Сергей Образцов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Сергей Образцов

* Поделиться

На Садовой-Самотёчной улице в Москве стоит здание с необычными часами на фасаде. Циферблат в виде солнца окружён двенадцатью домиками. В каждом из них живёт кукла: заяц, лиса, кот, медведь, поросёнок... На самом верху сидит золотой петушок. Каждый час раздаётся его звонкий крик. Звучит музыка, и фигурки животных по очереди выезжают из своих домиков. Эти сказочные часы украшают фасад знаменитого Театра кукол имени Сергея Образцова.

«Всю жизнь я играю в куклы», — с юмором говорил о себе Сергей Владимирович. Более шестидесяти лет Образцов посвятил искусству, которое и в наши дни дарит людям радость. А началось всё с «бибабо» — японской перчаточной куколки. Её подарила маленькому Серёже мама. Мальчик надел куклу на руку, и вдруг... началось волшебство! Кукла кивала головой, махала руками, кланялась. И хотя управлял ею сам Серёжа, казалось, что кукла живёт собственной жизнью. Мальчик не расставался с игрушкой несколько лет. Он часами мог разыгрывать с нею сценки. Кукла пела песни, читала стихи. Стоило кому-то из домашних приуныть — тут как тут появлялся Серёжа со своей любимицей. И хандру как рукой снимало.

В 1918 году Сергею исполнилось семнадцать. Только что отгремела революция, шла гражданская война. Это было голодное время. Сергей учился на факультете живописи Высших художественно-технических мастерских. Чтобы заработать хоть немного денег на хлеб для семьи, он решил смастерить и продать на рынке тряпичную куклу наподобие своей когда-то любимой «бибабо». Из лоскутов от старой чёрной рубахи получился маленький симпатичный негритёнок. И Образцову стало жаль расставаться с куклой. Он подумал — и решил оставить негритёнка себе. Так и ходил с ним в руках по улицам Москвы. Во дворах и на бульварах устраивал импровизированные представления с куклой. И люди на несколько минут забывали о голоде, о войне, о тяготах жизни. Они улыбались.

Постепенно выступления Образцова с куклой-негритёнком перешли на новый уровень. Сразу несколько столичных концертных залов предложили Сергею Владимировичу свою сцену. О его необычных, новаторских эстрадных кукольных номерах заговорили. Вскоре Сергей изготовил новых кукол. Одна из них — малыш с задорным чубом по имени Тяпа — стала главным артистом всех спектаклей Образцова и его любимицей. С Тяпой он не расставался до конца своей жизни.

Вслед за перчаточными куклами Сергей Владимирович стал мастерить тростевые, с более сложным механизмом управления. Вскоре у него уже был целый штат кукольных «актёров». Вместе с ними в 1931 году Образцов пришёл на должность директора московского Центрального дома художественного воспитания детей. Который с лёгкой руки Сергея Владимировича и превратился в первый Государственный театр кукол. Впрочем, помещение было настолько мало, что проводить в его стенах спектакли не представлялось возможным. Но Образцов не унывал. На запряжённой лошадью телеге, с переносной ширмой он ездил по клубам, школам, пионерским лагерям. Всюду дети и взрослые встречали Образцова с восторгом.

В годы Великой Отечественной войны театр Образцова организовал 16 концертных фронтовых бригад. Выступали на передовой, поднимая дух бойцов перед тяжёлыми сражениями. Именно в это время в «Британской энциклопедии» появилась статья о Сергее Владимировиче, в которой его называли установителем кукольного театра как формы искусства.

В 1970 году Государственный театр кукол переехал в здание на Садовой-Самотёчной. Там он находится и по сей день. И зрители по-прежнему, как и много лет назад, спешат туда на спектакли. А потом возвращаются домой — вдохновлённые и счастливые. Сергей Владимирович Образцов считал, что куклы делают людей немного лучше. Он говорил: «Посмотришь на Кота в сапогах, и самому захочется быть таким же добрым другом. Посмотришь на Аладдина, и самому захочется быть таким же храбрым. Кукольный театр очень нужен людям — и детям, и взрослым».


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем