В жизни нашего общества есть разные периоды и разные, как говорят, «приметы времени». Одна из этих примет, как ни странно, наши друзья: охранники и питомцы – наши собаки. Я столкнулась с миром людей и собак, когда завела себе овчарку и пригласила специального человека под названием «кинолог». Моя овчарка несмотря на то, что я очень хотела считать ее охранной, оказалась очень доброй. Мы с кинологом пытались ее то что называется «расщипать», то есть приучить ее делать специальные охранные телодвижения – например, хватать воображаемого злоумышленника за правую руку. Говорить «гав». Реагировать на мой тревожный шепот: «Гора! Чужой!» Оказалось, что все, к чему приучаются собаки – они делают не со зла и не от раздражения. И не для того, чтобы напугать кого-то. Для собак это – игра. Мы с кинологом по существу приучали мою овчарку играть в свирепость. Это было очень интересно. Забегая вперед, скажу, что пару раз навыки моей немецкой овчарки пригодились мне в нашем лесу в Переделкино. Она пару раз сказала свое внушительное гав, пару раз щелкнула зубами рядом с нескромными незнакомцами, которые пытались завести знакомство в лесу. Но еще в процессе дрессировки я очень много узнала о взаимоотношениях людей и собак в разные периоды жизни. Наш кинолог Шамиль так любил овчарок, что сам стал немного похож на овчарку. Одна из его собак прикрыла когда-то его своим телом, защитив от грабителей. Собака погибла, Шамиль спасся. И навсегда полюбил чистокровных овчарок. Оказывается, чистопородная собака отличается тем, что никогда без повода не нападет на человека. Те собаки, которые могут причинить человеку вред, выведены как шоу-собаки. То есть для того, чтобы они были красивыми, пушистыми и крупными, породы немного смешивают. И из-за этой мешанины у собаки может повредиться психика. И тогда собака может стать по-настоящему опасной для человека. Помните ли вы период наших криминальных 90-х, когда люди держали в квартире свирепых питбультерьеров – действительно опасных собак, дрессированных на то, чтобы хватать за горло человека? В нашем чудесном Переделкино одно время появились странные и ужасные подобия сенбернаров. Породу, вывели в монастыре святого Бернара для того, чтобы искать и спасать людей высоко в горах. Рассказывают, что самый известный пес Барри из этого альпийского монастыря, спас сорок человек, и один раз нес мальчика на себе 5 километров. Но у нас скрещивали этих добрейших собак с кавказскими овчарками - и из этой смеси получались огромные, злые и очень непредсказуемые собаки. А наше местное чудовище гуляло с маленьким хрупким парнем, который при виде меня и моей овчарки кричал: Бегите! – потому что не мог удержать огромного пса, и пытался зацепиться поводком за дерево, пока мы с овчаркой уносили ноги и лапы. Такой был тяжелый период, что все люди готовы были защищать свою жизнь, даже посредством этого живого оружия.
Моя овчарка так и осталась доброй собакой. Зато соседские дети могли без опаски приходить в гости. Сейчас я рада, что вокруг меня становится все меньше поврежденных собак. И стало модно заводить преданных лабрадоров, смешных чихуахуа, бестолковых спаниелей. Мне хочется верить, что мы немного выдохнули. И сами можем о ком-то заботиться. Может быть, уже скоро будем ходить друг к другу в гости. Без опасности, что кто-нибудь съест нас во дворе у соседа…
Брань с привычкой. Алёна Боголюбова
В «Оптину пустынь» — за опытом, — есть такое расхожее выражение. Я проверила его на себе и вот какое мнение на этот счёт у меня сложилось: трудничество в монастыре — это прекрасный и наиболее действенный способ избавиться от вредных привычек, и приобрести привычки полезные.
В обители моим послушанием стало мытьё посуды после братской трапезы. А всё свободное время я тратила на что-то душеполезное: читала, гуляла в тихом и красивом лесу, где много святых источников, ходила на службы и молилась рядом с монахами. При этом, тебя обеспечивают вполне приличным жильём и кормят монастырской едой из экологически чистых продуктов. Но главное, что в Оптиной у меня получилось посмотреть в себя и обнаружить то, что мне мешает. Гаджеты! Для меня смартфон — уже не просто необходимый атрибут, а привычка. И только в монастыре я поняла, чего она меня лишает.
Однажды, попытка подзарядить телефон на кухне с гигантскими электроплитами, на которых готовят еду для всей братии, окончилась мгновенной смертью моего смартфона. Я сама виновата — решила вставить устройство в розетку, над которой была четкое предупреждение: «Использовать только для оборудования братской трапезы!». В общем, скачок в напряжении не оставил шансов моему гаджету. Расстройство длилось примерно три секунды, после чего я неожиданно для самой себя произнесла: «Ну, и слава Богу!». Я почему-то обрадовалась, увидев в этом знак.
Первые два дня, а точнее два вечера, мне сильно не хватало моего смартфона, ощущалась какая-то пустота, даже уснуть было трудно. Хотя действительно важные вопросы были решены: мужу и детям я позвонила с чужого телефона — убедилась, что они в порядке, и мы договорились созваниваться каждый вечер. На работе тоже все было спокойно, то есть мир меня отпустил. А вот отпустила ли мир я?.. Выходило, что нет. Но именно благодаря особой атмосфере монастыря мой мозг стал освобождаться от информационных перегрузок. Это очень явно чувствовалось по утрам, когда я просыпалась на ранний братский молебен, а на душе были мир и тишина. На третий день я почувствовала, как мое настроение улучшилось, появилась бодрость.
В беседе с одним из оптинских иеромонахов я упомянула о своем — в кавычках — «подвиге» и оказалось, что это обычное дело. Да, батюшка так и сказал:
— Это классика. Любая аскеза высвобождает энергию. Главное перенаправить её во что-то полезное.
Теперь вместо просмотра ленты и переписки, я читаю жития святых, делаю зарядку, учу стихи, занимаюсь каллиграфией и так далее.
Понятно, что выигранный бой, это еще не выигранная война — враг просто так не отступит, но я теперь точно знаю, с кем имею дело и что на кону. 20-30 минут ежевечернего пролистывания ленты и просмотра развлекательных видео — это неделя чистого времени за год. То есть 7 суток в году я просто выбрасывала. Не знаю, случайно ли, но в самый нужный момент мне на глаза попалась цитата одного из оптинских старцев — преподобного Никона, который говорил так:
— Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.
Да, как же всё-таки это промыслительно: только освободившись от привычки, я увидела, кто мне помог её сформировать.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
24 декабря. Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом

В 8-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
Об укреплении веры апостолов Господом нашим Иисусом Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
24 декабря. О важности духовного роста христиан
В 5-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Для вас нужно молоко, а не твёрдая пища».
О важности духовного роста христиан — протоиерей Максим Первозванский.
Все выпуски программы Актуальная тема











