— Ванюшка... А ты знаешь, кто я такой?
— Кто?
— Я твой отец!
— Папка! Родненький! Я знал, я знал, что ты меня найдёшь, всё равно найдёшь!
Пронзительный диалог, который сейчас прозвучал — это, пожалуй, один из самых ярких и самых сильных эпизодов кинофильма «Судьба человека». Экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова вышла на экраны в 1959 году и стала режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука, который сыграл в картине и главную роль — шофёра по имени Андрей Соколов. Мы сейчас услышали, как герой признаётся Ванюшке, маленькому бездомному сироте, в том, что он — его отец. Этот трогательный момент невероятно сильно берёт за душу, ведь на самом деле Соколов говорит мальчику неправду. Отец Ванюшки погиб на фронте во время только что отгремевшей Великой Отечественной войны. Сам Андрей потерял всю свою семью, и не знал, ради чего ему жить дальше. Для главного героя фильма этот ребёнок неожиданно становится вновь обретённым смыслом жизни.
В самом начале фильма, когда мы видим Соколова и мальчика впервые, ничего об этой трагической и удивительной истории мы ещё не знаем. Как и в литературном произведении Михаила Шолохова, всё действие разворачивается в воспоминаниях Соколова. Режиссёр удачно использовал особый приём, который в кинематографе называется «флэшбэк». В определённый момент основная сюжетная линия прерывается, и зритель переносится к событиям прошлого. А прошлое Андрея Соколова — это трагичная, но вместе с тем светлая история обычного человека, привычную жизнь которого в одночасье перевернула война. Главный герой не воюет до последней капли крови. Практически всю войну он проводит в немецком плену. Но Сергей Бондарчук и как актёр, и как режиссёр, в свойственной ему тонкой манере всё же показывает нам настоящий подвиг — подвиг человеческой души, способной выдержать, казалось бы, невыносимое. Вслед за Шолоховым, режиссёр затрагивает в «Судьбе человека» непростые для пятидесятых годов прошлого века темы, и это не только немецкий плен, как известно, приравнивавшийся к измене Родине. Это ещё и вера в Бога, которую многие, несмотря на запреты и гонения, хранили в своей душе. В картине «Судьба человека» есть короткий, но очень сильный в эмоциональном плане эпизод: когда немцы гонят колонну пленных в концлагерь, один из наших солдат шепчет молитву:
Господи, Господи, сохрани и помилуй мя! Огради меня от ворога!
Несколько сцен картины, следующих сразу за этим моментом, снимались в Свято-Богоявленском храме под Воронежем. Немцы разместили пленных на ночлег в разрушенной церкви. Режиссёру удалось мастерски подчеркнуть особую атмосферу этого места. Поражает и операторская работа. Мы видим не осквернённый и поруганный храм, а поистине святое место.
Впрочем, в фильме «Судьба человека» духовное видится даже в житейском. Когда чудом сбежавший из плена Соколов возвращается в родной город и узнаёт о том, что его семья погибла при бомбёжке, убитый горем, он приходит к своему старому знакомому. Тот горюет вместе с ним, но не даёт Андрею впасть в отчаяние и находит простые слова, которые помогают герою идти дальше.
— Так тоже нельзя, Андрюша. У всех горе, не у тебя одного. Кому ни хошь, пришлось. А жить, жить-то надо! Как-то надо, сынок, жить!
И Соколов живёт. Несмотря на всё, что ему пришлось пережить в плену, на горечь от потери родных, он не ожесточается сердцем. А в первые же послевоенные дни встречает на улице маленького оборванного мальчишку. И, глядя на него, вдруг понимает, зачем нужно жить, понимает, что жить — стоит. Именно такое светлое чувство оставляет в душе фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека».
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.