
«Спокойной ночи, мистер Том», студии Carlton Television, WGBH Boston, режиссёр Джек Голд
— Его зовут Уильям Бич. Его мать разрешила его эвакуировать, если он будет у кого-то, кто религиозен или живёт рядом с церковью. И министерство внутренних дел говорит, что это обязанность каждого — взять одного. Простите, но он должен где-то жить.
С такими словами местная общественница привела в дом к угрюмому, нелюдимом старику по имени Том Окли худенького, испуганного мальчугана лет десяти. Шёл 1939 год. Великобритания вступила в войну с фашистской Германией. Лондон постоянно бомбили, и власти страны эвакуировали детей подальше от столицы, в сельскую местность. Так паренёк по имени Уильям Бич попал в местечко Литтл Вейервольд. Зелёные холмы, река, старинная церковь. И ворчливый мистер Том, которого побаивается вся деревня и который, кажется, совсем не рад незваному гостю. Он требует переселить мальчика куда-нибудь ещё. Но деревенская администрация непреклонна: все другие семьи уже приняли к себе эвакуированных детей. Есть приказ правительства, и даже мистер Том Окли обязан его выполнять. Так начинается трогательный, пронзительный и очень добрый фильм, который называется «Спокойной ночи, мистер Том». Его снял британский режиссёр Джек Голд в 1998 году. Он решил экранизировать одноимённую повесть английской писательницы Мишель Магориан, изданную в 1981-м. По словам режиссёра, эта история оказалась ему очень близка. Родители Джека Голда во время Второй Мировой войны тоже были в числе эвакуированных и позже рассказывали Джеку о том, как добры были к ним совершенно незнакомые люди, как старались чтобы дети, которых война разлучила с родными, вдалеке от семьи чувствовали себя как дома.
Сможет ли Уильям, герой фильма «Спокойной ночи, мистер Том», ощутить заботу и любовь, живя у мистера Окли? Вдруг на самом деле этот лохматый седой старик с тяжёлым взглядом исподлобья не так уж и страшен? Кажется, в обществе мальчика он начинает оттаивать и в его взгляде проскальзывает сострадание. Почему же Уильям вздрагивает и, кажется, готов спрятаться при каждом его появлении? Оказывается, и у мистера Тома, и у Уильяма есть тайны, которые однажды откроются и расставят всё по своим местам. Мы обязательно о них узнаем, посмотрев этот фильм, полный неожиданных сюжетных поворотов. От некоторых из них к горлу порой подступает комок, а другие заставят улыбнуться и наполнят сердце радостью. Примечательно ещё и то, что в фильме о войне совсем нет жестоких батальных сцен. Глубокий драматизм достигается за счёт психологичности киноповествования. И каждый раз, когда кажется, что небо вот-вот затянут чёрные тучи, яркий свет вдруг озаряет всё вокруг.
Главной темой своего фильма «Спокойной ночи, мистер Том» режиссёр Джек Голд называет любовь. «Любовь — это дар, она появляется, и меняет всё вокруг. Ей не страшны никакие преграды», — размышляет Голд. О любви в одном из эпизодов, в диалоге с представителями службы опеки, говорит герой картины, мистер Том Окли, и его глаза, когда-то суровые, светятся теплотой.
— Тогда скажите мне одну вещь, мистер Окли. Почему мальчик стал вдруг так важен для вас?
— А разве это не очевидно?
— Да потому что я люблю его. Как если бы это была моя плоть и кровь. И если это важно, мне кажется, что он так же любит меня.
— И вам кажется, что этого в наши дни достаточно?
— Ну, мне кажется, что так и должно быть, мистер Гринуэй. В наши дни или любые другие. Потому что, если это не так, то что ещё должно быть, а?
Актёр Джон Тоу, исполнивший в картине роль мистера Тома, согласен со своим героем. «Любовь — это то, что необходимо каждому человеку, какие бы времена ни были: мир или война», — говорит он. А Ник Робинсон, сыгравший Уильяма, до сих пор с большим теплом вспоминает об участии в картине и делится этими воспоминаниями на своих страничках в социальных сетях.
Рассказывая о работе над фильмом «Спокойно ночи, мистер Том» режиссёр Джек Голд признавался: «Меньше всего нам хотелось сделать из этой истории медовый пряник. В картине есть непростые для восприятия сцены. И всё же, если вашему ребёнку 10 и более лет, посмотрите этот фильм вместе с ним — и вам будет, о чём поговорить».
«Путь возрастания в вере». Евгения Ульева
У нас в гостях была психолог, мама восьми детей, бабушка девяти внуков Евгения Ульева.
Разговор шел о том, как человеку возрастать в своих отношениях с Богом и что может помогать на этом пути духовного развития, а также о том, как родители могут идти к Богу сами и помогать на этом пути и своим детям.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Я всё испортил, а Бог выправил»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Алексей Пичугин, Марина Борисова, а также наш гость — клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев — поделились светлыми историями о том, как самонадеянность, неправильное поведение привело к плачевному результату, но явное вмешательство Бога помогло всё исправить.
Все выпуски программы Светлые истории
Александр Бакулев
«В его руках был ключ к человеческому сердцу», — говорили коллеги про Александра Николаевича Бакулева, талантливого врача, основоположника отечественной сердечно-сосудистой хирургии. В середине ХХ века Бакулев проводил сложнейшие операции на сердце. Его уникальные хирургические методы и сегодня продолжают спасать жизни. Добиться этого Бакулеву помогли знания, практика, усердие. А главное — любовь к ближнему, желание облегчить его боль. Пациентов нужно не только лечить, но и любить, — был уверен Александр Николаевич.
Будущий хирург родился в 1890-м году, в деревне Бакули Вятской губернии, по которой его предки когда-то и получили фамилию. В многодетной крестьянской семье Александр был старшим ребёнком. С восьмилетнего возраста помогал отцу по хозяйству. Успевал при этом и учиться. Окончил церковно-приходскую школу, потом — народное училище, которое находилось в соседнем селе. Казалось бы — для крестьянина вполне достаточно. Но Саша хотел стать врачом. Поэтому поступил в Первую вятскую гимназию, а после неё, в 1911-м — на медицинский факультет Саратовского университета. Бакулев перешёл на 4-й курс, когда началась Первая Мировая война. Лекции, семинары и экзамены молодой человек стал совмещать с работой в эвакуационном хирургическом госпитале. В 1915-м Александра мобилизовали в качестве фронтового врача ударного батальона 80-го Кабардинского полка. Он с честью нёс службу. За храбрость и самоотверженность Бакулева наградили боевым орденом Святого Станислава 3-й степени.
После демобилизации в 1917-м Александр продолжил образование в университете. Однако ненадолго: началась Гражданская война. Бакулева призвали в Красную Армию. И снова фронт, снова госпитали — в Саратове и Сызрани. Защитить диплом удалось лишь в 1922-м. К этому моменту за плечами Бакулева уже был внушительный опыт военно-полевой хирургии. По рекомендации университетского преподавателя, академика Сергея Ивановича Спасокукоцкого, Александра приняли на работу во Второй московский медицинский институт имени Пирогова, на кафедру хирургии. Здесь Бакулев вёл научные исследования, и в 1935-м защитил кандидатскую диссертацию, а ещё через 4 года — докторскую. Много оперировал, внедрял новые методы в черепно-мозговую, лёгочную и пищеварительную хирургию. Вскоре Бакулев возглавил хирургическую кафедру Второго медицинского института. А буквально через несколько месяцев началась Великая Отечественная война.
В военные годы Бакулев работал консультантом по хирургии Главного управления эвакуационных госпиталей столицы. Во время битвы за Москву Бакулев был главным хирургом Резервного фронта. Лично оперировал раненых — брал самые тяжёлые случаи. Много раз доводилось проводить операции на сердце. Именно на кардиохирургии Бакулев сосредоточился после окончания войны. В 1948-м году Александр Николаевич первым в стране успешно провёл сложные операции при врождённом пороке сердца и аневризме аорты. Методику эту впоследствии во всём мире стали называть «операцией Бакулева». Трудами Александра Николаевича в 1955-м году в Москве появилось специализированное медицинское учреждение по лечению сердечно-сосудистых заболеваний — Институт грудной хирургии.
Супруга доктора, Мария Фёдоровна, вспоминала, что Александр Николаевич в выходной день или поздним вечером мог уехать из дома в клинику — проведать пациентов. Со многими из них Бакулев всю жизнь поддерживал связь — переписывался и приглашал в гости. Ключ к человеческому сердцу был не только в умелых руках хирурга, но и в его душе, всегда открытой людям. Однажды во время встречи с молодыми специалистами, Бакулева спросили, как стать хорошим хирургом. И он ответил:
«Не посчитайся со своими удобствами, с хорошим сном, тёплой квартирой, когда в ливень и пургу к тебе постучали, прося помощи. Поезжай, скачи на лошади, лети самолетом, пробирайся пешком, когда тебя позовут к больному. Поволнуйся на каждой операции и после неё, пока не убедишься, что ты спас человека. Почувствуй радость, когда он пожмёт тебе руку и от всей души скажет скромное: спасибо, доктор».
Все выпуски программы Жизнь как служение











