В жизни нашего общества есть разные периоды и разные, как говорят, «приметы времени». Одна из этих примет, как ни странно, наши друзья: охранники и питомцы – наши собаки. Я столкнулась с миром людей и собак, когда завела себе овчарку и пригласила специального человека под названием «кинолог». Моя овчарка несмотря на то, что я очень хотела считать ее охранной, оказалась очень доброй. Мы с кинологом пытались ее то что называется «расщипать», то есть приучить ее делать специальные охранные телодвижения – например, хватать воображаемого злоумышленника за правую руку. Говорить «гав». Реагировать на мой тревожный шепот: «Гора! Чужой!» Оказалось, что все, к чему приучаются собаки – они делают не со зла и не от раздражения. И не для того, чтобы напугать кого-то. Для собак это – игра. Мы с кинологом по существу приучали мою овчарку играть в свирепость. Это было очень интересно. Забегая вперед, скажу, что пару раз навыки моей немецкой овчарки пригодились мне в нашем лесу в Переделкино. Она пару раз сказала свое внушительное гав, пару раз щелкнула зубами рядом с нескромными незнакомцами, которые пытались завести знакомство в лесу. Но еще в процессе дрессировки я очень много узнала о взаимоотношениях людей и собак в разные периоды жизни. Наш кинолог Шамиль так любил овчарок, что сам стал немного похож на овчарку. Одна из его собак прикрыла когда-то его своим телом, защитив от грабителей. Собака погибла, Шамиль спасся. И навсегда полюбил чистокровных овчарок. Оказывается, чистопородная собака отличается тем, что никогда без повода не нападет на человека. Те собаки, которые могут причинить человеку вред, выведены как шоу-собаки. То есть для того, чтобы они были красивыми, пушистыми и крупными, породы немного смешивают. И из-за этой мешанины у собаки может повредиться психика. И тогда собака может стать по-настоящему опасной для человека. Помните ли вы период наших криминальных 90-х, когда люди держали в квартире свирепых питбультерьеров – действительно опасных собак, дрессированных на то, чтобы хватать за горло человека? В нашем чудесном Переделкино одно время появились странные и ужасные подобия сенбернаров. Породу, вывели в монастыре святого Бернара для того, чтобы искать и спасать людей высоко в горах. Рассказывают, что самый известный пес Барри из этого альпийского монастыря, спас сорок человек, и один раз нес мальчика на себе 5 километров. Но у нас скрещивали этих добрейших собак с кавказскими овчарками - и из этой смеси получались огромные, злые и очень непредсказуемые собаки. А наше местное чудовище гуляло с маленьким хрупким парнем, который при виде меня и моей овчарки кричал: Бегите! – потому что не мог удержать огромного пса, и пытался зацепиться поводком за дерево, пока мы с овчаркой уносили ноги и лапы. Такой был тяжелый период, что все люди готовы были защищать свою жизнь, даже посредством этого живого оружия.
Моя овчарка так и осталась доброй собакой. Зато соседские дети могли без опаски приходить в гости. Сейчас я рада, что вокруг меня становится все меньше поврежденных собак. И стало модно заводить преданных лабрадоров, смешных чихуахуа, бестолковых спаниелей. Мне хочется верить, что мы немного выдохнули. И сами можем о ком-то заботиться. Может быть, уже скоро будем ходить друг к другу в гости. Без опасности, что кто-нибудь съест нас во дворе у соседа…
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема