К 906 году приготовления Олега к походу на Царьград были закончены.
Оставив князя Игоря в Киеве управлять делами на время своего отсутствия, Олег выступил в поход на греков, собравши множество варягов, новгородских славян, чУди, крИвичей, мЕри, полЯн, северян, древлян, радИмичей, хорватов, волынЯн, или дулЕбов, и тИверцев. Вся эта славная рать двинулась к Царьграду на кораблях, ладьях и конях. Кораблей было две тысячи, причем в каждом помещалось по 40 человек; водой, стало быть, шло восемьдесят тысяч, да по берегу шла конница.
Когда Олег подошел к Царьграду, греки затворили город железными цепями и заперли городскую гавань. Олег высадился на берег и стал воевать около города, творя большое опустошение; при этом он выволок свои корабли на берег, поставил их на колеса и ждал попутного ветра. Когда же такой ветер поднялся с поля, он поднял паруса, и рать его поехала на кораблях к самому городу посуху, как по воде. Увидевши такую беду, греки перепугались и выслали гонцов к Олегу с покорным словом: «Не губи город: дадим тебе дань, какую пожелаешь». Олег остановил поход. Греки по обычаю вынесли ему угощенье — пищу и вино; но мудрый Русский князь не принял угощенья, ибо знал, что вероломные греки непременно устроят его с отравой. С ужасом воскликнули тогда греки: «Это не Олег, это сам святой Дмитрий, посланный на нас от Бога!» И заповедал Олег потребовать с греков огромную дань: на все две тысячи кораблей по 12 гривен на человека; в каждом же корабле, как мы знаем, сидело 40 человек. Греки соглашались на всё и просили только мира. Отступив немного от города, Олег послал к царям творить мир. Утвердив назначенную дань — по 12 гривен на каждое весло, Олег установил также, чтобы греки платили дань или уклады и Русским городам: Киеву, Чернигову, Переяславлю, Полоцку, Ростову, ЛЮбечу и прочим, находившимся под рукой Олега.
Брать дань было делом обычным у каждого победителя, и Олег не за тем поднимался в поход. Главное, что сказали его послы грекам, было следующее: «Да приходят русь-послы в Царьград и берут посольское (хлебное, столовый запас), сколько хотят; а придут которые гости (купцы), пусть берут месячИну на полгода: хлеб, вино, мясо, рыбу, овощи, и да творят им баню, сколько хотят. А поедут русь домой, пусть берут у вашего царя на дорогу съестной запас, якоря, канаты, паруса, сколько надобно».
Таким образом, главное требование Олега было: чтобы каждый русский человек имел право приходить в Царьград и чтобы там принимали его, как доброго и уважаемого гостя. Олег требовал хорошего угощения и именно для купцов-гостей, по крайней мере на полгода, пока они не устроят свои торговые дела; затем он требовал, чтобы вдоволь можно было париться в бане, так как для доброго и далекого гостя это было первое угощенье; наконец, он требовал, чтобы как поедет русь домой, ее отпускали тоже как всякого доброго гостя, давали бы съестное и все, что надобно заезжему человеку в далеком пути.
... Русь требовала, чтобы в Царьграде с русскими людьми обращались так, как исстари обращались на Руси с чужими гостями.
Требование это показывает, что напрасно греки называли русских варварами и смотрели на них свысока, так как, наоборот, русские люди были тогда гораздо ласковее и обходительнее с своими гостями, чем греки, и требовали для себя такового же вежливого обхождения и от греков.
Греки же во время хазарского ига над Русской землей, когда у нас не было своей ратной силы и некому было заступиться в Царьграде за русского торгового человека, привыкли относиться к нему ... пренебрежительно и несправедливо.
Как странник, случайно попавший в этот большой торговый город, русский человек должен был кланяться, принижаться или же добывать необходимые для жизни вещи насильно, воровством, разбоем, что было опасно и редко сходило с рук, так как греки, пользуясь своей силой, жестоко платили русским за малейшую обиду. Вот почему, как только почуяла Русь свою силу, то сейчас же собралась она в лихой набег под начальством Аскольда и Дира — отомстить за сои обиды Царьграду, и с этой же целью — подтвердить грекам русскую силу — собрался и Олег в свой славный поход на Царьград.
Конечно, греческие цари согласились на требования Олега, но со своей стороны просили: «Пусть приходит русь в Царьград; но если придут без купли, то месячины не получают. Да запретит князь своим словом, чтобы приходящая русь не творила пакости в наших селах. Когда приходит русь, пусть живет за городом, у святого МАмонта. Там запишут их имена, и по той росписи они будут получать свое месячное: первое от Киева, также от Чернигова, Переяславля и прочие города. В Царьград русь входит только в одни ворота, с царевым мужем, без оружия, не более 50 человек. И пусть творят куплю, как им надобно, не платя пошлин ни в чем».
Затем в утверждение мира цари целовали крест, а Олег и его мужи, по русскому закону, клялись своим оружием, своим богом ПерУном и ВелЕсом, скотьим богом.
Корабли Олега наполнялись всяким товаром. Шелковых и других тканей было так много, что на возвратном пути Олег велел своей дружине сшить паруса пАволочные (разноцветного шелку), а остальной рати от Земли — кропИйные (ситцевые). Когда подняли кропИйные паруса, случилась беда: их разорвал ветер. Тогда сказали славяне: «останемся при своих холстинах, не пригодны славянам пАрусы кропИйные».
Отходя от Царьграда, руссы прибили к воротам его свои щиты, в знак победы. Вернулся Олег в Киев с большой славой, неся золото, пАволоки, овощи, вИна и всякое узОрочье, всякий товар, который был хОдок и дорог в Русской земле.
Народ, видя возвращение Олега с такой богатейшей добычей и что войско его вернулось целым и невредимым, что стало он все это добыл, не пролив крови своих людей, дивился этому и прозвал его «вещий», что значило — чудесный, великий.
27 апреля. О подвиге святого Ардалиона

Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Ардалиона, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О подвиге святого — игумен Лука (Степанов).
Ардалион прежде своего мученичества был известен как очень талантливый мимический актер. То есть его пантомимы собирали множество зрителей и восхищали и самого императора. А император тогда был Максимиан Галерий, один из лютых гонителей христиан. И представления, которые давались тогда, были направлены очень часто на высмеивание христиан и поругание имени Христова. В одном из таких представлений и принимал участие этот актер, в цирке представляя христианина, которого предавали мучениям за его веру и надлежало ему по ходу роли отрекаться от Христа и таким образом вернуть себе радость жизни. Но изобразив мучения, понарошку актер объявил, что он христианин и отрекаться от веры не будет. Сначала пытались зрители и присутствующие правители превратить это в шутку или представить это продолжением спектакля, но Ардалион настаивал, что точно так, как он говорит, дело и обстоит. И его тогда уже повелели бросить на раскаленную сковороду, на которой и предал он свою святую душу Господу. Таким образом, самими страданиями и кровью пролитой за Христа, приняв крещение и сподобившись мученического венца.
27 апреля. О духовном смысле Антипасхи

Сегодня 27 апреля. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, именуемая Антипасхой.
О духовном смысле праздника — священник Алексей Дудин.
Сегодня Антипасха, особый день. День, когда Господь принимает к себе всех опоздавших. Как часто в нашей жизни бывает, мы стремимся успеть на что-то важное, но часто опаздываем, не успеваем по той или иной причине. А событие может быть настолько важное, что пропустить его для нас означало бы полностью потерять весь смысл нашей жизни. Так и Антипасха. Мы знаем, что апостол Фома не был в тот момент, когда явился воскресший Христос. И знаем причину, по которой это произошло, ведь он отказался верить в слова жен-мироносиц, видевших воскресшего Господа. Понятно, почему это произошло. Апостол боялся еще раз потерять Христа, еще раз пережить эту ужасную трагедию. Именно поэтому Христос как бы ждет его и дает возможность ему в этот день, который иногда еще называется Октавой Пасхи, совершить эту долгожданную встречу и обрести своего Спасителя.
Деяния святых апостолов

Деян., 14 зач., V, 12-20.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли человек измениться — бесповоротно и к лучшему? Кто-то скажет, что нет. А вот православные христиане верят, что может и даже должен. И находят тому подтверждение в Священном Писании. А именно — в книге Деяний святых апостолов. Отрывок из 5-й главы этой книги читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Какую удивительную и сильнейшую перемену можем мы наблюдать в отношении святых апостолов! Если до события святой Пятидесятницы, когда на учеников снизошла благодать Святого Духа, они (ученики) представляли собой неуверенных, подверженных страху людей, то теперь мы в их лице видим совершенно иные, противоположные качества. Апостолы превратились в храбрых и непреклонных глашатаев Евангелия.
Если раньше ученики прятались за закрытыми дверями, то теперь они, несмотря на все угрозы противников Христа, начинают приходить в притвор Соломонов. Так называлась часть крытой колоннады вокруг Иерусалимского храма, где во время земного служения проповедовал Господь Иисус. Теперь в этом же месте начали рассказывать людям о Евангелии Его храбрые апостолы, укреплённые духовно изнутри благодатью Святого Духа.
К апостолам, как говорится в книге Деяний, никто не осмеливался присоединяться. Не потому, что ученики Христа никого к себе не подпускали, а потому, что очевидна была разница между апостолами, уже принявшими Святого Духа и духовно перешедшими в эпоху Нового Завета, и остальными жителями Иерусалима, пребывавшими ещё в Завете Ветхом.
Тем не менее, мистическая граница, отделявшая апостольскую общину от внешнего окружения, не являлась препятствием для дел милосердия. Ученики Христа с радостью возлагали руки на больных и бесноватых, исцеляли болезни, изгоняли злых духов. Так они не словами только, но и делами свидетельствовали о том, какому Богу они служат и что этим Богом является Господь Иисус.
Конечно же, подобное яркое служение не могло не вызвать зависти со стороны фарисеев, саддукеев. Они попробовали заключить апостолов в тюрьму. Но те вышли из неё в ту же ночь, освобождённые ангелом. И вот что показательно. Ученики не стали мстить законникам, не стали их обличать, критиковать. Апостолы продолжили своё служение любви, понимая, что нет лучше способа для проповеди истин Евангелия.
Пример, который в лице апостолов мы видим в книге Деяний, не утратил с веками своей значимости. Каждый православный христианин в таинстве миропомазания получил благодать Святого Духа — прошёл через личную Пятидесятницу. Да — у нас не хватает, к сожалению, дерзновения исцелять болезни, изгонять злых духов с помощью молитвы и веры. Но на что-то мы, тем не менее, способны.
А именно — подобно апостолам являть этому миру пример любви и милосердия. Не отвечать злом на зло, не мстить, не искать греховной выгоды, а руководствоваться в словах и поступках заповедями Христа. И тогда благодать Духа Святого будет укреплять нас изнутри, через нас станет действовать, укрепляя нас на непростом поприще христианского служения Богу и людям.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов