
Кадр из фильма «Сама жизнь». Киностудия Focus Features, режиссёр Ричард Лонкрейн
— Руфь!
— Что?
— Мы делаем ошибку.
— Что я могу поделать, Алекс? Объявление уже в газете.
— И куда, куда мы пойдём?
— О, я думаю, что с миллионом вообще-то мы можем пойти куда угодно.
— Ни за что на свете мы не покинем Нью-Йорк!
— Мы не собираемся покидать Нью-Йорк. Всё, что нам нужно — это место, где бы ты смог писать. И лифт.
Руфь и Алекс Карверы — пожилая семейная пара. Он — довольно известный художник, она — в прошлом учительница литературы. Их браку больше сорока лет, и всё это время они прожили в одной и той же уютной квартирке в престижном районе города с видом на Вильямсбургский мост и двориком на крыше. Супруги ни за что не расстались бы со своим домом, но вот беда: квартира находится на пятом этаже. А они давно уже не молоды — забираться вверх по крутой лестнице становится с каждым годом всё труднее. Скрепя сердце, Алекс и Руфь принимают решение продать семейное гнездо, которое агент по недвижимости оценивает в миллион долларов.
Руфь и Алекс — главные герои американского кинофильма «Сама жизнь». Снял его в 2014 году режиссёр Ричард Лонкрейн. Оригинальное название картины — «Пять пролётов вверх». Однако именно заголовок, который дали ленте в отечественном прокате, на мой взгляд, что называется, попадает «в яблочко». Он намного ярче отражает суть истории, которую мы видим на экране.
Режиссёр Ричард Лонкрейн в одном из интервью назвал свою картину «фильмом с душой». И действительно, простой и на первый взгляд даже обыденный сюжет рождает в сердце тёплые и светлые эмоции. Мы проживаем вместе с Алексом и Руфью два дня, наполненные волнением, неизвестностью и сомнениями. С решением выставить квартиру на продажу в тихую, размеренную жизнь супругов врывается настоящий ураган. Толпы незнакомцев приходят в их квартиру — смотрят, оценивают, прикидывают, что в ней можно будет изменить после покупки. А в городе тем временем происходят тревожные события. Где-то совсем недалеко от дома Карверов, прямо в их районе, скрывается потенциальный преступник, а может быть, даже, террорист. Но и это ещё не всё. Любимая собака Алекса и Руфи попадает в больницу — ей проводят серьёзную операцию. Одним словом, на супругов навалилось немало хлопот и проблем. В такой ситуации, когда нервы на пределе, казалось бы, недолго и поссориться. Но каждый раз, когда чаша терпения грозит переполниться, Алекс и Руфь вспоминают дела давно минувших дней. Как всё было много лет назад, когда они только встретились, поженились и поселились в своей квартире. По ходу фильма выясняется, что им пришлось пройти немало испытаний куда серьёзнее продажи недвижимости. Зрители обязательно разделят с героями фильма «Сама жизнь» все их переживания, так что я, пожалуй, не буду вдаваться в детали. Лучше процитирую актрису Дайан Китон, исполнительницу роли Руфи. В интервью газете «Нью-Йорк Таймс» она замечательно высказалась о картине: «Кажется, что это такая маленькая, история, частный случай. Но на самом деле она грандиозна. Она о стольком сразу говорит! О крепком браке, о настоящей любви, о высших ценностях». В одном из эпизодов фильма герои анализируют события своей жизни, и говорят о самом ценном в ней:
— Прости меня, Руфь. Это заставило меня понять, что мы... что мы сегодня, как и все остальные, беспокоимся не о том, о чём нам следует.
— Да?
— Почему мы переезжаем? За чем мы гонимся? Разве у нас плохая жизнь?
— Я только хотела помочь. Я не хотела тебя обидеть.
— Я знаю, знаю, Руфь.
— Мне неважно, останемся ли мы в Бруклине, или переедем жить в Москву. Я просто хочу того, что лучше для тебя. И для нас.
Часто бывает, что в погоне за счастьем мы не замечаем, что оно давно уже с нами рядом. Как же разглядеть его за житейскими хлопотами и заботами? Ответ на этот вопрос порой даёт нам сама жизнь. Как героям одноимённого фильма режиссёра Ричарда Лонкрейна.
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.