«Романовы. Венценосная семья» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Романовы. Венценосная семья»

* Поделиться

«Романовы. Венценосная семья», студия Госкино, Вера, режиссёр Глеб Панфилов

— Разрешите доложить, Ваше величество! Толпа взяла штурмом Кресты. Освобождены не только политические, но и уголовники.

— В городе начались грабежи, мародёрство. Двести пятьдесят тысяч бастующих. Только что из Царского по телефону получили запрос графа Бенкендорфа.

— Что в нём?

— Не желаете ли вы, чтобы Её величество вместе с детьми отправились вам навстречу?

— С больными детьми мне навстречу? Какая в этом необходимость? Я сам к ним приеду.

— Необходимость очень острая, Ваше Величество. В Петрограде революция.

Тревожная весть застала императора Николая II в Могилёве, в ставке Главнокомандующего, куда он приехал 23 февраля 1917 года. Отсутствием царя в столице воспользовались его недоброжелатели. Грянула Февральская революция. Казалось бы, возвращаться в такой ситуации в Петроград — не лучшая идея. Но там у императора осталась супруга, дочери и сын...

Масштабное кинополотно о последнем российском самоде́ржце снял в 2000 году режиссёр Глеб Панфилов. Картина называется «Романовы. Венценосная семья». Фильм охватывает события периода от Февральской революции до расстрела Царской семьи в Екатеринбурге. И даёт зрителю возможность увидеть Николая Второго не царём с парадного портрета, а прежде всего — до глубины души порядочным человеком, преданным семьянином и смиренным христианином, принимающим Божью волю без ропота и рассуждений.

Рассказывая о том, что побудило его обратиться к этой теме, режиссёр вспоминал своё детство, которое прошло в Свердловске — такое имя в те годы носил Екатеринбург. Однажды, восьмилетним мальчишкой, Панфилов попал внутрь дома Ипатьева, где была расстреляна Царская семья. Тогда он, конечно, мало что знал об императоре и его детях. Но ощутил в доме что-то страшное, необъяснимое, и... разрыдался. Спустя годы режиссёр вспомнил этот эпизод из детства, свои чувства и решил снять фильм о последних месяцах жизни Николая Второго, его супруги Александры Фёдоровны, царевен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, юного наследника Алексея и их приближённых.

На фоне исторических событий мы видим будничную жизнь семьи императора — прогулки и музицирования, чаепития и игры, совместные трапезы и молитвы. Над головой последних Романовых сгущаются тучи, а они продолжают жить как самая обычная русская семья: тревожатся о заболевших детях, заботятся о домашнем уюте. Находясь под арестом, собственноручно весело пилят дрова для печки и радуются самой простой пище на своём столе. Фильм дарит зрителю очень необычные переживания: мы словно присутствуем рядом с Царской семьёй. Проживаем их жизнь здесь и сейчас. Это делает картину камерной, домашней. Быть может, такой эффект возникает ещё и оттого, что многие сцены в картине — это художественно осмысленные режиссёром цитаты из семейной кинохроники, мемуаров и дневников участников и свидетелей тех событий. Впрочем, в картине есть и моменты глубоко личные. Так, например, режиссёр показывает нам, как в самый канун трагедии Николай Александрович разговаривает со своей супругой Александрой Фёдоровной:

— Ты знаешь, родная... У меня сейчас так хорошо на душе. С утра болело, давило всё. А сейчас будто плита тяжёлая спала. Мне открылось вдруг, что любить тебя, растить детей и есть моё главное назначение. Мне так хорошо с вами.

Актёр Александр Галибин, замечательно сыгравший в фильме Николая, признавался, что эта роль заставила его по-иному взглянуть на фигуру царя. Увидеть его не только политическим деятелем, а любящим отцом и мужем, человеком, для которого в любой ситуации семья — превыше всего. А режиссёр Глеб Панфилов не раз безо всякого пафоса называл свою картину «Романовы. Венценосная семья» фильмом о любви.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем