
— Ванюшка... А ты знаешь, кто я такой?
— Кто?
— Я твой отец!
— Папка! Родненький! Я знал, я знал, что ты меня найдёшь, всё равно найдёшь!
Пронзительный диалог, который сейчас прозвучал — это, пожалуй, один из самых ярких и самых сильных эпизодов кинофильма «Судьба человека». Экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова вышла на экраны в 1959 году и стала режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука, который сыграл в картине и главную роль — шофёра по имени Андрей Соколов. Мы сейчас услышали, как герой признаётся Ванюшке, маленькому бездомному сироте, в том, что он — его отец. Этот трогательный момент невероятно сильно берёт за душу, ведь на самом деле Соколов говорит мальчику неправду. Отец Ванюшки погиб на фронте во время только что отгремевшей Великой Отечественной войны. Сам Андрей потерял всю свою семью, и не знал, ради чего ему жить дальше. Для главного героя фильма этот ребёнок неожиданно становится вновь обретённым смыслом жизни.
В самом начале фильма, когда мы видим Соколова и мальчика впервые, ничего об этой трагической и удивительной истории мы ещё не знаем. Как и в литературном произведении Михаила Шолохова, всё действие разворачивается в воспоминаниях Соколова. Режиссёр удачно использовал особый приём, который в кинематографе называется «флэшбэк». В определённый момент основная сюжетная линия прерывается, и зритель переносится к событиям прошлого. А прошлое Андрея Соколова — это трагичная, но вместе с тем светлая история обычного человека, привычную жизнь которого в одночасье перевернула война. Главный герой не воюет до последней капли крови. Практически всю войну он проводит в немецком плену. Но Сергей Бондарчук и как актёр, и как режиссёр, в свойственной ему тонкой манере всё же показывает нам настоящий подвиг — подвиг человеческой души, способной выдержать, казалось бы, невыносимое. Вслед за Шолоховым, режиссёр затрагивает в «Судьбе человека» непростые для пятидесятых годов прошлого века темы, и это не только немецкий плен, как известно, приравнивавшийся к измене Родине. Это ещё и вера в Бога, которую многие, несмотря на запреты и гонения, хранили в своей душе. В картине «Судьба человека» есть короткий, но очень сильный в эмоциональном плане эпизод: когда немцы гонят колонну пленных в концлагерь, один из наших солдат шепчет молитву:
Господи, Господи, сохрани и помилуй мя! Огради меня от ворога!
Несколько сцен картины, следующих сразу за этим моментом, снимались в Свято-Богоявленском храме под Воронежем. Немцы разместили пленных на ночлег в разрушенной церкви. Режиссёру удалось мастерски подчеркнуть особую атмосферу этого места. Поражает и операторская работа. Мы видим не осквернённый и поруганный храм, а поистине святое место.
Впрочем, в фильме «Судьба человека» духовное видится даже в житейском. Когда чудом сбежавший из плена Соколов возвращается в родной город и узнаёт о том, что его семья погибла при бомбёжке, убитый горем, он приходит к своему старому знакомому. Тот горюет вместе с ним, но не даёт Андрею впасть в отчаяние и находит простые слова, которые помогают герою идти дальше.
— Так тоже нельзя, Андрюша. У всех горе, не у тебя одного. Кому ни хошь, пришлось. А жить, жить-то надо! Как-то надо, сынок, жить!
И Соколов живёт. Несмотря на всё, что ему пришлось пережить в плену, на горечь от потери родных, он не ожесточается сердцем. А в первые же послевоенные дни встречает на улице маленького оборванного мальчишку. И, глядя на него, вдруг понимает, зачем нужно жить, понимает, что жить — стоит. Именно такое светлое чувство оставляет в душе фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов