
Станислава Александровича Мартиросяна называли Учителем с большой буквы. 26 лет он посвятил школе для слабовидящих и незрячих детей. 19 из них был её директором. И сегодня эта школа в городе Верхняя Пышма носит его имя. А те, кто её окончили, помнят о своём педагоге и именуют себя мартиросяновцами.
Об этой удивительной коррекционной школе в Свердловской области мир никогда бы не узнал, если бы не Станислав Александрович. Да и саму школу удивительной сделал именно он. До него она была одной из многих, обыкновенных. Мартиросян точно знал, каким должно быть учебное заведение для детей с ограничениями по зрению. Знал, что оно должно быть лучшим, должно конкурировать с общеобразовательными школами. Ученики здесь будут развивать свои способности и вместе с аттестатом зрелости получать документ о том, что они освоили определённую профессию. Таким был план-максимум Мартиросяна, когда его в 1968-ом году назначили директором.
Что же это была за школа, учиться в которую съезжались дети со всего Советского Союза? Станислав Александрович ввёл четыре профиля обучения: математический, гуманитарный — для филологов и историков, на медицинском обучались искусству массажа, и было отделение рабочих профессий, которое выпускало специалистов для предприятий Общества слепых. В школу Мартиросяна принимали ребят, которые уже окончили восемь классов. Приехав в Верхнюю Пышму, подростки выбирали профиль обучения и получали профессию по душе.
Свою главную задачу Учитель видел в том, чтобы его ученики не считали себя инвалидами, не думали, что они хуже зрячих. Он убеждал их в том, что в чём-то они лучше, сильнее. И дети начинали верить в себя. Но больше всех верил в таланты своих питомцев сам Мартиросян. Иначе он не превратил бы школу в оранжерею, где дети буквально расцветали. У ребят имелся даже телевизионный класс, в котором использовались оптические увеличивающие устройства для слабовидящих. И это в 70-ые годы, когда даже лучшие московские школы о таком не мечтали. Директор открыл в школе фонозал для прослушивания звуковых книг, в каждом классе стояла прекрасная техника. А в 76-ом году появился киноконцертный зал.
Мартиросян превратил казённое заведение — коррекционную школу — в родной дом для ребёнка. После уроков дети занимались спортом, пробовали свои силы в поэтическом клубе и в фотолаборатории. Ездили на экскурсии по всей стране, ходили в походы. Станислав Александрович упорно шёл к своей мечте о том, чтобы его питомцы жили достойно и интересно.
Ребята были уверены: их директор всегда находится в школе. В его кабинете свет мог гореть и в четыре утра, и в 10 вечера. Станислав Александрович преподавал литературу, сам писал стихи и не стеснялся читать их своим ученикам. Как не стеснялся петь вместе с ними в студии звукозаписи. На футбольном поле гонял мяч наравне с мальчишками и никогда не играл с ними в поддавки. Для ребят он привозил в школу артистов, писателей, профессоров и целые... симфонические оркестры.
В 1978-ом году Станислав Александрович, как лучший из директоров школ для слепых и слабовидящих детей, поехал во Францию представлять Советский Союз на форуме, организованном ЮНЕСКО. И привёз домой награду — юбилейную медаль Луи Брайля. Для школы это стало событием грандиозного масштаба: Мартиросян вывел её на международный уровень.
Учитель ушёл из жизни, когда ему исполнилось всего 48. Вспоминая о нём, друзья задавались вопросом, откуда у него была такая любовь к незрячим детям? И сходились на том, что корни этого милосердного отношения лежат в детстве Станислава Александровича. Его мама — врач-педиатр в войну заведовала домом ребёнка. Слава видел, сколько сил она отдавала сиротам. Видел, как после войны, часть своей зарплаты перечисляла в фонд Мира. Для него пример мамы, её стремление помочь обездоленным детям стало собственным способом жизни. Недаром оно из стихотворений Станислава Александровича начиналось словами: «Возводите дворцы детской радости».
Все выпуски программы Имена милосердия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема