Устраивая еще с самой юности импровизированные выступления для детей, Сергей Владимирович постепенно масштабировал свою деятельность. Обладая целым штатом кукольных «актеров», Сергей Образцов в 1931 году занял должность директора московского Центрального дома художественного воспитания детей, который и превратился в первый Государственный театр кукол.
Человек, о новаторских эстрадных кукольных номерах которого говорили многие, благодаря своим спектаклям помогал забывать и о войне, и о голоде, вдохновляя людей на улыбку. Во время Великой Отечественной войны Сергей Владимирович также поднимал дух бойцов, организовав 16 концертных фронтовых бригад.
Установитель кукольного театра как формы искусства, Сергей Владимирович Образцов всегда вызывал одинаковый восторг и у детей, и у взрослых. Но через какие испытания пришлось пройти Сергею Владимировичу перед тем, как стать востребованным и известным среди миллионов людей?

На Садовой-Самотёчной улице в Москве стоит здание с необычными часами на фасаде. Циферблат в виде солнца окружён двенадцатью домиками. В каждом из них живёт кукла: заяц, лиса, кот, медведь, поросёнок... На самом верху сидит золотой петушок. Каждый час раздаётся его звонкий крик. Звучит музыка, и фигурки животных по очереди выезжают из своих домиков. Эти сказочные часы украшают фасад знаменитого Театра кукол имени Сергея Образцова.
«Всю жизнь я играю в куклы», — с юмором говорил о себе Сергей Владимирович. Более шестидесяти лет Образцов посвятил искусству, которое и в наши дни дарит людям радость. А началось всё с «бибабо» — японской перчаточной куколки. Её подарила маленькому Серёже мама. Мальчик надел куклу на руку, и вдруг... началось волшебство! Кукла кивала головой, махала руками, кланялась. И хотя управлял ею сам Серёжа, казалось, что кукла живёт собственной жизнью. Мальчик не расставался с игрушкой несколько лет. Он часами мог разыгрывать с нею сценки. Кукла пела песни, читала стихи. Стоило кому-то из домашних приуныть — тут как тут появлялся Серёжа со своей любимицей. И хандру как рукой снимало.
В 1918 году Сергею исполнилось семнадцать. Только что отгремела революция, шла гражданская война. Это было голодное время. Сергей учился на факультете живописи Высших художественно-технических мастерских. Чтобы заработать хоть немного денег на хлеб для семьи, он решил смастерить и продать на рынке тряпичную куклу наподобие своей когда-то любимой «бибабо». Из лоскутов от старой чёрной рубахи получился маленький симпатичный негритёнок. И Образцову стало жаль расставаться с куклой. Он подумал — и решил оставить негритёнка себе. Так и ходил с ним в руках по улицам Москвы. Во дворах и на бульварах устраивал импровизированные представления с куклой. И люди на несколько минут забывали о голоде, о войне, о тяготах жизни. Они улыбались.
Постепенно выступления Образцова с куклой-негритёнком перешли на новый уровень. Сразу несколько столичных концертных залов предложили Сергею Владимировичу свою сцену. О его необычных, новаторских эстрадных кукольных номерах заговорили. Вскоре Сергей изготовил новых кукол. Одна из них — малыш с задорным чубом по имени Тяпа — стала главным артистом всех спектаклей Образцова и его любимицей. С Тяпой он не расставался до конца своей жизни.
Вслед за перчаточными куклами Сергей Владимирович стал мастерить тростевые, с более сложным механизмом управления. Вскоре у него уже был целый штат кукольных «актёров». Вместе с ними в 1931 году Образцов пришёл на должность директора московского Центрального дома художественного воспитания детей. Который с лёгкой руки Сергея Владимировича и превратился в первый Государственный театр кукол. Впрочем, помещение было настолько мало, что проводить в его стенах спектакли не представлялось возможным. Но Образцов не унывал. На запряжённой лошадью телеге, с переносной ширмой он ездил по клубам, школам, пионерским лагерям. Всюду дети и взрослые встречали Образцова с восторгом.
В годы Великой Отечественной войны театр Образцова организовал 16 концертных фронтовых бригад. Выступали на передовой, поднимая дух бойцов перед тяжёлыми сражениями. Именно в это время в «Британской энциклопедии» появилась статья о Сергее Владимировиче, в которой его называли установителем кукольного театра как формы искусства.
В 1970 году Государственный театр кукол переехал в здание на Садовой-Самотёчной. Там он находится и по сей день. И зрители по-прежнему, как и много лет назад, спешат туда на спектакли. А потом возвращаются домой — вдохновлённые и счастливые. Сергей Владимирович Образцов считал, что куклы делают людей немного лучше. Он говорил: «Посмотришь на Кота в сапогах, и самому захочется быть таким же добрым другом. Посмотришь на Аладдина, и самому захочется быть таким же храбрым. Кукольный театр очень нужен людям — и детям, и взрослым».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов