Трогательная песня про облака, которая только что прозвучала, в особом представлении, пожалуй, не нуждается. Большинство наверняка вспомнит, что звучит она в замечательном мультипликационном фильме «Трям! Здравствуйте!», который снял режиссёр Юрий Бутырин в 1980-м году. Рисованных историй про главных героев мультфильма, Ёжика и Медвежонка — четыре. Бутырин создавал их на протяжении трёх лет. Кроме уже упомянутого мультфильма «Трям! Здравствуйте!» режиссёр снял анимационные ленты «Осенние корабли», «Зимняя сказка» и «Удивительная бочка». Получился своеобразный мультсериал, который и сегодня с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые.
Популярность мультфильмов про Ёжика и Медвежонка у разновозрастной аудитории объяснить нетрудно. Они пропитаны добротой, теплом и любовью. Полны мудрой простоты, и в каждом просматривается глубокий нравственный подтекст. Наверное, поэтому они так напоминают добрые притчи. Мультипликационный цикл о Ёжике и Медвежонке — это экранизация сказок писателя Сергея Козлова. Истории о бескорыстной дружбе, умении видеть красоту в обычных вещах, добросердечности и чуткости. С помощью простых сюжетных линий режиссёр Юрий Бутырин доносит до аудитории важные мысли. Например, когда в мультфильме «Трям! Здравствуйте!» Медвежонок отказывается от предложения Ёжика взять с собою в выдуманную страну Тилимилитрямдию их общего знакомого Зайца.
— Надо зайца взять с собой. Он никогда не был в этой Тилимилитр...
— Тилимилитрямдии!
— Ага.
— Ему будет очень приятно.
— Что ты со своим зайцем привязался! Тилимилитрямдию я выдумал. И... и... ты с кем дружишь? Со мной или с зайцем?
— С тобой. И с зайцем.
— А я дружу с тобой. Понял?
— А со мной без зайца дружить нельзя. Понял?
— А я... А я...
Интересно, что этот эмоциональный диалог герои ведут, сидя на облаке. И, наверное, неспроста сразу после своего не слишком доброжелательного заявления Медвежонок вдруг начинает стремительно падать вниз. Но рядом вовремя оказываются и Ёжик, и тот самый Заяц, с которым Медвежонок почему-то не хотел дружить. Мультфильмы Юрия Бутырина полны аллегорий, которые дети считывают подсознательно. А взрослые улавливают сразу, и получают пищу для размышлений. Мультипликатор Юрий Бутырин считал, что в анимационном фильме, как и в кино, каждая сцена должна проигрываться с точки зрения человеческой психологии. И потрясающе выражал внутреннее состояние героев драматургией. Сын режиссёра, Кирилл, наблюдал за тем, как отец создаёт цикл про Ёжика и Медвежонка. Он позже вспоминал, что Бутырин ходил по комнате, изображая то переваливающегося с ноги на ногу медведя, то семенящего на маленьких лапках ёжика. Когда находил нужное движение, сразу же переносил его на бумагу.
Уникальные черты каждого персонажа и увлекательный сюжет помогают донести до зрителей главную суть доброго мультипликационного цикла про Ёжика и Медвежонка: любовь творит чудеса. Эта истина потрясающе, на мой взгляд, отражена в ленте «Удивительная бочка». У героев появилась пустая бочка. Медвежонок хотел, чтобы бочка наполнилась мёдом или вареньем. А Ёжик взял, и превратил бочку в смешную лошадку. Они долго спорили, что лучше. А потом сели рядышком на пенёк, и сказали друг другу важные слова:
— Я тебя очень люблю. Пусть бочка будет лошадью.
— И я тебя люблю. Пусть лошадка будет бочкой с мёдом.
И стоило героям произнести это, как произошло чудо. Какое — зрители узнают, посмотрев цикл трогательных мультипликационных фильмов про Ёжика и Медвежонка — «Трям, здравствуйте!», «Осенние корабли», «Зимняя сказка» и «Удивительная бочка». Примечательно, что персонажей в лентах озвучили замечательные актёры — Клара Румянова, Георгий Бурков и Вячеслав Невинный. А Юрий Бутырин, вспоминая работу над мультфильмами, признавался: оживая под карандашом, его герои придавали жизненные силы ему самому. И, продолжая мысль режиссёра, мы можем с уверенностью сказать, что уже несколько десятков лет они придают их и зрителям.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер