
— Ванюшка... А ты знаешь, кто я такой?
— Кто?
— Я твой отец!
— Папка! Родненький! Я знал, я знал, что ты меня найдёшь, всё равно найдёшь!
Пронзительный диалог, который сейчас прозвучал — это, пожалуй, один из самых ярких и самых сильных эпизодов кинофильма «Судьба человека». Экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова вышла на экраны в 1959 году и стала режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука, который сыграл в картине и главную роль — шофёра по имени Андрей Соколов. Мы сейчас услышали, как герой признаётся Ванюшке, маленькому бездомному сироте, в том, что он — его отец. Этот трогательный момент невероятно сильно берёт за душу, ведь на самом деле Соколов говорит мальчику неправду. Отец Ванюшки погиб на фронте во время только что отгремевшей Великой Отечественной войны. Сам Андрей потерял всю свою семью, и не знал, ради чего ему жить дальше. Для главного героя фильма этот ребёнок неожиданно становится вновь обретённым смыслом жизни.
В самом начале фильма, когда мы видим Соколова и мальчика впервые, ничего об этой трагической и удивительной истории мы ещё не знаем. Как и в литературном произведении Михаила Шолохова, всё действие разворачивается в воспоминаниях Соколова. Режиссёр удачно использовал особый приём, который в кинематографе называется «флэшбэк». В определённый момент основная сюжетная линия прерывается, и зритель переносится к событиям прошлого. А прошлое Андрея Соколова — это трагичная, но вместе с тем светлая история обычного человека, привычную жизнь которого в одночасье перевернула война. Главный герой не воюет до последней капли крови. Практически всю войну он проводит в немецком плену. Но Сергей Бондарчук и как актёр, и как режиссёр, в свойственной ему тонкой манере всё же показывает нам настоящий подвиг — подвиг человеческой души, способной выдержать, казалось бы, невыносимое. Вслед за Шолоховым, режиссёр затрагивает в «Судьбе человека» непростые для пятидесятых годов прошлого века темы, и это не только немецкий плен, как известно, приравнивавшийся к измене Родине. Это ещё и вера в Бога, которую многие, несмотря на запреты и гонения, хранили в своей душе. В картине «Судьба человека» есть короткий, но очень сильный в эмоциональном плане эпизод: когда немцы гонят колонну пленных в концлагерь, один из наших солдат шепчет молитву:
Господи, Господи, сохрани и помилуй мя! Огради меня от ворога!
Несколько сцен картины, следующих сразу за этим моментом, снимались в Свято-Богоявленском храме под Воронежем. Немцы разместили пленных на ночлег в разрушенной церкви. Режиссёру удалось мастерски подчеркнуть особую атмосферу этого места. Поражает и операторская работа. Мы видим не осквернённый и поруганный храм, а поистине святое место.
Впрочем, в фильме «Судьба человека» духовное видится даже в житейском. Когда чудом сбежавший из плена Соколов возвращается в родной город и узнаёт о том, что его семья погибла при бомбёжке, убитый горем, он приходит к своему старому знакомому. Тот горюет вместе с ним, но не даёт Андрею впасть в отчаяние и находит простые слова, которые помогают герою идти дальше.
— Так тоже нельзя, Андрюша. У всех горе, не у тебя одного. Кому ни хошь, пришлось. А жить, жить-то надо! Как-то надо, сынок, жить!
И Соколов живёт. Несмотря на всё, что ему пришлось пережить в плену, на горечь от потери родных, он не ожесточается сердцем. А в первые же послевоенные дни встречает на улице маленького оборванного мальчишку. И, глядя на него, вдруг понимает, зачем нужно жить, понимает, что жить — стоит. Именно такое светлое чувство оставляет в душе фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека».
19 июня. О Господе, повелевающем стихиями

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему».
О Господе, повелевающем стихиями — священник Алексей Дудин.
Господь никогда не уничтожает зло злом. И человек, имеющий свободу произволения, может только сам по своей доброй воле и по своему желанию выбрать путь исправления. И человек только сам или создаёт добро и любовь на этой земле, или разрушает их.
Поэтому Господь, повелевающий ветром и бурей, не может повелевать свободой воли человека, созданного им по образу Своему и подобию. И желает, и просит, но никогда не насилует волю самого человека, даже если тот творит недобрые дела.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О спасении через Христа

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его».
О спасении через Христа — священник Стахий Колотвин.
Каждый человек, который совершает даже самый маленький грех где-то в глубине мыслей, он оскорбляет Бога, бросает вызов Ему, хотя Бог даёт тебе только благое, заботится о тебе. И поэтому можно сказать, мы становимся ни много ни мало врагами Божьими. Не Бог нас делает своими врагами, а мы сами выбираем это.
И как раз именно поэтому даже ветхозаветные праведники, чудотворцы, пророки, которые мёртвых могли воскрешать, всё равно все попадали в ад. Но Господь берёт и нас примиряет с Собой через уступки, через жертву Своего Божественного Сына.
Поэтому точно так же и мы, когда стараемся примириться с окружающими, должны ставить такую задачу, потому что, не примирившись, мы не можем подойти к Чаше Тела и Крови Христовой. А не имея части Тела и Крови Христовой, мы не имеем части в жизни вечной, в наследии Царства Небесного, Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.
Но тем не менее, на этом не заканчивается наша история спасения. А дальше уже, причастившись Святых Христовых Тайн, свидетельствуя о смерти Бога за нас ради примирения с человеческим родом, мы должны жить по Евангелию. Именно поэтому для христианина необходимо как читать и жить по Евангелию, так и причащаться Святых Христовых Тайн. Как напоминает нам апостол Павел, одно без другого невозможно.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 июня. О почитании преподобного Илариона Нового

Сегодня 19 июня. День памяти преподобного Илариона Нового, жившего в 9 веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
С Иларионом Новым нам предстоит запомнить, что подвижников с таким именем было двое. Один из них жил в VIII веке, а другой — в веке IX. Оба были исповедниками православной веры и много пострадали от еретиков-иконоборцев. Оба были игуменами великих монастырей, поэтому иногда их называют именем этих обителей: Иларион Пеликитский и Иларион Далматский.
Поэтому сегодня, в день памяти святого Илариона Нового Далматского, важно запомнить следующее. Он прожил ровно 70 лет, годы жизни 775–845. Был игуменом монастыря Далмата, главного монастыря в Константинополе. За иконопочитание он почти 30 лет жил в изгнании, подвергался пыткам и многим злоключениям. Скончался вскоре после Торжества Православия, но по причине многих перенесённых страданий, болезней не смог, а быть может, и не пожелал возглавить свой прежний монастырь.
Все выпуски программы Актуальная тема