Историю Курского Коренного образа Божией Матери донёс до наших дней старинный литературный памятник. Он носит поэтическое название «Сказание о граде Курске и о явлении чудотворной иконы Пречистой Богородицы». Древнейший список произведения, датируемый серединой семнадцатого века, хранится в Государственном историческом музее.
Имя автора литературного памятника неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь то, что летописец жил в Курске. Родное селение он неоднократно именует «нашим градом». Основой своего произведения рассказчик сделал хронологически последовательное описание чудес, совершённых Богородицей через Её Курскую Коренную икону «Знамение». Однако этим содержание памятника не исчерпывается. Автор также постарался осветить наиболее значимые моменты истории Курского края, начиная с эпохи Киевской Руси.
«Сказание о граде Курске и о явлении чудотворной иконы Пречистой Богородицы» состоит из тридцати трёх глав. Начинается повествование с событий, происходивших ещё до обретения чудотворного образа «Знамение». Так, летописец упоминает, что в Курске прошло детство святого одиннадцатого века, преподобного Феодосия Печерского. Далее он рассказывает о нашествии Батыя на Русь, в результате которого Курск был разорён и опустел.
Древний автор подробно описывает чудесное обретение иконы «Знамение» — оно произошло в лесу неподалёку от разрушенного города в конце четырнадцатого века. На том месте, где икона явилась людям, основали Курскую Коренную пустынь. В этой обители святыня пребывала двести лет. Автор «Сказания» полагает, что стремление прославить чудотворный образ Богородицы побудило царя Фёдора Иоанновича восстановить Курск на прежнем месте. Можно сказать, что именно благодаря Курской Коренной иконе город был отстроен заново.
Значительное место в «Сказании» занимает описание осады Курска польскими войсками в 1613 году. Летописец, возможно, был участником этих событий. Он рассказывает о героизме защитников города и многочисленных чудесах, явленных Богородицей по молитвам перед Её Курской Коренной иконой.
Особое внимание автора к событиям Смутного времени неслучайно. В повести слышится голос человека, преданного интересам родины. В защите южных русских окраин он видит свою личную жизненную задачу, а в чудесах от иконы «Знамение» — благословение Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



