Попав в Рим, окунувшись в атмосферу его шумных улиц, с трудом можешь представить себе, что существует еще один Рим – подземный. Причем этот скрытый от человеческих глаз «вечный город» имеет яркую христианскую историю. Речь идет о знаменитых римских катакомбах – подземных многокилометровых ходах, расположенных под самой итальянской столицей и ее окрестностями.
Ученые до сих пор спорят о причинах появления в античной Италии такого феномена как катакомбы. Долгое время главенствующей версией происхождения катакомб было мнение о том, что эти многокилометровые подземные ходы возникли из-за добычи строительных материалов. Однако, после того, как ученые произвели анализ известняка, в котором вырыты катакомбы, они пришли к выводу, что данный материал не подходит для строительства. Поэтому возникла новая версия, что катакомбы возникли именно как погребальные комплексы. Сначала иудейские, а затем христианские.
До четвертого века христианство считалось в Римской империи запрещенной религией, поскольку христиане отказывались почитать римского императора в качестве бога, как тогда было принято. Христиане не могли открыто собираться и совершать богослужение. Поэтому они собирались ночью в местах, где бы их не стали искать. Римляне-язычники были чрезвычайно суеверны и обходили катакомбы за километр. Так катакомбы стали христианскими.
Впрочем, какой бы ни была версия происхождения катакомб, в настоящее время они являются уникальным памятником христианской истории. Дело в том, что вплоть до четвертого века катакомбы были местом, где христиане совершали богослужение и хоронили своих мучеников. Их могилы украшались различными изображениями, которые дают нам сегодня возможность восхищаться искусством древних учеников Христа.
В четвертом веке Рим в лице императора Константина принял христианство, и надобность в ночных встречах в катакомбах отпала. Тем не менее, вплоть до 10 века их посещали, чтобы поклониться останкам мучеников. Впрочем, затем о катакомбах забыли. И вспомнили шесть столетий спустя.
Повторное обретение катакомб стало настоящим событием. Глазам христиан нового времени открылось то, какими были их единоверцы первых веков. Особую роль сыграли здесь те рисунки, которыми были украшены христианские гробницы и храмы внутри катакомб. Это были растительные орнаменты, изображения животных. Многие из них имеют символическое значение. Например, в катакомбах мы часто можем увидеть изображения оливковых деревьев, ветви которых образуют крест. Олива – это образ вечной жизни рядом с Богом, а крест - это символ Христовой победы над смертью. Также часто в подземном Риме встречается изображение рыбы. Таковым был кодовый символ первых христиан. Рыба по-гречески звучит как «ихтис», что одновременно является аббревиатурой выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»