
Анна Тумаркина
«Смиренным можешь ты не быть, но ближнего смирить обязан».
Когда я впервые услышала это шуточное изречение, то испытала нечто среднее между удивлением и восхищением! Ведь все это...обо мне!
Да, сформулировано великолепно и, что печально, весьма правдиво. Как часто мне бывало охота наставить, направить, открыть глаза ближнему, предварительно сорвав с них покровы заблуждений и прочей скверны! Я же знаю, как надо, я читала, даже конспектировала наставления святых отцов, разве нет? Я же вижу, что вот ты несмиренно мыслишь, — на тебе Евангелие. Ты несмиренно живешь, — на тебе Добротолюбие. В крайнем случае сама все объясню. У тебя, друг мой, в глазу, видимо, давно никто хворост не собирал — там уже не сучки, а настоящий бурелом.
Я прихожу в гости к подруге и вижу, что в ее комнате беспорядок, совсем не творческий, а весьма душепагубный, и подробно ей рассказываю, что убираться можно не наскоком, а хотя бы по 15 минут в день.
Я иду на прогулку с другой подругой, попутно ей объясняя, что не стоит отказываться от посиделок с коллегами под предлогом поста. Напускное это благочестие, несмиренное.
А еще у меня есть одна такая подруга, которая всех учит жить. Долго и терпеливо объясняю ей, что какой мерой мерите, такой и вам отмерено будет.
Я, конечно же, все вижу в ближних и дальних, но вдруг совершенно случайно натыкаюсь на...зеркало. А кто тут у нас в зеркале? Там прыгает и размахивает руками эдакая обезьянка, шумная и суетливая. Не просто прыгает, а еще и ко всем пристает с поучениями. Жить учит, ни много ни мало. И почему-то у меня, у этой обезьянки, в комнате царит беспорядок. Вон, эскизы по углам валяются, да и на ковре россыпь карандашей. А из обеденной тарелки одиноко глядит оливье почему-то без майонеза. Точно, сегодня же среда, и когда мама по доброте душевной предложила салат все-таки заправить майонезом, я лишь смиренно закатила глаза и отчетливо сглотнула, но так, чтобы мама слышала и поняла, что неуместна со своим майонезом в постный день.
И смотрю я на эту обезьянку в зеркале. Смирения не вижу. Смирение, ты потерялось? А может быть, тебя здесь и не было?
Теперь я всегда стараюсь мысленно доставать это зеркало, прежде чем рассматривать других людей. Делаю все возможное, чтобы снова не захотелось кого-нибудь смирить или спасти. Разве что себя иногда, но не самостоятельно, а с Божьей помощью.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема