«Путь к священству». Священник Сергий Васильев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Путь к священству». Священник Сергий Васильев

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма преподобного Иринарха Затворника в поселке Борисоглебском Ярославской области священник Сергий Васильев.

Наш гость рассказал о своем пути к священству и вере, какую роль в этом для него сыграла первая исповедь, как изменилась его жизнь после рукоположения, чем отличается православная сельская община от городской, а также батюшка поделился как продвигается строительство храма во имя преподобного Иринарха Затворника.

Поддержать строительство нового здания храма можно:

Банковские реквизиты для пожертвований:

— наименование платежа «Пожертвование на строительство часовни «Нечаянная радость» или «Пожертвование на строительство Собора прп. Иринарха Затворника»;

— получатель: Местная религиозная организация православный Приход храма прп. Иринарха Затворника п. Борисоглебский Ярославской области Переславской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);

— банк получателя: Калужское отделение № 8608 ПАО Сбербанк г. Калуга;

— БИК банка получателя: 042908612;

— кор/счет банка получателя: 30101810100000000612;

— р/счет получателя: 40703810177030001528;

— ИНН/ КПП получателя: 7614006173 / 761401001.

Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.

К.Мацан:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА.

Здравствуйте, уважаемые друзья!

В студии у микрофона моя коллега Кира Лаврентьева...

К.Лаврентьева:

— Добрый вечер!

К.Мацан:

— ... и я, Константин Мацан.

А в гостях у нас сегодня протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма преподобного Иринарха-затворника в посёлке Борисоглебский Ярославской области.

Добрый вечер!

О.Сергий:

— Здравствуйте!

К.Мацан:

— Я, отец Сергий, Вам расскажу, и нашим слушателям напомню, что в этих программах, которые мы с Кирой ведём, мы говорим со священником о его пути к вере, и в вере. О том, какая цепь событий привела к тому, что человек стал священником, и дерзнул желать совершать это, может быть, самое, такое, высокое, для мужчины, служение — предстояния Алтарю, и преподнесение людям Таинства. И нам представляется, что этот путь к священству — это всегда путь каких-то вопросов — о Боге, о себе, о мире, о жизни, — на которые человек ищет ответы, и, я думаю, что это, примерно, те же вопросы, с которыми мы все сталкиваемся, когда мыслим... когда размышляем о церковной жизни. И, поэтому, те ответы, которые Вы для себя находили, тот опыт, который у Вас есть, может оказаться полезным и релевантным для всех наших слушателей, которые в разной степени церковности находятся, и... разные вопросы о Боге задают, но... какие-то задают. Вот, об этом сегодня хотелось бы поговорить.

К.Лаврентьева:

— Отец Сергий, я сразу, сходу, спрошу... Вы — настоятель храма преподобного Иринарха-затворника. Вспоминая Крестные ходы, ежегодные, которые идут в память о преподобном Иринархе, я хотела сразу спросить: относится ли Ваш приход как-то к этому Крестному ходу?

О.Сергий:

— Наш приход активно участвует в проведении Крестного хода. Это участие ещё связано с тем, что меня назначили благочинным Борисоглебского района, и мы, вместе с Борисоглебским монастырём мужским, участвуем в этом Крестном ходе. Но основная организация, конечно, лежит на Борисоглебском монастыре, с которого, всё-таки, и началось в 90-х годах проведение этого Крестного хода.

Опыт участия в этом Крестном ходе... я начал ещё мирянином, в 2000-х годах, и на этот Крестный ход — первый — позвала меня супруга. Я был как-то далёк от этого — от таких испытаний — несколько дней в полях, лесах и лугах, но я был под впечатлением от этого первого Крестного хода, когда уходишь из комфорта, из цивилизации, и видишь вокруг себя огромное количество... ну... большое количество верующих людей. Это — вдохновляет, придаёт силы, даёт ощущение, что нас, верующих православных христиан, не так уж мало. Но главное приобретение — это приобретение общей молитвы с другими людьми. Ощущение... ну... душа в душу! Все кажутся родными, и... даже не кажутся, а — ощущение родства с этими людьми, которые с тобой рядом находятся. Ты с ними молишься, ты с ними преодолеваешь какие-то трудности, ты с ними трапезничаешь, и это — время не праздное, время очень полезное.

Физическая усталость — она не замечается. Она накапливается к последнему дню. Но, после того, как, в конце Крестного хода, все окунаются в источник преподобного Иринарха, видишь, что люди, как будто, и не ходили этот долгий путь. Даже происходят какие-то там исцеления.

Вот, мне знакомый говорит: «Я натёр мозоль, еле-еле шёл, хромал. А после того, как окунулся в источник, поехал — приезжаю домой, а у меня всё прошло!»

И эти рассказы для меня тоже... я думаю: «Надо же... есть чудеса! Они рядом».

К.Лаврентьева:

— Вы тогда не были ещё священником?

О.Сергий:

— Тогда не был священником. И даже никак не мог предположить, что я перееду сюда жить, что я буду священником, и что я буду настоятелем храма преподобного Иринарха...

К.Лаврентьева:

— ... Иринарха! То есть, как это связано... удивительно просто...

О.Сергий:

— Понимаете, вот... как, вот, я... необъяснимо просто!

К.Лаврентьева:

— А как имя святого Иринарха, вообще, возникло в Вашей жизни, и в жизни нашего народа? Расскажите, пожалуйста, немножко нам.

О.Сергий:

— В жизни нашего народа имя преподобного Иринарха связано со смутным временем. Исследование его жития проводил известный исследователь культуры и истории Ярославского края Тихомиров Илларион Александрович — он ещё до революции писал очерк о смутном времени и натолкнулся на житие преподобного Иринарха.

И он понял, что это — малоизвестный, но великий святой. Он понял, что это — тот человек, который может повлиять на ход истории. Этот вывод он сделал из того, что преподобный Иринарх... вообще, надо сказать, что русский народ всегда разделял подвиг военный и подвиг духовный. И русский народ всегда выделял всяких таких героев духовных и военных. Вот, в те времена, этот духовный подвиг на плечи свои взял преподобный Иринарх — молился за народ. Он знал, что грядёт...

К.Лаврентьева:

— Смутное время...

О.Сергий:

— ... да... грядёт это смутное время, и, вот, этот груз духовный он выразил тем, что носил вериги, очень тяжёлые.

После того, как закончилась династия Рюриковичей, он надел эти вериги, и, в дальнейшем, они только становились тяжелее и тяжелее, и он уже до конца жизни, с этой цепью, с этими веригами железными на теле, пребывал в затворе.

И, вот, удивительное из этого очерка Тихомирова: он сделал такой вывод, что человек, находясь в затворе, молясь Богу, он прекрасно знал и понимал суть происходящих событий, судьбы народа. И, благодаря его этому молитвенному подвигу, окормлению духовному людей разных сословий, — все, кто проходил мимо его кельи, останавливались, получали утешение, потому, что время было очень тяжёлое и трудное.

И преподобный Иринарх... с его благословения, войско Пожарского пошло на Ярославль. Потому, что Пожарский не решался идти. И, когда он получил это благословение преподобного Иринарха, они пошли на штурм Москвы и освобождение её.

Ну, а в моей жизни преподобный Иринарх... связалось именно с Крестным ходом... и, непостижимым образом, пришло к такому результату, что Господь меня поставил на приход в честь преподобного Иринарха.

К.Мацан:

— А, вот, опыт этого святого, и человек сегодня... чем важен? Вот, чем современному человеку, живущему в городе, может быть важен опыт святого затворника... с веригами... и — человека совсем другой эпохи?

О.Сергий:

— Я думаю, сейчас, для современного человека, тяжёлые вериги — это, образно говоря, огромный поток информации, который на него сваливается, и он — не в силах этот поток нести. Потому, что много лжи, и человеку трудно разобраться. И соблазн в том... и человек добровольно этот груз несёт. Он хочет быть в этом информационном потоке, всё это знать, слышать, видеть — а сути происходящего не понимает.

А преподобный Иринарх учит... его опыт учит, что надо молиться Богу и выполнять то дело, на которое ты поставлен Богом. И углубиться в это. Делать это дело профессионально, во благо и своему спасению, во благо людям, и — отключиться... снять эти вериги, вот, этого огромного информационного потока. Не всё полезно, в данном случае, для современного человека, и трудно из этого колеса — выйти...

К.Мацан:

— Давайте, обратимся к магистральной теме нашего разговора, и к Вашему пути к вере, в вере, и к священству.

Вот... путь человека состоит из этапов. Какие главные этапы на Вашем пути к вере и к священству Вы могли бы выделить?

О.Сергий:

— Первый этап — это зарождение веры. Зародилась она у меня в детстве, благодаря бабушке — Манефе Васильевне Кузнецовой. По линии отца. Она была глубоко верующим человеком. Она первая рассказала мне о Христе.

Время, когда я жил... это атеистическое время... она научила меня креститься, рассказала историю Евангельскую... правда, со многими там искажениями, потому, что книг не было... о смерти Христа и Воскресении. И... совпадение удивительно в том, что меня рукоположили в день её рождения.

К.Лаврентьева:

— Ничего себе... А какое это число?

О.Сергий:

— 5 ноября. 2006 года. И я долго думал, почему эта дата... вот... к датам стал относиться внимательно, когда стал уже церковным человеком — всё время заглядывал в святцы, и, если какое-то событие важное происходило, то — вот, какие-то ответы находил. То есть, знаки Божии.

Сам-то я долгое время жил в Казахстане — с шестимесячного возраста по 1998 год, а потом, вот, переехали в Ярославль всей семьёй. И у моего папы день рождения — в день благоверных князей Ярославских — Фёдора, Давида и Константина. Вот, я и говорю: «Папа, тебе на роду было написано переехать в Ярославль! Ты не хотел — так ты не знал об этом! Ну, вот, смотри — вот, видишь, какое совпадение... Ярославль!»

К.Мацан:

— Но это было — зарождение веры, а...

О.Сергий:

— Это было зарождение, да.

К.Мацан:

— ... осознанная вера — когда появилась?

О.Сергий:

— А осознанная вера... я думаю, она начинается с первой исповеди. А первая исповедь была в 2000-м году — после того, как я сделал предложение своей будущей жене.

Я ей рассказал всю правду, какой я... ну, какие у меня есть плохие качества... чтобы она...

К.Лаврентьева:

— ... подумала сто раз!

О.Сергий:

— ... не обольщалась... да... подумала сто раз, да! Потому, что... я говорю: «Как джентльмен — это внешняя сторона. А внутренне — не совсем хорошее...» Она сказала: «Я, всё равно, тебя люблю, и буду жить с тобой. Хочу жить с тобой!»

К.Лаврентьева:

— Прекрасно!

О.Сергий:

— Вот. И, после этого, меня стала грызть совесть, просто. И я... как мне пришла мысль об исповеди? Опять же, меня никто, ведь, не призывал... жена не говорила, что «тебе исповедоваться надо», родители не говорили... вот. И я задумался, что надо это сделать, обязательно. Загадал — именно до свадьбы. У меня, на тот момент, уже были какие-то, такие... неофитские какие-то представления, всё-таки, о Церкви... я слышал, есть какие-то старцы... я стал искать старца в Ярославле — потому, что мне хотелось получить полное руководство — план действий — как жить, что делать. И — чтобы этот старец находился не там, где я живу. Потому, что думал: «Вот, узнает священник какой-то — расскажет обо мне...» — у меня такие опасения были.

Мне подсказали — я нашёл такого священника, как думалось. Но получилось так — Бог устроил, — что я исповедовался не у него, а просто у молодого священника.

К.Лаврентьева:

— Протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма преподобного Иринарха-затворника в посёлке Борисоглебский, Ярославской области, проводит сегодня с нами этот светлый вечер.

Так-так, отец Сергий... исповедовались у молодого священника... и дальше — что было?

О.Сергий:

— У меня было некое разочарование, что этот старый священник меня не исповедует, но плод первой исповеди был очень для меня важный. Я получил большое облегчение, и поверил, что исповедь, действительно, помогает человеку. Исправлять жизнь.

Затем... да, ещё надо сказать, что этот священник... я ждал от него совета. Я говорю: «Что мне делать?» Он говорит: «Вам надо ходить в храм, и как-то помогать какому-то приходу... что-то делать...» — то есть, он направил меня на какую-то созидательную деятельность в помощь Церкви.

И так сложилось, действительно — вот, я попадаю в общину, где восстанавливают храм. Священник мне предлагает быть пономарём... а, ещё... как это произошло...

Это был храм Сретения Господня в Депутатском переулке города Ярославля, отец Александр Басков. Мне и супруге там не понравилась акустика в храме. Я говорю супруге: «Всё, больше сюда ходить не будем. Будем ходить в другой храм, где есть мужской хор, и там всё слышно и понятно». И, вот, мы решили: это последняя наша Воскресная служба.

К.Лаврентьева:

— Здесь...

О.Сергий:

— Здесь, в этом храме, да. И, после службы... А перед службой подходит ко мне священник — настоятель — и говорит: «Останься на минутку после службы». И, вот, я остался, и он подходит, и делает предложение — помогать в Алтаре. Я очень удивлён был, конечно, таким предложением. Стал помогать.

Затем, из этого храма попадаю в другой, где сбываются слова того священника — что надо помогать в восстановлении храма. Храм Софии Премудрости Божией.

К.Лаврентьева:

— Ничего себе...

О.Сергий:

— Я подружился с настоятелем этого храма — отцом Василием Шихановым ( он — известный художник ), и обрёл столько друзей!

На тот момент, я работал юристом в Налоговой инспекции — был мытарём.

К.Мацан:

— Очень евангельская профессия...

К.Лаврентьева:

— Да... да... да...

О.Сергий:

— Да... вот... И, так случилось, что отец Василий поступил в Санкт-Петербургскую семинарию, и говорит: «Ну, что ты... давай, поступай в семинарию!»

Я понимаю, что я стою перед выбором — как мне дальше... Вот, если в семинарию — значит, посвятить жизнь Церкви. Если нет... ну, дальше продолжать работать юристом.

Принимаю это решение, и, тоже при удивительных обстоятельствах, поступаю в семинарию.

Там необходимо было собрать... помимо всех документов, взять письменное благословение правящего архиерея — тогда им был дорогой мне и близкий сердцу владыка Кирилл Наконечный. Он сейчас — митрополит Казанский.

Я целый месяц ходил, пытался взять это благословение. Но никак не мог застать владыку. И отец Василий мне сказал — уже в предпоследний день подачи документов: «Иди утром, и жди владыку».

Я дождался его, выпалил сходу: «Владыка, благословите меня поступить в Санкт-Петербургскую семинарию!» Он говорит: «Я Вас не знаю». Я говорю: «Меня знает такой-то священник». И за пятнадцать минут он всё это... дал указание, все документы мне дали, я отправил их своей тёте из Ярославля в Питер поездом, и она, в последний день, подаёт документы.

И, опять же, там могли отказать мне в принятии документов — потому, что я был мирянином — не священником, не преподавателем духовных школ, а туда, именно, брали, в основном, таких — на заочное отделение. И моя тётя очень правильно дала ответ секретарю, которая спросила: «Ваш племянник — он священник, или преподаватель?» И она так ответила: «Сегодня — не священник, а завтра — священник». И та подумала, что готовят меня к рукоположению!

Вот, собственно, поступил в Семинарию, и, уже через два года, меня рукоположили в дьяконы.

К.Мацан:

— А мысль о священстве — когда впервые пришла сама? Ведь, Вы сказали, что если поступать в Семинарию, значит, связать жизнь с Церковью...

О.Сергий:

— Да.

К.Мацан:

— Но, при этом, мы знаем, что судьбы разные бывают — человек может закончить Семинарию, и не стать священнослужителем. Ну, получить богословское образование... может быть, это не самый частый пример, но, тем не менее, такое случается.

А, потом, мы знаем, что... об этом, просто, и гости наши рассказывают... священники часто признаются, что решение о священстве тоже проходит и во время учёбы в Семинарии своё испытание. Человек может поступать с мечтой быть священником, а потом от этого отказаться... как-то охладеть... а потом, опять, может к этому вернуться, на каком-то, уже более зрелом, этапе... Вот, как это было у Вас?

О.Сергий:

— Искренне говорю, что я даже не дерзал об этом думать — на это благословил меня протоиерей Иоанн Миронов, известный духовник.

К.Лаврентьева:

— Ничего себе...

О.Сергий:

— Да. Ему 25 ноября будет 96 лет — и день рождения, и именины. Вот, отец Василий — духовное чадо отца Иоанна, и я тоже, грешный, учась в Семинарии, ходил к нему на службы, и он — благословил. Вот, так это благословение меня укрепило, что... ну... раз отец Иоанн такое благословение даёт, то... я с таким дерзновением и пошёл в священство. Вот... важный момент в принятии этого решения, скажем так.

К.Мацан:

— А страшно не было?

О.Сергий:

— Было. Было очень страшно. Я понимал, что мы... я... моя жизнь пойдёт каким-то другим чередом, непонятным мне. Потому, что никто мне... о жизни священников мне никто ничего не рассказывал. Это было — прыжок в неизвестность, можно сказать. Но... то состояние души, которое произошло после рукоположения — я как на крыльях летал! Сорокоуст сначала был дьяконский — сорок дней служил... каждый день. А через несколько недель — сорокоуст иерейский. Тоже... 80 дней, получается. И я не чувствовал никакой усталости. Я поражаюсь, как это у меня... откуда это... это, вот, действие благодати! И, опять же — радость.

К.Лаврентьева:

— Вы — изменились?

О.Сергий:

— Да... думаю, что изме... но это, лучше, с супругой...

К.Лаврентьева:

— А жизнь Вашей семьи?

О.Сергий:

— Что?

К.Лаврентьева:

— Перенастроилась на новые рельсы какие-то?

О.Сергий:

— Да. Благодаря супруге, у нас строй семейный... уклад семейный изменился.

К.Лаврентьева:

— Просто, насколько меняется жизнь священника, если он, вообще, ничего не знал? Вот, эта, вот, картина: «до»-«после». У него не было отца-священника, деда-священника. Он не был в церкви с детства, эта среда не была ему органичной и понятной. Он не был... с маленьких лет не пономарил, потом не был послушником в храме, не подавал кадило, не пел на клиросе, не читал Шестопсалмие, часы после Всенощной и до Литургии... то есть, ничего этого он не делал.

И тут — ему говорят, что: «Ты знаешь, готовься, в общем, к рукоположению!» Вот, с этого момента начинается какая-то совсем новая жизнь... Начиная со слов, наверное, «готовься к рукоположению». Совсем новая жизнь.

И, вот, ожидание и реальность — они какие? Каким Вы представляли себе рукоположение? Как Вы представляли себе священническую жизнь — что это будет, и что, в итоге, стало?

О.Сергий:

— Ну... рукоположение — предполагал, что оно будет в какой-то, обязательно, Великий праздник...

К.Лаврентьева:

— Да, да, да... Пасха такая...

О.Сергий:

— ... вот, у меня так... Пасха... там... Рождество... Но всё случилось не так, как я... в обычный день. Обычный для многих, но необычный для меня. И я, как будто... у меня ощущение, что я готовился к собственному дню рождения.

Рукополагал меня владыка Кирилл, на ранней Литургии. Это было очень волнительно и трепетно. Горячие слова владыки... наставление его о священническом служении — душа трепетала... сильное волнение.

Я ждал, что мама с папой приедут, но они не приехали. Я им, хотя, сообщил, что будет это... но они — не совсем церковные люди...

К.Лаврентьева:

— Они поняли Вас?

О.Сергий:

— Они поняли, да...

К.Лаврентьева:

— Как Вы из Налоговой инспекции — священником стали...

О.Сергий:

— Да... да... Был такой момент — был День рождения у мамы. Я ещё не был священником. И мы пришли с супругой, и... ну, на Дне рождения — что делают? Песни поют и танцуют, да? И мне предложили танцевать — сестра. И я, на тот момент, понял, что это... как-то... ну, несовместимо, просто.

К.Мацан:

— А Вы уже были священником?

О.Сергий:

— Нет.

К.Мацан:

— А, нет ещё...

О.Сергий:

— Не был священником. Меня — как отбило, знаете... Я, вообще-то, в молодости любил покривляться — по-другому это никак не назовёшь... но мне, почему-то, это стало уже дико...

К.Лаврентьева:

— Чуждо как-то, да?

О.Сергий:

— Очень чуждо, да. Очень чуждо. Песни петь мне нравится, а... вот... а кривляться — нет.

И, когда мы уходили с женой с Дня рождения, мама, сестра, тётя — все начали плакать.

К.Лаврентьева:

— Ничего себе...

О.Сергий:

— Я думаю: что они плачут? А мы пришли домой, и супруга говорит: «Они плачут потому, что ты... ну, как... умер для них...»

К.Лаврентьева:

— По Вам — прежнему...

О.Сергий:

— Да... по тебе прежнему плачут... понимаете?

К.Лаврентьева:

— Да, так и есть.

О.Сергий:

— Вот. И мама очень боялась, что это как-то повредит мне. Но потом она успокоилась — всё в порядке! И недавно она сказала такие слова: «Сынок, ты выбрал трудный путь жизни!»

К.Мацан:

— Протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма преподобного Иринарха-затворника в посёлке Борисоглебский, Ярославской области, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

В студии — моя коллега Кира Лаврентьева, и я — Константин Мацан.

Мы скоро вернёмся. Не переключайтесь!

К.Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается.

У нас в гостях — протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма преподобного Иринарха-затворника в посёлке Борисоглебский, Ярославской области.

У микрофонов — Константин Мацан и Кира Лаврентьева.

Отец Сергий, весь путь до рукоположения мы с Вами оговорили, и даже немножко поговорили о рукоположении, о начале священнической жизни... даже о слезах Ваших родных по Вам прежнему — это, кстати, очень интересный момент! Ни разу, в разговоре о пути к священству с батюшками, мы такого с Костей не слышали. Это... душа чувствует, да? Душа чувствует, что другой человек — он уже не тот...

О.Сергий:

— Не тот... и они почувствовали...

К.Лаврентьева:

— ... и она, как бы, с ним прощается... с прежним...

О.Сергий:

— ... они со мной прощались, да. Вот, это было прощание со мной прежним.

К.Лаврентьева:

— Ну, вот... в священнической ипостаси — они уже приняли Вас, Ваши родные? Вот, за столько лет?

О.Сергий:

— Да.

К.Лаврентьева:

— Теперь Вы уже приходите... там... в облачении, например, да... на какое-то застолье, на какой-то...

О.Сергий:

— Да.

К.Лаврентьева:

— ... праздник, и это уже, наверное, совсем другой формат поведения для Вас, и другой формат взаимодействия с другими людьми... со своими родственниками... как это всё происходит, интересно?

О.Сергий:

— Есть в священнических семьях... так... где мама, отец, братья, сёстры, там... обращаются «отец Сергий»...

К.Лаврентьева:

— Да: «Отец Сергий, благослови... здравствуй...»

О.Сергий:

— ... да... этого у нас нет в формате общения с родственниками. Меня зовут, по-прежнему, Сергей, Серёжа... да...

К.Лаврентьева:

— Интересно...

О.Сергий:

— ... и я не настаиваю. Так, иногда меня спрашивают... недавно мама созванивалась с двоюродным братом, он узнал, что я священник, и он спрашивает: «Как же к нему теперь обращаться-то?» Я говорю: «Передай, что — как ему удобно, так пусть и обращается».

К.Мацан:

— Причём, это очень часто... у людей первый вопрос: как обращаться? Вопрос этикета довлеет...

О.Сергий:

— Да, да... это очень беспокоит: как же обращаться? Ну... для меня удобный формат, когда человеку удобно... как ему удобно. И не настаиваю, чтобы «отец Сергий». Я всегда напоминаю, что это слово напоминает об ответственности вести себя по-отечески по отношению к тому, с кем ты общаешься. Вот... поэтому, в формате общения с родственниками ничего не изменилось... вот... и я избавился от такой... неофитства — попытки обратить своих...

К.Лаврентьева:

— А, то есть, был период?

О.Сергий:

— Был, был такой период навязывания... он был, часто, неправильный, и совершали ошибки...

Была такая ошибка. Я участвовал в восстановлении храма, и, грешный, каюсь, тщеславился этим. И был случай, когда мама просила помочь, а я отказывался... вот, как перед Богом...

К.Лаврентьева:

— «Ну, ты что? Я же дело такое тут делаю...»

О.Сергий:

— ... да... храм, там... за что меня, в общем, священник отругал, и говорит: «Так нельзя поступать!»

К.Лаврентьева:

— То есть, получается, Вы не в первый раз занимаетесь восстановлением, строительством храмов. Расскажите о нынешнем Вашем приходе. Я, как понимаю, там нужна какая-то помощь конкретная?

О.Сергий:

— Этот приход сложился ещё до моего перевода в посёлок Борисоглебский, в 2017 году. Сам я попал в Борисоглебск в 2019 году, а в 2020 меня назначили настоятелем прихода храма преподобного Иринарха-затворника.

Идея строительства храма в честь преподобного Иринарха-затворника уже давно существует. Это был такой порыв прихожан... группы прихожан, которую потом возглавлял первый настоятель храма протоиерей Игорь Юрков — он преставился в 2021 году.

И эта идея имеет несколько причин. Во-первых, и, наверное, главное — что нет храмов в честь преподобного Иринарха-затворника. Вот, нынешний, который у нас имеется — он временный считается.

И вторая причина — в нашем благочинии нет общего храма для клириков, где могли бы вместе служить. И сам посёлок Борисоглебский нуждается... там 5000 человек, примерно, проживает... вот, в таком приходском храме.

К.Лаврентьева:

— И как сейчас обстоят дела, вот, с вашим храмом?

О.Сергий:

— Сейчас мы занимаемся разработкой проекта храма. Сделали — на стадии архитектурного решения: как он будет выглядеть, этот храм. Делал этот проект известный архитектор Вячеслав Николаевич Ижиков. И дальнейший этап — это уже технический проект храма, и на это нужны средства. А уж когда он появится, тогда необходимо будет уже изыскивать средства на строительство самого храма.

К.Лаврентьева:

— А как помочь можно?

О.Сергий:

— Как-то оповестить большую аудиторию, что ли... вот... чтобы люди знали, что есть такой проект...

К.Лаврентьева:

— Ну, вот, мы сейчас оповещаем, и кто-то из наших радиослушателей захочет помочь — как он может помочь?

О.Сергий:

— Есть реквизиты, расчётный счёт...

К.Лаврентьева:

— И где их можно найти? На сайте где-то?

О.Сергий:

— Ну, у нас сайта нет, как такового... Вот, сейчас у меня они с собой. А как оповестить аудиторию — я пока не знаю...

К.Мацан:

— Дорогие слушатели, я думаю, что мы эти реквизиты поместим на странице, где будет выложена аудиозапись нашей сегодняшней программы — на сайте radiovera.ru, в разделе «Светлый вечер». Все программы, которые в эфире звучат, публикуются, и потом уже, что называется, навечно там остаются — интернет всё помнит.

И, вот, если вы на нашем сайте найдёте запись программы с отцом Сергием, то там же, на этой страничке, мы поместим и реквизиты, по которым можно помощь перевести.

О.Сергий:

— Спасибо!

К.Лаврентьева:

— А помощь очень нужна, дорогие друзья! Поэтому, присоединяйтесь, пожалуйста, к этому доброму делу.

Отец Сергий, у вас сейчас большой приход?

О.Сергий:

— Нет, небольшой.

К.Лаврентьева:

— Сколько человек?

О.Сергий:

— Ну... около пятнадцати человек.

К.Лаврентьева:

— И они, фактически, все окормляются у Вас?

О.Сергий:

— Ну, можно сказать, да.

К.Лаврентьева:

— Что за жизнь у настоятеля сельского храма? Ну... в принципе... как она организована? Вы, наверное, знаете все нужды своих прихожан, все их семейные сложности и радости. Зовут ли они Вас на какие-то семейные праздники? Чем, вот, эта жизнь отличается от жизни городского священнослужителя?

О.Сергий:

— Наш формат общения больше связан, конечно, с Богослужениями. Вне их — общение индивидуально с каждым человеком. Участие в их каких-то жизненных ситуациях, конечно, безусловно.

При храме у нас действует Воскресная школа для детей и для взрослых — там тоже в таком формате мы общаемся. Не только по программе школы, но и уже... то, что индивидуально мы какие-то вопросы решаем.

Отличие от службы городского священника... я даже теряюсь...

К.Мацан:

— Вы знаете... здесь, мне кажется, просто речь ещё о том, что... мы сегодня часто говорим о том, что очень важна община. Чтоб храм был не просто местом, куда люди приходят помолиться по Воскресеньям, а чтобы, действительно, созидалась какая-то общность людей, чтобы люди чувствовали себя семьёй, друг друга знали... Как кто-то недавно сформулировал, что такое община церковная — это, если ты не пришёл на службу в Воскресенье, тебе пишут или звонят: всё ли в порядке? Жив, здоров, может, помочь чем-нибудь? То есть, такой, тесный контакт.

И представляется, что... может быть, это стереотипное представление... что в крупных городах такую общину созидать трудно, труднее, чем, может быть, в небольших городах и райцентрах — потому, что... ну... мегаполис... много людей... есть какой-то костяк общины, но большинство людей просто приходят, уходят, и... очень много отвлекающих факторов.

А, вот, в небольших городах — кажется, что храм с большей лёгкостью может стать... таким... центром притяжения, местом, в том числе, и общения, и... такого... действительно, какого-то, в хорошем смысле слова, клуба для единомышленников. Когда люди, по-настоящему вокруг Богослужения объединившись, продолжают это общение вне Богослужения.

Вот, о чём Ваш опыт здесь говорит?

О.Сергий:

— Я согласен с Вами... вот, сначала я растерялся, в чём отличие... действительно, отличие в том, что на сельском приходе ты знаешь всех. Лично. И эта связь — она не только в формате служб, она расширяется дальше.

В городском приходе — в Ярославле служил в трёх приходах — там, конечно, много людей ты просто не знаешь. И община... как сказать... она есть, конечно, как таковая... но городская жизнь — она как-то... не способствует такому, в моём понимании, объединению. Точнее, трудно это сделать. И в городе часто бывает, что люди... для людей, какой-то их конкретный храм не становится родным домом. А здесь, в сельской местности, это чувствуется — что для людей, вот, этих конкретных людей, которых знаешь — это их родной дом. И это тоже... отрадно это ощущать, когда... я их считаю, как — и это уже не формальное название — братья и сёстры. Это, действительно, братья и сёстры.

К.Лаврентьева:

— Так и есть, да.

О.Сергий:

— Да, так и есть. Понимаете?

Когда обращаешься в городском храме «братья и сёстры»...

К.Лаврентьева:

— Ну, это, больше, форма...

О.Сергий:

— Больше — форма, да. Больше — форма...

К.Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА.

Дорогие друзья, у нас в гостях сегодня протоиерей Серги Васильев, настоятель храма преподобного Иринарха-затворника в посёлке Борисоглебский, Ярославской области.

Мы говорим сегодня с отцом Сергием о пути к священству. И, кстати говоря, в этом свете хочется спросить: отец Сергий, что для Вас самое трудное в священническом служении?

Вот, Вы чего-то боялись, чего-то опасались перед рукоположением, и — вот, Вы уже столько лет священнослужитель, и, оборачиваясь на эти годы, наверное, уже можно сказать, чего, на самом деле, стоило бояться, и что, на самом деле, труднее всего?

О.Сергий:

— Я боюсь чем-то соблазнить людей, привести их в смущение. Чтобы это не привело к тому, что человек ушёл из храма. В этом есть постоянный такой... какой-то... такое переживание. Имеется оно, да.

Первые страхи были... самый первый страх — это первая исповедь, исповедовать людей. Я исповедовал по полчаса каждого.

Помню, был большой праздник, и настоятель храма... давно уже Литургия закончилась, а за мной — очередь. Опять, неправильно... этому меня не учили, это уже со временем как-то выработалось — отделение главного от второстепенного, ненужного... как-то помочь человеку в исповеди... для меня это было трудно, да.

Трудно было выходить на амвон — что-то молвить... понимая, что это тоже очень ответственный момент. Не перейти в формальную проповедь. Перед выходом на амвон, думаешь — каждый пришёл со своей болью, со своей радостью. И, из-за суеты личной какой-то, ты, порой, это ощущение... ты не знаешь об этом. Но веришь в то, что — то, что сегодня на Богослужении говорится и читается, оно важно для этого человека. И — попытаться сказать эти слова тоже... наполняя их как-то смыслом сегодняшнего дня, сегодняшних каких-то проблем важных... вот, такие переживания — они присутствуют постоянно.

И я тут себя поймал на мысли, что, до священства, я представлял, что это такое — расслабиться... отвлечься, там... А тут — понимаешь, что это... после принятия священства...

К.Лаврентьева:

— ... ни расслабиться, ни отвлечься...

О.Сергий:

— Да... это как-то невозможно.

К.Мацан:

— А, вот, мы заговорили про то, что вы строите... вернее, рассчитываете построить новый храм... и часовня — во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», но храм — во имя преподобного Иринарха-затворника. Сейчас есть деревянный каркасный храм, а хочется построить большой, красивый, каменный, чтобы все желающие могли вместиться. И это — тот случай, когда приход, община уже есть, и есть, где молиться, но, вот... нужен новый дом.

А, вот, как Вам кажется... Мы говорили об общине, об образовании общины, о жизни прихода, как общины... вот, задача строительства нового дома — является таким объединяющим фактором для людей? Является ли тем, что может новых людей привлечь к этому общему делу? Вообще, общее дело какое-то, как, например, строительство нового храма — насколько важно для созидания общины?

О.Сергий:

— Это дело — объединяет многих. В принципе, оно, изначально, объединило людей вокруг этой идеи — построить храм. И так Господь постепенно... вот, разные люди участвуют в этом деле — и дети, и взрослые подключаются к этому.

Недавно мы расчищали там участок — дети приходили... и как-то эта, вот, идея распространяется. Получается, через эти общие труды, среди людей... да, это очень важно для нашей общины — вот, это стремление построить этот храм.

К.Лаврентьева:

— Да. И, ещё раз, напоминаем, что реквизиты для сбора пожертвований будут опубликованы на сайте радио ВЕРА — как раз, под записью нашей программы «Путь к священству» с отцом Сергием Васильевым. Программа выходит по вторникам в 20.00, и вы можете уже на следующий день её найти на сайте, и слушать в любое время, когда вам удобно. Там же будут и реквизиты.

Отец Сергий, о самом трудном мы поговорили. А что — самое радостное в священническом служении для Вас? Как-то... знаете... так... празднично и радостно хочется завершить нашу программу на хорошей, доброй ноте...

О.Сергий:

— Радость доставляет, когда... радость, наверное, всё-таки, от того, что есть общение с верующими людьми...

К.Лаврентьева:

— Ну, давайте, по-другому... Что, вот, действительно, даёт Вам силы жить? Что даёт Вам силы жить, на сегодняшний день? Жить, творить, радоваться, строить храм... что даёт больше всего ресурса?

К.Мацан:

— Это простой вопрос. Мне кажется, трудно говорить о радости — потому, что она — не объект, который перед нами, а она — воздух, которым ты дышишь. Она — условие всего существующего. То есть, она... как бы... сначала...

К.Лаврентьева:

— И она не даётся по требованию...

К.Мацан:

— Сначала есть она, а потом — есть вся остальная жизнь. Вот, мне так кажется. Нет?

К.Лаврентьева:

— Ну, вот... а сейчас вдруг нас слушает какой-то будущий священник, и ему важно услышать, что... вот... что будет хорошего и радостного в его священнической жизни, возможно, тоже?

К.Мацан:

— Я знаю, как спросить...

О.Сергий:

— Я, как-то, не задавал себе такой вопрос... вот... и я немножко-то растерялся, честно говоря...

К.Мацан:

— Смотрите... я по-другому это спрошу.

Меня, в своё время, поразила мысль одного священника. Он сказал про себя самого: «Я не знаю более свободного человека, чем я сам», — сказал про себя священник. И для меня, мирянина, эта мысль показалась парадоксальной. Наоборот, кажется, священник, который один раз обручился Церкви, и на всю жизнь это, и даже, если по каким-то перипетиям, он вдруг почему-то перестанет быть священником... там... не знаю... будет лишён сана, и так далее... что-нибудь такое... то он, по сути, не перестанет быть священником — вот, в природе, в бытии перед Богом. То есть, это — как брак. Может быть, только ещё жёстче. Поскольку, мы знаем, что браков может быть... даже Церковью несколько благословляться, а священство — это один раз на всю жизнь.

Священник подчинён своему епископу. Священника переводят с места на место, не спрашивая, в общем-то, его согласия. Ну, так... по инструкции если. Если хороший епископ, то спрашивает согласие. Но, в принципе, вот — как военный: поручили ехать туда, вот, на этот приход — езжай, служи.

Священник, в силу того, сколько у него обязанностей, не всегда может совмещать это с каким-то хобби, времени очень мало, обязанностей — много. И если в обычной жизни можно сказать: «Слушайте, я сейчас устал... и отстаньте от меня все... я ( инженер, журналист )... у меня сейчас отпуск!» — то священник, просто на уровне совести, понимает, что он не имеет права отказать, если его просят о помощи. И, как врач — вот, звонит пациент ночью, нужно ехать туда-то, потому, что, кроме тебя, никто не поможет, — так и священник.

Казалось бы, священник абсолютно подчинён внешним обстоятельствам и делу своего служения. А, при этом, человек говорит: «Я самый свободный на свете человек!»

Вот, Вы понимаете, о чём это? Вы чувствуете, что за этими словами стоит? Вы — так же чувствуете?

О.Сергий:

— Да. Я чувствую, что... вот... действительно, так.

Ну, а радость... радость от того, что... я могу быть полезен другим. И в деле... в очень важном деле — в деле спасения души. И живу ожиданием, надеждой, что все те люди, которые здесь, — с ними Бог даст и Пасху Небесную праздновать!

К.Мацан:

— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу!

Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» был протоиерей Сергий Васильев, настоятель храма преподобного Иринарха-затворника посёлка Борисоглебский в Ярославской области.

Ещё раз напомню, что община отца Сергия строит новый дом... вернее мечтает построить новый дом... сейчас есть деревянный каркасный храм во имя преподобного Иринарха-затворника — первый и единственный в мире, да?...

О.Сергий:

— Да.

К.Мацан:

— ... посвящённый этому святому.

Ну, вот, община хочет построить новый дом — большой каменный храм, и призывает всех, по мере сил, поучаствовать в помощи этому большому делу. А то, как эту помощь можно оказать — реквизиты храма — мы оставим на сайте radiovera.ru, на той же страничке, где будет опубликована запись этой программы.

В студии была Кира Лаврентьева, и я, Константин Мацан.

Спасибо! До свидания!

К.Лаврентьева:

— До свидания!

О.Сергий:

— Спасибо! До свидания!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем