Когда в шестнадцатом веке казачий атаман Ермак Тимофеевич отправился покорять Сибирь, от успеха его похода зависело многое, и не в последнюю очередь – зарождающий ся тогда в России новый, прибыльный бизнес: добыча соли и торговля ею. Этот исторически и экономически важный для Российского Государства поход был полностью осуществлён на деньги семьи Строгановых – известных поморских купцов, как раз и занимавшихся соляным делом.
Строгановы-солепромышленники положили начало знаменитой династии государственных деятелей, аристократов и известных благотворителей. И если финансирование похода Ермака в Сибирь затрагивало, помимо прочего, их личные интересы, то вся остальная благотворительная деятельность нескольких поколений этой семьи была в высшей степени бескорыстной.
С начала шестнадцатого века известны крупные пожертвования Строгановых государственной казне. Во время правления первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, от имени Строгановых в казну поступило около восьмисот пятидесяти тысяч рублей – сумма по тем временам просто фантастическая!
После того, как один из Строгановых – Александр Григорьевич – сопровождал императора Петра Первого в Персидском походе, и был удостоен звания барона, в династии образовалась новая ветвь - титулованной придворной аристократии.
Строгановы-аристократы активно покровительствовали искусствам. Они поддерживали наиболее талантливых иконописцев, приобретая их работы для своей личной коллекции. Впоследствии выделилась целая «строгановская» школа иконописи, подразумевающая определённую стилистику и характер письма. Появился «строгановский» стиль и в архитектуре. Начало ему положил нижегородский храм Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенный на средства Григория Дмитриевича Строганова.
Строительством храмов Строгановы занимались далеко не только из эстетических соображений. Это была искренняя благодарность и дань Господу глубоко верующих людей, считавших своим долгом отдать часть доходов на поддержку Церкви. Немало храмов, к примеру, было построено на пожертвования Григория Александровича Строганова. В общей сложности на строительство, ремонт и убранство храмов в Пермском крае, где Григорий Александрович проживал, только за один год им было потрачено пятнадцать тысяч рублей серебром.
Известным меценатом в династии был Александр Сергеевич Строганов. Он первый в роду получил уже не баронский, а графский титул, и покровительствовал литераторам и художникам. В частности, большую поддержку он оказывал поэту Гавриилу Романовичу Державину и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, чьи таланты высоко ценил. При финансовом участии графа в Петербурге была учреждена Публичная библиотека. Александр Сергеевич Строганов долгое время был её директором.
Другой граф из рода Строгановых, Сергей Григорьевич, стал главным попечителем Московского Университета. Этот период в его истории впоследствии так и называли - «строгановским». Сергей Григорьевич ввёл систему поощрения наиболее талантливых преподавателей. При его поддержке в университете образовалась целая плеяда выдающихся профессоров, таких, как Грановский, Соловьёв, Буслаев и БодЯнский. Большинство научных изданий университета печаталось на личные средства Сергея Григорьевича. Именно благодаря ему фамилия Строгановых остается у всех на устах и сегодня. В тысяча восемьсот двадцать пятом году Сергей Григорьевич учредил первую в России рисовальную школу – легендарную «Строгановку», из стен которой вышло немало истинных талантов, и которая по сей день остается эталоном высококлассного художественного образования.
Стремление к благотворительности в семье Строгановых словно бы передавалось по наследству. Об одной из представительниц женской ветви этой династии, Наталье Павловне Строгановой, современники писали: «Она отличалась состраданием к ближнему; вся её жизнь вращалась в кругу своей семьи и деяний добра». То же самое можно было бы сказать о большинстве представителей удивительной семьи Строгановых.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер