
Фото: Stratiya Stratiev / Unsplash
Афон — древнейшее и единственное православное монашеское государство в мире. Несмотря на то, что Афон входит в состав греческого государства, законодательство Греции на него фактически не распространяется. Еще в 20-х годах 20 века, то есть сразу после освобождения от турецкого владычества, греческие власти предоставили Афону его уникальный статус и закрепили этот статус в Конституции страны. Согласно ей вся власть на Афоне сконцентрирована в руках населяющих его монахов. Государство на территории Святой горы выполняет лишь роль наблюдателя. Оно, это наблюдение, осуществляется при помощи губернатора, которого государство назначает.
Губернатор Афона — это светское лицо, в том смысле, что он не имеет священного сана. Но по сложившейся традиции губернатора Святой горы власти назначают из числа профессоров богословского факультета Фессалоникийского университета. Таким образом, губернатор Афона имеет отношение и к богословию, и к Церкви. В сфере ответственности губернатора на Святой горе относятся таможня, отдел регистрации иностранных граждан, полиция и почта. То есть губернатор фактически следит за соблюдением порядка и спокойствия на территории Афона.
Реальная власть над Святой горой, повторюсь, находится в руках у населяющих ее монахов. Понятно, что для удобства управления Афоном его обитателями были со временем созданы и устав Святой горы, и органы управления монашеской республикой. Да, Афон фактически является республикой, поскольку у него нет единоличного правителя, а имеющиеся институты управления включают представителей от всех монастырей Святой горы.
Итак, высшим законодательным и судебным органом управления Афоном является Чрезвычайное двадцатичленное собрание. Согласно уставу Святой горы на территории Афона может иметься только двадцать монастырей. Все они, за редким исключением, являются греческими. Каждый из двадцати монастырей имеет своего игумена, то есть начальника. Упомянутое Двадцатичисленное собрание называется так, потому что в него входят игумены двадцати афонских обителей. Заседания собрания проходят два раза в год и на них обсуждаются наиболее важные вопросы из жизни Святой горы.
Практическое управление Святой горой возложено монахами на Святой Кинот. Это особый орган, состоящий из двадцати человек, также представителей двадцати афонских монастырей. Святой Кинот является как бы правительством Афона, но решает только крупные вопросы и заседает не чаще 2-3 раз в неделю. Ежедневный контроль за жизнью Святой горы и в особенности за ситуацией в его столице, Карее (не путать — с Кореей) осуществляется Эпистасией, особой надзорной службой.
Эпистасия следит за поведением и благочестием жителей Афона. Эпистасия состоит из пяти монахов, представителей монастырей. Двадцать афонских монастырей разбиты на так называемые «четверицы», группы по пять монастырей в каждой. Каждая из четвериц ежегодно посылает своих представителей для работы в Эпистасии. Каждый из пяти монахов, членов эпистасии имеет часть особой афонской печати. Когда Эпистасией принимается какой-то документ, он считается легитимным, если под ним стоит печать Святой горы. Для того, чтобы печать появилась, нужно чтобы каждый из членов Эпистасии поставил на листе свою часть печати. Таким образом, каждое важное решение на Афоне принимает коллективным методом. И без учета позиции конкретного монастыря никакой важный вопрос не решается.
Все выпуски программы Вселенная православия
17 мая. О подвиге Священномученика Альвиана Анейского

Сегодня 17 мая. День памяти Священномученика Альвиана Анейского, пострадавшего за Христа в 304 году.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святой священномученик Альвиан был епископом в небольшом городе к югу от Эфеса. Жил он в IV веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане языческие жрецы любыми средствами стремились заставить христиан города Анеи употребить в пищу идоложертвенное. Они схватили епископа Альвиана, чтобы заставить святителя нарушить заповедь и своим примером вовлечь других христиан в грех идолопоклонства. Но святитель наотрез отказался принести жертву языческим богам. Тогда его подвергли жестоким пыткам, но и при этом он не издал ни единого звука. Опасаясь, что примеру стойкости в вере епископа последуют другие христиане города Анеи, и желая добиться смертного приговора для святого, жрецы сообщили правителю провинции, что Альвиан оскорблял императора, идолов, а также призывал народ к мятежу. По ложному обвинению Альвиана безжалостно истязали, а после издевательств развели большой костер на окраине города, на который святой взошел сам, славя Христа. После казни христиане города Анеи собрали святые мощи священномученика Альвиана и захоронили недалеко от места мучений. Пример жизни святого священномученика Альвиана, епископа Анейского, показывает, насколько важна верность Христу, стойкость в исповедании своего упования на Бога. И это пример благочестивой жизни не только для самого христианина, но и для тех, кто его окружает.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О свободе от греха

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
О свободе от греха — игумен Лука Степанов.
Человеку свойственно искать свободу, как самое главное сокровище. Лишенный свободы лишается заживо самой жизни. А вот Господь дает в этих словах подлинные ориентиры для того, чтобы душа не рабствовала. А это освобождение от власти грехов, которое дарует душе сам Христос. Тому дает, кто приходит к Нему с мольбой об этом. Бог всемогущ, и это всемогущество признает обращающийся ко Господу с покаянной молитвой: «Господи, прости, очисти мое согрешение! Верую, яко можешь сие сотворити». И вот таким образом обещает Господь свободу от рабства страстям, от того жалкого состояния, в котором оказалось человечество после грехопадения. Потому для каждого из нас есть рекомендация Священного Писания Нового Завета и от уст самого Господа, и от апостольских поучений: искать лучшее для души своей на поприще освобождения от страстей покаянием пред Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О трудах Сергея Соловьёва

Сегодня 17 мая. В этот день в 1820 году родился историк Сергей Соловьёв.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын протоиерея, законоучителя, к 12 годам уже несколько раз прочитал Николая Михайловича Карамзина и определился в своём призвании как историк, получив блестящее образование. Знаток древних языков, выпускник историко-филологического факультета, Сергей Михайлович, конечно же, знаком был со школой западноевропейских историков и, занимаясь древностью, изучением истории Вольного Града — Великого Новгорода, изучая наследственное право князей Рюриковичей, соединял глубину исторического ведения, свойственного православному учёному, со многими западными воззрениями на всемирно-исторический процесс. Его знаменитая «История» остаётся одним из самых объёмных трудов по этому предмету. Интересно, что он преподавал историю будущему государю-миротворцу Александру III. Вместе с тем историки начала XX столетия в России уже выходили из-под влияния западноевропейского концепта, отдавая дань персоналистической религиозной философии, вне которой невозможно постигать историю мысли о ней абстрактно, как внеличностном процессе с его закономерностями. Тем не менее, сегодня ни один историк не обходит стороной фундаментальные труды Сергея Михайловича Соловьёва, человека обширнейших интеллектуальных горизонтов, входящего в энциклопедии патриота России, и мы обретаем источник вдохновения для представителей научно-исторической мысли в трудах Сергея Михайловича Соловьёва.
Все выпуски программы Актуальная тема