
Кадр из фильма «Сама жизнь». Киностудия Focus Features, режиссёр Ричард Лонкрейн
— Руфь!
— Что?
— Мы делаем ошибку.
— Что я могу поделать, Алекс? Объявление уже в газете.
— И куда, куда мы пойдём?
— О, я думаю, что с миллионом вообще-то мы можем пойти куда угодно.
— Ни за что на свете мы не покинем Нью-Йорк!
— Мы не собираемся покидать Нью-Йорк. Всё, что нам нужно — это место, где бы ты смог писать. И лифт.
Руфь и Алекс Карверы — пожилая семейная пара. Он — довольно известный художник, она — в прошлом учительница литературы. Их браку больше сорока лет, и всё это время они прожили в одной и той же уютной квартирке в престижном районе города с видом на Вильямсбургский мост и двориком на крыше. Супруги ни за что не расстались бы со своим домом, но вот беда: квартира находится на пятом этаже. А они давно уже не молоды — забираться вверх по крутой лестнице становится с каждым годом всё труднее. Скрепя сердце, Алекс и Руфь принимают решение продать семейное гнездо, которое агент по недвижимости оценивает в миллион долларов.
Руфь и Алекс — главные герои американского кинофильма «Сама жизнь». Снял его в 2014 году режиссёр Ричард Лонкрейн. Оригинальное название картины — «Пять пролётов вверх». Однако именно заголовок, который дали ленте в отечественном прокате, на мой взгляд, что называется, попадает «в яблочко». Он намного ярче отражает суть истории, которую мы видим на экране.
Режиссёр Ричард Лонкрейн в одном из интервью назвал свою картину «фильмом с душой». И действительно, простой и на первый взгляд даже обыденный сюжет рождает в сердце тёплые и светлые эмоции. Мы проживаем вместе с Алексом и Руфью два дня, наполненные волнением, неизвестностью и сомнениями. С решением выставить квартиру на продажу в тихую, размеренную жизнь супругов врывается настоящий ураган. Толпы незнакомцев приходят в их квартиру — смотрят, оценивают, прикидывают, что в ней можно будет изменить после покупки. А в городе тем временем происходят тревожные события. Где-то совсем недалеко от дома Карверов, прямо в их районе, скрывается потенциальный преступник, а может быть, даже, террорист. Но и это ещё не всё. Любимая собака Алекса и Руфи попадает в больницу — ей проводят серьёзную операцию. Одним словом, на супругов навалилось немало хлопот и проблем. В такой ситуации, когда нервы на пределе, казалось бы, недолго и поссориться. Но каждый раз, когда чаша терпения грозит переполниться, Алекс и Руфь вспоминают дела давно минувших дней. Как всё было много лет назад, когда они только встретились, поженились и поселились в своей квартире. По ходу фильма выясняется, что им пришлось пройти немало испытаний куда серьёзнее продажи недвижимости. Зрители обязательно разделят с героями фильма «Сама жизнь» все их переживания, так что я, пожалуй, не буду вдаваться в детали. Лучше процитирую актрису Дайан Китон, исполнительницу роли Руфи. В интервью газете «Нью-Йорк Таймс» она замечательно высказалась о картине: «Кажется, что это такая маленькая, история, частный случай. Но на самом деле она грандиозна. Она о стольком сразу говорит! О крепком браке, о настоящей любви, о высших ценностях». В одном из эпизодов фильма герои анализируют события своей жизни, и говорят о самом ценном в ней:
— Прости меня, Руфь. Это заставило меня понять, что мы... что мы сегодня, как и все остальные, беспокоимся не о том, о чём нам следует.
— Да?
— Почему мы переезжаем? За чем мы гонимся? Разве у нас плохая жизнь?
— Я только хотела помочь. Я не хотела тебя обидеть.
— Я знаю, знаю, Руфь.
— Мне неважно, останемся ли мы в Бруклине, или переедем жить в Москву. Я просто хочу того, что лучше для тебя. И для нас.
Часто бывает, что в погоне за счастьем мы не замечаем, что оно давно уже с нами рядом. Как же разглядеть его за житейскими хлопотами и заботами? Ответ на этот вопрос порой даёт нам сама жизнь. Как героям одноимённого фильма режиссёра Ричарда Лонкрейна.
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM