Светлый вечер с митрополитом Климентом и Олесей Николаевой (21.09.2016)

* Поделиться

митр. Климент и Олеся НиколаеваВ гостях программы "Светлый вечер" были Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент и писательница Олеся Николаева.

Мы говорили о теме литературного конкурса "Лето Господне" в этом году, о прошлых конкурсах, а также о том, как проявляют себя юные авторы.


А.Пичугин 

— Дорогие слушатели радио «Вера», приветствуем вас мы в этой студии Лиза Горская.

Л.Горская

— Алексей Пичугин.

А.Пичугин

— И с удовольствием представляем наших гостей. Этот час ближайший вместе с нами и с вами проведут митрополит Калужский и Боровский Климент, здравствуйте, владыка.

М.Климент

— Добрый вечер.

А.Пичугин

— Напомню, что владыка Климент председатель Издательского совета Русской православной Церкви, доктор исторических наук. Олеся Николаева – поэт, прозаик, профессор Литературного института имени Горького, здравствуйте!

О.Николаева

— Добрый вечер.

А.Пичугин

— Мы уже в таком составе не в первый раз собираемся здесь у нас на светлом радио. Обсуждаем обычно либо патриаршую премию, либо детскую литературную «Лето Господне». Сегодня поговорим и о том, и о другом. Для наших слушателей, которые возможно незнакомы с прошлыми программами, наверное, стоит напомнить, что за конкурс «Лето Господне», почему он проводится Издательским советом Русской Церкви и какая связь с произведением Ивана Шмелева «Лето Господне», почему он так называется. Ну, в целом о конкурсе расскажите, пожалуйста.

М.Климент

— Я хотел бы в первую очередь радиослушателей поздравить с праздником Рождества Божьей матери!

А.Пичугин

— Да, с праздником.

М.Климент

— Сердечно поздравляю всех радиослушателей я думаю и не случайно, что наша передача выходит в этот день и первая тема, которую мы будем обсуждать посвящена Международному детско-юношескому литературному конкурсу имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Сейчас общество испытывает определенные проблемы с чтением – это не что пропал интерес, а очень большое многообразие всяких форм занятия своего досуга – это не только книги, и сейчас книги все меньше, хотя есть и электронные книги, и аудиокниги. Но различные гаджеты, которые дают слушать музыку разную, сидеть в разные игры играть, в социальных сетях сидеть и так далее. У человека мало остается времени на чтение и особенно его почти нет у молодежи. Вот наш конкурс, мы проводим его по благословению святейшего патриарха Кирилла, в этом году начался его третий сезон, он направлен на то, чтобы заинтересовать ребенка чтением. Чтобы молодой человек школьного возраста, старшего школьного возраста обратился к печатной книге, полистал, посмотрел, попробовал взять, образно я скажу, ручку, потому что мы не писанные ручкой сочинения принимаем, а напечатанные на компьютере и напечатал свое произведение. Обратился к теме классиков. Каждый год у нас есть основные темы, а есть темы, которые ежегодно меняются. Если первый год тема была посвящена святому равноапостольному князю Владимиру в связи с тысячелетием его кончины. В прошлый сезон была тема русского монашества и отношений России и Афона. То в этом году мы решили сделать три специальных темы, к трем существующим у нас не меняются темы – это Священное писание, как основа русской литературы, творчество писателей классиков и духовные основы русской культуры, творчество писателей лауреатов патриаршей литературной премии. Из года в год эти три темы находятся в списке тем творческих работ. А в этом году мы решили, учитывая то, что в прошлом сезоне очень много работ было посвящено монастырям, Афону, монашеству, когда мы год назад готовили список тем, мы даже немножко сомневались, смогут ли ребята написать что-то о монашестве, об Афоне.

Л.Горская

— Да, потому что тема такая серьезная и вроде казалось бы и не детская.

М.Климент

— Да, но очень много работ дети посвятили этой теме. И в этом году мы решили еще раз оставить эту тему, у нас будет – монастыри и монашество в русской литературе, патриаршество на Руси – вторая тема этого года и третья тема – это подвиг новомучеников и исповедников Церкви русской. Почему, потому что вторая и третья темы важны по той причине, что следующий год имеет некие особенности в нашей жизни, некие исторические даты исполняются. К примеру, столетие восстановления патриаршества. И очень хорошо, что дети, если дети поинтересуются этими темами, обратятся к таким известным, скажу личностям нашей истории, как патриарх Гермоген, патриарх Иов, особенно патриарх Тихон. К тем событиям, которые произошли, о значении патриаршества на Руси. Но конечно здесь надо не научное исследование, а в художественной форме изложить. Я скажу то, что очень нравится, матушка тоже подтвердит, что дети замечательно пишут биографические произведения, которые связаны с личностями какими-то известными. Они по-своему это все воспринимают, по-своему передают и поэтому мы решили поставить эту тему о патриаршестве на Руси. Они могут писать не только о патриаршестве XX века, но и о патриаршестве XVI-XVII веков, о том периоде. И второе то, что на следующий год исполняется столетие революции, такая трагическая страница началась в нашей истории, что Церковь пострадала.

А.Пичугин

— Конечно, это та тема, о которой нужно говорить.

М.Климент

— И новомученики – это духовные герои того времени и поэтому уже заранее пускай молодые люди начинают знакомиться. Даже есть люди, которые расскажут о тех новомучениках, которые жили, еще помнят их, знают. Я думаю, получатся замечательные рассказы.

А.Пичугин

— Владыка, а ограничение – только новомученики, о них можно, или просто о репрессированных людях, которые.

М.Климент

— Можно о репрессированных, но обязательно, чтобы была духовная составляющая. Не просто были репрессированы, знаете, не хочу даже называть, и партийные работники, большевики и друг друга казнили и так далее.

А.Пичугин

— Конечно, красное колесо по всему проехало.

М.Климент

— Если будут отмечены и репрессированные крестьяне, селяне, тоже, пожалуйста, кого раскулачивали. Но именно показать духовную сторону обязательно вопроса, не просто экономическую жизнь общества.

Л.Горская

— Я хотела, если можно, попросить все-таки немножко рассказать про прошлый сезон конкурса. Все-таки, такая серьезная тема – монашество, Афон, как она прозвучала в детской интерпретации, может быть что-то особенно запомнилось и так далее?

М.Климент

— Дело в том, что меня удивило одно, я прочитал замечательное сочинение одной девочки, которая писала про Афон. Она, я имени ее не помню, и откуда она, но она описала рассказ одного из паломников, знакомого, который, наверное, после посещения Афона приехал к ним домой и делился, как он соприкоснулся с этим святым местом. И она так восприняла это, что передала, как будто сама была в монастырях. Наверняка, она посмотрела какую-то литературу об Афоне, сейчас и в интернете можно найти о том, или ином монастыре афонском, но она вложила кроме просто описания еще переживания соприкосновения с этими святынями и для нее, для ее души Афон был как свет, свет в каком-то мрачном обществе. Она говорит, такая радость была. А я скажу, что даже немножко усомнился…

Л.Горская

— В подлинности?

М.Климент

— Не в подлинности, а в правильности всего восприятия. Она описала такое состояние храма, как будто он залит весь светом. На Афоне я когда был, там больше полумрак. Но это она передала состояние своей души – душа залита была светом.

А.Пичугин

— А сколько лет?

М.Климент

— Где-то 14 лет. Вот это соприкосновение, она услышала рассказы – это аналогично, как знаете, мы сейчас повторяем историю, когда послы князя Владимира вернулись из Константинополя – мы были, не знаем, на земле, или на небе. Так и эта девочка передала. И она описывала детали жизни в монастыре, какие-то особенности, там ведь и греческие монастыри, она коснулась и греческого Ватопедского монастыря и Пантелеимонова монастыря и эти особенности она тоже передала. Это очень интересно.

Л.Горская

— Надо будет непременно почитать, потому что ощущения знакомые, когда друзья возвращаются с Афона просветленные, такие загадочные, молчаливые. Действительно, есть ощущение, что соприкасаешься с чем-то великим и необъяснимым, а сформулировать как это – непонятно.

 

А.Пичугин

— Друзья напомним, что это светлое радио, программа называется «Светлый вечер». Сегодня у нас в гостях митрополит Калужский и Боровский Климент – председатель Издательского совета Русской православной Церкви и писатель, профессор Русского литературного института Олеся Николаева. А где можно познакомиться с работами прошлых лет, они где-то опубликованы? Например, работа девочки, о которой Вы рассказывали, которая про Афон писала?

М.Климент

— Ну я конкретно точно не могу сейчас сказать, какие работы опубликованы. Но первое, что часть работ представлены на сайте нашего конкурса http://www.letogospodne.ru/, там есть лучшие работы за прошлый год. Мы издавали их в журнале «Православное книжное обозрение» и газета «Вечерняя Москва» издавала несколько лучших сочинений. И вот литературный журнал для семейного чтения «День и ночь» опубликовал целый ряд сочинений детей именно участников этого конкурса.

А.Пичугин

— Олеся Александровна, у меня к Вам вопрос, как к профессору, наверное, Литературного института, через Ваши руки проходит огромное количество будущих писателей, критиков, литературных работников, извините, за этот штамп. Когда Вы читаете работы детей, я не знаю, можно ли уместно здесь сравнивать работы тех, кто приходит к Вам учиться и работы детей, которые присылают на конкурс свои произведения, но какой-то общий уровень можно озвучить?

О.Николаева

— Да, конечно. Были совершенно замечательные работы старшеклассников, потому что я именно читала работы старшеклассников. И некоторые просто меня очень обрадовали и я бы такого абитуриента с удовольствием приняла бы в Литературный институт. Потому что, когда ты чувствуешь, что это такое живое творческое соучастие в том материале, который описывает этот молодой человек, или молодая девушка, как раз выявляются эти внутренние особенности характера и проявляется художественное видение. Я вообще считаю, что это очень важная культурная инициатива Русской православной Церкви. Много есть факторов, которые мы уже много раз обсуждали и на радио, и в интервью, и на круглых столах, что произошло с нашим образованием, а особенно с нашим гуманитарным образованием, когда сократились часы преподавания литературы, люди стали меньше читать, в том числе и школьники стали меньше читать, а самое ужасное, что они перестали анализировать и работать над прочитанными текстами, что мне кажется очень важным. Потому что художественный текст имеет не только непосредственное прагматическое прочтения знания содержания, к чему, собственно обращены вопросы ЕГЭ, а он имеет глубоко символический характер. Именно в русской литературе заложены те архетипы, та эпистема, если угодно, тот интерпретационный механизм, который будет работать в нашем соотечественнике всю его жизнь и будет ему помогать понимать события, которые происходят в жизни, но и которые происходят в литературе. Я сейчас объясню на простом примере.

Л.Горская

— И заодно слово «эпистема» объясните нам, пожалуйста.

О.Николаева

— Эпистема – это, если угодно, такой основной механизм, который формирует когнитивные способности человека.

А.Пичугин

— Понятно, слово «когнитивные» тоже выпадает.

О.Николаева

— Познавательные, который формирует познавательные способности человека. Который закладывает какие-то интерпретационные механизмы. Ну, сейчас я объясню, будет абсолютно понятно. Скажем, мы читаем «Собачье сердце», нас объединяет отношение к Шарикову, или к профессору Преображенскому, а вот, скажем, мой приятель читал лекции в американском университете и именно о Михаиле Булгакове и он говорит, что я ничего не могу поделать, американские студенты воспринимают Шарикова, как положительного героя, а Преображенского, как злодея, который нарушил права Шарикова, потому что он его не спросил, хочет ли собака стать человеком, или хочет ли человек, чтобы он его снова превратил в собаку. Значит профессор Преображенский нарушил его основные права, потом он такой буржуй, который живет в большой квартире и не хочет… и с таким презрением относится к простому народу, который приходит, чтобы его утеснить в этой квартире – Швондер с компанией. И это очень важные вещи, это не просто какое-то новое прочтение, а это то, что вообще лежит в основе и их очень трудно переубедить, что у Михаила Булгакова из текста возникает, мы видим, отношение писателя к этим героям, исходя просто хотя бы из самого текста.

А.Пичугин

— Ну, кстати, наверное, это не у всех студентов, это какая-то часть может быть так воспринимает.

О.Николаева

— Нет, вот эта группа, которая сидела изучала Булгакова. Или, например, очень, в современной школе происходит это – это произошло с моей знакомой, которая была в ужасе, потому что ее дочка пришла из школы и сказала, что им задали написать сочинение по «Тарасу Шевченко», где Андрей, как положительный образ Гоголя. И тогда мама, которая между прочим преподает на филфаке пошла в эту школу, к этой учительнице и говорит: «Что это у вас происходит, почему у вас Андрей – положительный персонаж?» - она говорите: «Ну конечно, у них же любовь с этой полячкой. А посмотрите, как Тарас Бульба и Остап, какие они грубые, они какие-то грязные, какие-то ватники». Вы понимаете, это же очень важно. Если мы не наладим эти основные какие-то оценочные что ли, архетипические механизмы, которые лежат в основе нашего восприятия, мы просто получим совершенно другой психологически народ. И я считаю, что это очень важно. И этот конкурс, который объявлен Издательским отделом Московской патриархии, он тоже чрезвычайно важен. Потому что подростки находятся в состоянии совершенно развеянного внимания. Очень много возможностей, очень много всяких путей, есть какие-то внутренние силы, которые хочется человеку применить, какой-то избыток сил эти 14-15-16-17 лет. А куда это девать – совершенно непонятно. Вот эта проблема выбора очень тяжела, поэтому, когда… потому что дети не отцентрованные, поэтому, когда они понимают, уже хоть как-то это определяется, что они на данную тему должны что-то написать, они должны что-то узнать. Материал этот очень интересный, эти две новые темы, которые появились в этом году, они чрезвычайно интересны и важны для понимания истории, для понимания человека, для понимания каких-то ситуаций жизненных, потому что это совершенно разные, предположим история патриарха Гермогена, или патриарха Иова, или ближе к нам уже патриарха Тихона. Обязательно человек должен знать, что предшествовало его существованию, что он не зародился, как какая-то бактерия просто в стоячей воде. А что у него есть история, он откуда-то вышел, что он живет в стране с этой огромной историей, с этой историей трагической и величественной, и какой угодно – это безумно интересно. И особенно конечно я хотела бы акцентировать, и вообще мне хочется, чтобы эта тема уже была… стала может быть одной из постоянных тем – это тема о новомучениках Российских. Потому что это совершенно поразительные и потрясающие истории. Я сама постоянно изучаю эти жития новомучеников, это разные совершенно характеры, это и великие богословы с замечательными исследованиями, которые были репрессированы, как какой-нибудь епископ Вениамин Милов с его книгой «О любви» замечательной. И это простецы, это люди, которые принадлежали к самым разным сословиям. Это были новомученики и из крестьян, и из интеллигенции и принадлежавшие потомственному духовному сословию.

А.Пичугин

— А мне кажется, что у нас действительно в стране очень мало говорится, даже не то что о новомучениках, о новомучениках у нас в Церкви достаточно много идет разговоров, строятся храмы, освящаются храмы в их память, но в стране практически не говорят о репрессированных.

О.Николаева

— Вы знаете, это очень интересно, во-первых, это имеет… это и вообще такой социокультурный, исторический интерес, с одной стороны, а с другой стороны – это удивительная вещь, когда ты занимаешься и испытываешь какое-то сострадание, любовь, благодарность к какому-нибудь новомученику, когда читаешь его житие, он же святой, он между прочим потом помогает, не нужно тоже об этом забывать. То есть, ты с ним вступаешь в какие-то определенные духовные отношения. Вот тут совершенно удивительным образом, я тут немножко в сторону уведу, например, моя дочь, она тоже изучала жития новомучеников, и это изучение ее увело так далеко, что она нашла нашего предка, которым оказался святой праведный Алексей Бастурманский, который был современником преподобного Серафима Саровского, оказалось, что это прямой предок моего мужа, просто по прямой линии. Поэтому изучение этих материалов, которые в невероятном изобилии присутствуют в книжных магазинах. Вот я сейчас зашла в магазин Издательского отдела и только на одной полке, потрясающее, «Последнее следственное дело архиепископа Федора Поздеевского». – это ученый, монах, совершенно удивительный, замечательный, светлейший человек. Потом о жизни и духовном наследии епископа Вениамина Милова, эту я книгу читала, она у меня есть, она очень замечательная и там видны эти все механизмы этих страшных репрессий, совершенно бессмысленных вроде бы. Потому что, кто такой был этот Вениамин Милов – он был ученый, монах, он был настоятель Покровского монастыря, который сейчас стал женским монастырем, он был мужским монастырем. И его 25 лет мурыжат по лагерям и ссылкам. Больной человек, у него были больные глаза, больные ноги и это ужасно иррациональная какая-то сила, которая обрушилась на него, как, впрочем, и на многих. И ты понимаешь, задаешься вопросом – а что это за сила – а это оказывается сила безбожия. Вот если сказать, кто это все устраивал – мы можем это все персонифицировать и говорить, что это чекисты, что это НКВДшники, что это большевики, но на самом деле, что за этим стоит – за этим стоит безбожие.

М.Климент

— Матушка, я хотел бы знаете, особенно если слушает тот, кто будет писать, показать наоборот красоту мученичества. Они же шли добровольно, они шли с радостью.

А.Пичугин

— Владыка, не все же шли добровольно и с радостью.

М.Климент

— Я имею в каком смысле добровольно – если их брали, они не сопротивлялись. Да, все святые… если вы меня убьете – это только встреча со Христом, мы рады встрече со Христом. Ведь не зря сказал еще священномученик Иустиан – кровь мучеников – семя христианства. Вот эти новомученики спасли Россию. Да, беспомощные, слабые, они были примером веры. Я скажу такую вещь, я был как раз школьником, дошкольником и я видел тех людей, которые были в лагерях, они из лагерей приходили с радостью – слава Богу, мы можем поговорить, побеседовать. И никогда никого не осуждали. Я не буду уходить в далекую историю, есть отец Николай Блохин такой писатель, это не 1920-1930-1960, а 1980-е годы, он был свидетелем веры. Его посадили за то, что распространял литературу.

А.Пичугин

— Так Пермский лагерь до конца работал.

М.Климент

— Да, но он даже сейчас никого не осуждает, он говорит: «Я за них молюсь. Тюрьма сделала из меня писателя, у меня только вера укрепилась там».

О.Николаева

— Владыка, а можно я просто немножко добавлю, мне кажется это очень важно, что ведь репрессии начались с самого начала, они начались сразу, уже как только произошла революция, тут же митрополит Владимир и дальше-дальше пошло.

М.Климент

— Митрополит Владимир Киевский первый расстрелян был.

О.Николаева

— И потом стали брать священников и на их место приходили другие люди, рукополагались, очень много же было рукоположено духовенства из числа людей, уже после революции.

М.Климент

— До революции люди, которые может быть были далеки от Церкви, когда видели, что… он просил епископа: «Рукоположите меня», - и не боялся, что его завтра же придут после рукоположения и арестуют, и расстреляют.

О.Николаева

— Да, а это же было очевидно.

А.Пичугин

— Мы сейчас продолжим буквально через минуту, у нас маленький перерыв. Я напомню слушателям, что у нас в гостях сегодня митрополит Калужский и Боровский Климент – председатель Издательского совета Русской Церкви, доктор исторических наук. Олеся Николаева – писатель, профессор Литературного института. Лиза Горская, я – Алексей Пичугин, через минуту снова здесь.

 

А.Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио, где сегодня в программе «Светлый вечер» говорим с митрополитом Калужским и Боровским Климентом – доктором исторических наук, председателем Издательского совета Русской Церкви и писателем Олесей Николаевой – Олеся Александровна еще напомню профессор Литературного института имени Горького. Обсуждаем тему «Лето Господне» - конкурс для детей, подростков церковный, можно свои работы присылать, только мы не сказали куда.

М.Климент

— Просто выйти на сайт http://www.letogospodne.ru/ и там есть подача заявок на конкурс и все правила прописаны – какое должно быть сочинение, в каком формате подается, какая информация должна прикладываться. Также можно выйти через сайт Издательского совета и оттуда можно сделать заявку. Это два сайта Издательского совета Русской православной Церкви и сайт http://www.letogospodne.ru/, на которым именно организован прием заявок на этот конкурс. Сочинение можно подать до 1 декабря, обязательно оно должно быть в электронном виде, оригинальным, мы потому что проверяем на антиплагиат все сочинения, если большой процент есть несамостоятельной работы, то успеха в конкурсе не будет. Что еще, темы можно тоже посмотреть на сайте и также можно получить другую информацию через сайт.

Л.Горская

— А я, наверное, все-таки вернусь к своему вопросу о том все-таки, насколько эти темы детские. Вот так же тема новомучеников, исповедников российских, не требует ли она все-таки определенной духовной зрелости для того, чтобы как-то с ней соприкасаться, анализировать? Или наоборот, расскажите.

М.Климент

— Я думаю, даже для нас будет интересно прочитать, как пишут дети, как они понимают подвиг новомучеников, осознанные страдания человека за веру, не просто его схватили и утащили, и где-то там побили бандиты, или кто-то. Он шел и исповедовал. Знакомясь с протоколами допросов – это мужественные люди были. Они не боялись своей веры, они не боялись, что у них заберут все имущество, они не боялись за своих родственников, что они откажутся от них – они не отказывались, они чувствовали поддержку общин и ведь если посмотреть, сколько было случаев, когда забирали священников, село все выходило в защиту его.

А.Пичугин

— Но чаще такого, к сожалению, не было.

М.Климент

— Я говорю, что были случаи.

А.Пичугин

— Были, конечно.

М.Климент

— Я помню, это уже правда не 1920-1930-е годы, а 1960-е, когда хотели закрыть Владимирский собор в Киеве. Народ устроил круглосуточную молитву в соборе, ночевали, не выходили, полный собор был. Как отстаивали Почаевскую лавру, как отстаивали десятки храмов. Да, не всегда могли отстоять, но отстояли. Если мы посмотрим вообще на историю, вот я немножко занимаюсь историей, а история всегда сравнивает события и все исторические ситуации. Возьмем время Никиты Сергеевича, но для начала я перенесу нашу беседу на библейский период, когда Троица пришла к Аврааму и шли наказать за грех города, жителей городов Гоморра и Содом, Авраам просил – сто человек будет в городе праведников, помилуешь – помилую, 50 – помилую, 20 – помилую, 10 – помилую. Никита Сергеевич говорит: «Я одного в России не оставлю, последнего вам покажу», конечно все рухнуло, вера в народе жила, народ отстаивал. Я думаю – это самый непопулярный правитель наш.

Л.Горская

— Я думаю, за пальму первенства здесь есть кому побороться.

М.Климент

— Я не говорю первенства, но то, что такую ненависть иметь – я вам одного священника не оставлю, праведника.

Л.Горская

— «Покажу последнего попа», - да, он сказал.

М.Климент

— Я доведу страну до такого состояния, где все население жить будет без Бога. Но Господь защитил. И как раз эти новомученики отстояли, новомученики сохранили эту веру. И очень важно нам не только, чтобы были написаны жития святых, но, чтобы эта тема звучала и в художественной литературе. И вот поэтому мы поставили эту тему для молодежного, юношеского конкурса. А молодые люди могут побеседовать, еще в приходах есть те люди, пожилые люди, даже их бабушки, дедушки, которые могут рассказать о том времени. Это очень интересно.

О.Николаева

— Ну да, и потом, конечно, это формируется сознание того, что православие – это не есть какая-то этнографическая древность, такая хранительница национального костюма, или национального обряда, ритуала какого-то. А что это живая реальность, которая вот она здесь и сейчас происходит. Пролей кровь – получишь дух. И совершенно поразительно, вы знаете, когда смотришь собранные материалы, еще в 1990 году они были собраны по новомученикам, скажем, какой-нибудь одной нижегородской епархии. Но ты поражаешься, практически все подчистую было все духовенство было арестовано. Потом почему возобновлялось это – потому что новых рукополагали и обычно, если вы посмотрите историю этих репрессированных людей, если их сразу не расстреливали, если их ссылали, то за каждым священником, епископом, архиепископом вы обязательно увидите целую группу женщин, которые бросали все и ехали, чтобы помогать, прислуживать, ухаживать, посылки посылали. И это поразительно, что вокруг каждого такого страдальца, каждого такого новомученика действительно была целая группа людей, которые его поддерживали и без которых он возможно бы не смог бы выжить в лагере. И это та часть русской истории, которой, например, я была совершенно лишена в свои школьные годы, ничего этого я не подозревала и очень жалко, как будто бы этого не было. Но я думаю, что дети, подростки, они обязательно должны это знать, потому что это чрезвычайно важно. И сейчас, когда формируется их сознание. А подростковое сознание хочет… оно ведь романтизированное и оно само хочет геройства, оно хочет подвигов и на самом деле молодой человек, который учится, начинает ходить в церковь, ему подвижничество в радость – посты, молитвы – это все. И мне кажется, это нужно как-то закладывать в детей.

Л.Горская

— А вот Вы еще в начале программы говорили про то, что в предыдущем сезоне конкурса столкнулись, читая некоторые работы, Вы увидели живое художественное соучастие. И Вы об этом сказали, как о ценности, но еще как и о дефиците некоем, я хотела бы Вас попросить подробнее может быть рассказать.

О.Николаева

— Да, потому что гораздо больше появилось таких клише, которыми забито сознание современного школьника, оно, в основном, закрыто этими какими-то слоганами, какими-то приметами моды, или знаками престижа подросткового и очень мало самостоятельного мышления, а тем более очень мало выражения этого самостоятельного, какой-то глубины рассуждения. Это то, чего, если не происходило это в семье, такого разговора о каких-то жизненных, или литературных ситуациях, о каких-то героях, если не было в школе тоже никаких не писали сочинений, не обсуждали психологию каких-то персонажей литературных, то вот этот бедный подросток во-первых, он не может научиться выражать свои мысли и свои чувства, не может адекватно выразить. А к чему это приводит – к тому, что он не может договориться с другим и вот они переговариваются, у них есть какая-то знаковая система, как у животных, какими-то знаками они переговариваются, слоганами, но это не способствует глубине общения и глубине понимания. И поэтому тут мы как бы этим конкурсом, мы как бы провоцируем сосредоточиться на этих темах, подумать об этом, написать об этом и подросток, когда начинает спускаться в глубины себя самого, он видит, что это очень интересно, что человек, и он сам, и его душа совершенно многомерна и он дивится может быть каким-то таинственным закоулкам своей души, когда начинает действительно это обследовать. И даже есть такое, что, знаете как говорят, что можно даже как-то очароваться красотой собственной души, потому что ты понимаешь, что это не твоя заслуга, а что в твоей душе что-то еще присутствует, не только земное и не только природное, а что-то сверхприродное, сверхчувственное. В ней уже живет какая-то невыразимая красота, которую хочется обозреть и постичь. И действительно я видела, такое было, одно сочинение меня вообще потрясло – это девочка описывает свой духовный опыт – ее встреча с Богом. Причем, понимаете, в некоторых случаях может быть опасно, что можно подумать, что это какое-то состояние прелести, но это настолько подлинное чувство и настолько через какие-то косвенные вещи она это описывает, что я была просто потрясена, очень хорошо.

М.Климент

— А я сейчас вспомнил еще, матушка рассказывала, как дети передают с чем они встречаются, как раз одно сочинение, которое я прочитал – ребенок описывает поездку на Соловки. Он описывает там больших белуг, он описывает озера, но самое яркое описание у него было Секирной горы (Секирка) и как проходили там мучения узников, он это… как будто сам это пережил это описывает, он слышал, ему рассказывал экскурсовод, кто-то рассказывает, может быть из монахов, но он описывает страдания людей, он как будто сам видел это все, что было там. Очень, я скажу, интересно, как раз в связи с вопросом, смогут ли они осмыслить и написать что-то про подвиг новомучеников – это серьезная тема, а вот мучения, издевательства, насилие, которое происходили на Соловках над узниками на Секирной горе – просто он изложил это на хорошем высоком уровне.

 

А.Пичугин

— Друзья, напомним, что это «Светлый вечер» на светлом радио, где сегодня митрополит Калужский и Боровский Климент – председатель Издательского совета Русской Церкви и Олеся Николаева – поэт, прозаик, профессор Литературного института.

Л.Горская

— Ну что, к Патриаршей премии?

А.Пичугин

— Да, давайте перейдем к Патриаршей премии, которую мы тоже сегодня собирались половину программы обсуждать, но проговорили.

Л.Горская

— Дети, наверное. Интереснее, или нет?

А.Пичугин

— Хотел сказать, что дети, наверное, важнее. Но Патриаршая премия по литературе.

Л.Горская

— Это очень важно тоже.

М.Климент

— Дети – это украшение нашей жизни, потому что они всегда по-своему, своеобразно мыслят, так как имеют чистое сердце, но чистоту сердечную помогают им приобрести взрослые.

А.Пичугин

— В том числе и писатели своими книгами. У Вас же есть целое направление в конкурсе «Лето Господне» - лауреаты Патриаршей премии по литературе. Каждый год, кстати говоря, в прошлом же году Патриаршую премию по литературе получил Юрий Бондарев, или в позапрошлом?

О.Николаева

— Нет, Борис Якимов получил в прошлом году.

М.Климент

— В прошлый сезон, в этом году – в мае месяце. В этом году был Борис Якимов, отец Николай Блохин и Борис Николаевич Тарасов.

А.Пичугин

— Да, Борис Якимов и Борис Николаевич Тарасов к нам приходил. Мы очень хотели отца Николая Блохина позвать, но пока почему-то не получается. А в этом году… сейчас же начинается рассмотрение авторов?

М.Климент

— Нет, 14 сентября только объявлен новый сезон.

А.Пичугин

— А кстати, пока мы далеко от детей не ушли – сроки какие?

М.Климент

— 14 сентября был объявлен, до 1 марта.

А.Пичугин

— То есть, еще достаточно много времени, а с Патриаршей премией?

М.Климент

— Это Патриаршая премия.

А.Пичугин

— Нет, я про «Лето Господне», про детей, мы забыли просто упомянуть.

М.Климент

— С1 сентября по 1 декабря могут они подать через интернет.

Л.Горская

— Сайт очень простой, http://www.letogospodne.ru/. Любой поисковик выдает этот сайт тут же. А почему, кстати, взрослым больше времени, чем детям, это шутка, наверное…

А.Пичугин

— Ну да, мы так вообще не успеем поговорить о премии Патриаршей. А сколько уже лет, напомните, пожалуйста.

М.Климент

— В этом году седьмой сезон открылся Патриаршей литературной премии.

А.Пичугин

— У нас очень много различных литературных конкурсов, у нас достаточно много премий литературных в стране, зачем нужна еще одна?

М.Климент

— Эта Патриаршая литературная премия дается писателям, поэтам, поэтессам для поощрения их за тот вклад, который они внесли в развитие русской литературы, утверждение духовности, укрепление нравственных ценностей в нашем обществе. Патриаршая литературная премия вручается не за отдельное произведение, не за какую-то книгу, а за совокупность трудов.

Л.Горская

— Меня поразило указание того, что не за отдельное произведение, а оценивается весь творческий путь. Я тоже хотела об этом подробнее поговорить – как так?

М.Климент

— Как человек трудился, сколько написал, какие его произведения, как произведения влияют вообще на общество. Мы не просто количество.

Л.Горская

— А если человек писал какую-то ерунду и отрицательно его труды влияли на общество, утрирую, а потом он преобразился, изменился, в сторону света обратил свой взор.

О.Николаева

— Надо конкретно говорить, такая вещь, что надо конкретно говорить.

А.Пичугин

— Писал дешевые детективы в мягкой обложке, а потом оп и роман.

М.Климент

— Я скажу, у нас довольно нелегкая процедура избрания. Я сказал срок – до 1 марта можно подать, номинировать кандидатуру, может выдвигать кандидата на Патриаршую литературную премию епархиальный архиерей, литературное сообщество, руководители органов субъектов федерации, глав государств, главы церквей, а также литературные издательства – толстые журналы. Эти группы могут номинировать. После того, как закончится прием заявок, то работает экспертный совет. Экспертный совет состоит из писателей, критиков, литераторов, которые выбирают из всего списка поданных заявок 8-9-10 лиц, формируют шорт лист – короткий список. Этот список уже рассматривает палата попечителей. Палату попечителей возглавляет святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в нее входит ряд архиереев нашей Церкви, известные писатели – отец Николай Агафонов, отец Ярослав Щапов, Архангельский входит, Варлаамов, Василевский, Воропаев, Вяземский, матушка входит наша, которая участвует в нашей программе – Олеся Николаева. И там разбирается вообще каждый, кто попал в короткий лист. Оцениваются его произведения, выносятся суждения, достоин, или нет по своей деятельности, какое влияние на развитие русской литературы, словесности и вообще какой язык у него. И после того утверждается короткий список и где-то в последней декаде мая происходит открытое заседание попечительского совета, в Зале Соборов Храма Христа Спасителя и там тайным голосованием выбирают лауреатов. Голосования открытые, все видят, каждый на листочке выбрал до трех имен, потом подсчитываются голоса и объявляются победители. Здесь уже хорошо изучат всех кандидатов, каждый имеет право сделать свой выбор.

Л.Горская

— А я читала, что в 2016 году было какое-то рекордное количество заявок на премию?

М.Климент

— В этом году, да, 54 человека.

О.Николаева

— С каждым годом, все больше и больше, в геометрической прогрессии они увеличиваются.

М.Климент

— 54 человека, но здесь я скажу такую вещь – это же не школьники пишут, выдвигаются сложившиеся известные писатели – это не то, что мы выбираем трех из всей совокупности. Это сами они номинируются известные писатели в нашем обществе.

О.Николаева

— Я помню Новелла Матвеева у нас была.

М.Климент

— Не все проходят, даже не все входят в короткий список этот. Одно дело, когда студент пишет – а, попробую, не получилось и ладно.

Л.Горская

— Везде документы подал – где-то прошел.

М.Климент

— В пять институтов – туда приняли – пойду туда. Здесь уже люди в возрасте все, это не молодые. Сам возраст писателя такой где-то после 35-40 лет и известность он приобретает где-то к 50-60 годам, когда он набирает какой-то багаж произведений.

А.Пичугин

— Что важно еще в Патриаршей премии, что меня в ней тоже привлекает, далеко не все авторы – это люди не то чтобы церковные, но и вообще пишущие о Церкви, а Вы говорите по совокупности, действительно, Юрий Бондарев, например, я не знаю, насколько он человек верующий, но тем не менее о Церкви он не писал.

М.Климент

— Ну, неверующих людей нет, во-первых.

А.Пичугин

— Да, это уже разговор…

М.Климент

— Насколько религиозен он, тоже самое, как и Борис Якимов, тоже писатель, можно сказать, советского времени, он в этом году стал лауреатом, но он замечательно писал именно о нравственности человека, о духовности.

О.Николаева

— Вообще писателей хороших советских возьмите – Юрия Казакова, скажем, который вообще ничего не писал, ни о Церкви, ни о Духе Святом, но писатель замечательный, который абсолютно такой образцовый и абсолютно в традиции русской литературы. Он бы конечно у нас тоже, наверное, получил бы премию, если бы дожил.

М.Климент

— Если пишут о нравственности, о любви к родине, о любви к ближнему, о защите отечества – это выполнение заповедей Христовых. В советское время нельзя было писать о Боге, нельзя было употреблять церковные термины и поэтому мы не обращаем внимание, если в то время он не писал про Бога, но он создавал высокохудожественные произведения.

О.Николаева

— Да, таких было много писателей, такой был, конечно Шукшин, потом Юрий Нагибин конечно замечательный писатель, можно много перечислять.

М.Климент

— К группе деревенщиков относятся, они же писали о нашей традиции, о нашей культуре, о жизни села, о жизни простого человека, о его подвиге. Или о войне кто писал, он писал, как русский солдат защищал свою родину, он писал о том, что ценнее родины для этого человека ничего не было. Темы очень важные эти.

Л.Горская

— А я хотела спросить, Вы как-то для себя объясняете такой рост в геометрической прогрессии интереса к Патриаршей литературной премии?

М.Климент

— Патриаршая литературная премия становится более популярной, более известной.

Л.Горская

— Почему? А, просто известность.

М.Климент

— Потому что народ видит, и писатели видят, что ежегодно, постоянно, без всяких каких-то закулисных движений происходит выдвижение и выборы.

Л.Горская

— Стабильно и открыто.

А.Пичугин

— Ну что же, будем заканчивать программу, все уже, время наше подошло к концу. Митрополит Калужский и Боровский Климент, Олеся Николаева – писатель сегодня были гостями программы «Светлый вечер». Лиза Горская.

Л.Горская

— Алексей Пичугин.

А.Пичугин

— Всего хорошего, будьте здоровы!

О.Николаева

— До свидания!

М.Климент

— До свидания!

Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Исторический час
Исторический час
Чему учит нас история? Какие знания и смыслы хранятся в глубине веков? Почему важно помнить людей, оказавших влияние на становление и развитие нашего государства? Как увидеть духовную составляющую в движении истории? Об этом и многом другом доктор исторических наук Дмитрий Володихин беседует со своими гостями в программе «Исторический час».
Еженедельный журнал
Еженедельный журнал
Общая теплая палитра программы «Еженедельный журнал» складывается из различных рубрик: эксперты комментируют яркие события, священники объясняют евангельские фрагменты, специалисты дают полезные советы, представители фондов рассказывают о своих подопечных, которым требуется поддержка. Так каждую пятницу наша радиоведущая Алла Митрофанова ищет основные смыслы уходящей недели и поднимает важные и актуальные темы.
Прообразы
Прообразы
Программа рассказывает о святых людях разных времён и народов через известные и малоизвестные произведения художественной литературы. Автор программы – писатель Ольга Клюкина – на конкретных примерах показывает, что тема святости, святой жизни, подобно лучу света, пронизывает практически всю мировую культуру.
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.

Также рекомендуем