Православная Церковь верит в Троичного Бога — Отца, Сына и Духа Святого. Сын Божий две тысячи лет назад принял человеческую природу, родившись от Богородицы и Девы Марии. После Своего Рождества на земле Он стал именоваться Иисусом Христом. Сына Божьего называют также Словом (с большой буквы). Такое именование — Слово — прямой перевод греческого понятия Логос. Оно появилось благодаря Евангелию от Иоанна. Апостол Иоанн Богослов говорит — в начале было Слово, то есть Логос. Это таинственное указание на то, что до начала существования нашего мира и даже до начала времени, Господь уже существовал и являлся Троицей — Отцом, Сыном и Духом Святым. Сын Божий, Логос, принял человеческую природу и принес Себя в жертву, чтобы дать нам возможность войти в Царство Небесное. Именно такой глубокий богословский смысл Церковь вкладывает в богослужебные песнопения. Об одном из них, названном по первым словам «Собезначальное Слово Отцу и Духови» — рассказывает священник Антоний Борисов:
Смысл песнопения «Собезначальное Слово Отцу и Духови» может показаться сложным для понимания. Действительно, для его восприятия нужна богословская подготовка — хорошее знание церковного вероучения. В наше время у многих прихожан оно (это знание), к сожалению, отсутствует. В древности же всё обстояло иначе. Один церковный историк пишет, что в Византии богословские вопросы обсуждались даже на рынках и в банях. Поэтому насыщенный смыслом текст песнопения «Собезначальное Слово Отцу и Духови» православные византийцы понимали без затруднений. Нам же лучше его внимательно разобрать: «Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст, и сме́рть претерпе́ти, и воскреси́ти уме́ршия сла́вным воскресе́нием Свои́м». В переводе на русский язык текст песнопения звучит следующим образом: «Слово безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоём, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим». Прозвучавший текст сообщает нам одну из наиболее важных деталей православного вероучения. Сын Божий, Бог Слово, пожелал принять человеческую природу и прийти в наш мир. Он без сопротивления принял печальную участь и был распят на Кресте. Но Его смерть принесла людям великую милость — Христос воскрес, открыв людям врата Рая.
Тропарь «Собезначальное Слово Отцу и Духови» был составлен в эпоху, когда некоторые мыслители стали распространять идею о том, что Христос был просто человеком, что Он не был Богом. Они не верили в чудо Рождества, а также в чудо Воскресения Спасителя. Церковь не могла мириться с подобным лжеучением, которое упраздняло подвиг Христа. Потому и был написан тропарь «Собезначальное Слово Отцу и Духови», в котором прямо говорится, кем является Христос и почему Церковь Его почитает. А теперь давайте послушаем тропарь «Собезначальное Слово Отцу и Духови» в исполнении объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых