«Школа Доброделателей». Армен Попов, о. Антоний Борисов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Школа Доброделателей». Армен Попов, о. Антоний Борисов

* Поделиться

У нас в гостях были генеральный директор Центра развития социальных проектов Армен Попов и научный руководитель проекта «Школа Доброделателей» священник Антоний Борисов.

Мы говорили о новом обучающем проекте для воцерковленных или интересующихся православием руководителей некоммерческих организаций или бизнеса с социально ориентированной деятельностью: какие предметы изучаются, кто является лекторами, какие формы обучения доступны, и в чем особенность именно этой школы. Наши гости поделились, какие ошибки чаще всего совершают руководители, как можно их избежать, и как могут быть связаны христианское служение и управленческое искусство.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, уважаемые друзья, у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Армен Попов, генеральный директор Центра развития социальных проектов, добрый вечер.

А. Попов

— Добрый вечер.

К. Мацан

— И священник Антоний Борисов, научный руководитель проекта «Школа социальных управленцев». Добрый вечер.

Свящ. Антоний Борисов

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Оба наших гостя нашим слушателям хорошо известны. Отец Антоний автор программ на радио «Вера», постоянно звучащих. Армен тоже был в программе «Светлый вечер», уже и не раз, по-моему. Сегодня вы вместе, компания такая объединённая собралась, и давайте расскажем, почему. Отец Антоний, я вас представляю как «Школа социальных управленцев». Армен, вы тоже непосредственное отношение к этой истории имеете. Про что это?

А. Попов

— Так получилось, возник в этом году такой очень интересный проект, благодаря которому мы в том числе познакомились с отцом Антонием, чему я очень рад, потому что голос отца Антония мне был хорошо знаком по любимому мной радио «Вера», но я никогда не был знаком лично с отцом Антонием. Каждый раз, когда я встречаюсь и слышу голос отца Антония, мне всё время сразу всплывает замечательная страница радио «Вера». Это действительно так. Но познакомились мы немножко по другому поводу. Есть замечательный проект, который ведётся нашими друзьями и коллегами — некоммерческой организацией «Никея», которая известна, конечно, всем как издательство «Никея», ну и как некоммерческая организация, которая ведёт замечательную «Школу Доброделателей». Это замечательный проект, который объединяет и обучает мирян, молодых людей, которые занимаются различными социальными проектами и служениями в лоне Церкви или рядом с Церковью. И вот меня пригласили прочитать лекцию по управлению некоммерческой организацией. А так сложилось, что в этом году исполнилось 30 лет, как я занимаюсь социальными коммерческими проектами. И мы ведём, если кто-то помнит, такой большой интернет-проект, один из старейших российских интернет-проектов социальных «Усыновите.ру». В общем, я рассказывал о том, как некоммерческая организация работает, с какими проблемами сталкивается, и как некоммерческие организации развивать. Причём мы ввели эту лекцию для вот этой группы молодых социальных управленцев вместе с Марией Алексеевной Львовой-Беловой, ставшей сейчас Уполномоченной по правам ребёнка. Мария Алексеевна всем известна в нашем кругу некоммерческих организаций как руководитель потрясающего проекта в Пензе по проживанию молодых инвалидов «Квартал Луи». Это потрясающий совершенно проект и замечательный пример того, как не только в Москве, но и в провинции может развиваться и действовать эффективно некоммерческая организация. Вот мы читали такую лекцию, после, наверное, которой родилась такая идея развития вообще проекта, связанного вот с таким постоянным обучением молодых людей, которым необходимо обучение в этой области.
А поскольку наша организация также обладает и образовательной лицензией, то здесь всё как бы сошлось и всё совпало, что мы включились в этот процесс. И когда была возможность подать заявки в грант соработничества, то вот наши организации подали такие заявки и, по счастью, выиграли. И сейчас два таких близких совместных проекта под научным руководством отца Антония как раз реализуются. Мы с отцом Антонием познакомились и, надеюсь, подружились. И вот такая работа идёт.

Свящ. Антоний Борисов

— Не сомневаюсь.

К. Мацан

— Так, отец Антоний, вы священник и при этом научный руководитель проекта, в котором обучаются или повышают квалификацию социальные предприниматели, благотворители, те, кто занимаются волонтёрскими проектами и так далее. В чём ваша миссия?

Свящ. Антоний Борисов

— Моя миссия состоит... вообще, моя позиция выглядит довольно странно, потому что наш проект «Школа социальных управленцев», или шире «Школа Доброделателей» — иное название, более широкое, куда входит наш проект, это всё так или иначе имеющее отношение к деятельности активных православных мирян. Вроде бы, казалось бы, что нахождение клирика в числе активных православных мирян — это, в общем, парадокс. Но вот оно так как-то сложилось и получилось. Я, может быть, бы отступил во временном плане для того, чтобы нашим слушателям было лучше понятно, о чём идет речь, отступил бы, так сказать, в доковидную эпоху и вспомнил бы замечательный форум, многолюдный, который проходил в Москве без каких-либо ограничений. Форум активных православных мирян «Фавор».

К. Мацан

— В Колонном зале он проходил.

Свящ. Антоний Борисов

— Да, очень-очень фундаментальное было событие. Так вот, после того, как этот форум состоялся, возникло чёткое ощущение, что нельзя потерять тот замечательный импульс, который был приобретён. И нужно на базе вот этого большого сотрудничества объединения людей создавать какие-то интересные, важные и нужные проекты, которые бы помогали православным мирянам находиться на связи друг с другом, которые помогли бы им реализовывать себя в том или ином качестве. И так получилось, что возникла одноимённая, как мы это называем между собой, платформа «Фавор». Что такое платформа? Это некое основание, фундамент, на котором могут строиться разные проекты. Итак, на платформе «Фавор» стали появляться разные проекты. Сначала возник YouTube-проект «Вера в большом городе», ведущими которого являлись и Валерия Гай Германика, и Татьяна Тутта Ларсен. На базе платформы «Фавор» возник замечательный интеллектуальный клуб «Резонанс», к которому Константин имеет непосредственное отношение как ведущий. На платформе «Фавор» появилась и «Школа Доброделателей». Весной этого года она функционировала в оффлайн-режиме, благо что условия и обстоятельства позволили это сделать.
Что из себя представляла эта школа? Православные миряне, задействованные в сфере некоммерческих организаций социального профиля. То есть это те люди, которые помогают инвалидам, детям-сиротам, людям с зависимостями, решили объединиться и повысить качество своей профессиональной деятельности. И в течение трёх месяцев еженедельно они посещали занятия. Одним из спикеров собственно был уважаемый Армен, вместе с Марией Алексеевной Львовой-Беловой — они вместе проводили занятия. После того, как закончился вот этот оффлайн, этап весенний, у наших слушателей возникла идея: а почему бы регионы не привлечь к этому союзу социальных управленцев? Ну, вот собственно, слава о «Школе Доброделателей» действительно распространилась по регионам. И было принято решение уже в формате дистанционного образования запустить «Школу Доброделателей» при финансовой поддержке фонда «Соработничество». Преимущественными слушателями вот этой дистанционной программы стали социальные управленцы из Арктической зоны, потому что фонд «Соработничество» на данном этапе своей деятельности стал поощрять такую вот просветительскую деятельность именно в Арктической зоне.

К. Мацан

— Это очень интересно. Расскажите подробнее и об этой зоне. Я думаю, что для многих наших слушателей, и для меня тоже, например, Арктика — вещь неизведанная, загадочная. Вот есть на карте такое место, знаем, что там холодно много и много снега. А что там с жизнью и с социальными проектами, сколько там людей, и в чём их, скажем так, потребность в той теме, о которой мы говорим?
А. Попов

— Вы знаете меня, по-моему это было в начале лета как раз, пригласили на конференцию по социальному служению церковному в регионах Арктической зоны. И, конечно, было в общем много откровений. Вы знаете, там вообще жизнь очень тяжёлая, уж сильно отличающиеся от Москвы, и церковная, и нецерковная. Это связано со многими объективными и субъективными факторами. Во-первых, конечно, погодные условия, которые, в общем, для людей не приспособлены для жизни, по большому счёту.

Свящ. Антоний Борисов

— Да, вот сейчас, например, полярная ночь там.

А. Попов

— И это как-то там навсегда, на многие месяцы. И, конечно, это жизнь в таких экстремальных условиях. И если мы помним, в советское время это поощрялось такими большими деньгами: люди ездили на севера для того, чтобы заработать и обеспечить себя на всю жизнь северными какими-то деньгами, так называемыми. А сейчас таких заработков там, насколько я понимаю, нет. И люди абсолютно порой не видят смысла в нахождении там. Так или иначе там живёт огромное количество наших соотечественников вот здесь и сейчас. И им там нужно находиться, окормляться, и Церковь несёт там служение посильное, очень сложное. Потому что я помню слова одного из священников, с которым было интернет-соединение, который с горьким скепсисом сказал, что «ребята, ребята, что вы обсуждаете? Понимаете, в какой мы живём в ситуации?» Причём видно, что это серьёзный приход и видно, что это священник, который очень много работает и социальной работы ведёт очень много. Но он рассказывает свою реальность: «Вы понимаете, что я вот вкладываю в каких-то людей, они становятся у нас какими-то лидерами, активными прихожанами и активное служение какое-то осуществляется, но через 2-3 года они переезжают на Большую землю. И всё нужно начинать с начала, каждые 2-3 года у нас всё меняется». И я думаю: «Боже мой, сколько же у него силы веры, что нужно это всё время возобновлять».

Тут мы видим по приходу в Москве, когда вот какая-то община срослась, и ты понимаешь, что это на десятилетия, дай Бог, а там совсем другие условия. И, конечно, там развивать какие-то социальные проекты, с одной стороны, наверное, очень сложно, с другой стороны, очень нужно. Поэтому, когда мы поняли, что есть возможность подать заявку на такое направление, у нас не было сомнений в том, что это нужно делать. Если мы этим людям можем помочь хотя бы так: такую какую-то методологию, какие-то наши технологии передать, какие-то наши знания передать, и это им поможет и, судя по всему, так и происходит, то это уже мы хоть что-то сделаем для того, чтобы там жизнь как-то улучшилась. Для меня, честно сказать, откровение, но это известная история, что люди на Севере особенные, они другие. Для меня это удивительное ощущение, что какие люди благодарные. Мне в голову не приходило, что то, что я рассказываю — ну просто жизнь наша, — а так это встречается как такое откровение, с такой благодарностью. Боже мой, так можно и ещё много чего сделать. Потому что людям необходимо, несмотря на то, что в эпоху интернета как бы всё можно найти, но для людей ещё очень важно, что мы из Москвы для них вещаем, и это прямо для них и ребят из Арктической зоны, которые там работают. Ещё и специальные обязательные лекции, которые именно направлены для них, учитывая их специфику. Это очень важно, когда чувствуешь и понимаешь, что это и не для них, и не для нас не для галочки, а что это у них так отзывается. Это действительно здорово.

К. Мацан

— Отец Антоний, а у вас какие впечатления от общения с Арктикой?
Свящ. Антоний Борисов

— Меня предупреждали некоторые мои знакомые, имевшие опыт общения с северянами, но на практике, конечно, самому было убедиться в этом здорово и приятно. Что отличает людей вот с таким, ну условно, северным мышлением? Отличает то, что первый контакт с ними обычно напоминает, знаете, общение, что как бы к тебе присматриваются: кто ты, чего ты хочешь, какими целями ты руководствуешься. Но если человек понимает, что он готов с тобой общаться, взаимодействовать, то это, условно говоря, дружба навеки. Это не то, тебя с распростёртыми объятиями встретили, полчаса пообщались и забыли про тебя — кто ты и зачем ты здесь. Нет, это такое, знаете, как в одном популярном произведении: Север помнит. Помнит всё: и хорошее, и плохое, и помнит навсегда.

К. Мацан

— Армен Попов, генеральный директор Центра развития социальных проектов, и священник Антоний Борисов, научный руководитель проекта «Школа социальных управленцев», сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Мы говорим о «Школе социальных управленцев», о «Школе Доброделателей», которой наши сегодняшние гости занимаются, об этом проекте помощи и прокачки знаний для людей, которые занимаются социальным служением. Вот мне очень заинтересовало то, что вы начали про Север рассказывать, потому что, повторюсь, это зона, неизведанная для большинства наших слушателей. Армен, вы сказали про какие-то особенные лекции, особенную какую-то информацию, особенные темы, которые полезно было бы усвоить именно в связи со спецификой Севера. Я пытаюсь себе представить...

А. Попов

— Это просто про понимание того, что, в том числе и государственной политики, которая вообще осуществляется государством для северных территорий, а дальше это и про какую-то духовную составляющую. Я понял, для меня это тоже открытие, я понял, что такое быть работником некоммерческой организации в Москве и быть работником некоммерческой организации в Нарьян-Маре или даже в Северодвинске. А надо ещё понимать, что Север-то разный. Есть Север — Архангельская область, а есть Север — север Якутии или есть север это Ханты-Мансийск, богатый регион. А есть Магадан. И это всё очень разный Север. Это у нас в понимании нашем, что это где-то там сверху карты, а это же гигантская территория на всю нашу необъятную страну. Это же гигантские, необъятные, даже с точки зрения представления такого уклада жизни, это же и Чукотка, и Север высококультурный, с исконной культурой Север Архангельской области, где укоренившееся христианство, здесь нет спора. И есть территории, где есть малочисленные народы Севера, где совсем другая религиозная среда, но где тоже есть люди, которые христианство... здесь отец Антоний, наверное, лучше меня расскажет, но есть люди, стремящиеся к христианству, есть миссионерская история. Есть задачи, которые стоят, понимаете... у нас Архангельская область, например, если мы берём, или Мурманская область, там есть закрывшиеся храмы и не восстановленные, а есть там, где никогда храмов не было. И есть история создания храма и создания прихода и в среде, которая не традиционно православная. Поэтому там своя есть, конечно, специфика. И очень важно, что об этом тоже говорится. И ребята оттуда рассказывают тоже о каких-то своих вещах, о которых мы, конечно, и догадываться бы не могли, вот я, например.

К. Мацан

— Например?

Свящ. Антоний Борисов

— Если говорить о каких-то цифровых показателях, то я, конечно, был поражён следующим фактом, что на Севере проживает примерно полтора процента населения Российской Федерации, в этой Арктической зоне. И эти полтора процента обеспечивают чуть ли не треть ВВП нашей страны. Это газ, нефть в том числе. Если говорить о специфике, то, конечно, это феноменальное какое-то ощущение во взаимопомощи. Это понимание того, что можно выжить только сообща. Поэтому северяне, при некоторой суровости своей, они никогда не медлят с этой взаимной поддержкой.

А. Попов

— Это же бытовая история. Известно, что на Севере невозможна ситуация, что если остановилась машина, то рядом с ней не остановятся и не помогут, проедут мимо. Это невозможно. Потому что там это вопрос жизни или смерти. Тебя могут обматерить, ничего тебе не сказать, но вытащить, помочь, обматерить дальше и уехать. И ты знать не будешь, кто тебя спас. Эта суровость не исключает в таком случае, в общем, милосердия, но это такая абсолютная традиция. Другое дело, что это система выживания. Мне кажется, что то, что мы слышим и слушаем истории северные, они очень полезные для слушателей, которые у нас тоже есть из таких не северных регионов. Хотя, понимаете, это не северный региона, например, если мы берём Свердловскую область, Урал. Там тоже, знаете, условия суровой жизни. И вот Урал, небольшой город, и там у нас есть замечательный слушатель. Там огромный храм стоит в небольшом городе. Представляя себе размахи уральских купцов, можно себе представить, что там гигантский храм, размером, наверное, в половину храма Христа Спасителя точно. И вот поди его восстанови, отопи, и вообще как всё это происходит. И человек там в одиночку — вот он рассказывает, как он пытается всё это организовать, восстановить, расписать. Выглядит, как утопия. Он всем нам задаёт вопрос. Вот мы сидим такие московские преподаватели, специалисты по фандрайзингу и так далее, и я понимаю, что он нас слушает, и я понимаю его реалии. Я понимаю, как это невероятно сложно, но я тешу себя мыслью, что мы ему полезны. Просто потому, что, знаете, у нас индикатор такой, это же никто не заставляет — приходить на эти курсы. Они длятся несколько месяцев, мы разработали программу, разослали. Но если человеку не хочется, человек отвалится. Но у нас всего несколько, скажем так, отвалившихся людей, которые не приходят на эти занятия, не выходит на занятия, которые идут онлайн.

К. Мацан

— А вот что такому человеку можно посоветовать? Вот человек обращается с конкретной реальностью своей жизни. Вот гигантский храм попробуй отопи, попробуй восстанови. Что ему может сказать преподаватель «Школы Доброделателей»?
А. Попов

— Ну, нет ответа.

К. Мацан

— Держись.

А. Попов

— Да, держись. Денег нет, но вы держитесь. Это действительно было бы нелепо, если бы мы дали бы ему рецепт или инструкцию: первое, второе, третье, четвёртое.

Свящ. Антоний Борисов

— Хотя, с другой стороны, консультативная помощь тоже оказывается. Например, Илья Зибарев, члена попечительского совета Фонда Хабенского, он замечательный специалист по фандрайзингу. И насколько я могу судить по отзывам, которые есть от слушателей, многие из них получили конкретные инструкции рабочие по сбору необходимых средств и на функционирование их социальной организации и на функционирование в том числе и приходских каких-то объединений.

К. Мацан

— Эксперт может подсказать, что вот у вас регион, вот в нём такие возможности. Вот если вы поищите тут, то можете найти.

А. Попов

— Конечно. Во-первых, ты получаешь некую сумму знаний. Знаете, я для себя скажу, я достаточно всегда себя чувствую профессиональным человеком, в силу того, что я просто долго в этом и мне всё понятно. Но я с невероятным интересом слушаю лекции своих коллег — тех, кто преподаёт. Есть такая фраза: там, где вы учились, я уже преподавал. С одной стороны, преподавал, с другой стороны, я слушаю и мне это невероятно много даёт. Более того, я предложил всем своим сотрудникам в обязательном порядке прослушать все эти лекции, закончить вот этот арктические курс наш, потому что это невероятно полезно. Ты получаешь расширяющую горизонт твоего видения и понимания некую сумму знаний, из которой, даже если это не будет прямая инструкция, что деньги нужно пойти и взять там, там и там, ты получаешь такую картину мира, расширяющую твоё сознание, что тебе самому уже становится проще найти путь, как это сделать. Вот это, я надеюсь, что так же чувствуют и слушатели, как это чувствую я, но я уверен, что в этом в основном-то и наша задача. Понимаете, мы даже когда идём в высшее учебное заведение, у нас же нет тоже понимания того, что потом нам точно на пятом курсе скажут, что пойдёшь туда и будешь делать то-то и то-то. Но мы тебе дали такое количество знаний, мы надеемся, что они у тебя так правильно встали в голове, что вот вперёд иди и действуй. Поэтому и здесь, мне кажется, что сверхзадача, наверное, у нас такая.

К. Мацан

— Отец Антоний, а вы согласны?

Свящ. Антоний Борисов

— Да, абсолютно в этом смысле я согласен с Арменом. И я бы даже, наверное, для подтверждения слов Армена прошёлся бы по персоналиям — собственно, а кто преподаёт в «Школе социальных управленцев». Мы постарались собрать очень-очень хороших спикеров, которые не просто какие-то теоретические знания дают, но ещё и навыки определенные практические прививают. Кого здесь можно перечислить? Например, у нас в качестве преподавателя выступала Тамара Александровна Карташова. Может быть, кто-то из слушателей этого имени не слышал, но точно видел учеников Тамары Александровны, потому что все наиболее яркие персонажи на экране телевизора — это ученики Тамары Александровны. Вся первая линейка наших телеведущих — это всё воспитанники Тамары Александровны, которая учила их говорить, выражать чётко и понятно свои мысли, быть яркими в объективе телекамеры. Тамара Александровна лауреат «ТЭФИ», её репортажи показывались по всему миру, на американском телевидении в том числе. Андрей Громковский — один из руководителей UFC в России. Алексей Коровин — председателя совета директоров Азиатско-Тихоокеанского банка, один из учредителей благотворительного фонда «Правмир». Выступал перед нашими слушателями Панов Владимир Александрович — это специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя госкомиссии по развитию Арктики. То есть наши слушатели, жители Арктики, получили возможность напрямую пообщаться с тем человеком, от которого судьба Арктики зависит. Мария Алексеевна Львова-Белова выступала перед нашими слушателями. Илья Зибарев, уже упомянутый член попечительского совета Фонда Хабенского. Спикеры очень, очень хорошие, мы очень благодарны этим людям, которые нашли в своём напряжённейшим графике время и смогли уделить внимание труженикам этой сферы социального служения из очень-очень отдалённых уголков нашей Родины.

А. Попов

— Я просто ещё добавлю, что помимо того, что это люди, обладающие высокими компетенциями, порой должностями очень важными, но это ещё люди верующие. Это люди, которые транслировали эти знания, и, конечно, это одна из особенностей, наверное, нашей программы, что эти программы по обучению сотрудников НКО всё-таки людей верующих, и это когда верующие люди транслируют для верующих людей, в том числе какие-то истины, которые не подлежат какой-то, наверное, иной интерпретация. Мы настолько на одной волне, что какие-то вещи очень понятны. А я с некоторым удивлением обнаруживаю, что есть определённые законы, которые расходятся с законами не только бизнес-процессов и работы НКО, но и работы, скажем, верующего начальника с верующими сотрудниками.

К. Мацан

— Вот об этой интереснейшей теме после маленькой паузы поговорим. Я напомню, что сегодня у нас в гостях Армен Попов, генеральный директор Центра развития социальных проектов, и священник Антоний Борисов, научный руководитель проекта «Школа социальных управленцев». У микрофона Константин Мацан. Мы скоро вернёмся, не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Ещё раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Армен Попов, генеральный директор Центра развития социальных проектов, и священник Антоний Борисов, научный руководитель проекта «Школа социальных управленцев». Мы говорим о «Школе социальных управленцев», о «Школе Доброделателей», об этом обучающем проекте для тех, кто занимается социальным служением и в Церкви и рядом с Церковью. И вот подошли мы в конце прошлой части, как мне кажется, к очень важной теме. Вот вы, Армен, сказали, что важно, что среди преподавателей «Школы Доброделателей» верующие люди. Вот начнём с этого. Кто-то скажет: а почему это, собственно, важно? Помимо того, что в зале тоже, наверное, верующие люди и людям просто друг друга понимать. Но ведь скажут: а какая разница, верующие или нет, если делает человек доброе дело, если занимается социальным проектом? Какое значение здесь играет именно религиозная вера руководителя или просто автора того или иного проекта? Может быть, с отца Антония начнём?

Свящ. Антоний Борисов

— Вопрос действительно очень интересный. Работа в сфере НКО социальной направленности это всегда так или иначе идеальная мотивация в основании, потому что заработать деньги в сфере НКО социальной направленности можно, но точно не такие, как в сфере коммерции и бизнеса. Так или иначе человек, идущий работать, помогать инвалидам, сиротам, людям, которые страдают от различных зависимостей, это человек, который руководствуется какими-то высокими мотивами. И для того, чтобы эти мотивы не усохли, не скукожились в связи с разными обстоятельствами, в том числе и под тяжестью этого непростого труда, необходима, конечно же, вера. И так уж получилось, что «Школа Доброделателей», «Школа социальных управленцев», являясь проектом платформы «Фавор», объединяющей православных мирян, конечно же, призвана прежде всего оказывать помощь именно тем людям, которые руководствуются христианскими мотивами в своём служении. Мы, конечно, открыты для всех людей, но преимущественно, так уж получилось, адресуем свою деятельность именно православным мирянам. И здесь приходится сталкиваться с очень интересными вещами. Например, так или иначе общаясь с нашими слушателями, регулярно слышим о так называемом выгорании, когда человек несколько лет трудится в сфере этого служения и в конце концов как будто утрачивает силы, мотивацию для продолжения этой деятельности. И для энного числа наших слушателей проект «Школа Доброделателей» стал вот таким дуновением свежего ветра, свежего воздуха, потому что нашлись единомышленники, появилось чувство плеча, чувство локтя и пропало чувство одиночества. Потому что я вот в этом условном Северодвинские бьюсь один, как рыба о лёд, пытаясь что-то сделать, и меня никто не понимает. А тут есть люди, которые находятся в не менее сложных условиях. И они меня понимают, они меня поддерживают. Мы тем самым создаём горизонтальные связи, среду единомышленников.
Есть ещё один интересный момент — это такое своеобразное понимание христианских добродетелей, которые часто воспринимаются сквозь призму определённых клише. Например, что такое смирение — это такое самоуничижение, самоограничение. Это когда я много работаю, мало получаю, а когда мне говорят «спасибо», я считаю, что я согрешил, потому что я этому «спасибо» вдруг обрадовался. И «Школа Доброделателей», «Школа социальных управленцев» в качестве одной из целей имеет привить нашим труженикам такое осмысленную, здравую, трезвую христианскую позицию в отношении их деятельности. Что смирение — это не забитость, это честное отношение к себе, к своему делу. Это умение взять ответственность, эту ответственность понести за себя и за своих подопечных, это честное отношение к своим способностям, в том смысле, что, да, они ограничены, но в то же время они есть. И с Божией помощью можно эти способности, таланты развивать и делать жизнь окружающих людей лучше и светлее. Не забиваться в какую-то конуру совершенно непонятной, болезненной скромности, а развиваться как личность, осуществляя служение в этой непростой сфере деятельности.

К. Мацан

— Так, Армен, вы заговорили как раз про верующих сотрудников и верующих руководителей.

А. Попов

— Вы знаете, есть же конфликт, который всё время и от слушателей зазвучит, да я это и из практики своей вижу, который заключается в следующем. С точки зрения бизнес-процесса, для меня, как для руководителя, понятно, что нужно сделать вот так — грубо говоря, сократить, уволить, минимизировать бюджет, оптимизировать — это объективно, это так нужно. С точки зрения христианских ценностей, которые, надеюсь, в наших коллегах живут, во мне тоже, часто мне не дают принимать правильные бизнес-решения, я понимаю, что это сделать невозможно. Ну я знаю, что если я её уволю, вот эту свою сотрудницу, которой я недоволен работой, — я знаю, что у неё в семье большие проблемы, я знаю, что сейчас пандемия, что она не найдёт работу, я знаю, что у неё будет много проблем, — при этом я живу с ощущением того, что я поступаю неправильно с точки зрения организации. Но я себя оправдываю в том, что в этом есть некая социальная моя миссия — не дать человеку, вот её не подкосить и не сломать окончательно. И у нас есть, конечно, невероятный ресурс: мы можем, в конце концов, молиться, мы можем как-то духовно относиться к сложностям, которые у нас есть в работе, и мы можем на глазах видеть чудеса — вот всё как-то происходит так, как ты даже не ожидаешь, что произойдёт. У нас есть в этом невероятный ресурс, о котором, наверное, люди неверующие и не догадываются, и не знают. Вот они на себя полагаются, а мы полагаемся на волю Господа. И для нас это невероятная радость, когда ты вдруг видишь, что всё складывается — то, чего вчера ещё, ты понимал, что оно не может сложиться, объективно не может сложиться, потому что это вопрос денег, это вопрос очень земной. Но я скажу так, может быть, высокопарно: если ты понимаешь, что то, что ты делаешь, это угодно Господу, невероятными способами это сложится.

К. Мацан

— Я продолжу играть в скептика и специальные спрошу: но ведь это не прогнозируемо?

То есть это невозможно передать как технологию. Вы же не говорите: молитесь и сложится.

Свящ. Антоний Борисов

— Я вот можно не соглашусь? В плане технологии. У нас на первом этапе функционирования нашей Школы в оффлайн-режиме одним из спикеров был Павел Безручко. Это человек, который является председателем экспертного совета конкурса «Лидеры России», один из лучших бизнес-консультантов, бизнес-тренеров в нашей стране, абсолютный авторитет в этой сфере, человек, услугами которого пользуются люди с первых заголовков «Коммерсанта» «Бизнес FM» — из этой сферы. Так вот, после того, как Павел пообщался с нашими слушателями, три часа это общение длилось, очень насыщенное, наполненное практическими мастер-классами, он сказал примерно следующее: «Вы здесь реализуете по какому-то наитию технологии, к которым сообщество бизнес-тренеров пришло совсем недавно. Понимаете, раньше было принято считать, что наиболее эффективной моделью управления в организации является модель пирамидальная, что вот наверху начальник, и он, так сказать, через своих замов транслирует далее на подчинённых свои желания, свою волю, своё видение. А сейчас принято говорить о том, что самой эффективной является модель соцветия или созвездия, когда не один над другими и другие ему подчиняются, а когда один является таким центрообразующим звеном и общается с другими не сверху вниз, а как бы наравне, образуя сообщества. Я вот тут услышал о приходских общинах, о евхаристических общинах и понимаю, что это в Церкви Православной уже есть веками. А мы собственно в бизнес-сообществе к этому только-только приходим».

К. Мацан

— Интересно.

Свящ. Антоний Борисов

— Вот это ощущение сообщества, соработничества, чувства локтя, когда ты ощущаешь себя частью, и вот сообщество единомышленников — это очень и очень важно. И это работает не только в духовной сфере, но и в сфере, простите, вот таких технологий бизнес-управления.

К. Мацан

— Соборность такая.

А. Попов

— Да, это точно есть. А потом, вы знаете, какая технология может быть у верующих людей?Действительно молиться, в том числе за то, чтобы дело, которому ты служишь, складывалось. Мы вспоминали сегодня Марию Алексеевну Львову-Белову, она рассказывала, что у неё местночтимый святой в Пензе, к которому она чуть ли не каждый день ездит и просто с ним разговаривает, что «сейчас вот всё, а как дальше-то? Помоги!» И дальше невероятным образом всё приходит и складывается. Знаете, это тоже наша христианская технология, к которой я в своей жизни, в своей практике прибегал не раз и не раз являлся свидетелем каких-то чудес, в случае, если это действительно нужно, в случае, если это действительно какой-то нужный социальный проект, который должен произойти. И это невероятные есть способы. А если это не нужно, если это действительно какая-то... бывает такое: вдруг мы придумали, нам кажется интересно, а оказалось пустышкой, это потребителям услуг не очень, в общем, интересно и это не очень эффективно. Ну эта помрёт просто история. Если интересно, приведу пример, не могу не рассказать историю, она была очень простая.

К. Мацан

— Да, конечно.

А. Попов

— У нас в организации мы готовили очень большое мероприятие. Одно из наших важнейших направлений это поддержка приёмных родителей, приёмных семей, и мы готовили форум приёмных семей. Это было в допандемийные годы, когда это проводилось в очном формате, и для проведения этого мероприятия, естественно, требуется достаточно большое количество денег, чтобы людей привезти, арендовать зал и так далее. Это достаточно большая история. И так сложились дела внутри компании, что крупные сумма денег, которая должна была прийти от реализуемых нами проектов, задерживалась, по объективным причинам. Но у нас уже наступало это мероприятие и необходима была достаточно крупная сумма денег, исчисляемая несколькими миллионами рублей, порядка, по-моему, пяти миллионов. И ситуация критическая. Ко мне приходит бухгалтер, ко мне приходит ещё менеджер проекта и говорит, что, Армен, надо оплачивать, всё, у нас несколько дней осталось. А у меня нет пяти миллионов рублей, у меня нет идеи, где их взять. И я обращаюсь в банки, а банки говорят, что «дружок, это некоммерческая организация, в уставе что у тебя написано? Если бы у тебя было написано „извлечение прибыли“, мы бы тебе дали бы под...», — причём я понимаю, что мы готовы бы взять под кредит с процентами и так далее, но никто не даёт, потому что мы некоммерческая организация, и такой практики нет.
Я помню, что у меня стояла в офисе икона владыки Иоанна Шанхайского, она была написана и должна была пойти в один из храмов, но там тоже какая-то получилась задержка. Она у меня достаточно долго, несколько месяцев, стояла прямо на рабочем столе, большая икона. И я вот взмолился владыке Иоанну. И у меня время идёт буквально уже на дни, и я поздно вечером сижу и думаю, у кого из друзей занять деньги, эту большую сумму. И мне говорят друзья, что могут одолжить, но в валюте, потому что вдруг чего тут скаканёт. А я думаю, как я буду отдавать. Ну в общем, ситуация совсем плохая. И я помню этот момент, что я сижу поздно достаточно вечером, мне звонит один мой приятель, известный такой замечательный, я даже назову его имя — Саша Гезалов. Вы наверняка его знаете.

К. Мацан

— Известный нашим радиослушателям, безусловно.

А. Попов

— Да, но как вы понимаете, пять миллионов и Саша Гезалов — это очень далеко стоящие вещи. Саша Гезалов — выпускник детского дома, замечательный человек, который сам занимается социальными, церковными проектами и так далее. И он меня спрашивает, как дела, я говорю, что сейчас не могу говорить, проблемы у меня. И он говорит: «Какая проблема?» Я говорю: «Саша, ну какая у меня проблема? Пять миллионов мне надо достать за два дня». Саша мне так, не моргнув, говорит: «Да? Давай я сейчас позвоню», — и называет фамилию очень известного банкира. Саша говорит: «Напиши-ка мне сейчас e-mail, что тебе нужно и на что». Но поскольку у меня не было вообще никаких других вариантов, меньше всего рассчитывая на что-то, я пишу этот e-mail, отправляю Саше, естественно не рассчитывая ни на что, с тем и ухожу домой спать в тревожном состоянии. И с утра, проверяя почту, я нахожу 25 писем от Саши Гезалова и 35 сообщений, что тебе сегодня позвонят. Этот банкир в Америке, но он дал уже поручение, тебе позвонят, и у меня пропущенные звонки с неизвестных номеров, и говорят, что это помощник банкира такого-то. Говорят, что вам нужны же деньги срочно, наличными? Вы можете подъехать сегодня.

К. Мацан

— Потрясающе.

А. Попов

— Вот это у меня просто реальная абсолютно картина из жизни. Это действительно было оформлено как кредит, мы заплатили проценты, но мы получили те деньги, которые мы потом вернули, и всё было хорошо. Но это был для меня абсолютный образец такого бизнес-чуда, благодаря владыке Иоанну Сан-Францисскому и Шанхайскому, которое сложилось. Вот наша бизнес-технология, которая, оказалось, работает.

К. Мацан

— Армен Попов, генеральный директор Центра развития социальных проектов, и священник Антоний Борисов, научный руководитель «Школы социальных управленцев», сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». А вот расскажите: вы общались и продолжаете общаться с теми самыми представителями социальных проектов со всей страны. Вот какие, если угодно, главные ошибки, вы замечаете, совершают руководители проектов? Спрашиваю не для того, чтобы на их ошибки указать и как-то их принизить, а наоборот, чтобы понять, где та зона роста, на которую вы указываете, чего в массе, может быть, не замечают, не учитывают люди, с которыми вы работаете, какие трудности они могут преодолеть с вашей помощью.

Свящ. Антоний Борисов

— Мне кажется, что первая ошибка, которая явно видна обычно, это ощущение собственной уникальности, уникальности того проекта, которым ты занимаешься. Что я один такой в поле воин, богатырь, спаситель мира, что я сейчас на свои плечи всё положу и понесу. И в конце концов, ноги подкашиваются, человек падает. Это касается не только ощущения собственной миссии, это ещё и касается вот того самого неправильного понимания смирения, когда руководитель социального НКО, руководствуясь христианскими убеждениями, считает, что он, из чувства смирения и самопожертвования должен тащить в этой организации всё сам. И если он кому-то что-то делегирует, что вообще редкость, то он должен вот прямо, знаете, как такой верный сторожевой пёс, сидеть и контролировать круглосуточно, чем же его подчинённые занимаются. Таким образом, он не даёт ни этому человеку работать, ни сам не работает, потому что только и занимается тем, что контролирует. Вот это, мне кажется, две такие глобальные ошибки, с которыми наши слушатели к нам приходят и просят помочь освободить их от чувства собственной уникальности, отчасти мессианства даже. А с другой стороны, научить их делегировать и доверять своим сотрудникам. Во-первых, научить их правильно выбирать этих сотрудников, доверять им, и как-то вместе осуществлять эту деятельность.

К. Мацан

— На какую интересную вещь вы внимание обращаете. Мне кажется, она актуальна не только для социальных работников, а вообще для всех, что избавиться от чувства собственной уникальности — это очень выгодно, это очень продуктивно для работы вообще, оказывается. Намного продуктивнее, чем это чувство в себе возогревать.

А. Попов

— В нашей сфере НКО это вообще беда. Каждый же из нас спаситель мира, и мы же, естественно, при этом лучше других спасаем мир. И у нас есть внутреннее убеждение, что мы...

Свящ. Антоний Борисов

— И опытом делиться не будем.

А. Попов

— Вот я вам простой приведу пример. Сотрудники и руководители нефтегазовых компаний, казалось бы, невероятные конкуренты, или банковской сферы, они могут создать свои профессиональные ассоциации и объединения и лоббировать свои интересы. Но вы видели, когда-нибудь серьёзную организацию, объединяющую крупные НКО? Что-то такое создаётся, что-то происходит, я читаю, слышу какие-то... не хочу их уничижать, но я знаю, что вот такого вот серьёзного объединения... я знаю, что там очень сложно между собой найти общий язык. На это есть какие-то, видимо, глубинные причины.

К. Мацан

— А почему?

А. Попов

— Мне сложно сказать. Я с огорчением скажу, наверное, это тщеславие, которое внутри каждого из нас: никто не хочет пальму первенства, что ли, какую-то передавать. Вот сложно. Я вижу в нашей даже сфере, что, да, как-то что-то собирается, что-то обсуждается, но всё это не вырабатывается. Это очень горько. Ну действительно, в самом деле, вот если говорить бизнес-языком, то крупнейшие, серьёзно конкурирующие между собой организации могут найти свой профессиональный язык. Есть там союз хлебопеков, кондитеров, не знаю там ещё кого. Союз НКО вроде тоже есть, но я не вижу, чтобы это была мощная организация, которая бы реально влияла бы на какие-то вещи. Дай Бог, что это произойдёт. Может быть, на это нужно больше времени. Всё-таки надо понимать, что НКО у нас в стадии всё-таки становления, сейчас очень серьёзного, профессионального. Сейчас, конечно, последние 5-10 лет очень изменилось это всё. Я уже говорил, не хочу этим хвастаться, но 30 лет я в этом. Вы знаете, в 90-е годы это же были только иностранные организации. Мы брали опыт только у иностранных организаций, которые нас учили, даже мы у них учились: вообще, что это такое? У нас не было этого сектора некоммерческих организаций. Сейчас, конечно, волонтёрству и государство уделяет внимание и так далее. Но да, безусловно, есть эта история, которая нам мешает. Я вижу это в руководителях организаций НКО, это, безусловно, есть.
Отвечая на ваш вопрос, ещё как, скажем так, играющий тренер, потому что я действительно как бы и учу, и учусь сам, я вижу ещё такую проблему. Вот я подслушиваю лекции своих коллег, для себя тоже делаю такой вывод. Знаете, что нам мешает? Такая узколобость? Вот мы бьёмся над своей проблемой, которая нам кажется глобальной. Мы придумали себе, что её решить можно так, так и так. А, оказывается, если мы расширим просто свои горизонты, что есть ещё 142 пути решения этой проблемы — мы просто либо не знаем, либо мы очень зашорены. Мы не хотим оглянуться, или мы не умеем оглянуться. И вот в этом, наверное, задача «Школы социальных управленцев». Я даже это вижу, что не то что мы сформулировали бы изначально эту задачу, но я понимаю, что она подспудно так решается, что мы даём, давая вот эти вот разные взгляды очень высокопрофессиональных людей, эти знания от них, наделяя наших слушателей, мы опять же расширяем их просто горизонт видения, горизонт мышления и горизонт подбора инструментария. Я это для себя услышал — вот слушая, о чём говорят наши коллеги.

К. Мацан

— А вот пример можете привести того тезиса, что иногда сотрудник НКО или руководитель слишком узколобо смотрит на проблему? То есть, условно говоря, у нас есть проблема детей сирот, и мы над ней бьёмся. А что если посмотреть на неё в контексте вообще помощи семье в целом? Вы про это говорите?

А. Попов

— Это вопрос, скажем, философский — осмысление проблемы, над которой ты работаешь. Да, безусловно так. Вы сейчас дали замечательный пример. Например, мы, обсуждая, скажем, в моём более таком более профессиональном поле проблемы приёмных семей, пришли к необходимости работы над осознанным родительством вообще. Поскольку проблема приёмных родителей очень важна, и там есть своя специфика. Но у нас в обществе вообще понятие осознанного родительства в общем не существует. И у нас есть замечательные примеры того, как наши организации, которые в этой области работают, расширили зону своей деятельности от темы исключительно приёмного родительства до темы родительства вообще. Это здорово. Но есть ещё даже практические вещи. Если мы привыкли к какому-то инструментарию одному — у нас очень многие организации этим грешат, и я в том числе грешил, что вот у нас есть проект, мы привыкли, что его финансирование, так сложилось, идёт по линии одного либо грантодателя, либо, например, министерства, либо одного спонсора. И вот мы упёрлись в это, и мы будем вот в эту одну совершенно линию гнуть. Дружочек, оглянись: всё то же самое можно делать ещё пятьюдесятью способами. И я для себя это, знаете, совсем недавно открыл. И плюс ещё очень важная сейчас вещь, если говорить об НКО, это так называемая коллаборация, когда ты можешь с другими организациями некоммерческими вступить в коллаборацию.

Свящ. Антоний Борисов

— Вот, собственно, как произошло с Центром развития социальных проектов и «Никеей».

А. Попов

— Простой сейчас пример: у нас сложилась такая коллаборация, когда две близкие по духу организации, но разного профиля, но мы нашли какую-то общую сердцевину, когда мы смогли объединиться в одном проекте, каждый вложив свои компетенции. У нас больше компетенции в одном направлении, у «Никеи» больше компетенции в другом направлении — простая коллаборация. Но для этого надо было открыть глаза и посмотреть друг на друга. И самое потрясающее, о чём мы тоже говорим нашим слушателям. Вы знаете, иногда ведь не надо искать помощи какой-то невероятной откуда-то. Очень часто решение проблем лежит абсолютно рядом с тобой.

Свящ. Антоний Борисов

— Да, в твой телефонной книжке находится.

К. Мацан

— Давайте, уже двигаясь постепенно к завершению нашей беседы, поговорим о будущем — что дальше. Если сейчас нас слушают те, кто заинтересовался, те, кто хотел бы тоже поучаствовать, кто нуждается в обучении, в совете как заниматься социальным проектом — как вас можно найти? Можно ли вас искать, и что будет дальше, будут ли эти курсы продолжаться для всех?

Свящ. Антоний Борисов

— Перспектива развития, как мне кажется, понятна и очевидна, в том смысле, что мы по-прежнему планируем функционировать в двух форматах: оффлайн, если позволят условия, и онлайн. Мы тут, по большому счёту, ничем не ограничены. Офлайн-режим будет по-прежнему больше адресован социальным управленцам из Москвы и ближайших регионов. Онлайн — это, собственно, проект для всей нашей необъятной родины. Речь идёт по-прежнему о достижении главной цели. А цель состоит в следующем: найти такой правильный синтез, правильное соединение между христианской православной духовностью и управленческим искусством. Как совместить это всё и как правильно понять, что такое христианское служение, в чём заключается суть этого замечательного феномена? Феномена, который, по большому счёту, и позволил христианству занять такое значимое положение в мире своё время. Потому что если мы почитаем древних христианских авторов, апологетов, мы увидим эти выдержки, отзывы из языческой среды, что когда язычники бросали всё во времена тех же самых эпидемий, христиане оставались и служили ближним, вне зависимости от их вероисповедания, и христианам и язычникам помогали преодолеть трудности. Собственно, служение, в самом высоком и одновременно в самом практическом смысле, — это зерно христианской веры. И очень хочется, чтобы наш проект «Школа Доброделателей», «Школа социальных управленцев» и шире — эта платформа «Фавор», на которой строятся эти проекты, помогали людям этот самый синтез не только теоретически понимать, но и реализовывать в своей непосредственной деятельности профессиональной, в своей жизни.

К. Мацан

— workplace.ru — да, сайт? По крайней мере, где можно информацию об уже прошедших и о будущих мероприятиях найти.

Свящ. Антоний Борисов

— Там анонсы размещаются, да.

А. Попов

— Мы будем надеяться, конечно, что эти проекты послужат — вот отец Антоний сказал это замечательное слово, очень точное «платформа», — послужат платформой, фундаментом для продолжения, во-первых, этих проектов. А второе, знаете, ведь так формируется само по себе сообщество этих наших выпускников. И мне кажется, очень важно, чтобы они продолжали общаться между собой. Это даже будет, наверное, помимо нашего хотения, они уже между собой общаются. И представляете, это люди, которые занимаются, может быть, разными проектами, но в корне, в стержне это люди одной духовной направленности, находящиеся в разных территориях в сложных ситуациях. Но у них между собой уже есть какие-то свои горизонтальные связи. И мы будем надеяться, что у нас будет возможность, дай Бог, если мы будем получать ещё гранты, поддержку и финансирование, чтобы мы это продолжали. И может быть, вести такую супервизионную работу, поддерживать их. Вот они реализуют на базе наших знаний какие-то проекты, а как мы их можем ещё подержать? Это тоже очень важно — чтобы мы не бросали, скажем так, без поддержки, внимания. Я надеюсь, что такие перспективы будут и на следующий год.

Свящ. Антоний Борисов

— Да, и про практически результаты буквально пару слов — это то, что имеет непосредственное отношение к радио «Вера». Нашей слушательницей была и является — сейчас она занимается по одной из программ «Школы социальных управленцев» — Юлия Денисова. Она руководитель службы тюремного служения «Апрель» и одновременно сотрудница радио «Вера». Вот, собственно, благодаря в том числе её участию в «Школе социальных управленцев», в «Школе Доброделателей», стал реализовываться проект по началу вещания радио «Вера» в местах заключения. И там люди теперь имеют возможность слушать светлое радио и каким-то образом находить поддержку духовную в голосах радио «Вера».

К. Мацан

— Дай-то Бог! Спасибо огромное за наш сегодняшний разговор. Я напомню, что сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» были: Армен Попов, генеральный директор Центра развития социальных проектов, и священник Антоний Борисов, научный руководитель проекта «Школа социальных управленцев». У микрофона был Константин Мацан. До новых встреч на волнах радио «Вера». Спасибо, до свидания.

Свящ. Антоний Борисов

— До свидания.

А. Попов

— Всего доброго.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем