Знаменитый чаеторговец Первопрестольной — Сергей Васильевич Перлов — проявлял заботу о своих работниках, благодетельствовал бедным, активно занимался общественной деятельностью. Именно ему принадлежал легендарный чайный дом на Мясницкой.
В 1885 году Сергей Васильевич посетил Шамординский монастырь. Позднее он увидел удивительный сон: ему явилась Сама Богоматерь. Пресвятая Богородица просила купца позаботиться о монастыре. Сергей Васильевич стал помогать обители: сначала построил величественный пятнадцатиглавый Казанский собор, потом — трапезную, лечебницу, приют для странников и нищих. На свои средства он содержал в обители иконописную и ткацкую мастерские.
Какого принципа всю жизнь придерживался благотворитель Сергей Перлов?

Московского купца Сергея Васильевича Перлова называли самым знаменитым чайником Первопрестольной. Это было вовсе не смешное прозвище, а просто род его деятельности: Перлов торговал чаем. Во всей Москве не найти было чая вкуснее, чем у него. Перловские магазины на Арбате, Сретенке, Варварке, Пятницкой и Большой Ордынке всегда были полны покупателей. А уж про знаменитый Чайный дом на Мясницкой и говорить нечего — люди специально приходили, чтобы на него посмотреть. Трёхэтажный особняк напоминал диковинную резную китайскую шкатулку. Крышу дома украшала высокая, в несколько ярусов, башня-пагода. Такая же красота встречала и внутри магазина. А какие ароматы там витали! На прилавках стоял не только чай, но и сахар, сладости и фрукты. Нет, решительно не нашлось бы в Москве XIX века торговца чаем известнее, чем Сергей Васильевич Перлов.
У купца даже имелся свой девиз: «Честь — в труде». Но был и ещё один: библейская заповедь «Возлюби ближнего своего». Предприниматель остался в истории не только честным, успешным торговцем и мастером удивлять своих покупателей, но, прежде всего, человеком с добрым сердцем. В Москве Перлова называли благодетелем бедных. Его чаеразвесочная фабрика на Каланчёвской улице стала настоящим спасением для тех, кто оказывался в нужде. Купец готов был принять на работу практически каждого, кто хоть что-то мог и хотел делать. Нередко случалось так, что прямо на улице к Сергею Васильевичу подходил человек и просил взять его на фабрику. И купец отправлял незнакомца в фабричную контору. Говорил: «Ступай, скажи там, что я тебя нанял». Знакомые пытались урезонить Перлова — мол, зачем столько людей, ведь им и работы не хватает! Купец на это отвечал: «Как же вы не хотите понять, что я стараюсь бедным людям дать кусок хлеба!» Рассказывали, к примеру, что на чаеразвесочной фабрике служил старик сторож, который получал хорошее жалованье только за то, что днём несколько раз обходил вокруг здания. О своих служащих Перлов заботился, как о близких людях. Ему нравилось их радовать. Купец организовывал для работников любительские спектакли, литературные вечера, концерты, а для их детей — рождественские ёлки. «Сердечный хозяин» — с почтением говорили о нём подчинённые.
В 1885 году Сергей Васильевич посетил Шамординский монастырь, буквально годом ранее основанный старцем Амвросием Оптинским. Скромная, если не сказать бедная, обитель в ту пору состояла лишь из небольшой церкви и нескольких деревянных келий, в которых проживали монахини. Но какая там была благодать! В Москве Перлов долго не мог забыть свою поездку в Шамордино. И однажды увидел удивительный сон: ему явилась Сама Богоматерь. Она просила купца позаботиться о монастыре, и Сергей Васильевич стал помогать обители. Сначала построил величественный пятнадцатиглавый Казанский собор, потом — трапезную, лечебницу, приют для странников и нищих. Узнав, что монахиням приходится ходить за водой к источнику, спускаясь и поднимаясь по крутому склону, Перлов поставил водонапорную башню и устроил в монастыре водопровод. На свои средства он содержал в обители иконописную и ткацкую мастерские. «Всюду проникал любящий взор Сергея Васильевича. Если примечал он в чём-нибудь недостаток, то тотчас спешил устранить», — рассказывали о купце Перлове шамординские сёстры.
Как-то раз один из знакомых в разговоре заметил Сергею Васильевичу, что слишком уж много он делает для Шамордина: «Монахини вас разорят!». От этих слов на глазах у купца блеснули слёзы. «Не говорите так, — ответил он. — Помните: чем больше добра мы делаем, тем больше Господь нас благословляет!». По этому простому принципу и прожил свою жизнь московский купец и благотворитель Сергей Перлов. Добрая, отзывчивая душа, которая только тем и существовала сама, чтобы сделать хорошее другим — так вспоминали о нём люди.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 129 зач., III, 18-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что такое борьба за существование, и практически все в ней в разной степени участвуем. Одни активно и даже агрессивно выгадывают себе лучшее место под солнцем, другие стремятся быть честными и существовать за счёт своего труда, ничего не требуя и даже больше жертвуя, чем отнимая у других. Интуитивно большинству из нас понятно, что второй подход ближе к христианскому взгляду на мир, чем первый. Но почему это так? Каковы богословские основания этой интуиции? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше;
23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.
Несколько лет назад в книжном магазине я открыл одну из бесчисленных книг по саморазвитию и организации собственной жизни. Иногда бывает полезно посмотреть, чем живут и к чему стремятся светские люди. Книга представляла собой определённую схему, в которой надо строить планы по самоусовершенствованию, а потом подводить итоги, и снова строить планы. Таким образом человек оказывается должен всё время достигать целей, делать жизнь осмысленнее, гармоничные и лучше. Интересно, что в этой книге никто не планировал болеть, стареть или умирать, никто не планировал в ней финансовых кризисов, конфликтов, свадеб, разводов... В этой книге как будто бы не учитывались живые люди, которые выглядели лишь фоном для построения своей индивидуальной траектории. Но самое главное, в этой книге не учитывался ни Бог, ни Его воля, ни Его замысел о мире.
Отрывок из первого послания Коринфянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень короткого и в то же время ёмкого призыва. Апостол Павел говорит: «Никто не обольщай самого себя», то есть не думай о себе много, помни, что ты не сможешь выстроить никакой идеальный траектории, ты не можешь рассчитать ни своего здоровья, ни влияния других людей на твою жизнь, ты не сможешь предугадать всех сложностей, не сможешь быть настолько мудрым, чтобы всё учесть. Понимая это, апостол Павел пишет, что мир, который предлагает свою мудрость и идеальные траектории, на самом деле ошибается сам и обманывает людей, которые ему доверяют. Такая «мирская мудрость» с бесконечным планированием с точки зрения Бога просто суетное безумие, пустое, тщетное и бесплодное. Это, кстати, не говорит о том, что нельзя планировать обычной деятельности, планировать поездки и встречи. Апостол Павел тоже строил планы. Речь о другом. Нельзя считать, что ты способен сделать свою жизнь сам.
Со своей стороны, апостол Павел призывает перестать хвалиться людьми, искать себе кумиров, гуру, руководителей, которые обещают за несколько этапов привести человека к светлому будущему, сделать его самыми эффективным, самым сильным, самым развитым. Вместо этого апостол призывает не хвалиться людьми, а надеяться на Бога. Причём он формулирует это очень интересно: «итак, никто не хвалитесь, так как всё ваше», то есть всё Господь уже дал вам на пользу. У вас есть духовные наставники, есть мир, жизнь и даже смерть. Последнее выглядит очень странно, так как с точки зрения светского общества смерть — страшное и бесполезное явление, от которого один ужас и тоска и никакой пользы. Но апостол Павел говорит, что человек, который доверился Богу, во многом и даже в смерти может увидеть спасительную перспективу. Есть только одно условие: сам он призван стать Христовым и вместе со Христом и во Христе становится Божьим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Стать помощником фонда «Хорошие люди»

Дмитрий Семёнов из города Саратова — волонтёр фонда «Хорошие люди». Проект заботится о тех, кто попал в беду, в том числе о людях с инвалидностью и одиноких стариках. Передаёт им еду и вещи, а также помогает решать насущные бытовые проблемы.
Дмитрий по профессии — сварщик. Он считает, что совершать добрые дела совсем не трудно. Для этого не нужно «сворачивать горы», достаточно делать то, что тебе по силам. В фонде мужчина совсем недавно, но уже успел поучаствовать в помощи другим. Например, починить и утеплить входную железную дверь в доме одинокой пенсионерки. Теперь в холодное время года дверь не будет промерзать насквозь, и выпускать из помещения тепло.
«В социальных сетях фонда „Хорошие люди“ я регулярно читаю заметки о подопечных. И стараюсь участвовать, где могу», — рассказывает Дмитрий. Однажды он узнал о пенсионерке Раисе Романовне. Бабушка давно не встаёт с кровати. Близких рядом нет. О ней заботятся добрые люди. Поскольку пожилая женщина много лет никуда не выходит, радио стало для неё «окошком» в мир и отдушиной. Но старый приёмник сломался, и она осталась без музыки и любимых передач. И вот, узнав об этом, Дмитрий передал через сотрудников фонда новый надёжный приёмник для бабушки. Раиса Романовна несказанно обрадовалась такому подарку.
Саратовский фонд «Хорошие люди» ищет тех, кто, как и Дмитрий, готов позаботиться о ближних. Вы можете стать волонтёром и дарить своё время и тепло нуждающимся. Следить за актуальными просьбами в социальных сетях фонда и помогать людям адресно. Либо совершить любой благотворительный взнос на сайте проекта «Хорошие люди». Собранные средства пойдут на помощь подопечным фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о закваске и о горчичном зерне». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притч о закваске и о горчичном зерне, почему Спаситель употребляет такие образы, а также о значении слов Христа: «Царствие Божие внутри вас».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер