— Ванюшка... А ты знаешь, кто я такой?
— Кто?
— Я твой отец!
— Папка! Родненький! Я знал, я знал, что ты меня найдёшь, всё равно найдёшь!
Пронзительный диалог, который сейчас прозвучал — это, пожалуй, один из самых ярких и самых сильных эпизодов кинофильма «Судьба человека». Экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова вышла на экраны в 1959 году и стала режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука, который сыграл в картине и главную роль — шофёра по имени Андрей Соколов. Мы сейчас услышали, как герой признаётся Ванюшке, маленькому бездомному сироте, в том, что он — его отец. Этот трогательный момент невероятно сильно берёт за душу, ведь на самом деле Соколов говорит мальчику неправду. Отец Ванюшки погиб на фронте во время только что отгремевшей Великой Отечественной войны. Сам Андрей потерял всю свою семью, и не знал, ради чего ему жить дальше. Для главного героя фильма этот ребёнок неожиданно становится вновь обретённым смыслом жизни.
В самом начале фильма, когда мы видим Соколова и мальчика впервые, ничего об этой трагической и удивительной истории мы ещё не знаем. Как и в литературном произведении Михаила Шолохова, всё действие разворачивается в воспоминаниях Соколова. Режиссёр удачно использовал особый приём, который в кинематографе называется «флэшбэк». В определённый момент основная сюжетная линия прерывается, и зритель переносится к событиям прошлого. А прошлое Андрея Соколова — это трагичная, но вместе с тем светлая история обычного человека, привычную жизнь которого в одночасье перевернула война. Главный герой не воюет до последней капли крови. Практически всю войну он проводит в немецком плену. Но Сергей Бондарчук и как актёр, и как режиссёр, в свойственной ему тонкой манере всё же показывает нам настоящий подвиг — подвиг человеческой души, способной выдержать, казалось бы, невыносимое. Вслед за Шолоховым, режиссёр затрагивает в «Судьбе человека» непростые для пятидесятых годов прошлого века темы, и это не только немецкий плен, как известно, приравнивавшийся к измене Родине. Это ещё и вера в Бога, которую многие, несмотря на запреты и гонения, хранили в своей душе. В картине «Судьба человека» есть короткий, но очень сильный в эмоциональном плане эпизод: когда немцы гонят колонну пленных в концлагерь, один из наших солдат шепчет молитву:
Господи, Господи, сохрани и помилуй мя! Огради меня от ворога!
Несколько сцен картины, следующих сразу за этим моментом, снимались в Свято-Богоявленском храме под Воронежем. Немцы разместили пленных на ночлег в разрушенной церкви. Режиссёру удалось мастерски подчеркнуть особую атмосферу этого места. Поражает и операторская работа. Мы видим не осквернённый и поруганный храм, а поистине святое место.
Впрочем, в фильме «Судьба человека» духовное видится даже в житейском. Когда чудом сбежавший из плена Соколов возвращается в родной город и узнаёт о том, что его семья погибла при бомбёжке, убитый горем, он приходит к своему старому знакомому. Тот горюет вместе с ним, но не даёт Андрею впасть в отчаяние и находит простые слова, которые помогают герою идти дальше.
— Так тоже нельзя, Андрюша. У всех горе, не у тебя одного. Кому ни хошь, пришлось. А жить, жить-то надо! Как-то надо, сынок, жить!
И Соколов живёт. Несмотря на всё, что ему пришлось пережить в плену, на горечь от потери родных, он не ожесточается сердцем. А в первые же послевоенные дни встречает на улице маленького оборванного мальчишку. И, глядя на него, вдруг понимает, зачем нужно жить, понимает, что жить — стоит. Именно такое светлое чувство оставляет в душе фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия