Станислав Мартиросян - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Станислав Мартиросян

* Поделиться

Станислава Александровича Мартиросяна называли Учителем с большой буквы. 26 лет он посвятил школе для слабовидящих и незрячих детей. 19 из них был её директором. И сегодня эта школа в городе Верхняя Пышма носит его имя. А те, кто её окончили, помнят о своём педагоге и именуют себя мартиросяновцами.

Об этой удивительной коррекционной школе в Свердловской области мир никогда бы не узнал, если бы не Станислав Александрович. Да и саму школу удивительной сделал именно он. До него она была одной из многих, обыкновенных. Мартиросян точно знал, каким должно быть учебное заведение для детей с ограничениями по зрению. Знал, что оно должно быть лучшим, должно конкурировать с общеобразовательными школами. Ученики здесь будут развивать свои способности и вместе с аттестатом зрелости получать документ о том, что они освоили определённую профессию. Таким был план-максимум Мартиросяна, когда его в 1968-ом году назначили директором.

Что же это была за школа, учиться в которую съезжались дети со всего Советского Союза? Станислав Александрович ввёл четыре профиля обучения: математический, гуманитарный — для филологов и историков, на медицинском обучались искусству массажа, и было отделение рабочих профессий, которое выпускало специалистов для предприятий Общества слепых. В школу Мартиросяна принимали ребят, которые уже окончили восемь классов. Приехав в Верхнюю Пышму, подростки выбирали профиль обучения и получали профессию по душе.

Свою главную задачу Учитель видел в том, чтобы его ученики не считали себя инвалидами, не думали, что они хуже зрячих. Он убеждал их в том, что в чём-то они лучше, сильнее. И дети начинали верить в себя. Но больше всех верил в таланты своих питомцев сам Мартиросян. Иначе он не превратил бы школу в оранжерею, где дети буквально расцветали. У ребят имелся даже телевизионный класс, в котором использовались оптические увеличивающие устройства для слабовидящих. И это в 70-ые годы, когда даже лучшие московские школы о таком не мечтали. Директор открыл в школе фонозал для прослушивания звуковых книг, в каждом классе стояла прекрасная техника. А в 76-ом году появился киноконцертный зал.

Мартиросян превратил казённое заведение — коррекционную школу — в родной дом для ребёнка. После уроков дети занимались спортом, пробовали свои силы в поэтическом клубе и в фотолаборатории. Ездили на экскурсии по всей стране, ходили в походы. Станислав Александрович упорно шёл к своей мечте о том, чтобы его питомцы жили достойно и интересно.

Ребята были уверены: их директор всегда находится в школе. В его кабинете свет мог гореть и в четыре утра, и в 10 вечера. Станислав Александрович преподавал литературу, сам писал стихи и не стеснялся читать их своим ученикам. Как не стеснялся петь вместе с ними в студии звукозаписи. На футбольном поле гонял мяч наравне с мальчишками и никогда не играл с ними в поддавки. Для ребят он привозил в школу артистов, писателей, профессоров и целые... симфонические оркестры.

В 1978-ом году Станислав Александрович, как лучший из директоров школ для слепых и слабовидящих детей, поехал во Францию представлять Советский Союз на форуме, организованном ЮНЕСКО. И привёз домой награду — юбилейную медаль Луи Брайля. Для школы это стало событием грандиозного масштаба: Мартиросян вывел её на международный уровень.

Учитель ушёл из жизни, когда ему исполнилось всего 48. Вспоминая о нём, друзья задавались вопросом, откуда у него была такая любовь к незрячим детям? И сходились на том, что корни этого милосердного отношения лежат в детстве Станислава Александровича. Его мама — врач-педиатр в войну заведовала домом ребёнка. Слава видел, сколько сил она отдавала сиротам. Видел, как после войны, часть своей зарплаты перечисляла в фонд Мира. Для него пример мамы, её стремление помочь обездоленным детям стало собственным способом жизни. Недаром оно из стихотворений Станислава Александровича начиналось словами: «Возводите дворцы детской радости».


Все выпуски программы Имена милосердия

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем