Отцы-пустынники — так называли монахов, которые в первые века христианства вели подвижническую жизнь в пустынях Египта или Палестины. Сказания о них передавались из поколения в поколение.
Сегодня мы говорим о преподобном Серапионе Синдоните и стихотворении Владимира Мордвинова «Из сказания о преподобном Серапионе».
Египетского пустынника Серапиона прозвали Синдонитом, потому что у него было никакой другой одежды, кроме синдона — грубой льняной рубахи. У Серапиона не было ни своей кельи, ни даже сумы, и вообще никакой собственности. Он питался подаянием и ничего никогда не оставлял про запас, а ночевал всегда там, где его заставала ночь.
Единственной ценностью преподобного Серапиона был рукописный свиток с текстом Евангелия. Святой старец всегда носил его с собой и постоянно перечитывал.
В пустынях Египта жара сменяется холодными ночами. Однажды преподобный Серапион встретил в пустыне совершенно нагого и дрожащего от холода человека. Отшельник не смог пройти мимо несчастного нищего и...
Впрочем, давайте послушаем, как эта история изложена в стихотворении Владимира Мордвинова под названием «Из сказания о преподобном Серапионе».
МОРДВИНОВ:
Старец Божий шёл дорогой,
Ветхой ризой прикрывая
Драгоценный свиток книги
Слов божественных и дел.
Видит: нищий на распутье
Пал, от холода страдая;
Старец снял свою одежду
И бездомного одел.
Христос говорил Своим ученикам: если имеешь две рубашки — отдай одну неимущему. И тогда ты на деле докажешь свою любовь к ближнему. Преподобный Серапион отдал нищему свою единственную рубаху.
МОРДВИНОВ:
Старца доброго прохожий
Вопрошает: «Кто грабитель,
Что последнюю одежду
Отче, с плеч твоих сорвал?»
Отвечает старец Божий:
— «Так велел мне мой Учитель!»
И Евангелия свиток,
Развернувши, показал.
Много достопамятных, то есть, достойных памяти сказаний сохранилось о египетском отце-пустыннике Серапионе.
Однажды преподобный Серапион продал себя в рабство труппе актёров- комедиантов и смиренно служил им до тех пор, пока не обратил их ко Христу. Плату за службу Серапион принять отказался.
Святой старец, который жил вольно, как птица, побывал и в Греции, и в Риме. У всех его странствий была одна цель: помочь людям оставить греховную жизнь и обратиться ко Христу. И поступки преподобного Серапиона убеждали не меньше слов.
МОРДВИНОВ:
А однажды по дороге
Должника вели в темницу,
И о долге Божий старец
Провожатых воспросил:
Сторговался живо с теми,
И, Евангелья страницы
Лобызая — книгой ценной
Долг страдальца уплатил.
Многие из тех, кто был свидетелем образа жизни и поступков преподобного Серапиона, становились его учениками.
МОРДВИНОВ:
Ученик спросил: «Учитель!
Кто с тебя сорвал одежду?
Неужель безбожный вор?»
Старец кротко улыбнулся:
— «Нет, не вор, а мой Спаситель
Взял одежду, обещая
Мне прекрасней ризу дать».
— «А Евангелие?» — «Сыне!
Мне оно всегда твердило,
Чтобы продал я именье,
Нищей братии помог;
А имение в пустыне
У меня ведь только было,
Что Евангелье... Я сделал
То, чему в нём учит Бог».
Автор этих строк — церковный писатель 19 века Владимир Петрович Мордвинов — известен как автор трудов по истории Церкви.
Однако сказание о преподобном Серапионе он по особому вдохновению изложил в стихах. Поэтические строчки Мордвинова читаются легко, их без труда можно выучить наизусть и помнить, что это такое — на деле любить ближнего.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение