
Роман Филиппов
Изображение: https://clck.ru/35Eu9q
Восемнадцатилетняя Катя Шелихина волновалась. Впервые в жизни ей предстояло оказаться на съёмочной площадке. Пусть и не участницей процесса, а сторонним наблюдателем. Её выпала счастливая возможность заглянуть на съёмки фильма «Человек не сдаётся» — истории о первых днях Великой Отечественной войны. Фильм снимался в её родном Минске. Было раннее утро. Она сидела в автобусе киностудии «Беларусьфильм», с волнением разглаживала руками складки на белом ситцевом платье, и ждала, когда соберётся вся съёмочная группа, чтобы отправиться в путь.
И вот в салон вошёл ещё один пассажир. Катя подняла голову и взглянула с любопытством. Перед нею стоял молодой человек двухметрового роста, крупный, с выразительным лицом. Весёлые карие глаза смотрели прямо на Катю. Парень уселся рядом. Наговорил комплиментов. Девушка смутилась, отвела взгляд. А когда вновь взглянула на молодого человека, его лицо вдруг стало расплываться у неё перед глазами... Катя потеряла сознание. «Вот так я с первого взгляда полюбила его — до обморока», — вспоминала Екатерина Андреевна свою первую встречу с будущим мужем, актёром Романом Филипповым.
Съёмки фильма проходили на натуре. Команда жила в палатках на берегу живописного озера. До Катерины то и дело долетал раскатистый, заразительный смех Романа. Однажды Катя и Филиппов случайно столкнулись. Он обрадовался. Поздоровался и предложил встретиться после съёмок — посидеть на берегу, поговорить. Вечером они провожали закат, и Роман читал Катерине стихи на немецком — хотел произвести на девушку впечатление. Она слушала его голос. И хоть ни слова не понимала, чувствовала, как тянется к этому человеку её душа. Казалось, будто она знает его уже очень давно.
Время пролетело быстро. Съёмки закончились. Филиппову нужно было возвращался из Минска в Москву. Накануне отъезда они с Катериной объяснились друг другу в любви. А потом перезванивались, писали письма. Екатерина Андреевна вспоминала: «Наши отношения были чистыми, целомудренными. Мы до свадьбы даже не обнялись ни разу». Через полтора они года поняли, что жить друг без друга просто не могут. И решили пожениться. Свадьбу сыграли в 1962 году.
Филиппов уволился из Малого театра, где в то время служил, и переехал в Минск, к супруге. Не захотел отрывать её от родного города и близких людей. «Он всё тогда ради меня оставил», — с признательностью вспоминала Екатерина Андреевна. В Москве Филипповы обосновались только спустя девять лет — вместе с дочерью Аней, которая родилась в Белоруссии. Роман стал активно сниматься в кино. Правда, роли ему доставались в основном эпизодические. Но каждая из них надолго запоминалась зрителям. Никола Питерский в «Джентльменах удачи», парень с Колымы в «Бриллиантовой руке», Вася Зайцев в «Девчатах». Филиппова узнавали на улицах. Вместе с мужем Катерина объездила весь Советский Союз. Роман Сергеевич высоко ценил поддержку супруги и дорожил её мнением. Каждую свою роль он прорабатывал вместе с Екатериной, прислушивался к её рекомендациям и замечаниям.
А вот к совету поберечь себя — не прислушался. Филиппов работал на износ. В театре, в отличие от кино, у него всегда были ведущие роли. Спектакли, гастроли, съёмки, преподавательская деятельность — Роман Сергеевич был доцентом Государственного института театрального искусства. В феврале 1992 года актёр скоропостижно скончался. «Мы не расставались всю жизнь», — вспоминала Екатерина Андреевна Филиппова. Долгие 24 года после кончины супруга она свято хранила память о нём. Каждое утро перечитывала письма мужа, в которых он признавался ей в любви. Она чувствовала, что их душевная связь не прервалась. И это давало силы жить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.