4 ноября, в день Казанской иконы Божьей Матери, в России отмечается государственный праздник — День народного единства. Эта дата связана с трагическими страницами нашей истории — Смутным временем. 4-го ноября 1612 года народное ополчение под предводительством московского князя Дмитрия Пожарского и нижегородца Козьмы Минина взяли штурмом Китай-город. И спустя несколько дней изгнали из Кремля чужеземцев-поляков.
На русский престол наконец-то взошёл избранный народом на земском соборе царь — Михаил Фёдорович, первый из династии Романовых. С этими событиями принято связывать окончание Смутного времени. Однако, с исторической точки зрения, — это не совсем так. Смоленск и ряд других городов России по-прежнему оставались захвачены поляками, которые не признали нового царя. Де-факто они считали русским царём сына польского короля Сигизмунда III, королевича Владислава. Ещё в 1610-м году ему присягнула на верность часть боярской Думы. Правда, присяга происходила перед пустым троном... Владислав не отказался от своих притязаний на шапку Мономаха даже после воцарения Михаила Фёдоровича Романова. И организовал поход на Москву.
Развернулась самая настоящая война. Поляки были уверены, что смогут одержать победу над Россией, потерявшей былую мощь за несколько тяжёлых лет Смуты. Осенью 1617 года польское войско численностью в 10 тысяч солдат под командованием гетмана Яна Кароля Ходкевича вошло в Смоленск. К нему присоединились уже давно находившиеся там отряды интервентов. Согласился поддержать Владислава и гетман Запорожской Сечи Пётр Сагайдачный. На помощь полякам он выдвинул 20-тысячный отряд казаков. Перед этой натренированной и первоклассно вооружённой армией города капитулировали практически без боя. Захватчикам сдались Дорогобуж на Смоленщине, Вязьма и другие города. 2 октября 1618 года польская армия подошла к Москве.
Здесь их встретили не только русские солдаты, но и ополченцы. Ожидая прихода поляков, князь Пожарский в Калуге собирал народные отряды. На подступах к Белокаменной польское войско встретило стойкое сопротивление русских ратников. Посланники в своих депешах сообщали королевичу Владиславу, что «Их Милости войско, изнурённое очень и оголодавшее, в конях, челяди, снаряжении и во всём очень оскудевшее и в нужде пребывающее». Польские солдаты падали духом. В войске поднялся ропот.
И всё же Сагайдачному удалось прорваться к Москве. Состояние войска к тому времени было очень плохим. И всё же гетман решился на прямой штурм города. Столицу охранял Московский гарнизон — 11 тысяч воинов. Они были готовы к атаке. Поляки ударили в ночь на 11 октября. Начался штурм Арбатских ворот. Защитники Москвы крепко сопротивлялись. Тяжёлый бой продолжался до темноты. Вопреки планам, врагу не удалось дойти до Тверской заставы. Польское войско отступило. Москву взять не удалось.
В декабре 1618 года в деревне Деулино близ Троице-Сергиева монастыря между Россией и Польшей было подписано перемирие. Россия уступала Польше часть своих территорий. Такова была цена спасения государства, его независимости. Совсем скоро, в царствование Алексея Михайловича, эти земли постепенно возвратились под российскую корону. Тогда же, в 1618-м, царь Михаил Фёдорович сделал главное: утвердил мир. Государство Российское начало восстанавливаться после разрушительного Смутного времени.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Строить новые автомобильные дороги и ремонтировать старые можно по-разному. Можно, например, соблюдать технологию, а можно её игнорировать, и довольно глупо будет выглядеть тот человек, который, нарушив технологию строительства дорог, будет винить эту самую технологию тогда, когда дорога начнёт чрезвычайно быстро разрушаться. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. В этом отрывке мы ничего не услышим о дорогах и о технологии их строительства, но мы услышим о законе Ветхого Завета, к которому, как может показаться, апостол выдвигает весьма серьёзные претензии.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Этот отрывок Послания к Евреям начинается с довольно странных слов: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18). С одной стороны, действительно, закон Ветхого Завета никого не сделал совершенным в том смысле, что он не был способен освободить человека от грехов и даровать ему всецелое прощение. Но точно ли он был немощен и бесполезен? Да и как вообще стоит понимать услышанные нами слова?
Для ответа на эти вопросы нам стоит вернуться к ранее упомянутому несоблюдению технологии строительства дорог, ведь с законом Ветхого Завета произошло нечто подобное: закон немощен и бесполезен не сам по себе, а по той причине, что люди оказались неспособны его должным образом исполнять. И это в самом деле так, здесь достаточно вспомнить многочисленные дискуссии Спасителя с исказившими понимание закона фарисеями, и вспомнить слова Спасителя по результатам этих дискуссий: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Христос, как мы знаем из Евангелия, никого не призывал пренебрегать законом, и Сам Он тоже его исполнял. Конечно же, автор Послания к Евреям знал об этом не хуже нас, а потому его слова о законе стоит понимать не как уничижение закона Ветхого Завета, а как указание на новый, более совершенный закон, такой закон, который может даровать человеку оставление грехов и привести его в Царство Небесное: «Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). Если же продолжить начатую аналогию слов Послания к Евреям с технологией строительства дорог, то можно сказать, что здесь речь идёт не о том, насколько плоха старая технология, а о том, что есть другая, более совершенная, та, которая основывается на не существовавших ранее материалах и методах ведения работ.
Странно выглядят те люди, которые, зная о новом и совершенном, продолжают держаться устаревшего и неэффективного лишь по той причине, что так делали предки. Конечно, нет никакого греха в том, чтобы использовать, скажем, традиционные методы земледелия, но если речь идёт не о временной жизни, а о вечности, то держаться того, что не способно привести к Царству Небесному не только странно, но и в высшей степени глупо. Эту мысль и пыталось донести Послание к Евреям до своих адресатов. В какой степени это удалось — вопрос дискуссионный, но так как отрывок из этого послания звучит в рождественские дни в православных храмах, то и воспринимать его стоит обращённым к нам, ведь верность закону Ветхого Завета можно понимать и как веру в спасение собственными силами, а такая вера иногда заражает и умы христиан. Дай Бог, чтобы с нами этого не произошло, и чтобы мы остались верны Господу нашему Иисусу Христу, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы пожилые люди прожили зиму в тепле
Уже 10 лет в рамках акции «Подари дрова» волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» приходят на выручку пожилым людям из глубинки Тверской области. При участии неравнодушных людей добровольцы закупают для одиноких пенсионеров дрова и тем самым помогают им пережить холода. За всё время акции поддержку получили больше 1500 человек.
Нина Александровна — одна из тех, к кому приезжают волонтёры. Ей 87 лет. Одинокая бабушка живёт в старом и большом доме. Для его отопления необходимо много дров — это почти 8 грузовых машин на сезон. Стоимость одной партии дров примерно 20 000 рублей. Но пенсии Нины Александровны не хватает даже на половину нужного объёма. Поэтому участники акции «Подари дрова» взяли бабушку под опеку. Уже несколько лет они привозят по два КАМАЗа берёзовых дров, чтобы согревать её дом.
Этой зимой волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» уже успели обеспечить теплом Нину Александровну и ещё больше 200 подопечных. Однако впереди у команды добровольцев по-прежнему много работы. Всё ещё остаются одинокие пенсионеры, которые тоже нуждаются в дровах. Поэтому так важно участие отзывчивых людей.
Если вы хотите подарить тепло бабушкам и дедушкам из глубинки, переходите на сайт акции «Подари дрова».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Дрова» и любой суммой. Например, «Дрова 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рождество Христово и «Хроники Нарнии». Священник Александр Сатомский
В этой программе мы вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским читали и обсуждали фрагменты из книги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», а также говорили о том, как рождественские сюжеты находят свое отражение в художественной литературе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер