Часто бывает так, что браки знаменитых людей не выдерживают испытания славой. Семья одного из лучших футбольных вратарей планеты - Льва Яшина этого испытания избежала. Лев Иванович своей известности стеснялся. А его жена Валентина Тимофеевна не обращала на неё внимания.
Они поженились в канун Нового года - 31 декабря. Приехали домой. Один из гостей приколол к шкафу их брачное свидетельство и выстрелил в него пробкой от шампанского. Сказал, что таким образом укрепил печать. Укрепил хорошо - Яшины прожили вместе больше тридцати лет.
А начиналось всё на танцплощадке подмосковного Тушино за четыре года до свадьбы. Валя работала редактором на радио. Лев был входящим в славу футболистом. Он появился на танцах и…не понравился Вале. Парень, которого скоро назовут «чёрной пантерой», показался девушке неповоротливым. Потом она увидела Льва уже на футбольном поле. И удивилась: куда подевалась его неуклюжесть? Он так мощно прыгал, принимая мяч, что стадион ревел. Публика скандировала: «Яшин! Яшин!». А потрясённая Валя смотрела на Льва уже совсем другими глазами.
В то время она не собиралась замуж. В 20 лет ей казалось, что ещё рано. Лев не делал предложения в открытую. Он тонко намекал на своё намерение жениться на Вале. Например, сообщал, что его бабушка уже готовится к свадьбе: купила рюмки. Валя делала вид, что не понимает намёков. Только после четырёх лет ухаживаний она дала согласие на брак.
К этому времени Яшин уже был легендой футбола. Западная пресса пела ему дифирамбы: «Вратарь от Бога». Советская вторила: «Яшин в футболе, это как Гагарин в космосе. Человек номер один». А «номер один» жил с женой в коммуналке и стеснялся попросить улучшения жилищных условий. Когда Яшиным, наконец, предложили трёхкомнатную квартиру, Валентина была на последнем сроке беременности. Но Лев и тут постеснялся: сказал, что достаточно двух комнат. Валя спорить не стала. Вскоре она родила дочку. Потом вторую. Яшины были счастливы.
Больших денег в семье не имелось. О них даже не говорили. Яшин считал, что деньги в доме лишь гости. А исходить нужно из своих возможностей, а не из желаний. Возможности иногда позволяли Вале ездить с мужем за границу. Однажды в Англии её потрясло, как он, травмированный, выстоял на поле до конца игры. Ничего не видя и не чувствуя. Потом, уже в раздевалке, спросил жену: «Мы выиграли или проиграли?».
Она никогда не хвалилась тем, что замужем за самим Яшиным. Как-то торопилась за дочками в школу и взяла такси. А в Лондоне только что закончился важный матч. Водитель говорил о нём всю дорогу. Валя, хоть ей и хотелось похвастаться, так и не сказала ему, что её муж - Лев Яшин.
В молодости ей было трудно привыкнуть к частому отсутствию супруга. Однажды она подсчитала, что за год Лев пробыл дома всего 145 дней. Но зато эти дни превращались в праздник. Яшины любили принимать гостей. Особенно весело они встречали Новый год. Приходили друзья, устраивали карнавал. Гости умирали от хохота, когда футболисты и среди них хозяин дома, в спортивной форме танцевали «Танец маленьких лебедей». А после полуночи все играли в футбол во дворе прямо на снегу.
В середине восьмидесятых с Яшиным случилось несчастье, ему ампутировали ногу. Валентина Тимофеевна была рядом. Убеждала мужа, что никакой трагедии не произошло, что любит она его по-прежнему. По-прежнему она любит его и сегодня. Продолжение Льва Яшина – это не только его дочери и внучки. Растут правнучки. А единственный внук Василий - тоже футбольный вратарь и воспитанник московского «Динамо».
«Мы прожили с Лёвой 35 лет. И сейчас я могу сказать, что через всю жизнь мы пронесли и сохранили свою любовь», - говорит Валентина Тимофеевна. И жалеет только о том, что супруг не дожил до того дня, когда Лев Иванович Яшин был признан лучшим вратарём мира 20-ого века. Она плакала, услышав это сообщение, а перед глазами стояло лицо мужа и слышался его вопрос, который он задавал жене после каждого матча: «Ну, как я сегодня?».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер