«Здесь не останется камня на камне», – именно такие слова, согласно Евангелию от Матфея, произнёс Христос о судьбе Иерусалимского храма. Это пророчество осуществилось через тридцать с небольшим лет после Крестной смерти Спасителя. Храм был разрушен римлянами до основания. Сохранилась лишь часть опорной стены, поддерживающей огромную земляную насыпь, на которой стояло здание – иудеи называют этот артефакт «Стеной плача». Уцелело ли что-нибудь из богатого убранства священного здания? Долгое время было принято считать, что ровным счетом ничего. Однако, в середине двадцатого века появилась призрачная надежда найти сокровища Иерусалимского храма.
Среди кумранских рукописей – древних документов, обнаруженных в 1947 году в Палестине, в местечке Кумран близ Мертвого моря,один свиток выделялся особо. Текст был написан не на коже и не на папирусе, а на листе меди. За два тысячелетия металл окислился, стал хрупким и грозил рассыпаться при разворачивании. Несколько лет правительство Иордании, на территории которой проходили исследования, препятствовало научному изучению документа. В сентябре 1953 году немецкий профессор Карл Георг Кун, изучив медный свиток в свернутом виде, предположил, что он содержит инвентарную опись сокровищ – возможно, принадлежавших Иерусалимкому храму и спрятанных во время иудейско-римского противостояния в первом веке. А еще спустя два года документ был направлен в Великобританию, в Манчестерский технологический институт, где под руководством члена Международной кумрановедческой группы Джона Марко Аллегро была проведена подробная дешифровка древнего текста.
Комментарий эксперта:
С помощью специально изобретенной установки медный кумранский свиток был разрезан на двенадцать сегментов – это позволило учёным полностью прочитать текст, и убедиться, что речь в нём действительно идет о неких спрятанных сокровищах! Неизвестный автор называл места, где схоронены богатства, но это ничуть не проясняло, где их искать. Перечисленные в медном свитке названия районов и другие топографические ориентиры оставались загадкой для учёных. Ясным было лишь общее количество таинственных сокровищ – оно равнялось шестидесяти пяти тоннам серебра и двадцати пяти тоннам золота!
Сразу же после дешифровки загадочного манускрипта были высказаны первые предположения о его происхождении. Прозвучала версия, что это всего лишь отображение народной легенды о сокровищах Иерусалимского храма. Однако, многие ученые склонялись к мнению, что речь идёт о реальных драгоценностях, которые священники успели вывезти и спрятать до того, как римляне подавили восстание иудеев и разрушили Иерусалим в семидесятом году.
Но было ли в Иерусалимском храме такое количество золота и серебра, как указано в Медном кумранском свитке? Безусловно! Храм в жизни древних евреев был не только культовым зданием. Иудейская система жертвоприношений предполагала регулярные вклады каждого еврея в храмовую казну. Храм фактически был национальным банком. Само сооружение, согласно описанию в Мишне – собрании устных еврейских законов, отличалось роскошью. Священная часть храма – Святая святых, была полностью покрыта золотом. Золотом и серебром были отделаны все ворота и двери. Над ступенями, ведущими внутрь храма, свисала золотая виноградная лоза, усыпанная кистями в человеческий рост – чтобы ее поднять, требовались усилия трехсот человек. Золотой была абсолютно вся утварь храма. То есть, сокровища, описанные в Медном свитке, вполне могли быть частью храмового богатства!
Однако, в 2001 году во время раскопок в Римском Колизее немецкие ученые нашли мраморную плиту, надпись на которой, переведенная профессором Гальдербергского университета Гезой Альфёльди, умерила надежду искателей сокровищ Иерусалимского храма.
Комментарий эксперта:
Массивная мраморная перекладина с заурядным объявлением о проведении ремонтных работ в Колизее скрывала тайну – на ней сохранились шестьдесят семь отверстий от предыдущей надписи. Строчки были реконструированы, и вот что получилось: «Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал создать новый амфитеатр на доходы от продажи трофеев войны». Упомянутый император заслужил звание полководца во время подавления иудейского восстания в шестьдесят шестом – семидесятом годах. А строительство Колизея началось через пять лет после разрушения и разграбления Иерусалима и обошлось римлянам, по недавним подсчётам учёных, в двести миллионов евро в переводе на современные деньги. Вполне вероятно, что в этом денежном потоке утонули и сокровища, упомянутые в Медном кумранском списке.
История израильского народа отражена в Священном писании, как путь возвращения человечества к Богу. В те времена, когда все земные племена отвернулись от Создателя, уклонились в язычество, лишь иудеи хранили единобожие, как связь со Творцом. Центром поклонения Богу на протяжении многих веков был Иерусалимский храм. Построенный царём Соломоном в десятом веке до Рождества Христова, он разрушался оккупантами и восставал из праха, бывал разграблен, и вновь обретал великолепие. Он оставался духовным центром Иерусалима, сердцем и смыслом древнего города – до того момента, когда Богочеловек Иисус Христос вышел на проповедь, а иудеи не признали в Нём Мессию и предали на Распятие. По слову Спасителя, от величественного храма не осталось камня на камне, и сокровища, накопленные столетиями, развеялись прахом по ветру времён.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер