
Седмиозерная икона Божией Матери — это список Смоленского образа, созданный в начале семнадцатого века. Он выполнен с некоторыми отличиями от оригинала. Так, на Смоленской иконе Пречистая Дева указывает правой рукой на Богомладенца, как на истинный Путь спасения. А на Седмиозерной длань Богородицы поднята в благословляющем жесте.
Изначально образ принадлежал родителям инока Евфимия, основателя Богородичной пустыни близ Казани. Подвижник пришел сюда в 1613 году из родного Великого Устюга и поселился в лесной глуши в окружении семи озёр. С собой у отшельника была только икона Божией Матери — родительское благословение. В молитвах перед этим образом инок находил утешение и силы.
Вскоре рядом с Евфимием стали селиться ученики. В лесу у семи озёр образовалась монашеская пустынь, её так и называли — Седмиозерная. Это имя получила также икона, принадлежавшая основателю обители. Седмиозерный образ Царицы Небесной стал главной монастырской святыней. По молитвам перед ней происходили исцеления.
Слава о чудотворной иконе широко распространилась. И когда в 1654 году в Казани вспыхнула эпидемия чумы, верующие крестным ходом доставили в город святыню из Седмиозерной пустыни. Образ Божией Матери поместили в Благовещенском соборе Казанского Кремля. После этого распространение болезни пошло на спад и вскоре прекратилось. Святыня год пребывала в Казани, а затем её вернули в Седмиозерный монастырь.
В 1657 году Казанский митрополит Лаврентий распорядился ежегодно проносить чудотворную икону крестным ходом из Седмиозерной пустыни в Казань. В течение месяца святыня по очереди гостила по нескольку дней во всех храмах города. Поучаствовать в молитвенном шествии стремились верующие не только из окрестных селений, но и отдалённых городов России. Благочестивая традиция сохранялась на протяжении нескольких веков. Она прервалась в 1917 году после Октябрьской революции.
Безбожники закрыли Седмиозерную пустынь. Чтимую икону спас от поругания иеромонах Серафим (Кошурин). Он передал святыню в церковь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани. Там она находилась многие годы. В конце двадцатого столетия Седмиозерный образ Богородицы был перенесён в Казанский Петропавловский собор, где хранится и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Поможем отремонтировать кровлю в сельском храме Архангела Михаила

В ХХ веке храм Архангела Михаила в селе Малые Ясырки Воронежской области был местом, где творилась история: тихо, незаметно, с молитвой. В годы гонений на Церковь здесь располагалась тайная монашеская община. К местному священнику, протоиерею Василию Золотухину, приезжали сёстры из закрытых советской властью монастырей, возвратившиеся из заключения монахини и те, кто избрал иноческий путь уже в годы безбожия. Отца Василия и самого тайно постригли в монахи с именем Тихон.
Храм в селе Малые Ясырки в советские годы не закрывали. Прихожанам чудом удалось его отстоять. Для этого они ездили в столицу. К удивлению местных властей из Москвы пришло распоряжение: храм не трогать. Но колокольню безбожники всё же повредили.
Храм Архангела Михаила чем-то напоминает памятники северного деревянного зодчества. Например, внутри есть росписи, которые чаще можно встретить в северных храмах. Также до наших дней сохранились две старинные иконы Пресвятой Богородицы: Почаевская и «Скоропослушница». Известно, что по молитвам перед ними происходили чудеса исцелений.
Сегодня в храме Архангела Михаила по-прежнему теплится лампада веры и любви. Храм стоит практически в лесу, далеко от дороги, однако число прихожан здесь растёт. Многие приезжают издалека. Местный настоятель, священник Антоний, вместе с верующими старается сберечь святыню. Что возможно — ремонтируют сами, а в чём-то прибегают к помощи профессионалов. Недавно удалось спасти покосившуюся колокольню. А сейчас важно отремонтировать кровлю храма. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле. Сбор на все необходимые работы открыт на сайте фонда «Архангела Михаила».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«19-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Богородицы». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.11:31-12:9) и Евангельского (Лк.7:11-16) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Фомы, апостола Иакова Алфеева, мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, преподобного Амвросия Оптинского, Собора Оптинских святых.
Все выпуски программы Седмица
«Подросткам о семье». Протоиерей Илья Кочуров

Илья Кочуров
Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илья Кочуров.
Разговор был посвящён теме семейных ценностей и тому, как говорить о них с молодёжью. Отец Илья объясняет, что семья — это не просто совместное проживание, а союз мужчины и женщины, благословлённый Богом. Такой союз имеет не только личное, но и общественное значение: он влияет на жизнь детей, родителей, друзей и всего общества, ведь именно семья становится основанием человеческих отношений и школой любви.
В эфире поднимались темы ответственности и зрелости, целомудрия, важности благословения родителей и правильного понимания иерархии в семье. Муж, по словам священника, должен быть источником заботы и жертвенной любви, жена — хранительницей мира и тепла, а дети — воспитываться в почтении к родителям. Только такая семья, построенная на доверии и уважении, может стать живым образом Церкви и домом, где каждый находит поддержку и радость.
Все выпуски программы Семейный час