Москва - 100,9 FM

«Социальное служение в городе Губкин». Прот. Георгий Кравцов

* Поделиться

Наш собеседник — председатель епархиального отдела по социальному служению Губкинской епархии, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской в городе Губкин протоиерей Георгий Кравцов.

Мы говорили о том, как помогают особенным детям и их родителям в городе Губкин, а также о том, как в одном из храмов города проводят богослужения для неслышащих. Разговор шел о ярмарках и других благотворительных мероприятиях, а также о социальном служении при храме отца Георгия и при епархиальном отделе Губкинской епархии. Наш собеседник рассказал, какая помощь сейчас требуется, и как каждый может сделать доброе дело по мере своих сил и возможностей.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин

— Дорогие слушатели, здравствуйте, это «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать. С удовольствием представляю своего собеседника. Ближайший час, эту часть «Светлого вечера» вместе с нами и с вами проведет протоиерей Георгий Кравцов, настоятель храма блаженной Ксении Петербуржской в городе Губкин — храм при центральной районной больнице находится. И отец Георгий председатель епархиального отдела по социальному служению Губкинской епархии. Добрый вечер.

Протоиерей Георгий

— Здравствуйте.

А. Пичугин

— Мы в рамках наших программ неоднократно говорили о жизни на Белгородской земле в разных аспектах, и сегодня мы добрались до социальной сферы. И мы всегда представляем себе социальную сферу как нечто, напрямую соотносящееся с деятельностью государства, это действительно так. Но и в то же время люди, даже далекие от Церкви, наверное, представляют себе, что и в Церкви есть своя мера социального служения, и она занимает достаточно важное место в церковной жизни. И даже многие люди, плохо знакомые с церковной действительностью, с церковной жизнью, наверное, считают ее наиболее важной даже в период богослужебный, церковный, непосредственно внутри церковной ограды жизни. Но это вот одна из составляющих. И поэтому, конечно же, интересно поговорить о жизни на Белгородской земле еще и в этом аспекте. А я, честно говоря, о проектах, которые реализует епархия — и реализуются они под руководством, под приглядом отца Георгия, — не знаю. И передам, наверное, слово сразу отцу Георгию. Тем более что сейчас такое время непростое, время пандемии, когда, наверное, какие-то проекты обретают силу, какие-то, может быть, наоборот, уходят на второй план, но тем не менее вот сейчас то время, когда социальное служение Церкви особенно заметно.

Протоиерей Георгий

— Вы знаете, то что касается периода пандемии, сказать, что какие-то проекты именно у нас куда-то отошли в сторону, я бы так не сказал. Может быть, они как-то немножко трансформировались, мы как-то немножко подошли к их реализации, но все-таки, слава Богу, они не прекратили свою работу. Конечно, вот это время, этот период, он, бесспорно, наложил и накладывает свой отпечаток на жизнь Церкви и на ту ее составляющую, которую мы называем социальным служением, какие-то новые вопросы перед нами жизнь поставила — бесспорно, все это есть. Но именно то что касается тех проектов, которые у нас реализовывались и продолжаются реализовываться, слава Богу, сейчас, то наверное, так вот если начать, наверное, с епархиального центра, с города Губкина, то, наверное, два таких вот главных. Ну, наверное, неправильно говорить, что именно два главных, но вот первое, наверное, на что хотелось бы обратить внимание, это вот два таких наших проекта, которые направлены в первую очередь на помощь детям-инвалидам, и не только детям, семьям, которые воспитывают детей-инвалидов и на помощь глухим. В Губкине уже несколько лет существует общественная организация Совет матерей детей-инвалидов, которая объединяет семьи, в которых растут и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. И вот практически с самого момента создания этой организации мы очень плотно с ними сотрудничаем. Начинали мы просто с того, что для них проводили совместные богослужения. Потому что, к сожалению, получается так, знаете, семьи, которые таких деток воспитывают, они в большинстве своем ну как-то вот, может быть, закрываются в себе что ли, как-то отгораживаются от мира, от внешнего мира. Ну тут есть много причин, о которых мы сейчас не будем говорить, ну вот просто вот как данность. И первое с чего мы начали, это совместные богослужения.

А. Пичугин

— А сколько времени вы уже этим занимаетесь?

Протоиерей Георгий

— Именно Советом матерей, взаимодействием с ними?

А. Пичугин

— Да.

Протоиерей Георгий

— Да лет восемь, наверное.

А. Пичугин

— Ну уже порядочно. А Совет матерей сам сколько существует?

Протоиерей Георгий

— Вот он столько и существует.

А. Пичугин

— А ну то есть вы как-то одновременно: он возник, а вы начали с ними взаимодействовать.

Протоиерей Георгий

— Да. Именно вот на протяжении всего этого времени мы с ними очень плотно стараемся взаимодействовать и как-то вот поддерживать. Так вот первое, с чего мы начали, это были совместные богослужения. Мы выделили, определили какой-то день особый среди недели, когда приходили на богослужение вот только эти семьи. Потому что ну и дети особые и, конечно, родители за них особо переживают. Ну и для многих семей вот именно такая форма молитвы, именно вот то, что они собирались вместе, когда рядом были такие же семьи, как они сами, для них, для многих это было, я не знаю даже, какое слово тут подобрать. Ну понимаете, многие вот куда-то попали просто в другой мир. Они вот замкнулись в себе, вот находились вот в каком-то своем мире, и тут вот для них вот эти службы, они получились как некий, знаете, глоток воздуха. И послужили толчком уже для дальнейших каких-то вот их движений: они после стали ездить на какие-то реабилитации, куда-то детей и родителей, вот мы с ними ездили в последующем в какие-то паломнические поездки.

А. Пичугин

— А до этого у них, они настолько замыкались, многие из них в себе, что...

Протоиерей Георгий

— Ну вы понимаете, они были разобщенные. Вот есть одна семья и она не знает порой, что даже в соседнем доме живет такая же семья, с такими же проблемами. Только вот придя вот в этот Совет, они только увидели, узнали друг друга. Я не хочу сказать, что все, но очень многие, именно вот так у них получилось.

А. Пичугин

— Вообще как Совет возник? В этом же тоже наверняка есть какое-то ваше участие.

Протоиерей Георгий

— Наше участие было только в такой молитвенной что ли, наверное, поддержке этого человека, который стоял у истоков всего этого. Это мама, в семье которой родился вот такой же ребенок — Татьяна Краснова, вот именно она была инициатором вот этого создания Совета. И именно она сейчас продолжает им руководить и, что называется, такой двигатель всей этой организации.

А. Пичугин

— Как вы их нашли?

Протоиерей Георгий

— В больнице. Мы встретились в больнице. Я крестил этого малыша в родильном доме сразу после его рождения, поскольку было опасение, выживет он, не выживет. Ну вот так вот мы и нашли друг друга.

А. Пичугин

— Ну вот восемь лет прошло с тех пор, а ребенок как себя чувствует?

Протоиерей Георгий

— Ребенок растет, ребенок делает определенные успехи. Он учится в школе, ну, конечно, специфически учится, но он учится в школе. В общем, есть чем хвалиться, в плане каких-то достижений.

А. Пичугин

— А в чем особенность богослужений, о которых вы говорите? То что вы проводите исключительно для матерей, детей, ну и отцы, наверное, тоже могут приходить, конечно же, для таких семей.

Протоиерей Георгий

— Да, конечно, для семей. Ну изначально, знаете, мы проводили эти богослужения отдельно. А потом получилось, стало получаться — ну в принципе так и должно быть, это правильно — они стали приходить на богослужения, которые в обычном режиме, скажем так, совершаются, да, в воскресный день, когда и другие прихожане присутствуют в храме. А изначально почему мы так вот отдельно сделали? Ну, потому что детки разные все-таки, кто-то не может на месте стоять долгое время. Хотя служба, конечно, ну в таком, по благословению Владыки, в адаптированном несколько варианте мы ее совершаем для этих детей, она немножко быстрее проходит. Но все же какое-то время нужно, не каждый из них может выдержать именно вот все это продолжительное богослужение. Ну мы с вами знаем, и взрослые там не каждый, тяжело бывает, некоторые переминаются с ноги на ногу. Ребенку тоже бывает тяжело. Ну вот как бы изначально для нас что было, ведь кто-то, знаете как, в чем это выражается: ну детки, кто-то плачет всю службу, кто-то еще там что-то делает. Ну люди тоже по-разному, прихожане на все это реагируют. И поэтому мы решили вот так отдельно собраться. Отдельно, пока начать вот с этого. Ну и, слава Богу, так со временем такая вот адаптация у нас произошла, что, еще раз повторюсь, многие из них принимают участие в службе, которая совершается в обычное время, сдружились и с обычными прихожанами. Прихожане наши постоянные так вот с заботой относятся к ним, переживают, спрашивают о их состоянии, о их делах. Ну в общем, слава Богу, так вот потихонечку такая вот инклюзия происходит.

А. Пичугин

— Ну сейчас в связи с пандемией так есть какие-то сложности?

Протоиерей Георгий

— Ну, конечно, вот так вот собраться мы за богослужением, к сожалению, сейчас у нас не получается. Ну я думаю, что как бы пандемия не вечна.

А. Пичугин

— Безусловно.

Протоиерей Георгий

— Господь дарует возможность вместе помолиться. Но ведь наше взаимодействие, оно не только богослужением ограничивается. Мы организовываем для этих деток, ну мы назвали это благотворительная ярмарка. Ведь эти дети нуждаются и в средствах ухода, в средствах гигиены, в лекарствах, каких-то реабилитациях, причем нуждаются в этом регулярно. Ведь больной человек, если вот обычно, да, в нашем понимании, классический больной: нужна операция, еще какие-то там процедуры — то есть операцию сделали, человек восстановился, ну и возвращается к обычной жизни. То эти дети, они нуждаются в реабилитации регулярно, на протяжении всей своей жизни. И родители, как могут, что могут, делают сами для этих деток. Ну вот и мы тоже пытаемся как-то их это бремя облегчить. В чем суть наших ярмарок благотворительных: мы проводим их несколько раз в год, когда наши прихожане, каждый из них что-то может сделать своими руками. Тут важно ведь еще привлечь людей. Ведь общество-то по-разному смотрит на проблемы детей инвалидов, проблемы таких семей. Поэтому очень важно и людей к этому, наверное, приобщать. То есть вот каждый из наших прихожан что-то может приготовить сам, своими руками: какие-то пирожки испечь, какие другие вкусняшки сделать, кто-то может что-то, какие-то шапочки, носочки связать, еще что-то. И вот эти ярмарки мы проводим, как правило, в дни каких-то больших праздников, чтобы было людей побольше...

А. Пичугин

— А они непосредственно в храме?

Протоиерей Георгий

— Да, ну или рядом, да, в храме, скажем так. И по окончании богослужения кто-то вот поучаствовал, приготовил это и принес, а кто-то это приобретает. И причем максимальной суммы пожертвования нет. Вот у нас пирожок однажды стоял — постоянно об этом помню — одна из наших прихожанок просто пирожок купила там за тысячу рублей. Потому что человек понимает, что это как бы, куда идут эти средства. Это не просто так вот, что вот я что-то там себе, какой-то перекус там приобрел, но это имеет несколько такой более глубокий смысл. И поэтому таким вот образом мы собираем определенную сумму, ну и, как правило, либо средства гигиены приобретаем — памперсы, пеленки, ну в общем, все то, что необходимо для этих детей.

А. Пичугин

— Я напомню, друзья, что это программа «Светлый вечер». И сегодня мы беседуем с протоиереем Георгием Кравцовым, председателем отдела Губкинской епархии по социальному служению и настоятелем храма блаженной Ксении Петербургской в Губкине, при центральной районной больнице города Губкин и района. Вы, отец Георгий, рассказывали про взаимодействие с матерями необычных детей, детей с особенностями и о благотворительных ярмарках, которые у вас проходят. Я так понимаю, что, естественно, вы как-то участвуете, помимо этих ярмарок, и в помощи этим детям и их родителям в поездках на реабилитацию, в больницах и еще где-то, где это необходимо.

Протоиерей Георгий

— Ну по мере своих сил, конечно, мы стараемся помочь в этом. Потому что ну тяжело родителям нести этот крест, очень тяжело. Я не скажу, что наша помощь прямо такая уж грандиозная, но по мере своих сил, по мере своих возможностей мы стараемся как-то помочь семьям с реабилитацией и с лечением каким-то. Ну где-то объявляем специально вот конкретно адресный сбор для какой-то семьи, если такая вот нужда возникает, в приобретении средств реабилитации.

А. Пичугин

— А как можно поучаствовать в вашей деятельности, если кто-то из наших слушателей захотел помочь вам, вашей работе или наоборот, кто-то нуждается в помощи, куда им можно обратиться?

Протоиерей Георгий

— В социальных сетях у нас есть группа — храм святой блаженной Ксении Петербургской, где мы рассказываем и в том числе о благотворительных мероприятиях, которые проходят у нас в приходе. И в том числе там, обратившись туда, человек может получить информацию о том, как можно помочь и поучаствовать в этом благом деле помощи таким семьям.

А. Пичугин

— То что ваш храм находится при больнице, это же в целом, наверное, накладывает отпечаток и на приходскую жизнь и, в общем, на все, что вы делаете?

Протоиерей Георгий

— Конечно. Первое там ну вот опять с чего я начинал, тут трудно выделить: первое, не первое. Конечно, мы имеем особое попечение о пациентах больницы, о медицинском персонале. У нас при храме действует сестричество, которое ну прежде всего помогает пациентам. То есть в чем помощь состоит: от какой-то духовной помощи, духовной поддержки, то есть просто беседы, ответов на каких-то вопросы духовной жизни, помощи в подготовке к таинствам исповеди, причастия, соборования, да, совершенно таких вот моментов простых, когда вот постричь человека нужно, если это нужно, какие-то лекарства приобрести, продукты. Ну то есть вот по мере сил как-то вот уход за одинокими пациентами, за теми, кто в этом нуждается.

А. Пичугин

— А кто те люди, которые приходят в сестричество?

Протоиерей Георгий

— Это наши прихожане. Либо они потом становятся нашими прихожанами. Совершенно любой человек, желающий помочь страждущему, может стать членом сестричества, может в него вступить.

А. Пичугин

— Неважно, женщина или мужчина даже.

Протоиерей Георгий

— Совершенно неважно.

А. Пичугин

— Такая скорее форма названия: сестричество.

Протоиерей Георгий

— Ну почему форма такая изначально, конечно, подавляющее большинство все-таки это женщины. Мужчин не так много, которые помогают в этом. Но два человека у нас есть из братьев, ну в основном, конечно, да, основной костяк — это женщины, отсюда название такое.

Протоиерей Георгий

— Вы еще занимаетесь неслышащими. Это такая интересная тема, и мало кто в Церкви работает с неслышащими людьми по причине того, что считают, во-первых, неслышащих людей, как кажется, не очень много, во-вторых, считают, что это достаточно сложная работа, потому что богослужения на жестовом языке — это очень долгая, кропотливая работа по составлению, по проведению. Ну и много очень нюансов, но тем не менее это очень важная и нужная работа.

Протоиерей Георгий

— Отчасти, наверное. Ну не то что отчасти, конечно, определенные трудности есть в этом деле. Но трудностей где нет? Они есть везде, есть они и в этом направлении нашего служения.

А. Пичугин

— А почему вы начали с неслышащими заниматься?

Протоиерей Георгий

— А я уже не скажу, почему, вот начал и все. Сначала я как-то на это так вот смотрел, потом мне стало интересно. А потом я понимаю, что это добрая часть моей жизни, которую я уже не могу никуда от себя деть.

А. Пичугин

— А вы учили жестовый язык?

Протоиерей Георгий

— Да. Это замечательные люди, искренние и прекрасные. Поэтому вот просто занимаюсь, потому что мне это нравится.

А. Пичугин

— Но это та часть, которая меня непосредственно самого интересует. Я представляю мир глухих людей, хорошо себе представляю. И, может быть, в меньшей степени церковный мир, но я видел разные общины в России, которые занимаются с неслышащими людьми, даже знаю, что есть неслышащий священник в Москве, кажется, отец Павел, и он слабослышащий.

Протоиерей Георгий

— Диакон Павел Афанасьев, да, он слабослышащий.

А. Пичугин

— Да, то есть он даже не священник сейчас.

Протоиерей Георгий

— Диакон. Отец Валентин, если не ошибаюсь, там же служит, да, этот батюшка, который из глухих.

А. Пичугин

— Да, все верно. Вот вы, естественно, лучше меня это знаете. Ну все-таки немножко поподробнее расскажите о том, как происходит это взаимодействие, как происходят богослужения, сколько людей вот в этой части вашей общины.

Протоиерей Георгий

— Ну взаимодействие наше, конечно, главное, центр нашего такого взаимодействия — это богослужение. Стараемся мы его проводить один раз в месяц. Это то время, когда наши неслышащие прихожане собираются вместе на богослужение. Где-то бывает чаще, где-то бывает реже, ну в среднем вот так. Количество — ну от пятнадцати человек бывает регулярно на этих богослужениях. Бывает больше. К нам приезжали, ну если так можно сказать, паломники из Белгорода. В Белгороде тоже существует община глухих, слабослышащих прихожан. Эти люди, естественно, знакомы друг с другом, поскольку часть наших неслышащих прихожан, они учились в Белгороде, жили вместе, общались как-то. Поэтому это не чужие люди, это общение для них тоже как бы такое радостным было событием в их жизни. Но центр — да, это вот богослужение. И поэтому вот когда были эти паломники наши, около пятидесяти человек где-то вот собралось из неслышащих прихожан за богослужением. Это как бы основная такая, да, вот центр вот этой нашей жизни, вот именно этой составляющей этого нашего взаимодействия. Мы принимали участие, вот такая у нас была паломническая поездка в прошлом году в богослужении, в общем, которые в Симоновом монастыре проводились.

А. Пичугин

— В Москве.

Протоиерей Георгий

— Да, как раз в Москве, да, в конце сентября для глухих. И вот особое богослужение, которое возглавил владыка Пантелеимон, по благословению Святейшего Патриарха. До этого мы принимали участие в богослужении, которое возглавлял Святейший Патриарх Кирилл, в храме в Новокосино, где тоже вот община.

А. Пичугин

— Где тоже да, есть такая община.

Протоиерей Георгий

— Да, такая сильная. То есть вот как бы паломнические такие вот поездки — это тоже одна из таких составляющих нашей вот этой работы, нашего взаимодействия.

А. Пичугин

— Ну вот видите, в Москве я знаю, ну вот только я знаю три храма, где работают постоянно с неслышащими. А я так понимаю, что на всю Белгородскую область только ваш приход, да?

Протоиерей Георгий

— В Белгороде.

А. Пичугин

— А, все-таки в Белгороде. Почему же я, видимо, так понял, что из Белгорода к вам приезжают на службу люди.

Протоиерей Георгий

— Ну это для них была такая паломническая поездка.

А. Пичугин

— А, понятно. Потому что я еще хотел удивиться, что сто километров все-таки, даже больше ста километров.

Протоиерей Георгий

— Да, в Белгороде есть община глухих, в которой вот тоже совершается богослужение регулярно. Так что вот так. Ну и здесь, конечно, ну и, естественно, какие-то вот наши бывают встречи именно непосредственно вот в Обществе глухих, в преддверии каких-то праздников. Эти встречи носят ну совершенно различный характер — это и духовные беседы, и просто беседы. То есть вот в таком вот ключе мы стараемся работать. Ну и, конечно, это такая специфическая сфера социального служения, где, наверное, без помощников очень трудно. И вот здесь особую, конечно, благодарность хотелось бы высказать в адрес руководителя Губкинского отделения Всероссийского общества глухих, Зои Николаевны Московых. Потому что вот непосредственно при ее участии, тоже вот ее такой вот энтузиазм, ее желание тоже приобщить ее подопечных, скажем так, именно к духовной жизни, к христианским православным традициям здесь тоже играют немалую роль, не последнюю.

А. Пичугин

— Я напомню, друзья, что мы сегодня беседуем с протоиереем Георгием Кравцовым, председателем отдела по социальному служению Губкинской епархии и настоятелем храма блаженной Ксении Петербургской в Губкине. Я Алексей Пичугин. У нас небольшой перерыв, мы через минуту к нашему разговору вернемся.

А. Пичугин

— Друзья, мы возвращаемся к нашей беседе. Напомню, что сегодня в программе «Светлый вечер» на светлом радио протоиерей Георгий Кравцов, председатель отдела по социальному служению Губкинской епархии и настоятель храма блаженной Ксении Петербургской в городе Губкине Белгородской области. И мы говорим о том, какие социальные проекты в Губкинской епархии, в Белгородской области реализуются под руководством отца Георгия Кравцова. И говорили об общине глухих, слабослышащих людей при храме блаженной Ксении Петербургской. И вот, отец Георгий, вы сказали, что без помощников очень сложно. И я представляю, что сам священник, если он один в храме, то, конечно, ему в данном случае будет тяжело и совершать все то, что необходимо совершать священнику в богослужении, и параллельно что-то еще передавать жестовым языком. Расскажите, пожалуйста, как происходит богослужение.

Протоиерей Георгий

— Богослужение — ну как правило, для подобных богослужений мы выбрали субботний день. Иногда бывает и воскресенье, но все-таки основной день для нас — это суббота, да, когда мы собираемся. На богослужение приходят не только глухие и слабослышащие прихожане, но и обычные прихожане. То есть богослужение совершается обычным чередом, скажем так, да. То что поет хор, песнопения, исполняемые хором, переводит переводчик. Ну в нашем случае это Зоя Николаевна, все то, что происходит...

А. Пичугин

— А она сама слышащая.

Протоиерей Георгий

— Да.

А. Пичугин

— Потому что опять же я хорошо знаком с деятельностью Общества глухих в разных регионах, там в основном это неслышащие люди руководят.

Протоиерей Георгий

— Я, произнося ектении и какие-то возгласы, сам на жестовом языке дублирую это для тех, кто не слышит. И вот таким вот образом совершается богослужение.

А. Пичугин

— А долго вы учились?

Протоиерей Георгий

— Я учусь до сих пор. Потому что тут такое, как бы такая стезя, такое направление, где надо учиться всегда. Поэтому основные какие-то навыки в общении я приобрел, и поэтому дальше тут уже, как говорится, нет пределов совершенства. Учимся мы до сих пор, я не могу сказать, что уже выучился и что там знаю. В процессе все это, учимся.

А. Пичугин

— Ну то есть помимо определенного количества возгласов, хотя я тоже немного знаю жестовый язык, достаточно трудно себе представляю, как передать жестами достаточно сложные фразы из богослужебных текстов. То есть, безусловно, понятно, что они переведены на русский язык и адаптированы.

Протоиерей Георгий

— Ну, вот в чем и состоит как бы нюанс, в том, чтобы ведь в советские годы вот годы такого безбожия, гонения на Церковь, они так вот, ну опосредованно, и мир глухих тоже захватили. Ведь когда встал вопрос о том, чтобы совершать богослужения для таких людей, оказалось, что ну нет терминов таких вот специальных, которыми можно перевести какие-то вот церковные слова.

А. Пичугин

— Да, вот как раз я об этом.

Протоиерей Георгий

— И поэтому именно то что касается вот религиозных жестов, церковных жестов, то сейчас как бы вот идет такой вот процесс создания этого направления вот в русском жестовом языке, формирование. Потому что даже вот в некоторых областях глухие, даже вот то что не касается именно церковной лексики, а вот элементарно вот их общения светского, и то есть какая-то разница. И, конечно, они найдут общий язык, они поймут друг друга, но вот как бы все равно разница в жестах существует, даже вот то, что касается обычного языка, а уж тем более церковного. И поэтому, конечно, каждая подготовка, каждое богослужение для нас оно требует собой подготовки. Допустим, чтобы более четко, более правильно передать смысл тех или иных песнопений изменяемых, которые звучат за богослужением, евангельских текстов, Апостольских Посланий, то есть на все это нужно, конечно, время...

А. Пичугин

— Ну а в России определенное количество священников есть, которые знают жестовый язык и используют его во время богослужений, и работают с неслышащими. А я так понимаю, что вы все знакомы, обмениваетесь опытом и все-таки выработали какой-то унифицированный подход. Вот я еще отца Виссариона из Екатеринбурга знаю.

Протоиерей Георгий

— Вот если уж так сравнивать то, что вот какие-то жесты даже церковные, которые используют в Екатеринбурге в богослужении, это же вот просматривали, и то что используется у нас, ну тоже есть определенная разница в этом. Но разница несущественная, ну я думаю, что со временем все-таки эта унификация произойдет, и как-то вот уже будет немножко полегче. Ну во всяком случае процесс этот сейчас идет.

А. Пичугин

— И очень важно, чтобы он продолжался. Поскольку, я понимаю, еще есть достаточная проблема. Мы мало об этом задумываемся, но вот когда мы в XIX веке, в книгах XIX века вернее читаем, что такой-то человек глухонемой, но это не значит, что он немой. Ведь есть немые люди, которые действительно не могут говорить по тем или иным причинам, а в данном случае речь идет о том, что это глухие люди, которые попросту с детства или от рождения не слышали и не могли научиться речи. И учить речи их начали только опять же в том самом XIX веке, но активно продвинулись в этом только в Павловске уже в советское время, под Ленинградом. Это я все к чему, к тому что неслышащих людей очень много везде, я думаю, что в каждом городе относительно большом они есть. И в какой-то момент у них, возможно, встает вопрос о том, чтобы прийти в церковь, а вот как дальше общаться со священником. Ну исповедь можно, наверное, написать на бумажке, но есть нюансы, которые сложно уточнить просто на бумаге.

Протоиерей Георгий

— Да, что что касается глухонемого, вот это как бы не совсем корректное название, наименование подобных людей. Многие, конечно, их так называют, но это не совсем корректно. Правильно говорить: глухой. Потому что, как вы совершенно справедливо заметили, да, лишь единицы из них, они действительно не могут говорить, немые. Все остальные просто не умеют. Но это возможность у них гипотетически есть. Значит то что касается общения, вот тоже часто возникает такой вопрос: а что там для них, для этих неслышащих прихожан какие-то там вот там переводы, еще что-то, ведь можно же взять там тексты какие-то, почитать, написать. Но ведь, понимаете как, вот понятие грамотный человек, оно немножко отличается, понятие грамотности для глухого и для нас с вами. Многие из них умеют писать, тут, может быть, я не совсем такое вот корректное сравнение, прошу прощения, но вот понимаете как, если мы почитаем то, что написал глухой, то это будет немножко отличаться от того, что пишет обычный человек, слышащий человек. И поэтому вот то что касается исповеди, да, вот то о чем вы говорили, где-то, возможно, ну такая исповедь уже возможна будет, наверное, для того глухого человека, которого священник уже знает, не видит впервые, а знает.

А. Пичугин

— Да, тоже верно.

Протоиерей Георгий

— А для человека, которого он видит впервые, глухого человека, тут вот этой бумажечкой не обойдешься, потому что он не все может изложить, он не все может написать. Да, он умеет писать, но он, может быть, не знает как это сделать. Тем более тут специфика-то какая, ведь исповедь, тут даже слышащий человек, который впервые приходит на исповедь, он тоже теряется, он не знает, а что сказать, а как сказать, а уж тем более глухой.

А. Пичугин

— Я вот, знаете, единственное, в чем бы, наверное, с вами не согласился, что, конечно, среди неслышащих людей очень много людей, которые заканчивали высшие учебные заведения, аспирантуру, кандидаты наук, писатели, художники, поэты — это вот мой опыт общения, очень такой богатый, с неслышащими людьми. Ну и я понимаю, что среди них, конечно, много людей, которые ничего толком не заканчивали по разным причинам. Ну это мир, это определенный мир.

Протоиерей Георгий

— Ну вопрос не в том, что человек что-то заканчивал, просто вот, понимаете, как бы немножко своя есть специфика во всем этом. Поэтому, когда мы говорим о том, что глухой пусть напишет, вот то что он там думает, ну не каждый глухой сможет это сделать.

А. Пичугин

— Ну вот точно так же, как, наверное, и не каждый человек.

Протоиерей Георгий

— Да, он писать умеет, он знаком с грамотой, у него есть образование, но вот своя специфика есть в этом.

А. Пичугин

— Ну так же, как и не каждый человек, совершенно обыкновенный, впервые придя в храм и впервые решив подойти к аналою, к священнику на исповедь, тоже сможет внятно сформулировать все, что он хочет или может в этот момент сказать. То есть тут просто еще есть дополнительная проблематика, связанная с коммуникацией, а так это, наверное, общая проблема.

Протоиерей Георгий

— Бесспорно, да. Я здесь с вами, конечно, целиком и полностью согласен.

А. Пичугин

— А есть ли такая перспектива, возможность что и в Белгородской области появятся священнослужители тоже с нарушением слуха?

Протоиерей Георгий

— Вы имеете в виду из числах глухих?

А. Пичугин

— Да, кого-нибудь рукоположат.

Протоиерей Георгий

— Это же все только одному Богу известно. Никогда ничего в нашей жизни нельзя исключать.

А. Пичугин

— А вот помимо неслышащих, нет ли у вас желания, ну может быть не у вас, я понимаю, что у вас и так очень много всего в отдельно взятом храме происходит, возможности поработать с незрячими людьми?

Протоиерей Георгий

— Ну то что касается вот этой именно категории, они тоже у нас не остаются, скажем так, в стороне. Конечно, не так, как хотелось бы на сегодняшний день, происходит это взаимодействие, хотелось бы большего. Но это как раз та сфера, которую нам еще придется более плотно освоить со временем. У нас не так давно, в прошлом году была выставка, передвижная выставка икон, рельефных икон, именно для незрячих людей, в библиотеке она проходила. И очень такие вот теплые отзывы она имела у людей, которые имеют проблемы со зрением. И они познакомились и с иконами, они познакомились со святыми, чьи изображения там были представлены, которые они могли осязать. В общем, так вот такой тоже положительный отклик это мероприятие имело для вот этих людей.

А. Пичугин

— Я напомню, что сегодня мы беседуем в рамках программы «Светлый вечер» с протоиереем Георгием Кравцовым из города Губкина, председателем отдела по социальному служению Губкинской епархии и настоятелем храма блаженной Ксении Петербургской в городе Губкине при центральной районной больнице. Отец Георгий, какие еще проекты, о которых мы еще не поговорили, но важные вы реализуете и с чем вам приходится повседневно, вот ваша повседневная работа, связанная с социальным служением, наверняка она гораздо объемнее, нежели те проекты? Ну это мы поговорили о помощи детям-инвалидам и работе с неслышащими, но наверняка ваш отдел, конечно, занимается гораздо большим.

Протоиерей Георгий

— Вы знаете, у нас в епархии служат очень замечательные батюшки — они активные, они деятельные, они очень переживают о своих прихожанах, как-то пытаются им помочь, всегда заботятся о них. Тут, конечно, об этом можно говорить много, долго. Но вот особо на что хотел внимание обратить. У нас есть такой поселок Красная Яруга, и в нем в начале этого года была был запущен такой проект, называется «Лавка добра». Ну то есть, иначе говоря, это гуманитарный склад, где люди, которые нуждаются в каких-то вещах — это и предметы одежды и, может быть, какие-то предметы быта — они могут там получить. Есть такие люди, которым какие-то вещи становятся не нужны, соответственно, такие люди эти вещи могут туда отнести. Город Грайворон — тоже в этом году подобное мероприятие там прошло, тоже такой небольшой гуманитарный центр там был открыт. Да практически каждое благочиние нашей епархии, оно имеет особое попечение о категориях таких вот людей, как инвалиды, как малоимущие, как многодетные семьи, как страждущие от определенных зависимостей люди. Ведь ну то что сейчас мы называем социальным служением, это неотъемлемая часть жизни Церкви христианской, это неотъемлемая часть жизни любого верующего человека, любого христианина. И, конечно, вот события этого года, они свой отпечаток наложили на сферу нашей деятельности в этом направлении. И помощь людям тут приходится оказывать, начиная от простой беседы, потому что люди порой в таком тяжелом духовном состоянии оказываются, глядя на все то, что происходит вокруг, до помощи детям собраться в школу. Вот в Грайворонском благочинии, во многих других благочиниях в конце лета прошли акции, благодаря которым многодетным малоимущим семьям была оказана помощь в сборе в школу. В преддверии праздника Покрова, по благословению нашего Владыки, епископа Губкиного и Грайворонского Софрония, на территории всей епархии проходит у нас уже который год акция благотворительная «Под Покровом Богородицы», которая также, вот молодежный отдел ее таким вот двигателем, что называется, этой акции является. Именно благодаря молодежным активам, братствам осуществляется сбор помощи опять же малоимущим, старикам одиноким. И вот в праздник, ну или в дни ближайших праздников Покрова эти люди получают помощь, получают заботу, получают какое-то внимание. Ну опять же что хочу сказать, все эти вещи, они не носят какой-то разовый характер — вот мы что-то там сделали и все, забыли до следующего года. Все-таки как-то пытаемся поступать так, чтобы эта помощь была систематической — это, во-первых, ну а во-вторых, разносторонней.

А. Пичугин

— А есть ли какие-то у вас собственные пожелания? Сколько вы руководите уже отделом?

Протоиерей Георгий

— Отделом — с 2012 года.

А. Пичугин

— То есть давно уже, восемь лет. Я понимаю, что у вас уже выработалось какое-то понимание того, как надо работать, что нужно делать. В рамках этого понимания что бы вы больше всего хотели делать вот на этом месте и на своем месте и чего-то, может быть, сейчас не хватает по разным причинам, чего бы хотелось улучшить или вот просто к чему-то прийти, какие проекты начать реализовывать?

Протоиерей Георгий

— Конечно, есть и мысли, и желания, и чтобы как-то нашу деятельность расширить. Ну пока, конечно, вот в силу ряда причин это не удается реализовать. Ну это касается работы сестричества, хотелось, чтобы все-таки мы немножко подальше вышли за пределы больницы, чтобы это служение было, не только касалось внутрибольничной работы. Хотелось бы, конечно, немножечко расширить сферу помощи для особенных деток. Ну, в принципе, знаете, вот все то, о чем мы говорили, все вот эти вот направления нашей работы, которые на сегодняшний день реализуются, вот хотелось бы, конечно, чтобы они дальше развивались. И хотя бы какие-то из них, может быть, перешли в качественно иные формы своей реализации. Но, в частности, вот так если уж помечтать, какую-то свою мечту озвучить, то есть вот у нас такая мысль — это организация, запуск социального такси для помощи именно вот особенным деткам.

А. Пичугин

— А это хорошая мысль, очень хорошая.

Протоиерей Георгий

— Да, мысль очень хорошая.

А. Пичугин

— А что для этого надо?

Протоиерей Георгий

— Для этого нужны средства для приобретения автомобиля.

А. Пичугин

— А автомобиль нужен только один?

Протоиерей Георгий

— Ну хотя бы один. Ведь это же не просто автомобиль, это должен быть специальный автомобиль, специально оборудованный. Не простой вот там автомобиль приобрели и...

А. Пичугин

— А вы расскажите, у нас много слушателей, вдруг кто-то когда-то сможет вам помочь в достижении этой мечты. Расскажите, каким должен быть этот автомобиль?

Протоиерей Георгий

— А этот автомобиль, он не то что я уже как-то там что-то такое выдумываю. Этот автомобиль совершенно стандартный, называется... Сейчас даже не скажу, как называется, но именно вот для перевозки инвалидов, именно для перевозки людей с ограниченными возможностями. Этот автомобиль оборудован специальным подъемником, специальными местами для сопровождающих. Они имеют разные модификации, разные модели...

А. Пичугин

— Ну понятно, что есть определенные модели, которые могут быть таким образом оборудованы. Ну, дорогие друзья, вдруг кто-то нас сейчас слышит и в чьих силах оказать такую помощь. Потому что ну действительно мы понимаем, что у многих родителей таких особенных детей автомобилей нет, что приходится достаточно много передвигаться по городу. И чтобы отвезти даже ребенка куда-то в больницу, в поликлинику, к врачу, даже если есть возможность сделать это на обычном такси, то это все равно сложно. А вот такой автомобиль бы, конечно, решил многие вопросы. Вдруг кто-то нас слышит и может в этом помочь. Я думаю, что отец Георгий был бы очень признателен и все мы тоже.

Протоиерей Георгий

— Мы были бы просто рады.

А. Пичугин

— А в работе с неслышащими что бы вы, вот как вы видите ваш следующий шаг?

Протоиерей Георгий

— В работе с неслышащими? Ну вы знаете, в принципе, как мне кажется, вот на сегодняшний день все те возможные шаги, которые можно было для нас сделать, мы сделали. Вот на сегодняшний день. Ну знаете, как бы легко чего-то достичь, трудно это все удержать.

А. Пичугин

— Это правда.

Протоиерей Георгий

— Вот поэтому хотелось бы не сдавать позиции в этом направлении. Потому что вы видите, как бы опять же события минувшего года, они там немножечко выбили из колеи многих. Ну все-таки будем надеяться, что мы сможем вернуться на прежние позиции в этом отношении. Поэтому вот в плане именно этого направления работы хотелось бы, вы знаете, как бы делать то же самое, но чаще. С тем чтобы и службы у нас немножко почаще удавалось нам проводить, и какие-то встречи, и другие внебогослужебные мероприятия почаще реализовывать. Но в силу ряда причин, к сожалению, не всегда это получается. Ну вот какой-то вот минимум все-таки мы стараемся держать.

А. Пичугин

— Спасибо вам большое за этот разговор. Я напомню, дорогие слушатели, что сегодня мы в программе «Светлый вечер» говорили с протоиереем Георгием Кравцовым, председателем отдела по социальному служению Губкинской епархии и настоятелем храма блаженной Ксении Петербургской в Губкине Белгородской области, храм при центральной районной больнице. Спасибо большое, отец Георгий. Я Алексей Пичугин. Мы прощаемся с вами, до новых встреч. Всего доброго и будьте здоровы.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.
Мой Урал
Мой Урал
Сказки Бажова и строительство завода Уралмаш – все это об Уральской земле, богатой не только полезными ископаемыми, но и людьми, вчерашними и сегодняшними жителями Урала. Познакомьтесь ближе с этим замечательным краем в программе «Мой Урал».
Часть речи
Часть речи
Чем отличается кадило от паникадила, а насельник от местоблюстителя? Множество интересных слов церковного происхождения находят объяснение в программе «Часть речи».
Храмы моего города
Храмы моего города
Древние храмы Москвы и церкви в спальных районах — именно православные храмы издревле определяют архитектурный облик Столицы. Совершить прогулку по старинным и новым, знаменитым и малоизвестным церквям предлагает Дмитрий Серебряков в программе «Храмы моего города»

Также рекомендуем