— Разрешите доложить, Ваше величество! Толпа взяла штурмом Кресты. Освобождены не только политические, но и уголовники.
— В городе начались грабежи, мародёрство. Двести пятьдесят тысяч бастующих. Только что из Царского по телефону получили запрос графа Бенкендорфа.
— Что в нём?
— Не желаете ли вы, чтобы Её величество вместе с детьми отправились вам навстречу?
— С больными детьми мне навстречу? Какая в этом необходимость? Я сам к ним приеду.
— Необходимость очень острая, Ваше Величество. В Петрограде революция.
Тревожная весть застала императора Николая II в Могилёве, в ставке Главнокомандующего, куда он приехал 23 февраля 1917 года. Отсутствием царя в столице воспользовались его недоброжелатели. Грянула Февральская революция. Казалось бы, возвращаться в такой ситуации в Петроград — не лучшая идея. Но там у императора осталась супруга, дочери и сын...
Масштабное кинополотно о последнем российском самоде́ржце снял в 2000 году режиссёр Глеб Панфилов. Картина называется «Романовы. Венценосная семья». Фильм охватывает события периода от Февральской революции до расстрела Царской семьи в Екатеринбурге. И даёт зрителю возможность увидеть Николая Второго не царём с парадного портрета, а прежде всего — до глубины души порядочным человеком, преданным семьянином и смиренным христианином, принимающим Божью волю без ропота и рассуждений.
Рассказывая о том, что побудило его обратиться к этой теме, режиссёр вспоминал своё детство, которое прошло в Свердловске — такое имя в те годы носил Екатеринбург. Однажды, восьмилетним мальчишкой, Панфилов попал внутрь дома Ипатьева, где была расстреляна Царская семья. Тогда он, конечно, мало что знал об императоре и его детях. Но ощутил в доме что-то страшное, необъяснимое, и... разрыдался. Спустя годы режиссёр вспомнил этот эпизод из детства, свои чувства и решил снять фильм о последних месяцах жизни Николая Второго, его супруги Александры Фёдоровны, царевен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, юного наследника Алексея и их приближённых.
На фоне исторических событий мы видим будничную жизнь семьи императора — прогулки и музицирования, чаепития и игры, совместные трапезы и молитвы. Над головой последних Романовых сгущаются тучи, а они продолжают жить как самая обычная русская семья: тревожатся о заболевших детях, заботятся о домашнем уюте. Находясь под арестом, собственноручно весело пилят дрова для печки и радуются самой простой пище на своём столе. Фильм дарит зрителю очень необычные переживания: мы словно присутствуем рядом с Царской семьёй. Проживаем их жизнь здесь и сейчас. Это делает картину камерной, домашней. Быть может, такой эффект возникает ещё и оттого, что многие сцены в картине — это художественно осмысленные режиссёром цитаты из семейной кинохроники, мемуаров и дневников участников и свидетелей тех событий. Впрочем, в картине есть и моменты глубоко личные. Так, например, режиссёр показывает нам, как в самый канун трагедии Николай Александрович разговаривает со своей супругой Александрой Фёдоровной:
— Ты знаешь, родная... У меня сейчас так хорошо на душе. С утра болело, давило всё. А сейчас будто плита тяжёлая спала. Мне открылось вдруг, что любить тебя, растить детей и есть моё главное назначение. Мне так хорошо с вами.
Актёр Александр Галибин, замечательно сыгравший в фильме Николая, признавался, что эта роль заставила его по-иному взглянуть на фигуру царя. Увидеть его не только политическим деятелем, а любящим отцом и мужем, человеком, для которого в любой ситуации семья — превыше всего. А режиссёр Глеб Панфилов не раз безо всякого пафоса называл свою картину «Романовы. Венценосная семья» фильмом о любви.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница