Московского купца Сергея Васильевича Перлова называли самым знаменитым чайником Первопрестольной. Это было вовсе не смешное прозвище, а просто род его деятельности: Перлов торговал чаем. Во всей Москве не найти было чая вкуснее, чем у него. Перловские магазины на Арбате, Сретенке, Варварке, Пятницкой и Большой Ордынке всегда были полны покупателей. А уж про знаменитый Чайный дом на Мясницкой и говорить нечего — люди специально приходили, чтобы на него посмотреть. Трёхэтажный особняк напоминал диковинную резную китайскую шкатулку. Крышу дома украшала высокая, в несколько ярусов, башня-пагода. Такая же красота встречала и внутри магазина. А какие ароматы там витали! На прилавках стоял не только чай, но и сахар, сладости и фрукты. Нет, решительно не нашлось бы в Москве 19 века торговца чаем известнее, чем Сергей Васильевич Перлов.
У купца даже имелся свой девиз: «Честь — в труде». Но был и ещё один: библейская заповедь «Возлюби ближнего своего». Предприниматель остался в истории не только честным, успешным торговцем и мастером удивлять своих покупателей. Но прежде всего, человеком с добрым сердцем. В Москве Перлова называли благодетелем бедных. Его чаеразвесочная фабрика на Каланчёвской улице стала настоящим спасением для тех, кто оказывался в нужде. Купец готов был принять на работу практически каждого, кто хоть что-то мог и хотел делать. Нередко случалось так, что прямо на улице к Сергею Васильевичу подходил человек и просил взять его на фабрику. И купец отправлял незнакомца в фабричную контору. Говорил: «Ступай, скажи там, что я тебя нанял». Знакомые пытались урезонить Перлова — мол, зачем столько людей, ведь им и работы не хватает! Купец на это отвечал: «Как же вы не хотите понять, что я стараюсь бедным людям дать кусок хлеба!» Рассказывали, к примеру, что на чаеразвесочной фабрике служил старик сторож, который получал хорошее жалованье только за то только, что днём несколько раз обходил вокруг здания. О своих служащих Перлов заботился, как о близких людях. Ему нравилось их радовать. Купец организовывал для работников любительские спектакли, литературные вечера, концерты, а для их детей — Рождественские ёлки. «Сердечный хозяин» — с почтением говорили о нём подчинённые.
В 1885 году Сергей Васильевич посетил Шамординский монастырь, буквально годом ранее основанный старцем Амвросием Оптинским. Скромная, если не сказать бедная обитель в ту пору состояла лишь из небольшой церкви и нескольких деревянных келий, в которых проживали монахини. Но какая там была благодать! В Москве Перлов долго не мог забыть свою поездку в Шамордино. И однажды увидел удивительный сон. Ему явилась Сама Богоматерь. Она просила купца позаботиться о монастыре. И Сергей Васильевич стал помогать обители. Сначала построил величественный пятнадцатиглавый Казанский собор. Потом — трапезную, лечебницу, приют для странников и нищих. Узнав, что монахиням приходится ходить за водой к источнику, спускаясь и поднимаясь по крутому склону, Перлов поставил водонапорную башню и устроил в монастыре водопровод. На свои средства он содержал в обители иконописную и ткацкую мастерские. «Всюду проникал любящий взор Сергея Васильевича. Если примечал он в чём-нибудь недостаток, то тотчас спешил устранить» — рассказывали о купце Перлове шамординские сёстры.
Как-то раз один из знакомых в разговоре заметил Сергею Васильевичу, что слишком уж много он делает для Шамордина: «Монахини вас разорят!». От этих слов на глазах у купца блеснули слёзы. «Не говорите так, — ответил он. — Помните: чем больше добра мы делаем, тем больше Господь нас благословляет!». По этому простому принципу и прожил свою жизнь московский купец и благотворитель Сергей Перлов. Добрая, отзывчивая душа, которая только тем и существовала сама, чтобы сделать хорошее другим — так вспоминали о нём люди.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер