
«Спокойной ночи, мистер Том», студии Carlton Television, WGBH Boston, режиссёр Джек Голд
— Его зовут Уильям Бич. Его мать разрешила его эвакуировать, если он будет у кого-то, кто религиозен или живёт рядом с церковью. И министерство внутренних дел говорит, что это обязанность каждого — взять одного. Простите, но он должен где-то жить.
С такими словами местная общественница привела в дом к угрюмому, нелюдимом старику по имени Том Окли худенького, испуганного мальчугана лет десяти. Шёл 1939 год. Великобритания вступила в войну с фашистской Германией. Лондон постоянно бомбили, и власти страны эвакуировали детей подальше от столицы, в сельскую местность. Так паренёк по имени Уильям Бич попал в местечко Литтл Вейервольд. Зелёные холмы, река, старинная церковь. И ворчливый мистер Том, которого побаивается вся деревня и который, кажется, совсем не рад незваному гостю. Он требует переселить мальчика куда-нибудь ещё. Но деревенская администрация непреклонна: все другие семьи уже приняли к себе эвакуированных детей. Есть приказ правительства, и даже мистер Том Окли обязан его выполнять. Так начинается трогательный, пронзительный и очень добрый фильм, который называется «Спокойной ночи, мистер Том». Его снял британский режиссёр Джек Голд в 1998 году. Он решил экранизировать одноимённую повесть английской писательницы Мишель Магориан, изданную в 1981-м. По словам режиссёра, эта история оказалась ему очень близка. Родители Джека Голда во время Второй Мировой войны тоже были в числе эвакуированных и позже рассказывали Джеку о том, как добры были к ним совершенно незнакомые люди, как старались чтобы дети, которых война разлучила с родными, вдалеке от семьи чувствовали себя как дома.
Сможет ли Уильям, герой фильма «Спокойной ночи, мистер Том», ощутить заботу и любовь, живя у мистера Окли? Вдруг на самом деле этот лохматый седой старик с тяжёлым взглядом исподлобья не так уж и страшен? Кажется, в обществе мальчика он начинает оттаивать и в его взгляде проскальзывает сострадание. Почему же Уильям вздрагивает и, кажется, готов спрятаться при каждом его появлении? Оказывается, и у мистера Тома, и у Уильяма есть тайны, которые однажды откроются и расставят всё по своим местам. Мы обязательно о них узнаем, посмотрев этот фильм, полный неожиданных сюжетных поворотов. От некоторых из них к горлу порой подступает комок, а другие заставят улыбнуться и наполнят сердце радостью. Примечательно ещё и то, что в фильме о войне совсем нет жестоких батальных сцен. Глубокий драматизм достигается за счёт психологичности киноповествования. И каждый раз, когда кажется, что небо вот-вот затянут чёрные тучи, яркий свет вдруг озаряет всё вокруг.
Главной темой своего фильма «Спокойной ночи, мистер Том» режиссёр Джек Голд называет любовь. «Любовь — это дар, она появляется, и меняет всё вокруг. Ей не страшны никакие преграды», — размышляет Голд. О любви в одном из эпизодов, в диалоге с представителями службы опеки, говорит герой картины, мистер Том Окли, и его глаза, когда-то суровые, светятся теплотой.
— Тогда скажите мне одну вещь, мистер Окли. Почему мальчик стал вдруг так важен для вас?
— А разве это не очевидно?
— Да потому что я люблю его. Как если бы это была моя плоть и кровь. И если это важно, мне кажется, что он так же любит меня.
— И вам кажется, что этого в наши дни достаточно?
— Ну, мне кажется, что так и должно быть, мистер Гринуэй. В наши дни или любые другие. Потому что, если это не так, то что ещё должно быть, а?
Актёр Джон Тоу, исполнивший в картине роль мистера Тома, согласен со своим героем. «Любовь — это то, что необходимо каждому человеку, какие бы времена ни были: мир или война», — говорит он. А Ник Робинсон, сыгравший Уильяма, до сих пор с большим теплом вспоминает об участии в картине и делится этими воспоминаниями на своих страничках в социальных сетях.
Рассказывая о работе над фильмом «Спокойно ночи, мистер Том» режиссёр Джек Голд признавался: «Меньше всего нам хотелось сделать из этой истории медовый пряник. В картине есть непростые для восприятия сцены. И всё же, если вашему ребёнку 10 и более лет, посмотрите этот фильм вместе с ним — и вам будет, о чём поговорить».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер