
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
В апреле 2013 года указом Президента Российской Федерации Владимира Путина в России появились Преображенский и Семёновский полки. Эти почётные наименования были присвоены 154-му отдельному комендантскому и 1-му отдельному стрелковому полкам Московского гарнизона как символ возрождения славных воинских исторических традиций. Ведь когда-то Семёновский и Преображенский полки были элитными частями российской императорской армии.
Вышли они из знаменитых «потешных» войск Петра Первого. В 1681-м году был объявлен набор солдат для развлечения и обучения юного царя военной премудрости. Каждое лето Пётр устраивал военные игры — тренировочные осады и атаки крепостей. Он предпринимал с потешными войсками походы — до Александровской слободы или Лукиановой пустыни, а иногда и дальше. В 1686-м году 14-летний царь приказал доставить из Пушкарского приказа 16 орудий — так в «потешных» войсках появилась вполне настоящая артиллерия. А приятели по военным играм стали верными и преданными воинами царя. В 1689-м году, когда сестра Петра Первого, царевна Софья, предприняла попытку узурпировать власть, «потешные» войска остались на стороне царя. Стрельцам, выступившим тогда за Софью, пришлось столкнуться уже с обученной и преданной гвардией, реальной военной силой, которая сумела отстоять царский престол.
После этого, в 1691 году Пётр преобразовал «потешные» войска в два отдельных полка. Отряд из села Семёновское стал именоваться лейб-гвардии Семёновским полком, из села Преображенское — лейб-гвардии Преображенским полком. Солдаты получили официальную форму. Преображенский полк — тёмно-зелёную, а Семёновский — синюю. В 1695-м году полки храбро проявили себя во время Азовских походов в ходе противостояния России и Турции. Преображенцы и семёновцы участвовали во всех крупных сражениях Северной войны. Они брали Нотебург и Ниеншанц, Нарву и Выборг, сражались при Полтаве. «Храбрые дела ваши никогда не забудет потомство», — с такими словами обратился Пётр Первый к своей гвардии после знаменитой Полтавской битвы.
После смерти первого российского императора Семёновский и Преображенский полки остались на службе Отечеству. Они храбро сражались в Отечественной войне 1812-го года. В Первую Мировую воевали на Западном и Юго-Западном фронтах, участвовали в Брусиловском прорыве. После Октябрьской революции Семёновский полк был переименован в 3-й Петроградский городской полк охраны. Однако солдаты остались верны своим идеалам: вскоре после Гражданской войны на всю страну прогремело так называемое «семёновское дело». При разборе алтаря церкви лейб-гвардии Семёновского полка чекисты обнаружили... полковое императорское знамя и награды, которые бывшие семёновцы всё это время тайно хранили.
«За веру и верность» — такой девиз начертан на оборотной стороне нагрудного знака Преображенского полка. И преображенцы, и семёновцы, во всё время своего существования с Петровских времён и до сегодняшнего дня, делом подтверждали эти слова.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 81 зач., I, 28 - II, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христос говорит в Евангелии: «не судите, да не судимы будете». Но как научиться не осуждать других людей? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому по делам его:
7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;
8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Довольно странный отрывок только что прозвучал. Странный потому, что апостол Павел в нём словно противоречит самому себе. Начинает он с того, что довольно жёстко обличает людей, которые живут по своим страстям. Он приводит целый список очевидных пороков, которым были подвержены язычники. Перечисляет поступки и состояния, которые в иудейской традиции считались проявлением низменной природы человека. При этом Павел не только констатирует то, что язычники одержимы грехом, он, по сути, произносит над ними суд: «делающие такие дела достойны смерти», — говорит он. Однако, что мы видим во второй части? Павел начинает с того, что предостерегает своих слушателей выносить суд над каким-бы то ни было человеком. «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого», — утверждает он.
Всё оказывается на своих местах, если учесть, что Павел обращается в этом отрывке к иудеям. Они не без основания были уверены, что у них особые, привилегированные отношения с Богом. Они были уверены, что их Бог будет судить не так, как язычников. Как говорится в книге Премудрости Соломона, «их (то есть, иудеев) Ты испытывал, как отец, поучая, а тех (то есть, язычников), как гневный царь, осуждая, истязал». Эта мысль была доведена иудеями до абсурда. Творец будет судить язычников, иудеев же Он будет защищать, утверждали они. Это давало им основания осуждать других за то, в чём они и сами были повинны.
Вот именно от этих предрассудков Павел и предостерегает своих адресатов. Он объясняет им, что нельзя злоупотреблять любовью и милостью Бога. Превращать особые с Ним отношения в повод для вседозволенности в поведении и превозношении над другими. Если иудей грешит, то он точно такой же грешник, как и язычник. И судить их Бог будет одинаково. Учитывая не их расовое происхождение, но в первую очередь их образ жизни.
Предостережение, которое касается всякого. Мы обретаем спасение не в силу своего происхождения или принадлежности к той или иной социальной группе. Из начальных слов прозвучавшего отрывка следует, что спасается тот, кто постоянно заботится о том, чтобы иметь Бога в разуме. Греческий оригинал можно ещё перевести как «старается познавать Бога». То есть тот, кто фокус своего внимания непрестанно держит на Творце, на поиске Его воли и на исполнении Его евангельской заповеди о любви и бескорыстном служении близким. Как только эта сосредоточенность пропадает, наше сердце темнеет. В нём появляется страх, корень всех грехов. Душа погружается в мрачные состояния, в ней начинают разрастаться страсти. И это всё происходит незаметно для нас самих. Мы становимся тревожными, раздражительными, начинаем судить окружающих за то, что делаем сами. Внешне мы можем выглядеть довольно порядочными людьми. Однако внутри мы будем испытывать, как сегодня говорит апостол Павел, скорбь и тесноту. Само по себе это уже наказание и осуждение.
А потому, дай же нам, Боже, не отвлекаться от Тебя. Держать Тебя постоянно перед своим мысленным взором. Чтобы лишь Ты находился в центре нашей жизни. А мы, благодаря этому, приобретали постоянство в добре, а вместе с этим уже здесь на земле обрели бессмертие души и жизнь вечную.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Даня уже может сделать 30 шагов, ему важна новая реабилитация

Даниилу Фомицкому из Ивановской области было 18, когда его жизнь резко изменилась. Он учился на программиста, занимался смешанными единоборствами, увлекался рыбалкой и любил кататься на мотоцикле. Во время очередной поездки на природу, он не заметил лежащий на дороге предмет, потерял управление мотоциклом и улетел в кювет.
В результате тяжёлой травмы юноша потерял возможность жить и двигаться самостоятельно. Но парень решил, что сделает всё, чтобы снова встать на ноги. И вот спустя четыре года Даниил уже может пройти больше 30 шагов с ходунками. Для такой травмы это — замечательный результат. Даня в шутку замечает, что жизнь у него теперь как у профессионального спортсмена — тренировки с утра до ночи.
Молодого человека поддерживают близкие — мама, бабушка и сестра. И как он сам признается, их любовь и забота укрепляют его веру в то, что всё будет хорошо. В свою очередь он тоже старается помогать родным: убирается дома, передвигаясь на коляске.
Чтобы Даня смог обрести былую самостоятельность, нужно продолжать реабилитацию. Ведь у него есть все шансы научиться ходить без опоры. Наиболее явных результатов в восстановлении можно добиться только в платных центрах реабилитации. Очередной дорогостоящий курс семья Даниила не осилит в одиночку. Но мы с вами можем помочь юноше.
Сбор для Дани Фомицкого из Ивановской области открыт на сайте «Милосердие.ру», в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святыни Новгорода». Анатолий Оксенюк

У нас в студии был заместитель директора по научной работе научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, кандидат исторических наук Анатолий Оксенюк.
Разговор шел о сохранении и восстановлении исторического облика знаменитых храмов Великого Новгорода.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ;
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер