
— Ванюшка... А ты знаешь, кто я такой?
— Кто?
— Я твой отец!
— Папка! Родненький! Я знал, я знал, что ты меня найдёшь, всё равно найдёшь!
Пронзительный диалог, который сейчас прозвучал — это, пожалуй, один из самых ярких и самых сильных эпизодов кинофильма «Судьба человека». Экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова вышла на экраны в 1959 году и стала режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука, который сыграл в картине и главную роль — шофёра по имени Андрей Соколов. Мы сейчас услышали, как герой признаётся Ванюшке, маленькому бездомному сироте, в том, что он — его отец. Этот трогательный момент невероятно сильно берёт за душу, ведь на самом деле Соколов говорит мальчику неправду. Отец Ванюшки погиб на фронте во время только что отгремевшей Великой Отечественной войны. Сам Андрей потерял всю свою семью, и не знал, ради чего ему жить дальше. Для главного героя фильма этот ребёнок неожиданно становится вновь обретённым смыслом жизни.
В самом начале фильма, когда мы видим Соколова и мальчика впервые, ничего об этой трагической и удивительной истории мы ещё не знаем. Как и в литературном произведении Михаила Шолохова, всё действие разворачивается в воспоминаниях Соколова. Режиссёр удачно использовал особый приём, который в кинематографе называется «флэшбэк». В определённый момент основная сюжетная линия прерывается, и зритель переносится к событиям прошлого. А прошлое Андрея Соколова — это трагичная, но вместе с тем светлая история обычного человека, привычную жизнь которого в одночасье перевернула война. Главный герой не воюет до последней капли крови. Практически всю войну он проводит в немецком плену. Но Сергей Бондарчук и как актёр, и как режиссёр, в свойственной ему тонкой манере всё же показывает нам настоящий подвиг — подвиг человеческой души, способной выдержать, казалось бы, невыносимое. Вслед за Шолоховым, режиссёр затрагивает в «Судьбе человека» непростые для пятидесятых годов прошлого века темы, и это не только немецкий плен, как известно, приравнивавшийся к измене Родине. Это ещё и вера в Бога, которую многие, несмотря на запреты и гонения, хранили в своей душе. В картине «Судьба человека» есть короткий, но очень сильный в эмоциональном плане эпизод: когда немцы гонят колонну пленных в концлагерь, один из наших солдат шепчет молитву:
Господи, Господи, сохрани и помилуй мя! Огради меня от ворога!
Несколько сцен картины, следующих сразу за этим моментом, снимались в Свято-Богоявленском храме под Воронежем. Немцы разместили пленных на ночлег в разрушенной церкви. Режиссёру удалось мастерски подчеркнуть особую атмосферу этого места. Поражает и операторская работа. Мы видим не осквернённый и поруганный храм, а поистине святое место.
Впрочем, в фильме «Судьба человека» духовное видится даже в житейском. Когда чудом сбежавший из плена Соколов возвращается в родной город и узнаёт о том, что его семья погибла при бомбёжке, убитый горем, он приходит к своему старому знакомому. Тот горюет вместе с ним, но не даёт Андрею впасть в отчаяние и находит простые слова, которые помогают герою идти дальше.
— Так тоже нельзя, Андрюша. У всех горе, не у тебя одного. Кому ни хошь, пришлось. А жить, жить-то надо! Как-то надо, сынок, жить!
И Соколов живёт. Несмотря на всё, что ему пришлось пережить в плену, на горечь от потери родных, он не ожесточается сердцем. А в первые же послевоенные дни встречает на улице маленького оборванного мальчишку. И, глядя на него, вдруг понимает, зачем нужно жить, понимает, что жить — стоит. Именно такое светлое чувство оставляет в душе фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека».
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 марта. О заповедях Божьих

В 6-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
О заповедях Божьих — священник Алексий Дудин.
Заповеди Божии, по сути дела, являются границами нашей духовной безопасности. Заповедь можно сравнить с факелом, который освещает край пропасти, чтобы человек в эту пропасть не свалился. Заповеди не лишают нас свободы воли, они не лишают нас свободы действия, они лишь указывают нам то, что является для нас либо спасительным, либо погибельным. А дальше, используя эти заповеди, человек волен действовать на этой земле так, как он желает сам. Про заповеди мы знаем, что были заповеди в Ветхом Завете, и они все были направлены на отношение человека к Богу и человека к человеку. В Новом Завете это сформулировано в двух заповедях о том, что человек должен в полноте любить Бога всем сердцем, всем помышлением, всею крепостью своей и ближнего своего, как самого себя. Но в любом случае заповеди — это помощь человеку в жизненном пути, которая спасает человека от погибели и которая направляет человека ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 марта. О творчестве Владимира Фаворского

Сегодня 14 марта. В этот день в 1886 году родился художник-иллюстратор Владимир Фаворский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Посмотрите только иллюстрации к маленьким трагедиям Александра Сергеевича Пушкина! Вы увидите, что Владимир Фаворский уловил самый дух поэзии русского гения. А «Слово о полку Игореве», которое выделяется своей поэтичностью, художественным богатым, высотой образов — над ним работал наш иллюстратор многие годы. И работа его может почитаться подлинным шедевром искусства. «Я созидаю книгу, а не просто делаю иллюстрации», говорил наш мэтр, оставивший после себя десятки талантливых учеников. И сегодня, когда Россия так нуждается в возрождении русской культуры, во всех ее гранях, во всех ее жанрах, иллюстрации Владимира Фаворского, говорят о совершенстве, которого должен достигать каждый художник, желающий вложить свою лепту в созидание пространства русской культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема