Послереволюционные десятилетия в России стали годами испытаний для тех, кто сохранял веру в Бога. Людей преследовали, обрекая на горе и страдания. Семья священника Петра Белавского и его жены – матушки Ксении – выжила чудом, которое сама Ксения Васильевна определяла тремя словами: великой помощью Божией.
Пётр Белавский – потомственный священник родом из села Тайцы, что недалеко от Петербурга. Пётр учился в Духовной Академии и не отказался от мечты стать священнослужителем даже после революции. Когда пришло время принять сан, Петру не хватало только одного – супруги, поскольку для рукоположения в священники кандидат должен состоять в браке. Он долго не мог найти невесту, но в 20-ом году в доме Белавских появилась Ксения Бондырева. Её заболевшему брату было необходимо козье молоко, за ним девушка и приехала к Белавским, которые держали козу. Как потом шутили в семье, Пётр и Ксения оказались «родственниками по козе».
Ксения - дочь священника, мечтала стать монахиней. Но, встретив Белавского, девушка изменила свои планы. Ксения знала о гонениях на служителей церкви, но без страха пошла под венец, сознательно вступив на дорогу испытаний, которые ждали супругу будущего священнослужителя.
В 1921 году Пётр принял сан священника и стал настоятелем церкви в Тайцах. У Белавских родились две дочери. Двери их дома всегда были открыты для людей. А на втором этаже постоянно жили гости. В том числе и те, за кем следили власти. Под подозрение попал и сам отец Пётр. В 1929 году его арестовали.
Поскольку Белавский не подписывал никаких признаний, однажды на допрос вызвали Ксению Васильевну. Допрос обернулся для неё арестом на два месяца. Но ни угрозы, ни уговоры, что правдивые показания жены облегчат участь мужа, не помогали. Матушка Ксения молчала. Её отпустили домой.
Ксении Васильевне тогда было всего тридцать лет. Ей советовали развестись с супругом, она и слышать об этом не хотела. И когда отца Петра сослали на Соловки, поехала к нему на свидание. Позднее Белавского перевели на Беломорский канал, и Ксения Васильевна дважды приезжала к нему, оба раза с детьми.
Когда закончился срок ссылки, Белавские поселились в Новгороде. Отец Пётр работал бухгалтером в больнице, а дома устроил маленькую церковь. В праздничные дни он служил литургию. Весной 1941-ого Белавские решили перебраться в Ленинград, поближе к старшей дочери, которая уже училась в университете. По счастью, они не успели этого сделать. Началась война. Её супруги пережили более-менее благополучно. «Под Покровом Божией Матери», - как говорила матушка Ксения.
После Победы супруги переехали в Гатчину, где отец Пётр стал служить в Павловском соборе. Храм был разрушен оккупантами, и священник взял на себя заботы по его восстановлению. Матушка Ксения помогала мужу во всём. Жили супруги тогда в небольшой квартирке без удобств, но всё равно Ксения Васильевна принимала многочисленных гостей: от архиереев до нищих старушек.
Последние 20 лет жизни отец Пётр служил недалеко от Гатчины, в Мариенбурге. Его перевели в церковь Покрова Богородицы. Священник не хотел покидать свой собор в Гатчине, но матушка Ксения не позволяла мужу унывать и радостно уговаривала: «Идем под Покров Божией Матери!».
В 1979 году Ксения Васильевна стала быстро угасать. Она уже не узнавала близких, не понимала, что ей говорят, и всё же отец Пётр успел сказать супруге самые важные слова: «Единственная, верная моя, всегда, во всём», а она сумела их услышать. После смерти жены отец Пётр много болел и умер в 1983 году. Его похоронили рядом с матушкой Ксенией у Покровского храма. Так что и вечный покой супруги обрели под покровом Божьей Матери.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица