви, если вначале нам приходилось инициативно добиваться, чтобы тот или иной праздник освещали в СМИ (конечно, на тот момент уже это не касалось Пасхи и Рождества, но все остальное), то сегодня, условно говоря, за неделю до Дня Крещения Руси в этом году мне уже звонили коллеги из разных СМИ, включая тех, кто занимается организацией их работы, что: «Ну, вы же помните, что у нас 28 июля на носу, что у нас в этом году будет? Нам нужно медиаплан там делать и прочее». Поэтому все-таки, если говорить о традиционных СМИ (может быть, где-то там закрыли редакции или не стали привлекать отдельных профессионалов на это, может быть, это и так, а где-то, кстати, напротив), то сейчас тематика присутствует и нет вопросов к тому, что это должно обязательно быть. Причем понятно, что тема номер один сейчас и в медиа, в том числе, по этим же причинам — это специальная военная операция, и в связи с ней звучит тема военных священников, военных подразделений, которые взяли себе имена святых, о том, что у нас люди разных религий вместе защищают Родину, это же тоже естественным образом присутствует. Поэтому мне кажется, что на сегодняшний день вот таким образом обстоят дела.
М. Борисова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В студии Марина Борисова и сегодня, как всегда по пятницам, с нами Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
В. Легойда
— А можно я еще к нашему прошлому разговору вернусь? Я просто хочу отреагировать на то, что было сказано, что есть вопрос профессионализма, ляпов и прочее. Вот эта действительно проблема не уходит, и вот то, что тема развивается, присутствует и становится обязательной, автоматически не означает высокого профессионализма. Тут я согласен, как раз таки я не хотел бы, чтобы это звучало так, что я считаю, что этой проблемы нет. Более того, это как в средствах массовой информации, так и в том, что принято называть средствами массовой коммуникации, кинематографе. Я вот сейчас смотрю один сериал, в котором события конца XIX века показаны. Неплохой сериал, не хочу делать рекламу или чтобы это звучало упреком, потому что то, о чем я скажу, как раз из серии проколов профессиональных. И вот там показывают какой-то эпизод, и потом камера от главного героя уходит на окно, а на окне стоит несколько красивых икон (а это где-то там примерно 1894 год), среди которых икона преподобного Серафима Саровского, до канонизации которого ещё почти 10 лет. Ну понятно, что консультант либо отсутствует, либо зря получает продуктовую карточку, и понятно, что люди сказали: «О, красивая икона древняя, давай поставим? Давай». Это, конечно, не добавляет очков тем, кто этим занимается.
М. Борисова
— Этот фестиваль «Вера и Слово» в состоянии каким-то образом повлиять на расстановку сил?
В. Легойда
— Ну, смотря каких. Я могу сказать, что вот то, что у нас было безусловно интересно, практически полезно и влияло определённым образом, это то, что у на предыдущих фестивалях уже не единожды у нас был предпремьерный показ художественных фильмов на тематику, затрагивающую религиозные темы, и «Страсти по Матвею» показывали, и «Непослушник» показывали на фестивалях предыдущих. И я думаю, что для команд, которые это снимали, это было очень ценно, потому что там такая концентрированная целевая аудитория. Ну, представьте, сидит там 500 человек, по меньшей мере половина священников, и режиссёры очень ценили вот эти встречи, потому что они получали какую-то обратную связь. Кстати сказать, для меня вот было неожиданным, потому что я думал, что какая-то будет реакция более такая критическая, может быть, потому что мы этим занимаемся тоже фильмами и взаимодействием с творцами, моя задача как раз чтобы не было каких-то ляпов и чего-то посерьёзнее, возможно, я чрезмерно иногда дую на воду, но думаю, что, конечно, как-то всё это влияло.
М. Борисова
— Ну, будем надеяться, что взаимоотношения светских и религиозных СМИ будут всё лучше и лучше, и лучше, и в результате наступит полная гармония и счастье.
В. Легойда
— Как раз перед апокалипсисом, в аккурат перед концом света, да.
М. Борисова
— Это уж как получится. Ну, что я могу вам сказать, не только у вас бывают дни рождения. В этом году у нас ведь юбилей удивительной женщины, которая не думала и не гадала, но вдруг стала вот мировой знаменитостью, определяющей настроение умов не одного поколения. 60 лет исполнилось в этом году Джоан Роулинг. И в связи с этим очень забавный опрос провели книжный сервис «Литрес» и сеть «Читай-город»: они опросили свою аудиторию на предмет: хотели бы люди иметь магические способности? И 96% россиян хотели бы их иметь, как выяснилось.
В. Легойда
— У них там прямо плебисцит, что ли? Сколько они опросили там людей?
М. Борисова
— Я не знаю, цитирую по сообщению ТАСС, естественно, это выжимка. Но мне показалось забавным то, что люди, которые читают книжки, поскольку среди них опросы производили, получились очень интересные результаты. Значит, с помощью волшебства россияне хотели бы: улучшить жизнь — 18%, путешествовать во времени — 17% и упростить повседневные задачи — целых 15%. А на первом месте из магических навыков для опрошенных — умение телепортироваться, дальше по популярности — способность говорить на всех языках и исцелять людей. Вот такие ожидания от магии и волшебства, к которым, как выяснилось, читающая публика относится с большим уважением. И все это на фоне того, что в марте в Госдуме был внесен из законопроекта запрете в России эзотерических услуг, включая астрологию и магию. Вот такой интересный у нас период начался: народ требует волшебства, а законодатели говорят, что сейчас все запретят.
В. Легойда
— Ну, я не думаю, что законодатели входят в те 4%, которые не хотели бы обладать. Я думаю, что это, знаете, как сейчас модно говорить, это другое. Но в данном случае это действительно другое, потому что, по крайней мере из того, что вы прочли, совершенно понятно, что с предельной серьезностью воспринимать результаты этого опроса и говорить, что вот как же так, люди совершенно не понимают опасности магизма и прочее, наверное, не стоит, потому что, когда человек говорит, что я хотел бы обладать сверхспособностями, чтобы исцелять людей, скорее это проявление сочувствия, сострадания какого-то. Вот хорошо было бы, и волшебные сказке, в конце концов, мы не запрещаем, никто их не отменял. Да и в вере люди нередко просят чуда, надеются на него, особенно если это связано с исцелением. Поэтому мне кажется, что приведенные цифры, не знаю, как там получилось 96%, если там везде по 15, по 17 тех, кто конкретные отдельные способности хотели бы. Вот я был на одном интервью, где одни и те же вопросы всем задают, и вот там: «Если бы вы снялись в художественном фильме, какую роль вы хотели бы сыграть?» То есть понятно, что там, наверное, 96% тех, кто это интервью дает, какую-то роль называют, и на основании этого делать вывод, что 96% жителей России хотят быть актерами, наверное, не приходится, то есть, постановка вопроса такова, что, в общем, тут легко какие-то выводы можно сделать, которые не характеризуют отношение человека, если мы об этом говорим, если сказать, что — «как же так, почему вы так относитесь к магии, это же, в общем, нехорошо». Я думаю, если поставить немножко вопрос по-другому, то, конечно, 96% там не будет, хотя в целом я считаю, что проблема, конечно, есть, и то, что законодатели пытаются сделать, есть и реакция на эту проблему. Другое дело, что мы, как раз поддерживая эту инициативу, не раз говорили, и я тоже говорил, что, конечно, здесь мало одних запретов, но все равно просвещение, в том числе образование в области религии — это лучшая прививка от вот такого дурного бытового магизма, точнее, стремления к нему и траты денег на все это.
М. Борисова
— Ваши дети выросли на «Гарри Поттере», или же они как-то счастливо избежали этого?
В. Легойда
— Ну, они точно не выросли на «Гарри Поттере», я не замечал, чтобы они как-то особо к нему относились, но они, конечно, видели. Я, кстати, даже не знаю, читали ли они книжки про Гарри Поттера, при том, что они как-то что-то все-таки читают. Вот продолжается у нас, я вам говорил уже в прошлый раз, что объявил челлендж — 20 страниц в день, и вот мучаю их каждый день, пока я уверенно лидирую, потому что у меня не было пропусков, и если были, то на следующий день наверстывал, и пока я их дергаю, но они так с переменным успехом пытаются. Но фильмы они смотрели, конечно. И я не отношусь к числу тех людей, которые видят в этом исчадие ада. И вообще, знаете, я тут на днях думал про то, что удивительно, у нас есть не то чтобы даже люди, а вот у некоторых людей совершенно замечательных почему-то есть такая привычка: вот им непременно нужно бороться с чем-то и искоренять, и они тратят силы, время, причём не всегда, но как правило, многие, кто себя так ведёт, у них ввиду этого, возможно, не остаётся сил на то, чтобы кого-то похвалить, чтобы сказать: а вот это замечательно. То есть они обязательно будут бороться со злом, а точнее, что им таковым кажется, и вот они будут писать, что «Гарри Поттера» надо вот непременно запретить«. Это как вот (не всем это понравится, понимаю), но это как вот захоронить Ленина, и всё станет хорошо. Вот запретить «Гарри Поттера», и дети вырастут благочестивыми христианами. Я утрирую, но намеренно. И христианство же в том, чтобы себя менять и над собой работать, и, мне кажется, и в том, чтобы поддерживать других, у которых что-то получается. То есть можно много говорить и бороться, и выискивать какие-то страшные вещи в «Гарри Поттере», а можно рассказать о каких-то замечательных книгах, которые действительно сеют разумное доброе вечное, ну если уж тебе это не нравится, но вот и на то, и на то сил, как правило, не хватает.
М. Борисова
— Мы, наконец-то, нашли замечательную тему, которая волнует огромное количество людей. Вот вы, как культуролог, можете мне объяснить, в чём секрет успеха этого книжно-визуального проекта под названием «Гарри Поттер»? Я, например, пыталась найти для себя лично какое-то объяснение этому феномену, поскольку он международный, он всемирный, он долгоиграющий. В нашем мире, где мы постоянно слышим про клиповое сознание, про то, что человек не в состоянии долго удерживаться вниманием на каком-то предмете, а тут десятилетиями несколько поколений всего мира не отрывается от этого персонажа. Где та болевая точка, на которую невольно нажала Джоан Роулинг?
В. Легойда
— Вот удивительным образом сегодня у меня была встреча с несколькими коллегами, мы обсуждали там ряд кинопроектов с продюсерами, которые давно и серьезно занимаются кино, и мы вот ровно вашими словами на эту тему говорили. И говорили так, даже немножко дискутируя, потому что я вспомнил, что когда-то, по-моему, наш замечательный писатель Сергей Лукьяненко мне сказал, что невозможно объяснить, почему выстрелил «Гарри Поттер», поскольку таких книг много. Детских книг подобного рода много, а вот выстрелила одна. Причём мы же знаем, что, по-моему, то ли 10, то ли 12 раз издательства её отвергли, пока вот одно не взяло и какую-то робкую попытку не сделало, небольшой тираж, ну а дальше уж... Но один из моих собеседников сказал, что он не согласен с этим, что всё-таки таких книг точно не много, и что там есть как раз таки вроде бы на типично британском материале было найдено такое, что понятно везде и всем, и привлекательно. Не готов здесь какую-то сторону занять, но я думаю, что в искусстве совершенно точно ты никогда до конца не понимаешь, что выстрелит, что нет. Наверное, есть какое-то совсем коммерческое кино, ещё что-то, где люди просто делают расчёты и получают ожидаемое. Но вот как раз один из моих собеседников, он имел отношение к съёмкам фильма «Географ глобус пропил», и он сказал, что они не рассчитывали ни на что, ни на прокат, что они что-то соберут, это малобюджетное кино. То есть они просто снимали кино, которое хотели, им нравилось всё, но они понимали, что для фестиваля оно недостаточно фестивальное, для массового проката тоже не совсем. И когда они получили там кучу-кучу призов, а потом ещё и в прокате состоялись, они сами до конца не понимали, чего такое произошло. Единственное интересное наблюдение, как раз вполне рационально объяснимое, они сказали, что при всём совершенно большом успехе у нас их не взял ни один зарубежный фестиваль. Почему? Потому что тогда как раз было уже понятно, что для зарубежного фестиваля, который берёт российское кино, это должно быть обязательно кино, которое говорит, что как всё плохо. И есть ещё один фильм, не будем называть его, чтобы невольно не рекламировать, который был взят на зарубежный фестиваль, вот он очень похож на «Географ глобус пропил», только там в конце действительно, знаете, моё было ощущение, хочется пойти и повеситься после. А здесь фильм «Географ глобус пропел» там, наоборот, надежда и «что-то тёплое на сердце», как сказал мой собеседник, один из продюсеров. И вот это вот не берут наши заклятые друзья на Западе, поэтому там проката у них в фестивале смысла не было. А вот какой-нибудь фильм чернушный, видите, там у них всё так.
М. Борисова
— Но «Гарри Поттер», он же совершенно ни к чему из ваших рассуждений не имеет никакого отношения, он и не чернушный, и не национальный...
В. Легойда
— Нет, я же говорил про российские фильмы, начнём с того, что «Гарри Поттер» не российский, поэтому ему не надо быть чернушным. Нет, здесь абсолютно идеологическая установка, причём, понимаете, это не то что нам надо было где-то выступить с пропагандой, мы сидели, пили кофе с друзьями, и вот они рассказали, что это реальные факты. Понимаете, это не то, что там какая-то пропаганда работает, понятно, почему не взяли. Нет, а с «Гарри Поттером» я говорю, что здесь понятно, что ни автор, ни кто-то другой на это не рассчитывал. Не знаю, здесь надо смотреть, анализировать, трудно сказать, есть и ещё более загадочные вещи в мире искусства. Вот мы тоже во время этого разговора вспоминали книгу «Госпожа Бовари» — ну, казалось бы, чего там такого? Огромная популярность была. Но когда это талантливое произведение, и ты всё равно до конца не понимаешь, почему это в широкие массы вышло, но всё-таки оно талантливо, интересно, ярко и красиво. В «Гарри Поттере» один образ дементоров чего стоит. А вот когда кто-то из наших философов в статье о Пушкине (я там, по крайней мере, читал), говорит: «Я вот не понимаю, ну не понимаю, как в России после Пушкина и Лермонтова мог стать популярным, читаемым, обсуждаемым Надсон? После таких вершин в поэзии, как можно так пасть?» Вот это вот намного более загадочные вещи, уж не хочу «пинать» Надсона, но, конечно, что там говорить? Вот это ещё более удивительно.
М. Борисова
— Может, вам и Бальмо́нт не нравится?
В. Легойда
— Нет, здесь: «Старика не трожь», киноцитата тоже. (смеются)
М. Борисова
— Но, несмотря на всю загадочность успеха и неуспеха тех или иных произведений, есть для меня лично совершенно необъяснимая вещь, это суперпопулярность на протяжении нескольких десятилетий вообще жанра фэнтези. Вы вот, как культуролог, можете мне объяснить, что такое фэнтези?
В. Легойда
— Я же культуролог, а не литературовед.
М. Борисова
— Это мне напомнило, когда мне стало нехорошо перед отъездом из командировки в Японии, и встал вопрос, что делать, либо меня всё-таки транспортировать в Москву, либо вызывать скорую помощь японскую. Мне объяснили: «Ты понимаешь, приедет японская скорая помощь, там все узкие специалисты. Вот есть специалист по правому глаза, есть специалист по левому глазу...» Я сказала: «Давайте полетим в Москву».
В. Легойда
— Да-да. А мне напомнил вопрос, эпизод из фильма «Полосатый рейс». Помните, когда там спрашивают: «А вы можете укротить мышь?» Он говорит: «Мышь не могу. Мне, говорит, подавай крупного хищника, льва, тигра, а мышь не могу». Так и я, мне что-нибудь про теорию культуры, а про популярный жанр фэнтези — нет, это я вам не скажу, тем более, что мне лично мне совершенно неинтересен этот жанр. Но я думаю, что как раз таки вот эти 96%, про которые вы сказали, если уж как-то соединить это, они во многом объясняют популярность жанра, вот если человек хочет, «вот хорошо было бы». Собственно, ведь эти грёзы, «нас возвышающий обман», как Пушкин его назвал, искусства, он нам тем, может быть, и ценен, что мы там проживаем какие-то истории, которые в жизни ты не всегда можешь прожить или чаще всего не можешь прожить.
М. Борисова
— Ну, тогда надо читать социалистический реализм.
В. Легойда
— Нет, почему? Как раз социалистический реализм там намного более всё проживаемое.
М. Борисова
— Там как раз истории, которые прожить было невозможно, поскольку они были неосуществимы в реальном жизни.
В. Легойда
— Смотря что иметь в виду, какие произведения. А тут-то уж, когда там летают, порхают, через стенки проходят, конечно, интересно.
М. Борисова
— Ну вот когда летают, порхают и через стенки проходят с христианским подтекстом, это хорошо или плохо с вашей точки зрения? Я имею в виду те же «Хроники Нарнии»
В. Легойда
— Это вы как-то замахиваетесь на Льюиса нашего с Толкином. Ну, кстати, я никогда не был увлечён ни одним, ни другим, мне как раз и у Льюиса более всего интересны совсем не эти произведения, поэтому как-то мне сложно рассуждать о предмете, который для тебя непритягателен, ну есть и есть. И Толкин, боясь разочаровать многих, но всё-таки скажу, что никогда мне не казался таким уж... Как один автор «Фомы» как-то сказал: «Для меня это почти Священное Писание», я удивился очень.
М. Борисова
— Ну, просто оценить явление. Вам не кажется иногда, что это в какой-то степени может быть опасно?
В. Легойда
— Опасно что?
М. Борисова
— Вот именно христианский подтекст такого рода историй, потому что, ну, согласитесь, есть всё-таки некая профанация, когда жертва Христова...
В. Легойда
— Вы про «Хроники Нарнии»?
М. Борисова
— Да.
В. Легойда
— Знаете, меня всегда успокаивало то, что пока людям не сказали, что Аслан символизирует Христа, они об этом и не задумывались, не догадывались и прочее. Можно сказать, что в русской традиции этого действительно нет. У нас есть волшебные сказки, там другие образы и параллели. Но, во-первых, нельзя сказать, что они лишены христианского подтекста, а во-вторых, мы же не говорим, что давайте мы их запретим, потому что там есть опасность неверного представления какого-то.
М. Борисова
— Вы какой-то очень экстремистски настроенный, сразу «запретим», «не запретим», речь-то не об этом.
В. Легойда
— Ну, а о чём? Опасность есть во всём. А разве нет опасности в чтении Священного Писания? Вы знаете, как говорят: с библейскими цитатами можно подтвердить любую точку зрения, в том числе легко прямо противоположные. Поэтому опасность есть, но она есть вообще всегда в этом смысле. Не будем вспоминать, у кого на пряжках было написано «С нами Бог».
М. Борисова
— Если резюмировать: абсолютно неважно, на каком материале растут дети, что им нравится, что они читают?
В. Легойда
— Нет, важно, конечно, но просто на каком бы они ни росли, всегда есть опасность. А главное, что ты никогда не сможешь подстелить соломку, уж такую вот, безусловную. Всё равно будут падать, будут набивать шишки и, наверное, без этого и не надо обходиться. Главное, чтобы насмерть не разбились, вот эту опасность нужно попытаться как-то исключить, так мне кажется.
М. Борисова
— Но если вот всё, о чём мы пытались говорить сегодня, исключить или вынести за скобки, то вы, как отец, что подкладывали своим детям, чтобы они непременно хотя бы заглянули в какую-то книжку?
В. Легойда
— Они в принципе росли и растут ещё в окружении большой библиотеки, по нынешним временам уж точно большой, и книга постоянно в их жизни присутствует. Хотя должен сказать, что, конечно, не потому, что мы были сильно лучше, но потому, что у нас не было никаких гаджетов, а телевизор работал в нашем детстве несколько часов в день, то ты, конечно, невольно ходил по этим полкам, и ты точно знал, что есть. А тут, когда мне недавно ребёнок сказал: «Вот эти серенькие книжечки у тебя там стоят», пытаясь вспомнить, как называется серия «ЖЗЛ», я понял, что не рассматривают. Я тоже, кстати, задаю им разные квесты, говорю: «Найдите в библиотеке такую книгу, такую», там надо попрыгать, побегать, позаглядывать, у нас ещё двигаются полки, у меня второй ряд такой подвижный. Но из того, что запомнилось, я надеюсь, и им тоже, это блаженное, благословенное пандемическое время, когда мы «Капитанскую дочку» прочитали вслух, и стихи читали какие-то, у нас были вечера, когда мы договаривались, что каждый прочтет стихотворение, которым хотел бы сейчас поделиться, вот такое у нас было. Ну, а сейчас уже больше какие-то книги, которые их как-то ориентируют, в том числе и в профессиональном плане.
М. Борисова
— Вы знаете, какое моё любимое было в детстве стихотворение?
В. Легойда
— Не буду гадать.
М. Борисова
— Из «Алисы в стране чудес»:
Было супно. Кругтелся, вентясь по земле,
Склипких козей царапистый рой.
Тихо мисиков стайка грустила во мгле.
Зеленавки хрущали порой.
— Мне кажется, это что-то похожее на «Гарри Поттера». Спасибо огромное за эту беседу. Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» профессор МГИМО, член Общественной палаты, был сегодня с нами в студии программы «Светлый вечер». С вами была Марина Борисова. До свидания, до новых встреч.
В. Легойда
— Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
- «Путь иконописца». Александр Чашкин
- «27-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Николай Конюхов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Шанхайский». Глеб Елисеев
Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о судьбе удивительного святого, почти нашего современника, святителя Иоанна Шанхайского, о том, как складывался его путь к церковному служению, как вместе со многими соотечественниками оказался в вынужденной эмиграции после гражданской войны в России, как, благодаря его трудам, удалось договориться о принятии русских беженцев в США и Австралии, и как в святителе Иоанне удивительным образом объединились подвиг юродства и епископское служение в Китае, Европе и США.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Путь иконописца». Александр Чашкин
Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. Как всегда, в этом часе мы говорим о пути христианина в светском обществе. Сегодня у нас удивительный гость в студии Светлого радио, Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников, расписывал более 15-ти храмов в России и за рубежом. Наверное, проще сказать, что не расписывал Александр Иванович.
Александр Чашкин
— Руководил росписью, скажем так.
Кира Лаврентьева
— Да, да, да. Все известные монастыри, храмы, скажем так, большинство известных храмов и монастырей, так или иначе, все равно связаны с рукой Александра Ивановича. Даже сербский монастырь Дайбабе известный и в США и везде.
Александр Чашкин
— Кафедральный собор Американской Православной Церкви.
Кира Лаврентьева
— Здравствуйте, Александр Иванович. А то я вас представляю-представляю.
Александр Чашкин
— Здравствуйте.
Кира Лаврентьева
— Да, дорогие друзья, Иверская часовня на Красной площади, храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, кафедральный собор в Самаре. Много-много можно перечислять, и в интернете всё это есть. Я думаю, вы уже поняли, гость у нас сегодня незаурядный, это мягко скажем, а вообще, конечно, крайне интересный. Александр Иванович, традиции нашей программы предполагают спрашивать о пути к вере, в вере и жизни с верой. Но я вас еще хотела бы спросить и о пути к иконописному искусству, потому что чем вы только не занимались. Вы сами говорите, что учились в Суриковском институте, окончили оперную студию при Центральном Доме работников искусств, пели на клиросе, так собственно и начал прокладываться ваш путь к вере. Расскажите, пожалуйста, как вы стали верующим человеком, я думаю, это как-то с иконописью очень связано.
Александр Чашкин
— Я начну с того, что я родился в семье, которая никакого отношения не имела к вере, к христианству, к православию. Более того, отец у меня был известным коневодом, родился я фактически в Киргизии на берегах озера Иссык-Куль. Там отец мой создавал породу, которую начали создавать еще до революции. Дочь генерал-губернатора Семиречья, Пьянкова со своим мужем поручиком прочитали статью Пржевальского, что самое красивое место на земле — это озеро Иссык-Куль. Хотя Пржевальский, как известно, был путешественником и объездил очень много стран и земель. И они возмечтали именно там создавать новую породу лошадей, которая объединяла в себе киргизскую лошадку, которая по горам хорошо ездила, донскую лошадь, которая была самая выносливая в мире лошадь, и чистокровную английскую лошадь, которая была по экстерьеру и по скорости самой быстрой, самой красивой в мире, ибо произведена она была от ахалтекинцев, от древней лошади, на которой еще ездил по преданию Макендонский, Буцефал его жеребец был. И я там родился. Поэтому я никакого отношения к иконам не имел. В 15 лет мы переехали в Рязанскую область, отца пригласили во Всесоюзный институт коневодства работать, продолжать работу селекционную на счет лошадей. Рядом было село Константиново известное, где родился Сергей Есенин. Моя первая профессия была — я объезжал лошадей, в течение очень многих лет я работал наездником, это называется правильно конюх-берейтор, занимался конным спортом. Казалось бы, моя судьба сама мне велела продолжать дело отца, быть коневодом, заниматься лошадьми. Но получилось так, что я работал на ипподроме, объезжал лошадей, работал в отделении чистокровных лошадей Рязанского конного завода. В это время я рисовал пейзажики. Однажды я в обществе взял и что-то спел. Мне сказал один человек, бас, который когда-то учился в консерватории: ты что, сумасшедший с таким голосом ты занимаешься лошадьми? И отвел меня к солистке Большого театра Масловой, как сейчас помню, народной артистке Советского Союза. Она меня приняла в школу при Большом театре. Была такая школа-студия, где был ректором сам Козловский, который прослушал меня, тут же меня приняли без всяких экзаменов. Я проучился там почти 4 года. Более того я учился у солистки Ла Скала в прошлом, такая была Нина Леонова-Бинесович, знаменитое драматическое сопрано. Я решил, что, наверное, буду оперным певцом. Я безумно любил Карузо, Марио Ланца, слушал пластинки этих великих теноров-итальянцев. Сам мечтал, давал концерты, пел по-итальянски неаполитанские песни. Меня даже называли итальянец из Химки Ховрино, тогда кто-то меня обозвал. И получилось так, что меня направили в консерваторию, а мне было уже больше 28 лет, а туда принимали на дневное отделение только до 28 лет. А на вечернее принимали только москвичей, у меня тогда не было прописки и, короче говоря, я в консерваторию прошел по экзаменам, но меня не приняли. И я пошел работать, кто-то мне посоветовал: иди в церковный хор, может быть, тебя возьмут певчим. Через каких-то знакомых я попал на Сокол, храм Всех Святых, меня прослушал регент Чуенков знаменитый, тоже известный регент был. Меня приняли туда, и я стал петь в храме. Что из меня оперного певца не вышло, я несколько подрасстроился, достаточно сильно. Но, смирившись, стал петь в церковном хоре, и потом подумал, что это, может быть, моя судьба. Но дальше произошло какое-то чудо невероятное, как я считаю. Чудо, которое говорит о том, что не всегда мы делаем то, что хотим. Это нужно нашей судьбе, говорят, что прокладывается сверху судьба человека, то есть Богом. А человек уже должен сам решать, ему дана свобода воли. У нас на Соколе работала монашка Вера уставщицей, которая меня как-то отвела, сказала, что у нее дома живет знаменитый старец Сампсон Сиверс, так называемый.
Кира Лаврентьева
— Ничего себе.
Александр Чашкин
— Говорит: пойдем, я тебя познакомлю. Я говорю: нет, Вера, что ты, такой старец знаменитый, зачем я ему нужен? — Нет, ну, пойдем все-таки. Он уже старенький, ты будешь рад знакомству с ним. В общем, так получилось, что я к нему попал, к Сиверсу. Он, что интересно, спросил: ты чем занимаешься? Я говорю: да вот, работаю на ипподроме, пою в храме, оперного певца из меня не получилось, очень доволен, что попал не в герои оперы, Каварадосси, Канио «Паяцы», а пою церковные вещи. Так, работаю на ипподроме, объезжаю лошадей, пишу пейзажики, говорю. Но параллельно, когда я работал на ипподроме и начал писать пейзажики, мне надо было у кого-то учиться. В Суриковский институт я тогда мечтал только поступить, но моя мечта до реальной не воплотилась. Поэтому я просто познакомился с художником Зюзиным, который был очень интересный человек и художник. Он сказал мне тогда, только из армии я вернулся: Сашулька, зачем тебе Суриковский институт? Вот есть такой маэстро, метр московской богемы Василий Яковлевич Ситников, пойдешь к нему, десять академий закончишь, великий рисовальщик. Я подумал, почему не сходить. Он отвел меня к этому Ситникову, который сейчас очень известный человек, у него картины во многих музеях, в частности несколько картин в музее Гуггенхайма находятся в Америке. В общем, я попал к нему в ученики, показал пейзажики, он говорит: мне это очень нравится — и стал параллельно учиться у него, у этого Ситникова, живописи, рисунку.
Кира Лаврентьева
— В гостях у «Вечера Воскресенья» Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор. Вот, вы попали к Ситникову?
Александр Чашкин
— Да. И вот у Ситникова брали уроки большие серьезные художники, которые давно закончили Суриковский институт, даже преподаватели у него брали уроки. В частности, как сейчас помню, Александр Иконников преподавал в Суриковском институте. Я ему как-то сказал, что отец страшно переживает, что я не учусь в Суриковском, а продолжаю работать, объезжать лошадей. По сути дела, конеберейтором, моя была профессия. Берейтор это наездник, объездчик лошадей. Мне Иконников сказал: а давай, я тебя возьму, у тебя такой уровень, что я тебя возьму. Формально сдашь экзамены, а я тебя возьму в Суриковский институт на вечернее отделение. Только не говори Ситникову, не говори Зюзину, никому не говори, и ты потихонечку закончишь. И я там проучился 4 года, закончил Суриковский институт, эти вечерние классы, как они назывались. Я возвращаюсь к тому, когда я попал к Сиверсу, он меня спросил, чем занимаешься? Я говорю: вот, я учился в Суриковском, работаю на ипподроме, пою в храме. И он, обращаясь к Вере, не ко мне, а к Вере, это удивительно было, сказал: Вера, ты знаешь, что Александр будет писать иконы? Отведи его к Зинону. Я удивился, говорю: батюшка, во-первых, я не собираюсь иконы писать, потому что иконы пишут святые, с моей точки зрения, и потом кто такой Зинон, я не знаю, не слышал. Он тут же сказал: Ну, Зинон это современный Рублев. Это мне сказал батюшка и подтвердила Вера. Вера, ты его не слушай, что он там не будет, он будет иконы писать, отведи его к Зинону. Кстати, я, перебивая себя, могу сказать, что я встречал несколько даже священников. Одного профессора психиатрии, в Яме он настоятель — Ям такое место под Москвой — который был профессором медицины, у которого была своя клиника и который тоже пришел к Сиверсу, тот сказал: ты будешь священником. Он сказал: что вы, батюшка, я же профессор, занимаюсь психиатрией. — Нет, ты будешь. И он через два года стал священником. К сожалению, я забыл, как его зовут, не важно. Я очень удивился, что к какому-то Зинону, который есть современный Рублев, меня должны отвести. Я думаю, ладно, сказал и сказал батюшка. Мы поговорили, распрощались, я благословился и ушел. А потом по истечении где-то месяца она мне предлагала... Тогда возрождался Даниловский монастырь, там работал этот самый Зинон. Несколько раз она всё пыталась меня привести, я всё отговаривался, потом как-то мы с ней куда-то шли, она говорит: а давай всё же зайдем в Даниловский монастырь. Я говорю: ну, давай, раз уж мы проходим мимо, давай зайдем. Мы зашли. Она сказала: я к Зинону, если можно его вызвать. Я, потом работая с Зиноном много лет, знал, что он никогда не выходил к женщинам, даже не спрашивал, монашка это, не монашка, просто он ни к кому не выходил, потому что столько желающих было его увидеть. А здесь он вышел и спросил меня, в том числе, вы зачем пришли? А я говорю: я хотел бы помогать как-то, если можно вам помочь в росписи монастыря, в работе над восстановлением Даниловского монастыря. Он говорит: хорошо, приходите завтра, я вам найду какую-нибудь работу. На следующий день я пришел в Даниловский монастырь. И здесь произошло еще некое чудо. Когда я зашел в храм Семи Вселенских Соборов, в котором Зинон работал над иконостасом, я увидел, как он работает. Он писал икону. И я, когда увидел, как он работает, и вообще его в работе увидел первый раз, я понял, что передо мной действительно гениальный иконописец, и до сих пор так считаю, и не только я, а в мире очень многие так считают. Более того, наперед забегая, могу сказать, что когда я руководил росписью кафедрального Никольского собора Американской Православной Церкви в Вашингтоне, то меня познакомили с отцом Федором Куфусом, который на то время — это около 30-ти лет назад было, 27 лет назад — был ведущим, считался самым дорогим и самым известным греческим иконописцем современным. Меня познакомили, я с ним сразу подружился. В том числе надо было сказать комплимент. Сначала я посмотрел на его работу, он расписывал храм, по-моему, Архангела Михаила у Потапова в Зарубежной церкви. Я посмотрел, мне очень понравилось, я ему сказал: отец Федор, по-видимому, два самых выдающихся современных иконописца, это вы и Зинон. Он на меня посмотрел внимательно и сказал такую фразу: ты знаешь, Александр, ты ничего не понимаешь в иконах, если ты сравниваешь, с Зиноном никого нельзя сравнить в современной иконописи, и даже меня, — он поднял палец кверху — даже меня нельзя сравнить с ним. Он, конечно, самый выдающийся художник современности. Дальше произошло вот это чудо, когда я стал работать с ним над восстановлением. Я растирал краски, полгода или год не говорил, что я занимался живописью, и смотрел, как он работает, и это было для меня самой высшей школой, конечно. А дальше он уехал в Псково-Печерский монастырь, я поехал за ним, пробыл у него где-то полгода-год, и наезжал к нему время от времени. В это время я уже поступил в Софринские мастерские иконописные, где я проработал несколько лет. Я уже подумывал, как бы мне не остаться совсем в Псково-Печерском монастыре, я был типа послушника, имел такую аккредитацию в виде послушника. Кстати, вторым послушником у Зинона был тогда нынешний митрополит Тихон, а тогда он был просто для меня Гоша.
Кира Лаврентьева
— Да, были эти времена.
Александр Чашкин
— Это были те времена, когда мы вместе с ним были, а потом он перешел к Крестьянкину. А меня вдруг однажды вызывает наместник, сейчас он митрополит Коломенский в Подмосковье, тогда был наместником Псково-Печерского монастыря отец Павел, тогда еще Павел, и говорит: тебя призывает зачем-то патриарх. А я говорю: зачем? — Ну вот, вроде, об Америке какая-то речь идет. Теперь расскажу, как я попал в Америку, также интересный рассказ. Когда я работал в Софринских мастерских, первый храм, росписью которого я руководил, был знаменитый, очень известный храм в Кочаках, родовой храм семьи Льва Николаевича Толстого, где похоронены все его предки, дети почти все, кроме него самого, конечно. Как известно, он похоронен не около храма, а около дома. Известно, да?
Кира Лаврентьева
— Ну да.
Александр Чашкин
— Когда закончили роспись этого храм — сейчас, кстати, об этом фильм пытаются создать, как я расписывал больше 30-ти лет назад его — вдруг приехала американская делегация. В составе Американской делегации был настоятель кафедрального собора Американской Православной Церкви отец Дмитрий Григорьев, это очень известный знаменитый автор многих классических трудов о Достоевском, он специалист по Достоевскому, классические труды многие принадлежат именно ему. И владыка Василий (Родзянко) всем известный, который был епископом Вашингтонским на то время. Ну и еще несколько человек было. Они ездили по России, чтобы найти русского художника, который бы расписал кафедральный собор Американской Православной Церкви. Это связано с тем, что им хотелось, чтобы именно русский расписал. И второе, может быть, материально, с греками разговор более серьезный в смысле материальном. Короче, им понравилась моя роспись, и они меня пригласили, к Алексею II пришли, говорят: вот, мы хотим Чашкина, чтобы он руководил росписью кафедрального собора. В течение полгода, тогда я приехал из Псково-Печерского монастыря в Москву, меня вызвал патриарх Алексей II, сказал: ты поедешь в Америку расписывать собор. Я уже рассказывал, что отец Павел, наместник, сказал, что я тебя не благословляю в Америку ехать. Я говорю: что делать, раз патриарх вызывает, съезжу. Если меня утвердят, то мир посмотрю. — Нет, я тебя не благословляю. Кстати говоря, через месяц он приехал, уже епископом Нью-Йоркским стал. Значит такое, говорит, послушание. Я говорю, ну, что же, вы вроде не собирались, владыка. А он сказал: ну, знаешь, все-таки послушание, послушание. Так получилось, что я там проработал три года, расписывая кафедральный собор. Для меня это был подарок судьбы невероятный, конечно. Дело даже не в Америке, а в том, что... Это длинный разговор отдельный, коротко скажу. Я там пообщался с потомками русских эмигрантов, которых изгнали еще большевики в 20-х годах. Допустим, тот же Григорьев был сын генерал-губернатора Архангельска. Тот же владыка Василий был внук председателя Государственной Думы. Толстой Владимир Сергеевич, староста храма, который был прямой потомок Алексея Михайловича Толстого, Милославский. Там были такие потомки древних даже русских родов, эмигранты. Я бы так сказал, что это были подлинные патриоты России. Они не считали, что сами уехали, они достаточно негативно относились к тем, кто уезжал сам, их же родителей, дедов изгнали большевики фактически, они любили Россию, были подлинными патриотами России. Поэтому я был в обществе, как попал среди какой-то элиты русской, которую лишили родины. Я был счастлив там находиться три года, счастлив был работать там. Конечный итог — я могу сказать, в газете «Вашингтон пост» было написано, что из Москвы приехала группа русских иконописцев во главе с Александром Ивановичем Чашкиным, которые превратили кафедральный собор в жемчужину мировой живописи, была такая фраза в газете «Вашингтон пост». Так что я вернулся, Алексей II был очень доволен, наградил меня орденом Владимира III степени.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У нас в студии Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы очень скоро к вам вернемся. Пожалуйста, оставайтесь с нами.
Кира Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, меня зовут Кира Лаврентьева. Я с радостью напоминаю вам, что у нас сегодня знаменательный гость Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Огромное количество храмов, монастырей расписывал Александр Иванович в России и за рубежом. Об этом мы сегодня говорим, говорим о богословии иконы, говорим о пути Александра Ивановича к вере и к иконописи. Все это, конечно, интересно, и часа нам явно уже не хватает, я вижу. Александр Иванович мы с вами остановились на росписи храма в Америке. Пожалуйста, расскажите, как там дальше всё продолжалось, как всё развивалось.
Александр Чашкин
— По приезде из Америки я был главным иконописцем предприятия Софрино, фактически был главным иконописцем Московской патриархии. Дальше было много интересного, в том числе, я познакомился с совершенно потрясающим человеком, которого уже канонизировали как местного святого. Я думаю, что когда-нибудь его канонизируют не только как местного. Так же возвращаюсь к Родзянко, епископу Вашингтонскому, я даже думаю, что его когда-нибудь канонизируют, потому что многие, в том числе и я, общаясь с ним, поняли, какой это удивительный человек, совершенно бескорыстный. Более того, он еще не признанный миром богослов. Он написал совершенно потрясающую книгу «Теория распада вселенной и вера отцов», где выдвинул идею, с точки зрения современных астрономов и богословов она кажется совершенно безумной, а именно теорию о создании мира. Он прочитал у Василия Великого, своего святого, что наш мир, когда галактики разбегаются, это осколки Вселенной, которые разлетаются во все стороны, летят в тартарары, но когда-нибудь они будут назад. В индийской философии похожее есть. Во всяком случае, он говорил, что это не создание мира, по его гипотезе. А создание мира — это был райский совершенно мир в другом измерении, который через грехопадение взорвался и стал разбегаться во все стороны неизвестно куда. Короче говоря, на первой взгляд совершено безумная идея, но он ее вычитал у Василия Великого. Я говорю, что владыка Василий был выдающимся богословом, которого еще мир не оценил, а как человек он был совершенно удивительный. Есть такая книга «Тайны святых», где говорится о том, что такое святой человек. Это человек, который полон некой энергии любви, энергетики любви. Я в свое время познакомился и исповедовался у Кирилла, а Кирилл это человек, который был духовником Алексея II, духовником лавры был.
Кира Лаврентьева
— Архимандрит Кирилл (Павлов).
Александр Чашкин
— Да, Павлов. И вот, я случайно попал к нему на исповедь, даже не хотел исповедоваться, хотел сбежать. Он говорит: э, куда собрался, ну-ка иди сюда. Проговорив с ним 15 минут, я не хотел от него уходить. Настолько это был удивительный человек, настолько он меня обаял этой энергией любви, что мне просто хотелось около него быть все время. То же самое чувство у меня было к владыке Василию. Отец Дмитрий Григорьев тоже был такой же человек. Короче говоря, слава Тебе, Господи, я познакомился со многими... То же Сампсон, который мне такую невероятную идею... Я заканчиваю уже о своем пути, я думаю сказать, я не собирался никогда иконы писать, как из моего рассказа следует, он меня направил на этот путь и только через много десятилетий я понял, что меня Господь вел этим путем, а я еще и сопротивлялся. И каждый раз было то, что Господь меня приводил к моей профессии, единственной, которой я сейчас занимаюсь, и без нее уже не мыслю ни своей жизни, ни своего будущего, ни своего прошлого. И всё это увидел во мне этот старец Сампсон. Еще один старец, я считаю, что вопрос канонизации только вопрос времени — это отец Авель Рязанский.
Кира Лаврентьева
— Вы его называли своим духовником?
Александр Чашкин
— Он для меня был как отец родной. Я его знал в течение почти 25-ти лет. Я не знаю, может быть, отношения мне напоминают отношения Зосимы и Алеши Карамазова. Я к нему приходил всегда, я даже не мог его назвать духовным отцом, он был просто очень близкий, родной человек, с которым я готов был общаться бесконечно долго и много, даже более того, он однажды меня призвал и сказал: Сашенька, дорогой, вот через полгода я умру. — Да, что вы, батюшка, да живите. — Нет, Сашенька, ты уж помолчи, пойдем, я тебе покажу, где будет моя усыпальница. Был небольшой храм-часовня Серафима Саровского, а отец Авель был в схиме именно Серафим. Мне показал, над могилкой такое напишешь, здесь царская семья, а он особо почитал царскую семью. Сказал, где что написать, и ровно через полгода он умер действительно. И я расписал эту часовню в Иоанно-Богословском Рязанском монастыре. Эта часовня в честь Серафима Саровского стала усыпальницей этого великого старца, который около 15 лет жил на Афоне и 11 лет был игуменом — по-нашему настоятель, у них игумен — Пантелеимонова монастыря Афонского. Еще один случай расскажу, где Америка меня тоже привела, и на этом я свою судьбу закончу. Однажды некий человек, который был вице-премьером Украины, еще дружественной нам когда-то давно, лет 15 назад, Лунёв, он был министром угольной промышленности, выдающийся специалист горного дела, решили с братом сделать собор в Святогорском монастыре Донецкой области. Это, кстати, родина моих предков со стороны отца, там рядом село было, где отец родился. И они искали тоже художника. И вот он случайно совершенно, мне аукнулась та же Америка, я так уже для смеха рассказываю, однажды выбирал художника, не разбирался в иконах, смотрел фотографии. И вдруг наткнулся на фотографии, где я стою вместе с Ваном Клиберном, как известно, был великий пианист, один из величайших пианистов 20-го века, сказал: а это кто? Это же Ван Клиберн? — Да, Ван Клиберн. — А это кто? — А это иконописец Чашкин. Не будет же Ван Клиберн, скажем так, с нехорошим человеком фотографироваться, там другое слово обозначил, не очень приличное. Вот, его беру. Благодаря Вану Клиберну, я попал, руководил росписью собора в Святогорском монастыре. Я почему их вспомнил, Лунёвых, светлых людей, двух братьев, Сергея Георгиевича и Владимира Георгиевича, которые построили этот великолепный собор, который я считал моей самой лучшей работой, я его расписывал в течение двух где-то лет, ездил туда. К сожалению, год назад его разбомбили. Не полностью, он остался, но очень сильно разбомбили. А это был потрясающий собор. Украинская Церковь даже наградила меня высшим орденом украинским — орденом Нестора Летописца I степени за роспись этого собора. Ну, а потом пошло туда, куда уже пошло, и этот собор теперь не знаю, восстановят когда-нибудь или нет. Но Лунев говорит: дай Бог, война закончится, поедем восстанавливать. Я про свою судьбу всё рассказал.
Кира Лаврентьева
— В гостях у «Вечера воскресенья» Александр Иванович Чашкин, художник-иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор. Александр Иванович, можно много вас спрашивать, потому что действительно интересно. Десять жизней в одной как-то уместилось у вас удивительным образом. Хочется спросить про богословие иконы.
Александр Чашкин
— Давайте.
Кира Лаврентьева
— Ваши мысли по поводу иконописного искусства узнать.
Александр Чашкин
— Это вопрос очень злободневный и правильный. В Москве сейчас восстанавливается чуть ли ни 300 храмов, и этот вопрос очень злободневный. Здесь какой-то спор между академическими художниками, которые, скажем, закончили Суриковский институт или закончили академию Глазунова, они претендуют на роспись многих храмов, более того, расписывают. В частности, когда я приехал из Америки, меня призвал Алексей II и сказал: Александр Иванович, как мы будем храм расписывать Христа Спасителя? Тогда он уже был готов, но еще готовился к росписи. Я ему сказал: ваше святейшество, если мы будем пытаться повторить то, что было, во-первых, художника уровня Семирадского, Репина, Сурикова, Крамского, Васнецова сейчас нет. И я ему напомнил, что Васнецов, когда расписывал в Киеве собор известный, после росписи собора, которую все очень хвалили, сказал такую вещь удивительную. Он сказал, что все мы, современные художники, мечтая о славе Дионисиев и Рублевых, к сожалению, шли совершенно не тем путем. То есть то, что мы сделали, это не церковное искусство. Поэтому надо возвращаться к подлинному каноническому церковному иконописному искусству, а не расписывать в академической манере храмы. В чем тут дело? Известен такой философ и богослов, как Павел Флоренский, он написал гениальную совершенно книгу, которая называется «Иконостас», всем советую ее почитать, чтобы понять, в чем разница между иконописным искусством и академическим искусством.
Кира Лаврентьева
— Вы написали отца Павла без нимба в одном из храмов американских, в благодарность ему за эту книгу.
Александр Чашкин
— Да, да, я там... Я тут же прокомментирую немножко. В храме в Америке табличка была, что храм посвящен жертвам русской революции. И когда надо было расписать заднюю стенку, я предложил сделать роспись, в которой отразить жертвы революции. То есть канонизированных уже святых и тех, которых не канонизировали еще, но которых, может быть, канонизируют или нет, но они пали, были жертвами революции. В частности, разговор идет о Павле Флоренском. Он, безусловно, по всем категориям был мученик, то есть той самой жертвой революции, потому что его до сих пор трудно... По одним сведениям его расстреляли в 38-м году, по другим в 43-м. Но, во всяком случае, это был выдающийся совершенно богослов, выдающийся философ. По какому случаю его не канонизировали? Кто-то сказал, что в его богословских рассуждениях клубок нераспустившейся ереси, еще что-то сказано было. Многие люди, большинство было за канонизацию Павла Флоренского, а его все-таки не канонизировали. Я его почитаю особенно и даже считаю его святым. Тогда не была еще канонизирована царская семья именно нашей патриархией Московской, а была канонизирована только зарубежной Церковью. На этом у них был большой разлад, очень много спорили, очень много ругались. После того, как Московская патриархия канонизировала царскую семью, помирились и, более того, воссоединились в какой-то мере, произошло воссоединение зарубежной и нашей патриархии, о чем мечтал владыка Василий (Родзянко), человек сам с невероятной судьбой. Если рассказать его судьбу, он участвовал в сопротивлении Югославском, он был в армии... четники, так называемые, это православное королевское войско сербское. К сожалению, когда Тито организовал уже коммунистическую армию, начал где-то в 43-м году активные боевые действия против фашистов, а до этого все бои вело именно православное это войско четников. К сожалению, Тито победил, и частично ему были приписаны все победы, а четников многих, кто участвовал в сопротивлении, именно православное войско, посадили в Югославии. Владыке Василию за то, что он был врачом в армии четников, дали 6 лет. Он просидел два года, кажется, в тюрьме коммунистической, потом его поменяли на кого-то, и он попал в Англию, и стал учеником знаменитого владыки Антония Сурожского, который его послал в Америку. Он стал епископом Сан-Францисским, а уже потом стал епископом Вашингтонским. Вот такая судьба у него была. Во всяком случае, всю войну он прошел, воевал в армии, просидел несколько лет в тюрьме. Потом был у владыки Антония послушником многие-многие года, он его сделал епископом. Короче говоря, возвращаясь к теме, я уже процитировал Васнецова, какая разница между академическим искусством, так называемым, и церковным искусством?
Кира Лаврентьева
— Да.
Александр Чашкин
— Церковное искусство изображает некое историческое событие или историческую личность. Что такое иконописный канонический подход к изображению? На иконе изображена личность уже в преображенном виде. Святой не как историческая личность, а как некая преображенная личность, которая уже находится в высших формах бытия в другом измерении. Так же как любое событие, которое происходит, исторически, допустим, Тайная вечеря происходила две тысячи лет назад в Иерусалиме. Ныне каждый год мы празднуем ее. И притом, празднуем не только то событие двухтысячелетней давности, но мы празднуем как какую-то вечную Пасху, именно Воскресение Христово, которое каждый раз на Пасху, как некое мистическое событие, которое свершилось в вечности и которое происходит постоянно в вечности. Поэтому, в сущности, молиться на не преображенный образ, а не на иконописный образ не имеет смысла, потому что на нем изображена историческая личность. Смысл христианства — именно преображение всего нашего естества, всего человечества так же, как и всего мира. Иоанн сказал в Евангелии: и да будут даны человекам новая земля и новое небо. То есть преображенная земля и преображенное небо после Второго пришествия. И все люди после Страшного Суда уже в преображенном виде в этой новой земле и новом небе будут жить совсем в другом измерении. Многие не знают такой вещи, что икона — это окно в потусторонний мир, по совершенно замечательному определению Павла Флоренского. Когда человек молится на икону, он обращается не к нарисованному образу, а к именно к первопричине. Допустим, к Спасителю, не нарисованному, а через изображение Спасителя обращается к Спасителю, Который истинно находится в Горних мирах, в высшей форме бытия, в высшем измерении. И он обращается к этому высшему Божественному образу Спасителя, а все святые, которые несут в себе образ этого Спасителя, тоже уже в преображенном виде находятся в Царствии Небесном. И мы, обращаясь к святому, обращаемся к Царству Небесному, к Горним мирам, в которых находятся эти святые. Я не говорю, что это какая-то еретическая вещь, хотя по канонам точно обозначено. Допустим, я Алексею II, когда он меня спросил, как будем расписывать храм Христа Спасителя, сказал: ваше святейшество, если пытаться повторять то, что было, то придется рисовать образ Саваофа на куполе.
Кира Лаврентьева
— Нельзя же, да? Он не канонический, запрещен Седьмым Вселенским Собором.
Александр Чашкин
— А образ Саваофа запрещен, буквально считается еретическим. Собственно, иконопись началась с того, что Господь Иисус Христос принял человеческую плоть, и мы изображаем именно Его человеческую сущность. Конечно, мы не в состоянии Его Божественность отобразить, но мы изображаем Его человеческую сущность. В том числе, запрещено изображения образа Бога Отца, потому что Бог Отец в богословском понятии абсолютно трансцендентное понятие к нашим человеческим измерениям, абсолютно невыразимое, не измеримое, и потому во всех религиях он запрещен. Между прочим, мало кто знает, что также изображение Саваофа даже в нашем каноническом понятии православия не просто запрещено, а считается еретическим по решению Четвертого Вселенского Собора.
Кира Лаврентьева
— Четвертого, а я сказала Седьмого.
Александр Чашкин
— И Седьмого Московского Собора. Повсеместно изображение Бога Отца и так называемой Новозаветной Троицы распространены именно потому, что это уже влияние католиков, влияние Запада. После известного исторического события, когда Петр I, не понимая ни православия, ни его догматов, ни его глубины богословской, философской, послал учиться художников на Запад. Они приехали, закрасили великолепные шедевры Рублева, Дионисия, Феофана Грека и стали рисовать в академическом реалистическом стиле Бога Отца, дедушку с бородой, сидящего на облаках, пупсиков таких вместо ангелов. Например, Павел Флоренский говорил: какая разница даже в изображении складок иконописного искусства и академического. Академическое искусство изображает материальные складки одежды. Иконописное искусство — это суть светозарное облачение святых. Не только лик должен быть изображен в иконописной манере, то есть преображенный образ святого, который уже находится в неком другом измерении, в Царствии Небесном, в Горних мирах, и даже складки его одежды должны быть изображены, как светозарное некое облачение, а не как материальное облачение. В этом большая разница. Икона ведет сознание современного человека от материалистического понимания мира, где, по выражению Шмемана, главный грех обозначен чуть ли не единственным — грех потребительства в самом широком смысле этого слова, когда потребительство есть главный смысл человечества. Когда главным смыслом человечества должно быть то, о чем говорит икона, то есть возвышение и преображение человека, изменение сознания. Литургия это таинство единения любви. Через это таинство и через любовь мы возвышаемся до неких Горних миров, и наше естество в некотором смысле испытывает некое преображение и некое соприкосновение с высшими Горними мирами, о чем литургия постоянно и возвещает. Именно изменение сознания, отбросим всё земное и обратимся своим взором в Царствие Небесное к Горним мирам. Поэтому, я еще раз повторяю, сейчас, я думаю, те священники, которые предлагают расписывать новые храмы, должны на это обратить серьезное внимание. Я понимаю, что у кого-то есть возможность пробить заказ на академические изображения в храме. Всё это может быть и написано хорошо, хотя повторяю, сейчас нет художников такого уровня, как тот же Васнецов или Нестеров, которые даже в изображениях академических достигали совершенной духовной высоты, очень высокой. Но тот же Васнецов говорил, что мы шли не тем путем и наша живопись не стала церковной от того, что мы писали не в той манере и, мечтая о славе Дионисия и Рублева, повторяю, мы создавали не церковное искусство. На это надо обратить особенное внимание современным и священникам и... Кстати говоря, заметьте, я был, естественно, в Греции, я был на Кипре. Что меня удивило на том же Кипре, что практически все католические храмы расписаны в иконописной манере, то есть в византийской манере. Более того, у нас многие считают, что русская иконопись должна капитально отличаться от византийской иконописи. Хотя я думаю, что все выдающиеся иконописцы, начиная с Рублева, Дионисия или совершенно замечательной Старой Ладоги, считали себя преемниками Византии, так же как считают себя преемниками, я думаю, и наши богословы, не только иконописцы. Естественно, что надо обратить на это серьезное внимание. К сожалению, есть такие примеры, когда совершенно замечательные иконописные храмы даже многие уничтожаются. Например, в Царицыно храм, который расписывал мой приятель Соколов Александр, к сожалению, его потрясающие, великолепные росписи сбили и записали просто академическими не очень высокого класса работами. Все возмущаются, но что делать, чтобы этого не повторялось? Я надеюсь.
Кира Лаврентьева
— Спасибо огромное, Александр Иванович. Дорогие друзья, в этом часе на Радио ВЕРА с нами был Александр Иванович Чашкин, художник, иконописец, академик Российской европейской академии естественных наук, член Союза художников. Меня зовут Кира Лаврентьева. Александр Иванович, спасибо вам, что вы приоткрыли свои фрагменты жизни, это действительно очень ценно для нас и, уверена, для наших слушателей. Всего вам доброго. До свиданья.
Александр Чашкин
— До свиданья всем.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений











