
Фото: PxHere
Кто стал первым русским императором? Ответ на вопрос из школьной программы большинство наверняка вспомнит: конечно же, Пётр I. До 1721 года он был царём. А после начал именоваться более громким титулом.
Эпохальное событие случилось буквально через три месяца после грандиозной победы России над Швецией в Северной войне и заключением Ништадского мирного договора. Русское царство тогда было мощным государством. Имело собственный флот и сильную армию. А теперь ещё и присоединило некоторые территории Прибалтики и Финляндии, вернуло выход к Балтийскому морю. Титул государя должен был отражать и подчёркивать возросшую мощь царства Российского.
Бытует мнение, что новый титул Пётр взял из любви ко всему западному, особенно — немецкому. Ведь императором в то время именовался лишь один европейский монарх — правитель государства, которое называлось Священная Римская империя германской нации. Однако Пётр копнул глубже. Дело в том, что по факту Россия давно была империей. Ещё Иван III в XV столетии объединил разрозненные княжества в единое русское государство. И не случайно поместил на его герб и флаг двуглавого орла — византийский символ императорской власти. А когда император Священной Римской империи Фридрих III предложил Ивану получить от него королевский титул, великий князь Московский отказался, и категорично заявил: «мы Божиею милостию Государи на своей земле изначала, поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы...». Другой император Священной Римской империи, Максимилиан I, в официальном письме — «грамоте» к русскому государю Василию III, уже прямо назвал его императорским титулом «цесарь». И отметил, что такое высокое достоинство «всероссийским монархам надлежит». Надо полагать, что совсем не случайно в 1718 году, незадолго до принятия императорского титула, Пётр Первый приказал эту грамоту широко обнародовать. Таким образом он, вероятно, хотел особо отметить, что не слепо берёт пример с Европы, а подчёркивает независимость России от западного политического мира. Более того — уравнивая свой титул со званием высшего правителя западноевропейского мира, Пётр Первый фактически заявил о том, что Русь становится новым самостоятельным центром христианства в Европе. Так считает ведущий научный сотрудник Российской Академии наук, доктор исторических наук Ольга Агеева.
Церемония провозглашения Петра I императором состоялась в ноябре 1721 года. Она прошла в Троицком соборе Санкт-Петербурга. После Божественной Литургии князь Александр Меньшиков вручил государю официальный документ о подношении нового титула. В Адмиралтействе палили из пушек. Люди на улицах кричали «Виват!». Так описывает это событие военный историк первой половины 19 века Александр Карцов. Открылась важная страница мировой истории. В мире появилась новая христианская империя.
Все выпуски программы Открываем историю
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







