Рембрандт Харменс ван Рейн «Возвращение блудного сына» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Рембрандт Харменс ван Рейн «Возвращение блудного сына»

* Поделиться

Никита, дорогой, хорошо, что ты нашёл время, приехал в Эрмитаж и составил мне компанию! Мы с тобой не виделись, пожалуй, года четыре...

— Да, Маргарита Константиновна, время быстро бежит... И мы снова с вами среди картин Рембрандта. Только в прошлый раз это было в музее имени Пушкина в Москве. Помните, мы с родителями приезжали? Никогда не забуду ваш рассказ о работе художника «Неверие апостола Фомы»... Помню, она впечатлила меня.

— Замечательная картина. А посмотри, пожалуйста, сюда — вот ещё одно прославленное полотно мастера — «Возвращение блудного сына». В его основе тоже библейский сюжет. Сын знатного человека, выпросивший свою долю наследства, уходит из отчего дома. Он спускает всё до последней монеты на пирушки и удовольствия, а когда остаётся ни с чем, когда холод, голод и страдания постигают его — с покаянной головой возвращается к своему отцу.

— Каким жалким и беспомощным изобразил его Рембрандт. Посмотрите, его голова обрита, как у каторжника. На исхудавшем теле старая, изорванная одежда, сношенные туфли. Посмотрите на его стёртые ноги...

— Да, жизнь побила этого молодого кутилу. А справа от него на картине изображены ещё четыре персонажа. Но они едва различимы, затемнены. Герои молча взирают на то, как молодой человек припал на колени перед отцом, буквально приник к нему, спрятав лицо...

— Похоже, ему очень совестно. Его поза полна раскаяния и мольбы о прощении.

— Как написано в Евангелии от Луки: «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

— А что ответил отец?

«А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Это тоже строчки из Евангелия.

— Как точно художник передал библейский образ отца. Всё полотно тёмное, мрачное, а фигура старца, склонившегося над сыном, будто выхвачена из общего фона золотистым светом. Его лик буквально сияет, а богатая красная накидка накрывает блудного сына, словно шатёр.

— Тонкая работа со светом и тенью — избранный приём Рембрандта. С его помощью мастер доносит до нас в этой картине образ Отца Небесного, любящего, милосердного. Того, кто всё простит своим раскаявшимся чадам. Именно эта мысль заложена в евангельской притче, к сюжету которой обращались в разные времена литераторы, живописцы и музыканты...

— А сам Рембрандт в каком возрасте обратился к притче о блудном сыне?

— Впервые художник приблизился к этой теме, когда ему было около тридцати. Тогда он создал свой шедевр «Блудный сын в таверне». На картине мастер изобразил самого себя, пирующим с любимой женщиной. Элегантно одетый, довольный жизнью, в руке — хрустальный бокал, наполненный вином! А спустя три десятка лет, на закате жизни, Рембрандт напишет полотно, что сейчас перед нами — «Возвращение блудного сына».

— Интересно... Изучая работы художника можно проследить его внутреннее преобразование, духовный рост...

— Верно! Можно попытаться понять, о чём он переживал в молодом возрасте, а о чём — в старости... Образы, созданные мастером на картине «Возвращение блудного сына», говорят о философском осмыслении художником самого себя и своего внутреннего мира.

— Да, а ещё картина вызывает сострадание и жалость к герою...

— Настоящее искусство и должно вызывать глубокое переживание. Оно призвано побудить человека измениться внутренне, а может быть, и в чём-то раскаяться. Когда я смотрю на эту картину Рембрандта, в памяти возникают люди, которых я когда-то, может быть даже случайно, осудила, обидела по гордости... Хочется пойти исповедаться.

— А мне очень захотелось папе позвонить, мы в последнее время так редко с ним видимся. Отец сдал совсем. После ухода мамы потускнел. А у меня всё работа, работа...

Никитушка, так давай сейчас к нему и заедем! Поезд у меня завтра, времени достаточно... Вместе навестим твоего папу. Пообщаемся. Расскажем ему о том, как гуляли сегодня по Эрмитажу и видели шедевр Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына».


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем