
Фото: Piqsels
Иван Христофорович Баграмян – один из известнейших советских военных. Талантливый офицер, он участвовал во многих кровавых сражениях, из которых выходил победителем. Он прошел Гражданскую войну, командовал фронтами в Великой Отечественной войне, руководил действиями во время Карибского кризиса. За военные заслуги ему присвоили звание маршала Советского Союза и дважды звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в российских городах, установлено бесчисленное количество памятников. Однако немногие знают, что у этого прославленного военачальника была в жизни единственная любовь – красавица Тамара.
Молодой Иван Баграмян, тогда еще простой военный, прибыл на службу в Ленинакан. Сейчас этот армянский город называется Гюмри. Там Баграмян встретился с гимназисткой Тамарой, в которую влюбился с первого взгляда. «Она будет моей!» - твердо, как положено многообещающему офицеру, решил Иван. Да и Тамара поглядывала на статного, храброго и веселого юношу с интересом. Но судьба распорядилась иначе.
Полк Ивана неожиданно перебросили в другой город, и Тамара осталась без защиты. Шла Гражданская война, а мирное население страдало от разбойничьих банд. Семья девушки подверглась нападению одной из них, но преступников сумел прогнать офицер из местного полка. По кавказским законам спасителю отдали в жены Тамару. Свадьбу сыграли быстро. Когда Баграмян узнал об этом, он участвовал в боевых действиях на другом конце страны. Иван поставил на своей семейной жизни крест. Другую женщину он женой не видел.
Однако скоро он узнал, что муж Тамары погиб в боях, а сама она беременна и брошена на произвол судьбы. Армянские обычаи не позволяли ей еще раз выйти замуж. Тамара должна была всю жизнь вдовствовать и воспитывать ребенка. И это несмотря на то, что ее выдали за нелюбимого насильно! Смириться с этим отчаянный военный не смог. Иван выбрал время и срочно поехал к любимой. Получив согласие от обрадованной женщины, которая и не чаяла увидеть вновь своего бравого возлюбленного, он увез ее к себе. Фактически похитил, чтобы никто снова не отобрал у него милую Тамару. Наконец-то соединившись, они не стали откладывать свадьбу.
После этого Тамара старалась не оставлять мужа надолго. Гениальный военачальник, он всегда находился на линии фронта во время любых военных действий. Отлучаться было нельзя. Отважная Тамара, не менее смелая, чем сам маршал, приезжала к нему на фронт, иногда вместе с детьми, но чаще одна. Она не боялась бомбежек и свистящих пуль – ведь рядом был любимый муж.
О том, как нежно Иван любил Тамару, можно судить по его письмам. Дети Баграмяна рассказывали, что он не уходил из дома, не оставив на столе записку для жены. «Я тебя люблю», - писал он там. Как Иван только не звал жену: Тамурик, Тамулик-джан. «Тамара-джан, радость моя, жизнь моя, если бы ты знала, какой сильной и горячей любовью люблю тебя. Тысячи верст разделят нас на несколько месяцев. Выход один - письма и честность, а для тебя еще и здоровье. Прошу, умоляю тебя, пиши. Пиши как можно чаще мне, говори со мною через бумагу и карандаш. Остальное все - то есть тебя, мою сладость, я смогу представить вблизи от меня с этими словами на устах». Читая эти вдохновенные, наполненные сильным чувством строки, и не поверишь, что Иван и Тамара были к этому времени женаты 20 лет.
О своем безрассудном поступке – похищении невесты – Иван Баграмян не пожалел ни в молодости, ни в старости. Их с Тамарой любовь не охладела, они прожили душа в душу больше 50 лет. Окружающие не уставали удивляться их верности и нежности. Эта история дает нам прекрасный пример того, как прошедшая через испытания любовь способна закалиться и пылать жарким огнем всю жизнь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер