В жаркий июльский полдень во дворе маленького, утопающего в зелени и цветах домика священника Николая царила тенистая прохлада. Батюшка принимал гостей. Сюда к нему, на крошечный остров посреди Псковского озера на самой границе с Эстонией, съезжалось много людей, наслышанных о мудрости и духовных подвигах старого священника. Молва о его высокой духовной жизни, несмотря на тяжёлые для церкви пятидесятые годы 20 века и строгие запреты со стороны советских властей, быстро разнеслась по всей огромной стране.
Каждого, кто приезжал к нему, батюшка встречал, как родного. Вот и сейчас, на низком круглом столике отец Николай радушно расставлял вазочки с конфетами, блюдца с мёдом и вареньем. Гости сели чаёвничать.
Неспешно текла тихая беседа; отец Николай заботливо расспрашивал приезжих об их житье-бытье, а гости с искренним доверием рассказывали священнику о своих радостях и бедах. Но то и дело отвлекались – над столом вилась, громко жужжа, большая муха.
Поначалу на неё пытались не обращать внимания. Однако назойливое насекомое так и норовило присесть то на варенье, то на мёд. Муху стали отгонять. На несколько минут она улетала, но вскоре возвращалась назад, не оставляя надежды полакомиться сладким.
Устав махать руками, один из гостей вздохнул и с досадой подумал про себя: «Эх, прихлопнуть бы её, да и дело с концом!»
И тут же услышал спокойный, приветливый голос отца Николая. «А может, ей медку дать? - с улыбкой сказал батюшка, глядя на гостя, словно прочитал его мысли. – Она наестся, жужжать перестанет – и нам будет хорошо, и ей!».
Гость опустил глаза и молча кивнул. Ему стало неловко и стыдно оттого, что он впустил в своё сердце злые мысли. Батюшка набрал в чайную ложку немного мёда, положил её на край стола – муха тут же принялась за обед и успокоилась. С улыбкой глядя на неё, священник Николай Гурьянов - известный на всю страну старец с острова Залита – задумчиво промолвил: «Надобно всегда побеждать добром».
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема