Прежде чем перейти к изложению дальнейших грозных и неожиданных событий, потрясших до основания жизнь Русской Земли, взглянем, что происходило кругом нашей Родины, ко времени появления Татар, и чем она являлась сама.
Немцы, пользуясь внутренними нестроениями на Руси, прочно утверждались на наших берегах Балтийского моря. Одно время опасными соперниками для них могли быть Датчане. Канут Шестой Датский в 1196 году утвердился на Эстонском побережье. Но Немцам удалось скоро справиться с этими соперниками. Они обманом захватили на охоте преемника Канута — брата его Вольдемара Второго и несколько лет продержали последнего в заточении, причем за это время почти все Датские приобретения на Балтийском море перешли в руки Немцев.
Что касается Шведов, то они не могли соперничать с Немцами, так как у них непрерывно шла жестокая и кровопролитная усобица, закончившаяся только в 1222 году — избранием короля Эриха Эриксона. Скоро этот слабый человек подпал под влияние могущественного вельможи — ярла Биргера, который стал приводить страну в порядок и готовить престол собственной семье.
В Польше, со второй половины двенадцатого века шли также жестокие распри, и она была разделена на четыре больших отдельных княжества. Вместе с тем, Поляки были все время заняты и внешней борьбой с опасными соседями: Немцами, Чехами и Литовским племенем — Пруссами.
Ужасающие усобицы и смены императоров происходили в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков и в Греческой Земле, причем в 1204 году Царьград был неожиданно взят Латинскими рыцарями-крестоносцами, отправлявшимися в новый крестовый поход, для добывания Иерусалима.
Захват Царьграда был делом рук правителя или дожа богатейшего по своей морской торговле города Венеции — Генриха Дандоло. Он посоветовал крестоносцам, которые отправлялись в Палестину через Венецию, предварительно овладеть Константинополем, причем дал им этот совет исключительно в целях собственной своей наживы. Этот Дандоло, увечный и почти слепой девяностотрехлетний старик, самолично распоряжался как приступом, так и последующим ужасающим разграблением города.
Рыцари, плавая в крови мирных обитателей Царьграда, позволяли себе неслыханные жестокости и святотатства. Все церкви были ими дочиста ограблены. В храме Святой Софии благородные рыцари собственноручно изрубили на части и разделили между собой Святой Престол, слитый из золота с драгоценными каменьями, в то время, как распутная женщина плясала на горнем месте и пела непристойные песни.
Во время описанных нами событий, распложенная за Кавказским хребтом единоверная нам Грузия переживала свой золотой век. Здесь, в конце двенадцатого столетия, воцарилась необыкновенная женщина — Великая Тамара, преданиями о славных делах которой живут Грузины и до настоящего времени.
Эта Тамара, очаровательная своим обликом и соединившая огромный государственный ум с редкой душевной чистотой, была строгой ревнительницей Православия и вела ряд удачных войн с грозными соседями — мусульманскими государями, искусно воспользовавшись тем, что во время ее царствования они должны были постоянно вести напряженную борьбу с крестоносцами. Она всегда лично присутствовала в сражениях, не вмешиваясь, однако, в распоряжения военачальников, но ободряя их и солдат своим ласковым словом и нежной заботой. Ее воины, сражаясь на глазах боготворимой ими царицы, совершали чудеса храбрости. Тамара сочеталась браком с сыном Андрея Боголюбского Юрием. Но Юрий не ценил достоинств своей супруги, хотел царствовать сам над Грузинами, поднялся на нее войною и, проиграв большое сражение, был с честью отпущен ею.
Что касается наших соседей — Половцев, то с ними постоянно и беспрерывно шла тяжелая и утомительная борьба. Летопись насчитывает 37 значительных Половецких нашествий до появления Татар. Мелких было гораздо больше.
Постоянно же шла у нас борьба и с пограничными Финскими племенами: ее вели как Новгородцы, так и Суздальские князья.
Новгородцы имели столкновения и с Финнами, составлявшими население крайних севера и востока Европы: Заволжской Чудью, Печерой, Югрою и Пермью.
В эти дальние страны Новгородцы ходили за данью, причем походы их бывали порой и неудачными. Так, Новгородские данники потерпели сильнейшее поражение в 1193 году от Югры, жившей на Урале, благодаря тому, что их выдал неприятелю свой же изменник, какой-то злодей Савка.
Тут же на далеком северо-востоке, в последней четверти двенадцатого века, была устроена Новгородскими выходцами независимая община Вятка.
Мы уже видел, что Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо предпринимали против Волжских Болгар несколько удачных походов. После же смерти Всеволода, во время усобиц, возникших среди его сыновей, Болгары предприняли сами наступательное движение и взяли у нас в 1217 году Устюг, причем только в 1220 году Юрий Всеволодович Суздальский собрался послать против них сильную рать. Поход этот был успешен и закончился взятием Болгарского города Ошела и многих других городов по реке Каме.
Обрадованный Юрий выехал сам навстречу своим войскам, щедро наградил их, пировал три дня и заложил в 1221 году для закрепления своих завоеваний город Нижний Новгород у впадения Оки в Волгу. Он был основан на Земле Мордвы, с которой поэтому тоже пришлось вступить в упорную и кровавую борьбу.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема