Станислава Александровича Мартиросяна называли Учителем с большой буквы. 26 лет он посвятил школе для слабовидящих и незрячих детей. 19 из них был её директором. И сегодня эта школа в городе Верхняя Пышма носит его имя. А те, кто её окончили, помнят о своём педагоге и именуют себя мартиросяновцами.
Об этой удивительной коррекционной школе в Свердловской области мир никогда бы не узнал, если бы не Станислав Александрович. Да и саму школу удивительной сделал именно он. До него она была одной из многих, обыкновенных. Мартиросян точно знал, каким должно быть учебное заведение для детей с ограничениями по зрению. Знал, что оно должно быть лучшим, должно конкурировать с общеобразовательными школами. Ученики здесь будут развивать свои способности и вместе с аттестатом зрелости получать документ о том, что они освоили определённую профессию. Таким был план-максимум Мартиросяна, когда его в 1968-ом году назначили директором.
Что же это была за школа, учиться в которую съезжались дети со всего Советского Союза? Станислав Александрович ввёл четыре профиля обучения: математический, гуманитарный — для филологов и историков, на медицинском обучались искусству массажа, и было отделение рабочих профессий, которое выпускало специалистов для предприятий Общества слепых. В школу Мартиросяна принимали ребят, которые уже окончили восемь классов. Приехав в Верхнюю Пышму, подростки выбирали профиль обучения и получали профессию по душе.
Свою главную задачу Учитель видел в том, чтобы его ученики не считали себя инвалидами, не думали, что они хуже зрячих. Он убеждал их в том, что в чём-то они лучше, сильнее. И дети начинали верить в себя. Но больше всех верил в таланты своих питомцев сам Мартиросян. Иначе он не превратил бы школу в оранжерею, где дети буквально расцветали. У ребят имелся даже телевизионный класс, в котором использовались оптические увеличивающие устройства для слабовидящих. И это в 70-ые годы, когда даже лучшие московские школы о таком не мечтали. Директор открыл в школе фонозал для прослушивания звуковых книг, в каждом классе стояла прекрасная техника. А в 76-ом году появился киноконцертный зал.
Мартиросян превратил казённое заведение — коррекционную школу — в родной дом для ребёнка. После уроков дети занимались спортом, пробовали свои силы в поэтическом клубе и в фотолаборатории. Ездили на экскурсии по всей стране, ходили в походы. Станислав Александрович упорно шёл к своей мечте о том, чтобы его питомцы жили достойно и интересно.
Ребята были уверены: их директор всегда находится в школе. В его кабинете свет мог гореть и в четыре утра, и в 10 вечера. Станислав Александрович преподавал литературу, сам писал стихи и не стеснялся читать их своим ученикам. Как не стеснялся петь вместе с ними в студии звукозаписи. На футбольном поле гонял мяч наравне с мальчишками и никогда не играл с ними в поддавки. Для ребят он привозил в школу артистов, писателей, профессоров и целые... симфонические оркестры.
В 1978-ом году Станислав Александрович, как лучший из директоров школ для слепых и слабовидящих детей, поехал во Францию представлять Советский Союз на форуме, организованном ЮНЕСКО. И привёз домой награду — юбилейную медаль Луи Брайля. Для школы это стало событием грандиозного масштаба: Мартиросян вывел её на международный уровень.
Учитель ушёл из жизни, когда ему исполнилось всего 48. Вспоминая о нём, друзья задавались вопросом, откуда у него была такая любовь к незрячим детям? И сходились на том, что корни этого милосердного отношения лежат в детстве Станислава Александровича. Его мама — врач-педиатр в войну заведовала домом ребёнка. Слава видел, сколько сил она отдавала сиротам. Видел, как после войны, часть своей зарплаты перечисляла в фонд Мира. Для него пример мамы, её стремление помочь обездоленным детям стало собственным способом жизни. Недаром оно из стихотворений Станислава Александровича начиналось словами: «Возводите дворцы детской радости».
Все выпуски программы Имена милосердия
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



