Новгород занимал особое положение во всей Русской Земле. Новгородцы были первые, которые решили объединиться под властью призванных князей. Стол их считался древнейшим - на нем еще сидел Рюрик. Когда же великие князья перенесли свое пребывание в Киев, то, по установившемуся обычаю, посылали в Новгород старших своих сыновей. При первых наших князьях, Новгородцы были необыкновенно им преданы. Они готовы были принести во имя их всякие жертвы и очень не любили и обижались, когда князья уходил от них.
Но затем под влиянием возрастающих усобиц в княжеской среде, обаяние и значение княжеского имени стало быстро падать на Руси. Жители Киева начинают открыто, а порой и бурно, выражать свое недовольство на князей и приобретают большое значение при занятии ими старшего стола. Та же самая перемена произошла и в Новгороде. Продолжавшиеся усобицы усиливали своевольный дух новгородцев.
Благодаря выгодному своему положению на великом водном пути из Варяг в Греки, Новгород вел обширнейшую торговлю и раньше других Русских городов достиг цветущего состояния. Особенно помогли быстрому росту Новгородского богатства удачные походы его князей — на Запад, Север и Восток. Жившие здесь Финские племена покорялись и облагались большой данью. Они платили ее, главным образом, дорогими мехами, очень ценившимися в Западной Европе, с которой Новгород вел торговлю при посредстве Немецких городов, образовавших большой торговый союз под именем «Ганза». В этот Ганзейский союз входил и Новгород, и в двенадцатом веке в нем проживало уже много Немцев.
Скопление богатства в Новгороде создало в нем значительное количество очень состоятельных людей, которые, стали, разумеется, искать себе и большей власти в своей Земле.
Права всех граждан Новгорода при решении общественных дел, а также в отношении друг к другу, считались совершенно равными. Но это так только считалось. В действительности же, все Новгородское население делилось, в зависимости от состояния, на лучших, то есть более богатых, и на меньших людей, к которым принадлежал бедный, а потому менее влиятельный слой населения.
Было у Новгородцев деление и на сословия. Высшее — составляли бояре — крупные земельные собственники и владетели больших денежных богатств. Они не принимали прямого участия в Новгородской торговле, но обыкновенно ссужали своими деньгами нуждающихся купцов и, таким образом, на самом деле стояли во главе торговых оборотов. За боярами шли, так называемые, житьи люди. Это были граждане, жившие доходами или от своих поместий, или от состояния в деньгах. При этом они были не столь имениты и богаты, как бояре, но также не занимались сами торговлей, как это делало третье сословие — купцы.
Новгородские купцы делились на сотни и основывали купеческие общества, куда принимали внесших 50 гривен серебра, причем каждый член такого общества пользовался поддержкой остальных в своих торговых оборотах.
Низшее сословие Новгородцев носило название черных людей; сюда входили ремесленники, рабочие, мелкие землевладельцы, или земцы, и смерды — сельское население и бездомные батраки.
Для решения важных общественных дел Новгородцы собирались на народное собрание, или вече. При этом вече в Новгороде, особенно с умалением значения княжеской власти и ростом богатства жителей, стало приобретать все большую и большую силу. А сидевшие в Новгороде князья вынуждены были все более и более считаться с ним.
Новгород делился рекою Волховым на две части: Торговую, на восточном берегу, и Софийскую, на западном. Главной частью города было огороженное место, или «Кремль», называвшееся также «Детинцем», на Софийской стороне. Этот Кремль был обнесен стенами с башнями и воротами. В нем жил князь с дружиною и Новгородский владыка (архиепископ). Тут же находился и знаменитый Софийский собор. Вокруг Кремля шел посад, который делился на три части, или конца. Здесь было еще две стены с башнями и воротами. По восточному берегу Волхова, на Торговой стороне помещались рынки и лавки, а также иностранные торговые дворы: Немецкий и другие.
Кругом Новгорода лежали громадные пространства земель, ему принадлежавших, и называвшихся «Землями Святой Софии».
С Земель населенных различными финскими племенами, Новгородцы собирали богатую дань, преимущественно драгоценными мехами. При этом для утверждения своего влияния они рубили в некоторых местах городки и так, мало-помалу, распространили свою власть как на дальний северо-восток, так и на крайний север, на Поморье — побережье Студеного моря.
Вече созывал князь, или посадник, посылая по улицам скликать людей Каждый конец и каждая улица составляли отдельные общины со своими старостами - в таком прядке сбирались они и на вече. Когда все сходились, то звон вечевого колокола возвещал открытие веча. Водворялась тишина. Посадник или вечевой дьяк громогласно объявлял собравшимся те вопросы, которые подлежало решить. Вопросы эти предварительно обсуждались и вырабатывались в особом правительственном Совете Свое согласие или несогласие на вече Новгородцы выражали криками.
Когда дело было решено, то писалась грамота с решением, в которой, обыкновенно, Новгород величался «Господин Великий Новгород».
На беду не всегда вече бывало правильным. Случалось, что народ, недовольный распоряжением властей, собирался на сходку, не соблюдая никаких правил. Случалось, что и сами бояре, враждуя между собой, возбуждали народ к волнению, подкупая Новгородскую чернь. Тогда являлись на вече подкупленные крикуны-вечники. Тут уже невозможно было получить беспристрастного решения.
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема