Село Фролищи расположено в точке, где пересекаются границы Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей. Оно стоит на высоком берегу реки Лух. Этот холм именуют также Красной горкой — то ли из-за оттенка здешней земли, то ли за живописные окрестности.
Название селения произошло от имени Флор. По местному преданию, так звали бортника — собирателя дикого мёда, проживавшего неподалеку в незапамятные времена. Этот Флор слышал колокольный звон, раздававшийся из глубины холма, и видел дивное свечение вокруг него на рассвете. Из-за рассказов бортника Красную горку стали именовать Флорищевой. В дальнейшем буквы Эл и Эр в этом слове поменялись местами, и возник топоним Фролищи.
Видения Флора оказались пророческими. В семнадцатом веке удалённую от мира Красную горку несколько иноков избрали местом для сосредоточенной молитвенной жизни. Схимонах Мефодий и его сподвижники Варлаам, Иона и Макарий срубили деревянный храм в честь Успения Божьей Матери. Первое богослужение в нём совершилось в 1651 году. Это и есть дата основания Свято-Успенской Флорищевой пустыни.
Первые насельники прожили в монастыре лишь три года и умерли во время эпидемии чумы. Их труды продолжил иеромонах Иларион. Под его началом в пустыни собралось около двухсот человек братии и вырос великолепный архитектурный ансамбль. Иларион управлял обителью двадцать семь лет. Его трудами и заботами пустынь стала известной — сюда стремились паломники со всей Руси.
Сам настоятель отличался необычайной скромностью. Он трудился наравне с братией и пребывал в непрестанной молитве. Очистив сердце, Иларион получил от Бога дар утешать людей. Узнав о подвижнике, царь Феодор Алексеевич Романов попросил его стать монаршим духовником.
Его величество не раз совершал паломничество в Свято-Успенскую Флорищеву пустынь. Он даровал монастырю пахотные земли, сенокосные и рыбные угодья. Царской милостью в 1681 году здесь возвели каменный Успенский собор и Фёдор Алексеевич присутствовал на его освящении.
Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля обители. В 1682 году Илариона возвели в сан епископа и поставили митрополитом Суздальским. Но и будучи архипастырем он не забывал своё детище — Свято-Успенский монастырь на Красной горке.
Обитель процветала до 1917 года. После революции безбожники разорили пустынь. До девяностых годов двадцатого века на её территории находилась воинская часть. За это время архитектурный ансамбль утратил своё великолепие. Когда в 1992-ом монастырь вновь стал действующим, насельником пришлось немало потрудиться. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что усилиями братии Свято-Успенская Флорищева пустынь обрела былые красоту и величие.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Всероссийская промышленная выставка 1896 года
В мае 1896 года городские площади и улицы Нижнего Новгорода были переполнены людьми. К пристаням подходили речные суда, а пролётки развозили пребывающих гостей со всей России и других стран. В городе начиналась XVI Всероссийская промышленная выставка, на которой демонстрировали главные достижения техники, изобразительного и прикладного искусства всей страны.
Подобные выставки проводились в России с 1828 года в Петербурге, Москве и Варшаве, но впервые в истории масштабное мероприятие было решено устроить в Нижнем Новгороде – большом торговом городе на слиянии рек Оки и Волги. Средства на выставку выделил император Николай II и частные меценаты.
На левом берегу реки Оки, где сейчас находится Парк имени Первого Мая, соорудили более двухсот павильонов для демонстрации достижений в различных промысловых и промышленных отраслях, а над их оформлением трудились лучшие архитекторы и художники своего времени. Так павильон Крайнего Севера, посвящённый достижениям в промышленном освоении далёких земель, был создан по проекту художника Константина Коровина. Постройка напоминала рыболовецкие дома Мурманского побережья. Внутри её украшали десять панно о жизни Крайнего севера, специально написанные художником. По проекту архитектора Александра Померанцева из стекла и металла был выстроен грандиозный павильон Машинного отделения, где демонстрировались достижения в технической отрасли. Кроме постройки специальных павильонов в Нижнем Новгороде запустили первый электрический трамвай и подъёмник, для перемещения гостей в гору.
Торжественное открытие выставки состоялось 9 июня и началось с молебна в соборе Нижегородского Кремля. Репортёр Леонид Колотилов, кстати приехавший из Петербурга на велосипеде, отмечал в своих «Записках туриста»: «<…>Выставка, устроенная в Нижнем Новгороде, является самою грандиозною, колоссальнейшей из всех бывших прежде в России выставок».
Все павильоны были разделены на двадцать отделов, посвящённых разным тематическим отраслям: сельскому хозяйству, металлургии, рыбным промыслам, военному делу и другим. В павильонах посетители могли не только увидеть изобретения и интересные экспонаты, но и послушать лекции экспертов. Например, об использовании химических удобрений в сельском хозяйстве в одном из павильонов рассказывал учёный Дмитрий Менделеев. Он так вспоминал о своём участии в мероприятии: «Счастлив уже тем, что дожил до Нижегородской выставки, и верю в то, что наши дети увидят Всероссийскую, которая будет иметь значение Всемирной, где русский гений реально встанет не в уровень, а впереди своего века».
В течение трёх дней с 17 июля на выставке присутствовал император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна. Они ознакомились с первым русским автомобилем, который был произведён в Петербурге на заводе Евгения Яковлева (где создали двигатель) и на фабрике Петра Фрезе (где собрали корпус и ходовую часть).
За четыре месяца работы XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки с отечественными достижениями познакомились около одного миллиона человек. Она стала яркой вспышкой в истории дореволюционной России и послужила толчком к будущим масштабным техническим открытиям.
Все выпуски программы Открываем историю
Анри Матисс в России
Осенью 1911 года заголовки российских газет пестрели сообщениями о том, что в Россию приехал французский художник Анри Матисс — основоположник фовизма, нового стиля в живописи, который появился во Франции в начале XX века. Полотна, созданные в этом стиле, отличались особо яркой палитрой и упрощением формы изображаемых предметов. Ценителем нового направления был русский купец, благотворитель и коллекционер, Сергей Щукин. За годы общения с Матиссом он приобрёл у художника 37 работ, которые разместил в своём особняке в Большом Знаменском переулке в Москве. По его приглашению в 1911 году Анри Матисс приехал в Россию.
В Москве художник познакомился с собраниями картин в домах местных коллекционеров. Но особенно его поразили древнерусские иконы, которые он увидел в доме попечителя Третьяковской галереи, Ильи ОстроУхова. В письмах Ильи Семёновича сохранились воспоминания о визите французского художника: «Надо было видеть его восторг от икон! Он буквально весь вечер не отходил от них <...> В конце концов заявил, что из-за <...> икон стоило ему приехать и из более далекого города, чем Париж». Древнерусские иконы из собрания Третьяковской галереи также произвели на французского художника неизгладимое впечатление. Сергей Щукин пересказывал слова французского гостя, после двух часов, проведённых среди древних святынь: «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли несколько веков назад. Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас».
Кроме художественных экспозиций Матисс посетил Кремль с его старинными величественными соборами, побывал в Новодевичьем монастыре и на Рогожском старообрядческом кладбище. Специально для иностранного гостя был устроен концерт синодальных певчих. В интервью «Русским ведомостям» художник сказал: «Ваши соборы прекрасны, величественны. <...> Кремль, некоторые уголки Москвы, остатки древнерусского искусства — редкие по своей красоте...».
С собой во Францию Матисс увёз несколько икон, русский фарфор и другие подарки, но главное, впечатления о глубине и красоте русского искусства.
Благодаря отечественным коллекционерам сейчас в России находится одно из самых больших собраний картин Анри Матисса. Часть полотен представлена в петербургском Эрмитаже, а в Москве с картинами Матисса можно познакомиться в музее изобразительных искусств имени Александра Пушкина.
Все выпуски программы Открываем историю
Английский двор в Москве
Если выйти в Москве к улице Варварка, то среди древних церквей можно увидеть белокаменные палаты XVI века. Сейчас в них — музей «Старый английский двор». По названию можно догадаться, кто жил в этом здании несколько столетий назад. С появлением англичан в сердце русской столицы связана одна интересная история.
В 1553 году, когда Московским государством правил царь Иван Грозный, из порта Лондона отправилась экспедиция, состоявшая из трёх кораблей, под руководством мореплавателей Хью Уилоби и Ричарда Ченслера. Целью экспедиции было найти северный торговый путь в Индию и Китай. В южных морях к тому времени господствовали испанцы и португальцы, поэтому англичане были вынуждены искать альтернативный маршрут вдоль арктических берегов Европы и Азии, где ещё не было конкурентов. У Лофотенских островов в Норвежском море английские суда попали в бурю и потеряли друг друга. Экипажи двух судов под руководством Уилоби погибли у берегов Лапландии. А вот кораблю Ченслера под названием «Эдуард Благое Предприятие» удалось добраться до русского севера, и зазимовать в тех краях, где сейчас раскинулся город Архангельск. Экспедиция была приостановлена, и тогда капитан судна отправился в Москву к русскому царю и удостоился его аудиенции. Благодаря дипломатическим качествам и предприимчивости мореплавателя, в 1556 году между Московским царством и Англией был заключён выгодный для обеих сторон договор о беспошлинной торговле. Так Московская торговая компания появилась в Лондоне, и английская — в Москве. Тогда же Иван Грозный пожаловал этой компании просторные каменные палаты в московском Зарядье, получившие название Английского двора. Кроме купцов в хоромах поблизости от Кремля начали останавливаться и английские послы. Здание стало первым иностранным представительством в России. Благодаря активным дипломатическим и торговым взаимоотношениям между странами, английские торговые дворы и склады появились и в других городах, таких как Холмогоры и Ярославль. А начало XVII века стало временем составления первого англо-русского словаря, который был обнаружен в записной книжке пастора Ричарда Джемса, приехавшего в Россию в составе английского посольства в 1618 году.
Через тридцать лет после его визита в Англии случилась революция, в результате которой правивший на тот момент король Карл I был убит. В знак неприятия убийства монарха именным указом царя Алексея Михайловича Тишайшего англичан выслали из Москвы. В указе говорилось: «А ныне Великому Государю нашему <...> ведомо учинилось, что Англичане всею землёю учинили большое злое дело, Государя своего, Карлуса Короля убили <...>: и за такое злое дело в Московском Государстве вам быть не довелось». После того как иностранные гости покинули Английский двор, в нём появились новые хозяева: какое-то время там проживал боярин Иван Милославский, затем в здании разместился Посольский приказ. В конце XVII века в старинных стенах находилось подворье Нижегородского митрополита, позже в палатах открылась Арифметическая школа, затем жили частные владельцы и даже располагались коммунальные квартиры. Хозяева менялись, а древние палаты перестраивалась вместе с новыми вехами русской истории. В 1960-е годы началась реставрация: зданию вернули первоначальный облик и в 1994 в нём открыли музей. Сейчас там можно увидеть воссозданные интерьеры, в которых жили иностранные купцы, и взглянуть на печь, украшенную чудесными изразцами с изображением птиц и зверей. А ещё узнать об экспедиции англичан через северный морской путь, благодаря которому зародились торговые связи между Россией и Англией, и первом иностранном представительстве западной державы в России.
Все выпуски программы Открываем историю











