Московского купца Сергея Васильевича Перлова называли самым знаменитым чайником Первопрестольной. Это было вовсе не смешное прозвище, а просто род его деятельности: Перлов торговал чаем. Во всей Москве не найти было чая вкуснее, чем у него. Перловские магазины на Арбате, Сретенке, Варварке, Пятницкой и Большой Ордынке всегда были полны покупателей. А уж про знаменитый Чайный дом на Мясницкой и говорить нечего — люди специально приходили, чтобы на него посмотреть. Трёхэтажный особняк напоминал диковинную резную китайскую шкатулку. Крышу дома украшала высокая, в несколько ярусов, башня-пагода. Такая же красота встречала и внутри магазина. А какие ароматы там витали! На прилавках стоял не только чай, но и сахар, сладости и фрукты. Нет, решительно не нашлось бы в Москве 19 века торговца чаем известнее, чем Сергей Васильевич Перлов.
У купца даже имелся свой девиз: «Честь — в труде». Но был и ещё один: библейская заповедь «Возлюби ближнего своего». Предприниматель остался в истории не только честным, успешным торговцем и мастером удивлять своих покупателей. Но прежде всего, человеком с добрым сердцем. В Москве Перлова называли благодетелем бедных. Его чаеразвесочная фабрика на Каланчёвской улице стала настоящим спасением для тех, кто оказывался в нужде. Купец готов был принять на работу практически каждого, кто хоть что-то мог и хотел делать. Нередко случалось так, что прямо на улице к Сергею Васильевичу подходил человек и просил взять его на фабрику. И купец отправлял незнакомца в фабричную контору. Говорил: «Ступай, скажи там, что я тебя нанял». Знакомые пытались урезонить Перлова — мол, зачем столько людей, ведь им и работы не хватает! Купец на это отвечал: «Как же вы не хотите понять, что я стараюсь бедным людям дать кусок хлеба!» Рассказывали, к примеру, что на чаеразвесочной фабрике служил старик сторож, который получал хорошее жалованье только за то только, что днём несколько раз обходил вокруг здания. О своих служащих Перлов заботился, как о близких людях. Ему нравилось их радовать. Купец организовывал для работников любительские спектакли, литературные вечера, концерты, а для их детей — Рождественские ёлки. «Сердечный хозяин» — с почтением говорили о нём подчинённые.
В 1885 году Сергей Васильевич посетил Шамординский монастырь, буквально годом ранее основанный старцем Амвросием Оптинским. Скромная, если не сказать бедная обитель в ту пору состояла лишь из небольшой церкви и нескольких деревянных келий, в которых проживали монахини. Но какая там была благодать! В Москве Перлов долго не мог забыть свою поездку в Шамордино. И однажды увидел удивительный сон. Ему явилась Сама Богоматерь. Она просила купца позаботиться о монастыре. И Сергей Васильевич стал помогать обители. Сначала построил величественный пятнадцатиглавый Казанский собор. Потом — трапезную, лечебницу, приют для странников и нищих. Узнав, что монахиням приходится ходить за водой к источнику, спускаясь и поднимаясь по крутому склону, Перлов поставил водонапорную башню и устроил в монастыре водопровод. На свои средства он содержал в обители иконописную и ткацкую мастерские. «Всюду проникал любящий взор Сергея Васильевича. Если примечал он в чём-нибудь недостаток, то тотчас спешил устранить» — рассказывали о купце Перлове шамординские сёстры.
Как-то раз один из знакомых в разговоре заметил Сергею Васильевичу, что слишком уж много он делает для Шамордина: «Монахини вас разорят!». От этих слов на глазах у купца блеснули слёзы. «Не говорите так, — ответил он. — Помните: чем больше добра мы делаем, тем больше Господь нас благословляет!». По этому простому принципу и прожил свою жизнь московский купец и благотворитель Сергей Перлов. Добрая, отзывчивая душа, которая только тем и существовала сама, чтобы сделать хорошее другим — так вспоминали о нём люди.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.