Гость программы - Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Темы беседы: Патриаршая детская литургия в храме Христа Спасителя; Собрание Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей в Шамбези; Что такое православная миссии; Можно ли быть хорошим человеком без Христа.
______________________________________________________________
А. Пичугин
— Это радио «Вера» в эфире, дорогие друзья. Здравствуйте. Программа «Светлый вечер». Здесь в этой студии я — Алексей Пичугин...
К. Мацан
— И я — Константин Мацан.
А. Пичугин
— Как всегда, по пятницам, здесь мы приветствуем Владимира Романовича Легойду, главу Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессора МГИМО, главного редактора журнала «Фома». Здравствуйте.
В. Легойда
— Добрый вечер.
Наше досье:
Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
А. Пичугин
— Ряд тем, которые мы бы хотели с вами сегодня обсудить, Владимир Романович, открывает очень трогательная хорошая история про детскую литургию, которую не так давно, буквально на днях Патриарх отслужил в Храме Христа Спасителя. Огромный детский хор, очень трогательно, любой слушатель, если заинтересуется, может зайти на официальный сайт Патриархии, там есть видеосюжет, как маленький мальчик читает апостол, полный храм детей. Руководитель детского хора Варвара Волкова, супруга отца Александра Волкова...
В. Легойда
— Пресс-секретаря Святейшего Патриарха.
А. Пичугин
— Да-да. ...рассказывала, что подготовка к этой литургии шла очень долго, несколько лет...
К. Мацан
— Три года, она говорила, по-моему.
В. Легойда
— Три года общая подготовка, насколько я понимаю, последние несколько месяцев очень интенсивная. Потому что более 250 детей, хор, это, конечно, очень сложно.
А. Пичугин
— И вот мы хотели бы спросить: «А зачем вообще нужны детские литургии?» Во-первых, мы говорим про патриаршую литургию, а во-вторых, я знаю несколько храмов, где отдельно раз, может быть, несколько раз в год, раз в несколько месяцев служатся тоже отдельные детские литургии. Причем каждый настоятель подходит к этому творчески, по-разному. Где-то скамеечки детям ставят...
В. Легойда
— В разных храмах, простите, в разных епархиях, если я не ошибаюсь, в Ставрополе в этом году тоже была примерно в это же время детская литургия, архиерейская.
А. Пичугин
— И в связи с этим вопрос: «Зачем нужны детские литургии?»
В. Легойда
— Если позволите, мы сначала проясним, что такое детская литургия, потому что некоторые люди начинают удивляться, кто-то даже смущаться. В чем ее детскость, — один батюшка даже написал в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). Это условное название, это не значит, что идет чинопоследование какое-то другое. Речь идет о том, что было в Храме Христа Спасителя. Там просто был детский хор, как вы уже справедливо заметили, читал мальчик апостола, апостольское чтение, и приглашены были, в основном, дети. Конечно, там были и взрослые, детей нужно сопровождать и все, но храм был полон детей, в этом её детскость. Речь не идет о том, что это какое-то особое богослужение.
Для чего это нужно? Мне кажется, что это какой-то самоочевидный ответ, это здорово, когда столько детей, и для детей это очень важно. Не просто интересно, но и важно. Ребенок очень живо переживает богослужение. Конечно, когда архиерейская служба, она длиннее, когда патриаршая — торжественнее. Может быть, это и для детей тоже важно и интересно. Мне кажется, когда дети, я так исключительно своим впечатлением делюсь, мнение высказываю. Когда дети приходят со взрослыми, вот ты, кажется, при взрослом ты пришел, а тут это наше. Тут никаких смыслов других, подводных камней нет. Я думаю так, ощущение священника, Святейший Патриарх даже потом прослезился, на чтении апостола, когда мальчик читал.
К. Мацан
— А такая долгая подготовка — три года, с чем это связано? Напрашивается мысль, что три года детский хор репетировал.
В. Легойда
— Я не знаю деталей, лучше вам пригласить, если вы еще не пригласили матушку, это было бы интересно. Все-таки у нее совсем другие переживания, не мои. Я просто молился за литургией, а она была регентом. Я думаю, Константин Михайлович, вам как музыканту должно быть понятно, что это требует подготовки. Но насколько я понимаю, именно хор, спевки, все это было активно несколько месяцев последних.
А. Пичугин
— Там, наверное, и детей отбирали какое-то время... Все-таки, наверное, у нас нет такого количества детей в московских приходах.
В. Легойда
— Представьте, если я что-нибудь скажу, потом по-нашему эфиру напишут: «Легойда сказал, что детей отбирали». Что значит отбирали?
А. Пичугин
— В хор отбирают же.
К. Мацан
— Заголовок сработал бы.
В. Легойда
— Понятно, что это не единый хор. Это сводный хор, поэтому, конечно, с точки зрения, чтобы он звучал...
А. Пичугин
— Конечно, в этом же нет ничего плохого.
В. Легойда
— Конечно, нет. Но это мы с вами так можем думать, а те, кто будут писать, могут думать иначе (смеется).
А. Пичугин
— Я бы хотел в связи с этим спросить, может ли такой пример, поданный Патриархом, со служением детской литургии стать хорошим примером для различных храмов, при которых при большинстве работают воскресные школы, а у них, помимо основных занятий, которые там проводятся с детьми вот служение таких детских литургий.
В. Легойда
— Мне кажется, безусловно. Мне кажется, что, конечно, это замечательное такое событие, очень важное. И, конечно, если кто-то хочет сделать литургию или просто какое-то другое богослужение с участием детей в основном, наверное, это здорово. Единственное, мне кажется, что никакие вещи здесь не нужно, условно скажу, канонизировать. Не нужно пытаться повторить. Должны все искать свои какие-то подходы. Зависит от того сколько детей. Если на приходе не так много детей, не надо искусственно туда приглашать со всех округ. Одно дело патриаршая литургия, и туда могут прийти дети со всей Москвы. Другое дело...
А. Пичугин
— Если говорить о московских храмах и о подмосковных, где довольно многочисленные общины, дети тех людей, которые сами в подростковом возрасте, возможно, пришли в Церковь, и их детям сейчас как раз тот возраст, когда им было бы интересно. Сейчас во время обычной службы им что-то непонятно, а тут на примере такой вот детской миссионерской литургии можно было бы какие-то вещи хорошо разъяснить.
В. Легойда
— Безусловно. Единственное, что еще можно заметить, какие-то элементы участия детей отдельные, они ведь в большинстве приходов присутствуют, как правило, хотя бы на уровне алтарников. Потому что алтарники, конечно, и взрослые бывают, и ребята постарше, но и дети, как правило, в любом приходе есть дети священника, это могут быть дети прихожан, которые прислуживают во время литургии.
К. Мацан
— Еще одна тема, связанная со Святейшим Патриархом Кириллом, который примет участие в собрании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбизи.
В. Легойда
— Предстоятелей и представителей.
А. Пичугин
— В связи с тем, что несколько Предстоятелей не смогут приехать.
В. Легойда
— Да.
К. Мацан
— Я так понимаю, что в принципе в Шамбизи регулярно, с той или иной регулярностью проходят регулярно встречи, предваряющие Всеправославный собор, в этот раз отправляется Патриарх с делегацией. Причем с ним вместе едут, я так понимаю, Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины...
В. Легойда
— Онуфрий. Да, в составе официальной делегации.
К. Мацан
— Само собой, митрополит Иларион. И протоиерей Николай Балашов. С чем связан такой уровень представительности в этот раз?
В. Легойда
— Не первый раз проходит такое собрание Предстоятелей, представителей всех Православных Церквей. Впервые оно проходит в Шамбези.
А. Пичугин
— Впервые?
В. Легойда
— Вы справедливо сказали, там рабочая группа встречается, а Предстоятели, представители, тоже была такая встреча, и в это же время, но она была в Стамбуле.
В этом году по понятным причинам Стамбул не может стать местом, который бы принял такую делегацию. Это событие, повторяю, не впервые. Она просто подчеркивает важность встречи на высшем уровне в преддверии предполагаемого собора. И соответственно, мы неоднократно говорили о том, что подготовка к всеправославному собору, она не только идет долго, но идет не просто. Именно поэтому, в том числе, необходима встреча на высшем уровне представительства церковного. Это не протокольная встреча, это встреча, которая будет обсуждать вопросы повестки, вопросы документов, которые не все удовлетворяют, не все Церкви удовлетворены теми проектами, которые есть. Некоторые проекты отсутствуют. Мы говорили об этом, если помните, на последнем Синоде рассматривался вопрос подготовки, и потом была озвучена позиция Русской Церкви. Безусловно, важен и состав делегации, и митрополит Онуфрий примет участие. Но мы будем на связи с нашей пресс-службой, будем сообщать. Потому что это длительная история.
А. Пичугин
— Неделю целую.
В. Легойда
— Начнется 22-го. В этой связи, как уже сообщил несколько дней назад, мне сообщила пресс-служба Святейшего Патриарха, и мы сообщили на пресс-конференции вчерашней, посвященной открытию Рождественских чтений. И с сожалением мы сообщаем, что Святейший Патриарх не может принять участие в открытии Рождественских чтений. Они планово пройдут в понедельник. Точнее в воскресенье — Божественная литургия, в понедельник в Кремле будет открытие, а Парламентские чтения, которые уже по традиции в рамках Рождественских чтений проходят много лет, в этом году предполагается в Совете Федерации, они состоятся, но 29 января.
К. Мацан
— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сегодня, как обычно по пятницам, проводит с нами «Светлый вечер».
Я такую тему хотел бы вам предложить. Недавно у нас в эфире в «Светлом вечере» была программа с музыкальным критиком, обозревателем «Коммерсанта» Борисом Барабановым. Мы разговаривали с ним о музыкальных проектах в современной не академической музыке, так или иначе связанной с религиозной тематикой, около церковной тематикой. И, конечно, мы говорили о двух главных примерах. Первый — это альбом «Двенадцать священных псалмов», группа «Босая», и, конечно, иеромонах Фотий, победивший в «Голосе».
