«Почему ты ходишь в церковь? Что ты там нашла?» — спрашивали меня друзья в самом начале воцерковления. Я пыталась объяснить и им, и себе, но получалось многословно и непонятно. А однажды ответила кратко: «В церкви я дома».
В эфире городского радио Екатеринбурга за мной была закреплена пятница, а в выходные радио не работало. Странно, но в девяностые такое бывало. Я приглашала к микрофону педагогов, философов, артистов, музыкантов... Считалось, что в пятницу вечером можно и расслабиться, пожить чем-то не особенно важным, не проблемами политики и экономики, как в предыдущие дни недели.
Для меня ценным собеседником казался каждый, кто способен жить не заботами о наполнении собственного холодильника, а чем-то иным. Разумеется, с моей подачи в эфире звучали и голоса различных сектантов, что просто наводнили страну в те годы. Позже я каялась в этом на исповеди. А тогда действительно не ведала, что творила.
Но вот в чём штука: когда при подготовке радиопрограммы о каком-то очередном гуру и его учении я приходила на собрание общества, где произносились речи-проповеди, где производились какие-то манипуляции, мне очень скоро становилось тошно, хотелось выйти вон — на свободу, в обычную жизнь. Я продолжала уважать своих героев, но для себя знала: это не моё.
А однажды в очень-очень грустном настроении зашла в православный храм, в Вознесенскую церковь в центре города. Она только открылась тогда после периода гонений. Я совершенно не понимала, что там делать. Не понимала, что делают эти люди, чьи спины я вижу перед собою, почему они все просто стоят и молчат, а у некоторых в руках свечи. Ни слова не понимала из того, что пели какие-то голоса. Но мне стало не просто хорошо, а безмятежно счастливо. До такой степени, что из глаз полились слёзы. Я стояла недалеко от входа, не приближаясь к этим людям. Потом уже сообразила, что я вошла во время службы. Ничего не понимала. Кроме одного: я дома!
С тех пор прошло много лет. И всякое случалось со мною в стенах храма, конечно. Меня классически осуждали старушки за то, что приходила в джинсах, а юбки у меня просто не было. Я падала в обморок от духоты в многочасовой очереди на исповедь Великим постом... Ещё какие-то неприятные случаи можно вспомнить, да стоит ли? Всё это сущие мелочи по сравнению с главным ощущением: я дома!
И церковь как здание, и Церковь как собрание людей, верующих во Христа, — это мой дом. Особое чувство покрова, защищённости любовью Отца Небесного я не испытывала более нигде...
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