А. Пичугин
— Галина Босая сама была в программе у нас.
К. Мацан
— Я сейчас не предлагаю заочно дискутировать с нашим гостем. Просто я перескажу то, что меня в его словах зацепило. И этот тезис вам предложу. Как я понял тезис, он таков. У Русской Православной Церкви с паствой, с количеством людей в храмах все в порядке, их много. Поэтому миссионерских проектов для привлечения других людей в принципе не нужно. Поэтому такие проекты как, допустим, победа иеромонаха Фотия, скорее, исключение. И иеромонах Фотий победил в «Голосе», но на фестиваль в Сочи его ехать уже не благословили, потому что Рождество и он должен быть в храме. То есть Церковь как бы таким образом говорим, что нам в принципе такой пиар не нужен. У нас и так все в порядке.
В. Легойда
— Я не очень понял, это он так считает или он считает, что так считает Церковь.
А. Пичугин
— Он так считает. Это его взгляд.
К. Мацан
— Как я его уловил.
В. Легойда
— Как верующего человека... Или неважно... Как человека.
К. Мацан
— Я думаю, что да, скорее, как музыкального обозревателя, журналиста.
Мысль, как я её понял, в том, что есть целая западная культура христианского рока и это нормально. Или же. Если предположить, что Церковь была бы в нашей стране в более тяжелой ситуации, был бы отток верующих, то такие проекты, как, допустим, священник, который выступает на сцене, ездит с гастролями по стране, их было бы больше, потому что в них был бы смысл привлечения людей. У нас этого нет, поэтому Церковь как-то не особенно активно поощряет, не особенно об этом думает и в принципе, это не очень нужно.
Как вы можете такой взгляд на околоцерковную ситуацию посмотреть?
В. Легойда
— Я смотрю на эти вещи иначе. Давайте мы договоримся, я буду, может быть, дискутировать, полемизировать или просто рассуждать не напрямую с человеком, с которым я не общался, а с позицией, которую вы пересказали.
К. Мацан
— Которую я пересказал в своем понимании.
В. Легойда
— Во-первых, в чем специфика христианской миссии, православной миссии в отличие от протестантской, непротестантской и даже некоторых направлений в Католической Церкви, как мне представляется. Мне представляется, что православная миссия, она принципиально не алгоритмизируется. Мы не пишем книжечек, которые я сам видел, в около христианских движениях, можно сказать, где просто прописаны вопросы-ответы, которые нужно задавать людям определенной внешности. Девушка с рюкзаком, юноша с плеером. А, Б. И вот человек изучает эту книжечку и приходит потом... Даже был такой смешной случай в 90-е годы, один православный потом признавался, что он стал жертвой слишком хорошего знания таких алгоритмических ответов. К нему часто на улице приставали и говорили: «Вот вы не хотите прийти на христианское собрание». Так обычно наши коллеги начинали свой разговор. И он все время отвечал: «Я православный». А тут он, увидев человека, тоже его срисовал по внешности, ответ у него был готов, а вопрос прозвучал другой: «Вы верите в Бога». Он сказал: «Нет, я православный». (Смеются.) Это, конечно, ситуация комическая, но если серьезно говорить, то да, схема есть. Мне кажется, что никакого алгоритма православной миссии не существует, если не считать таковым тот подход к миссии, который заложен и легко считывается из Деяний апостолов и посланий апостола Павла. «Для всех был всем, чтобы приобресть хотя бы некоторых». Знаменитая речь в афинском ареопаге и так далее. Если это алгоритм, тогда да, он не менялся. Что я имею в виду. Это уважение к человеку, это готовность обозначить несогласие с его взглядами, пояснить, чем они отличаются от моих, но при этом... И почему я об этом сказал. Потому что я не считаю, что любой даже в миссионерском плане успешный результат, скажем... Безусловно, победа отца Фотия в миссионерском плане, она дала определенный результат. Он не единственный. Можно говорить и о не вполне положительных реакциях на эту победу. Но они уже внутри церковной среды. А вне церковной среды, в основном, положительный, внутри тоже, как правило, положительный, но есть некоторые люди, которых это покоробило. Но вот здесь, мне кажется, что, условно говоря, у нас не должны все монахи запеть для привлечения такого же эффекта, или не монахи запеть, или запеть все. И пойти на другие конкурсы. Давайте мы победим во всех конкурсах. И опять же движение самого отца Фотия совершенно не должно быть в этой линейной логике. Теперь мы побеждаем на Евровидении, потом берем другие Эвересты и так далее. Этот момент. Следующий момент. Я не согласен с постановкой вопроса, что православная миссия — привлечение людей в храм. Православная миссия — это свидетельство о Христе. И по большому счету мы давно в журнале «Фома» для себя определили, основываясь на нашем понимании, прочтении и жизни в традиции, в предании христианском. Православным миссионером является любой верующий человек. Почему? Потому что Христос же не сказал: «По тому узнают, что вы мои ученики, что ваши миссионеры будут любить друг друга». Он не так сказал. «Ваши катехизаторы будут неплохо к друг другу относиться». Он сказал: «По тому узнают, что вы мои ученики, что вы будете иметь любовь друг ко другу». Он сказал это к каждому из нас. И сказал, что глядя на то, как мы друг друга любим, люди будут понимать, что мы ученики Бога, который есть любовь. Вот ультимативный миссионерский призыв Христа. Он задал нам направление, и мы должны в этом пространстве жить. И в нашем обществе больше всего этого не хватает — любви, если она проявляется... Вот в чем феномен отца Фотия, он смог, он взорвал пространство попсы. Успех Фотия, то, о чем говорил Святейший Патриарх, его образ. А почему этот образ сработал? Потому что, мы даже об этом говорили, по-моему. Все говорят: нет, пипл хавает только это, нельзя, люди слушают только это. А тут — бах, и слушают. И 80% почти. О чем так долго говорили православные и не только православные эксперты. Но опять же не алгоритмизируемость православной миссии, она имеет еще и вторую сторону, это непрограммируемый успех. Это не значит, что он будет повторяться всегда, это еще один аргумент за то, что это нельзя множить. Это, знаете, простите мне уход в сторону, мне кажется, это очень важно. У нас же колоссальным миссионерским просветительским успехом пользуется и пользовался мультфильм «Путешествие Серафимы», тоже есть разные отзывы, критики, как всегда пишут то, что им положено, а среди зрителей... Но. Вот один мой близкий друг сказал замечательную фразу: «Мультфильм хороший, успех безусловный, главное — его не канонизировать». То есть это не значит, что все последующие православные мультфильмы должны быть сняты по этому канону, так сказать: темы, рисунки, графика и так далее. Поэтому православная миссия — это вещь творческая. Насчет привлечения людей. У нас же есть опыт западного мира и в миссионерстве он очень сложный. До чего братья только не домиссионерились, и до надувных храмов на пляжах, и до еще каких-то вещей... Мы вот несколько дней назад беседовали с одним известным телевизионщиком, как принято говорить, и я в очередной раз понял, я его ни в чем не упрекаю, просто констатирую факт. Когда человек плохо представляет себе религиозную жизнь, не только православную, а религиозную, но он взрослый состоявшийся человек, у него есть набор клише. Это как в книге Владимира Соловья «Абсолютное оружие» о медиаманипулировании, где он указывает на то, что надо понимать, что любой состоявшийся человек, он все воспринимает через призму сложившихся представлений своих. И если он этим не занимается ежедневно и профессионально, то у него через эту призму все преломляется и искажается, конечно же. И вот этот человек, образованный, взрослый, говорит: «Почему вот у нас... У католиков и в баскетбол могут сыграть, или у протестантов, и на гитаре, а у нас этого ничего нет, ничего нет. Вот показать бы это по телевизору». Мы как-то очень доброжелательно говорили: «Во-первых, есть. Во-вторых, и про это рассказывают, и православные СМИ уже не первый год. А в-третьих, не делается акцент ни у нас, ни у католиков. В-четвертых и самое главное, нет никакой безусловной корреляции между такими миссионерскими ходами из серии баскетбол, музыка, трам-пам-пам и колоссальным притоком людей в храмы». То, что мы наблюдаем в ситуации с храмами на Западе — это картина ведь не радостная.
А. Пичугин
— Давайте об этом мы поговорим подробнее через минуту. Владимир Легойда на радио «Вера» как всегда по пятницам.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. В студии Алексей Пичугин и я — Константин Мацан. И сегодня, как всегда по пятницам, у нас Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
А. Пичугин
— Владимир Романович, вы сами заговорили о состоянии...
В. Легойда
— Сам виноват. (Смеется.)
А. Пичугин
— Вы сами заговорили, да, о том, что происходит на Западе с храмами, предваряя мой вопрос, который я не успел задать. Опять-таки словами Бориса Барабанова, музыкального критика, у него была вторая часть его речи, где он говорил о состоянии нашего общества, вспомнив финал итальянского четвертого (или не четвертого) «Голоса»...
В. Легойда
— Где монахиня победила?
А. Пичугин
— Да. После своей победы первое, что она сделала, она предложила всем вместе, участникам, которые стояли вместе с ней на сцене, спеть «Отче наш». Сама запела, все подхватили, он говорит: «Очень трогательно и очень радостно было видеть, что все эти ребята, которые стоят разодетые или совсем не одетые, они все вместе, дружно обнявшись, поют «Отче наш...» Знают текст и видно, что они делают это искренне». «Вы, — говорит, — представьте себе, что бы было, если бы отец Фотий предложил это со сцены».
В. Легойда
— Думаю, что спели бы.
А. Пичугин
— Но насколько. Состояние того же общества на Западе, оно по словам Бориса Барабанова, если я его правильно понял, как раз в этом смысле более здоровая.
К. Мацан
— Мысль нашего гостя была еще в том: смотрите, и там это никого не удивило.
В. Легойда
— Да-да.
К. Мацан
— «А у нас сказали бы, что насаждение Православия с телевидения...»
В. Легойда
— Многое меняется. Не знаю, показали бы по телевизору, но, думаю, что спели бы. Может быть, не так, может быть, не все, может быть, не обнявшись. Но понимаете какая штука. Ведь христианство проявляется не в молитве «Отче наш». Патерик до нас доносит предание о старце, который служил... о святом, который служил литургию с неправильным Символом веры, но в сослужении ангелов. И эта история прямо указывает на то, что даже не в этом, молитва «Отче наш», это особая молитва в нашем молитве, поскольку это единственная молитва, потому что это единственная молитва самим Господом оставленная.
А. Пичугин
— Но это еще Италия...
В. Легойда
— Да, только не «Отче наш» — Италия, а то...
А. Пичугин
— Конечно, извините.
В. Легойда
— Ведь действительно христианство... Это все-таки элементы того, что мы называем «культура, сформированная христианством», раз. А во-вторых, сформированная определенным образом. Потому что действительно есть традиция западного христианского рока. Я, правда, здесь не очень компетентен...
А. Пичугин
— Даже «Грэмми» дают.
В. Легойда
— Понятно, есть всякие госпел, спиричуэлс, если Америку брать, это вообще отдельная история, направление, которого у нас не было. Хотя если смотреть советский рок, то он христианскими смыслами через русскую литературу, конечно. Я так думаю. А сейчас в роке этого практически нет. Все то, что было в советском роке, опять же я так дилетантски рассуждаю, через призму, как у моего собеседника про христианство, у меня это преломляется, потому что я не большой специалист. Но мне кажется, что это как-то вместе с советским временем и закончилось.
К. Мацан
— Это еще отдельная тема того, что, в принципе, нового в рок-музыке пока ничего с тех пор не произошло.
А. Пичугин
— Ну здесь бы поспорил, но это другое уже...
В. Легойда
— Хотя есть, при этом в православной субкультуре какие-то вещи появились, тот же отец Фотий, но это не роковое, другое, есть разные исполнители, к которым можно по-разному относиться, но какие-то у нас есть.
Но здесь мне кажется, что эта ситуация, она свидетельствует не о глубине или поверхностности. Нельзя сказать, что это, безусловно, лучше или хуже. В разных странах доводилось видеть разные проявления христианской культуры. Но важно понимать, что все-таки христианство по сути, то, о чем мы с вами говорили, это Христос. И это изменение людей. А не то, как они могут вместе спеть или не могут. Я могу другой привести пример, который я наблюдал у католиков, он меня действительно зацепил. Хотя тут тоже мою логику можно против меня обернуть, сказать: «Ну и что?» Было очень важно. Вы знаете, у нас есть молитва по соглашению. Когда очень сложная ситуация или кто-то болеет, люди договариваются читать определенную молитву в определенное время. Я видел у католиков похожую историю, но мне показалась она очень трогательна. У нас группа людей, приехавшая на научную конференцию, сопровождала девушка из общины (нрзб), которая была представлена и в Москве. Её представители руководят центром духовного центра «На Покровке», Жан-Франсуа Тири, который у вас был.
К. Мацан
— Да. Но сейчас центр называется «Покровские ворота».
В. Легойда
— Да, «Покровские ворота», извините. Интересная очень община, много лет существующая. И девушка нас сопровождала, что-то рассказывала в соборе, а потом говорит: «Простите, пожалуйста, мне нужна минута, я должна помолиться». Все члены этой общины, где бы они ни находились, они в определенное время ежедневно читают молитву Ангелу. Она очень короткая, поворачиваются... Я деталей сейчас не помню, но это было очень интересно, и на меня произвело впечатление. Вот человек остановился, чем бы он ни занимался, он отвлекся и он знает, что в эту минуту десятки, может быть, сотни тысяч людей совершают то же самое. Это тоже элемент построения, попытки построения духовной жизни. Католикам это свойственно. У нас какие-то другие вещи характерны для Православия, может быть, или для русского Православия. Здесь очень важно всегда понимать, что любое средство, которое человека ко Христу ведет, оно хорошо, которое не ведет или уводит в другую сторону, оно плохо. Главное, не принимать никогда средства за цель. Говорят... «А вот у них священник может сыграть в футбол... Вот это настоящее христианство!» Нет. Настоящее христианство — это не когда священник может сыграть в футбол, и не тогда, когда он принципиально не играет в футбол. Настоящее христианство, когда в жизни есть Христос. А во всем остальном нас Господь не ограничивает. Именно поэтому знаменитая фраза православного святого, которую разным людям приписывают: в главном — единство, во второстепенном — многообразие и во всем любовь. Вот это вот — футбол, гитара, или отсутствие футбола, гитары — это второстепенное, в котором есть и будет многообразие. Мы же не потому с католиками не составляем единой Церкви, что они крестятся одним способом, а мы другим. Не поэтому. Это многообразие с древности идет, никогда не было препятствием. А потому что есть более глубинные, серьезные вещи, которые в том числе и главное затрагивают так или иначе. Поэтому, мне кажется, что здесь, слыша все эти вещи, надо понимать, что а — все это средства, б — смотреть, насколько оно органично. Потому что многовековая культура, нельзя взять и насадить... Что мы спиричуэлс будем предлагать нашим монастырям. И они не смогут воспринять нашу культуру: они могут ею восторгаться, слушать знаменный распев и понимать, что это прекрасно, но знать, что не так все это просто.
А. Пичугин
— «Светлый вечер» на радио «Вера», у нас в гостях как всегда по пятницам Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
К. Мацан
— Еще одна тема, которой мы, наверное, программу и завершим. Вот какая. У меня состоялся в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) разговор с одной моей знакомой, я хотел бы им поделиться и что-то у вас спросить. Я опубликовал с восторженными словами в очередной раз статью Льюиса, в которой писатель отвечает на вопрос: «Можно ли быть хорошим человеком без христианства». И один из его тезисов заключается в том, кто этот вопрос задает. Его не может задать человек, который о христианстве ничего не знает. Если вы ничего не знаете о Христе, так получилось — ничего, вам в голову не придет спрашивать. Если вы знаете, подумали и отвергли христианство для себя, то тоже не спросите. Вопрос «можно ли быть хорошим человеком без христианства» подразумевает «а можно ли мне не волноваться?» Можно ли мне жить, как я жил, и ничего не делать. Хотя я знаю, что христианство есть. Льюис убедительно об этом пишет. И одна моя знакомая такой тезис предлагает. «Это заставляет думать, — пишет она, — о столь распространенном типаже человека, который сначала грешит безудержно, потом идет на исповедь и типа все нормально. Потому что главное — он верит правильно, и вера его спасет».
А. Пичугин
— Ну это блоковское что-то «Грешить бесстыдно, непробудно, счет потерять ночам и дням...»
К. Мацан
— По сути, это «не погрешишь — не покаешься». Все-таки как здесь найти какую-то грань? Можно ли найти...
В. Легойда
— Ой, мне кажется, вы разные темы затронули сейчас. Конечно, одну большую, но смотрите. Что касается, «не погрешишь — не покаешься». Я эту тему прекрасно помню, еще одна моя учительница говорила: «Это знаменитое православное — «не погрешишь — не покаешься», какой вывод? Греши и кайся». Но вывод, конечно, совершенно другой. Человек, который не принимает это «не согрешишь — не покаешься», он считает, видимо, что можно жить и не грешить. В чем логическая ошибка или если хотите мировоззренческое несовпадение этой ситуации? Человек, который обвиняет христиан в том, что они говорят «не согрешишь — не покаешься», этим оправдывают себя, они считают, что можно не грешить. А это невозможно. Поэтому упрек может быть только один. Если человек действительно никак не пытается противостоять греху и превратил походы в церковь в некий ритуал, знаете, он, условно говоря, понимает, я сейчас очень условно, что если руки в грязь опускать, то потом их долго нужно мыть перед едой, но для него эта грязь настолько ему важна, что он это мытье рук превратил в ритуал. Он опускает, а потом под струю воды поставил и побежал дальше. Грязь не смывается, на самом деле, руки все хуже, но нравится ему. В этом смысле...
А. Пичугин
— Так рождаются традиции.
В. Легойда
— (Смеется.) В этом смысле можно этот упрек принимать в сторону таких людей. Но в принципе любой человек, который когда-то бывал на исповеди, неоднократно бывал, он понимает, что это не так просто все. Это уже и задача духовника, тоже одна из причин, которые человек, каясь Богу, а не человеку, делает это в присутствии другого человека, который может засвидетельствовать или не засвидетельствовать глубину его раскаяния. Священник в разрешительной молитве говорит: «Я только свидетель», то есть, простите, не в разрешительной, а в молитве перед исповедью. Он только свидетель, но это свидетельство важно. Он может сказать... Поэтому иногда священник иногда берет на себя тяжелейшую ответственность и не разрешает человека. Или он разрешительную молитву читает и говорит, что вам не надо причащаться сегодня или завтра. И человек, который этого не проходил, либо он считает, что можно жить и не грешить, и тут принципиальное расхождение мировоззренческих позиций: мы-то понимаем, что нельзя. И Священное Писание говорит, что нет человека, который жил бы и не согрешил. Невозможно. А значит, ты действительно должен покаяться и спастись.
А. Пичугин
— То есть это говорит именно об отсутствии духовной практики у самого человека, который так рассуждает.
В. Легойда
— Не обязательно практики. Практики может и не быть. Но, скажем... Хотя, знаете, смотря что понимать под духовной практикой. Вот у меня большие огорчения по поводу собственной духовной практики, но я разумом понимаю как минимум всю эту историю, про то, что невозможно жить и не согрешить и что формальное покаяние не искореняет грех. Это я знаю на своей жизни. На этом предложил бы остановиться, чтобы не превращать разговор в исповедь, уж простите, которой не время и не место сейчас. А второй момент, он связан с тем, можно ли быть хорошим человеком без Бога. Можно. Если под хорошим человеком понимать человека, который, оставаясь в рамках живого... то есть он грешит, но он где-то приврал, он не убивает... Если хорошим мы считаем человека, который не убивает, не крадет, не берет взятки, не изменяет жене, не бьет детей... В таких вот масштабах, в принципе, так или иначе, соблюдает заповеди, в общих чертах, при этом не верит в Бога. Он будет хорошим человеком? Будет. Христианство говорит нам о необходимости спасения, а не необходимости исполнения нравственного закона. Это такой Лев Николаевич Толстой, Евангелие от Толстого, который вот...
А. Пичугин
— Подождите, разве человек, который не верит в Бога, но при этом исполняет заповеди, более того, он не просто их механически исполняет, потому что его так научили, какой-то набор нравственных ценностей, которые он должен... А если он осмысленно это делает, жертвует огромные суммы детскому дому, он приезжает, убирает за стариками, это все составляет неотъемлемую часть его жизни, самую важную, неужели он живет без Бога, даже если он последний атеист?
В. Легойда
— Сложный вопрос. Мне кажется, что это вопрос отношения этого человека с Богом, вы, конечно, нарисовали картину идеальную и в жизни...
А. Пичугин
— Я встречал таких людей в жизни.
В. Легойда
— Я не встречал, поэтому мне сложно сказать, почему... потому что... я ни в коем случае не оспариваю искренность вашего знакомства и рассказа... Может быть. Но, повторяю, это отношения такого человека и Бога, потом вы же не знаете всей жизни этого человека, может быть, он искренне считает, искренне ненавидит или презирает людей, которым помогает. Вот я таких встречал.
А. Пичугин
— Другой вопрос. Тут же в душу каждому не залезешь.
В. Легойда
— А Господь про душу говорит. Помните замечательную фразу библейскую: человек смотрит на лицо, а Бог взирает на сердце. И поэтому Бог судит сердце, а не лицо. Это даже Оскар Уайльд понимал, почему и написал замечательное произведение «Портрет Дориана Грея». А здесь вопрос какой. Человек не может спастись исполнением заповедей. Это мы понимаем из догматического учения церковного. Если бы человек мог их исполнить и спастись, тогда бы Христу не нужно было приходить. Но даже в Моисеевых заповедях, возвращаясь к вашему вопросу непосредственно, есть первая заповедь, которая считается основной и которая является источником всех остальных: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов». Человек может исполнять другие заповеди дальше, так или иначе, но у него могут быть другие Боги. Его Богом могут быть деньги, другой человек. «Все положу к ногам твоим...»
К. Мацан
— Моя уважаемая собеседница, последний вопрос, наверное, задам, какую, как мне кажется, картину в себе видит. Льюис пишет о том, что христианство — религия, впитывает в себя нравственность, не сводится к нравственности, она её вбирает в себя...
В. Легойда
— Она не вбирает, она производит нравственность, понимаете? Нравственность — всегда производная мировоззрения.
К. Мацан
— Иными словами...
В. Легойда
— Каннибалы не считают, что поедание ими других людей безнравственно. Нравственность — всегда производное мировоззрения.
К. Мацан
— Я, возможно, неудачно выразился. Религия не сводится к этике, к нравственности, но подразумевает её.
В. Легойда
— Да, да.
К. Мацан
— И вы, говорит моя уважаемая собеседница, христиане, которые решили таким образом, что без Бога, без христианством до конца хорошим человеком быть нельзя, очень легко тогда сделать следующий шаг, что тогда можно грешить и каяться, я же правильно верю, я верю. И все. Здесь есть логическая ошибка?
В. Легойда
— Здесь не то чтобы логическая ошибка, здесь есть непонимание, попытка, видение каких-то своих знакомых, которые вполне возможно именно такие, может быть, возвестив принцип христианской жизни. Такого принципа христианской жизни нет. Никто никогда нигде не говорил, что ты можешь грешить и каяться и будешь обязательно спасен. Вообще, вопрос спасения, уверенность в своем спасении, простите, что так скажу, совсем не православная черта. Вся традиция, все предание говорит нам, что православный человек не может сказать: «Я буду спасен».
Но он никогда не теряет на это надежды.
А. Пичугин
— Многоточие поставим...
В. Легойда
— И не надо предвосхищать милосердие Божие.
А. Пичугин
— Поставили многоточие. Надеюсь, в каких-то программах ближайших с Владимиром Легойдой мы к этим вопросам вернемся. Собственно, Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО. Я — Алексей Пичугин...
К. Мацан
— Я — Константин Мацан. Спасибо за проведенное с нами время.
А. Пичугин
— Спасибо, всего доброго.
В. Легойда
— Спасибо, до свидания.
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Тексты богослужений праздничных и воскресных дней. Часы воскресного дня. 26 октября 2025г.
Утро 26.10.25
Неде́ля 20-я по Пятидеся́тнице.
Святы́х отцо́в VII Вселе́нского Собо́ра.
И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери.
Глас 3.
Иерей: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 16:
Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, о́чи мои́ да ви́дита правоты́. Искуси́л еси́ се́рдце мое́, посети́л еси́ но́щию, искуси́л мя еси́, и не обре́теся во мне непра́вда. Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя еси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющия на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу о́ка, в кро́ве крилу́ Твое́ю покры́еши мя. От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, о́чи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, ору́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́. Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцем свои́м. Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.
Псало́м 24:
К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющим на пути́. Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющим заве́та Его́, и свиде́ния Его́. Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т ему́ на пути́, его́же изво́ли. Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и се́мя его́ насле́дит зе́млю. Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й его́.
Псало́м 50:
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 3:
Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я;/ я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 1: [1]
Де́рзость ненави́дящих о́браз Го́сподень/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ Сла́ва тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,/ сла́ва правоше́ствию Твое́му,// Еди́на Нетле́нная.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богоро́дице, Ты еси́ лоза́ и́стинная, возрасти́вшая нам Плод живота́, Тебе́ мо́лимся: моли́ся, Влады́чице, со святы́ми апо́столы поми́ловати ду́ши на́ша.
Госпо́дь Бог благослове́н, благослове́н Госпо́дь день дне,/ поспеши́т нам Бог спасе́ний на́ших, Бог наш, Бог спаса́ти.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 8:
А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть храни́тельница Афо́на/ и врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Влады́ко Бо́же О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше, Еди́но Божество́, Еди́на Си́ла, поми́луй мя, гре́шнаго, и и́миже ве́си судьба́ми, спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Чтец: Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 53:
Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя, и в си́ле Твое́й суди́ ми. Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х. Я́ко чу́ждии воста́ша на мя и кре́пции взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. Се бо Бог помога́ет ми, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й. Отврати́т зла́я враго́м мои́м, и́стиною Твое́ю потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко бла́го, я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.
Псало́м 54:
Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́ и не пре́зри моле́ния моего́. Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся от гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми. Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя. Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма. И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю. Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни. Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри. Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де. Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его́. Беззако́ние и труд посреде́ его́ и непра́вда. И не оскуде́ от стогн его́ ли́хва и лесть. Я́ко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя велере́чевал, укры́л бых ся от него́. Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой, и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием. Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их. Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя. Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой. Изба́вит ми́ром ду́шу мою́ от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю. Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га. Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́. Раздели́шася от гне́ва лица́ Его́, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы. Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику. Ты же, Бо́же, низведе́ши я́ в студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
Псало́м 90:
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 3:
Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я;/ я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь святы́х отцо́в, глас 8:
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Я́ко не и́мамы дерзнове́ния за премно́гия грехи́ на́ша, Ты и́же от Тебе́ Ро́ждшагося моли́, Богоро́дице Де́во, мно́го бо мо́жет моле́ние Ма́тернее ко благосе́рдию Влады́ки. Не пре́зри гре́шных мольбы́, Всечи́стая, я́ко ми́лостив есть и спасти́ моги́й, И́же и страда́ти о нас изво́ливый.
Ско́ро да предваря́т ны щедро́ты Твоя́, Го́споди, я́ко обнища́хом зело́; помози́ нам, Бо́же, Спа́се наш, сла́вы ра́ди И́мене Твоего́, Го́споди, изба́ви нас и очи́сти грехи́ на́ша, И́мене ра́ди Твоего́.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к святы́х отцо́в, глас 6, подо́бен: «Рукопи́саннаго...»:
И́же из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще,/ почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Бо́же и Го́споди сил и всея́ тва́ри Соде́телю, И́же за милосе́рдие безприкла́дныя ми́лости Твоея́ Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, низпосла́вый на спасе́ние ро́да на́шего, и честны́м Его́ Кресто́м рукописа́ние грех на́ших растерза́вый, и победи́вый тем нача́ла и вла́сти тьмы. Сам, Влады́ко Человеколю́бче, приими́ и нас, гре́шных, благода́рственныя сия́ и моле́бныя моли́твы и изба́ви нас от вся́каго всегуби́тельнаго и мра́чнаго прегреше́ния и всех озло́бити нас и́щущих ви́димых и неви́димых враг. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша и не уклони́ серде́ц на́ших в словеса́ или́ помышле́ния лука́вствия, но любо́вию Твое́ю уязви́ ду́ши на́ша, да, к Тебе́ всегда́ взира́юще и е́же от Тебе́ све́том наставля́еми, Тебе́, непристу́пнаго и присносу́щнаго зря́ще Све́та, непреста́нное Тебе́ испове́дание и благодаре́ние возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́ со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
[1] Или другой тропарь:
Друго́й тропа́рь И́верской ико́ны Бо́жией Ма́тери, глас 1:
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,/ и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.







