
У нас в студии был настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве священник Иоанн Новиков.
Наш гость рассказал о своем пути к священническому служению, как на этот путь повлияли его родители и известный духовник архимандрит Кирилл (Павлов), и как в своей жизни видит постоянную поддержку от Бога.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева
— Светлый вечер на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева, и я представляю вам нашего гостя. У нас в студии священник Иоанн Новиков, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, ответственный по вопросам физической культуры и спорту в западном викариатстве. Здравствуйте, отец Иоанн!
свящ. Иоанн Новиков
— Добрый вечер!
Кира Лаврентьева
— Спасибо вам большое! Знаю, что вы не просто к нам добирались. Знаю, что едете из Курской области, о чём сказали перед записью. Можно, наверное, с этого как-то и начать, раз мы про Курскую область говорили. Как вы там оказались, и, может быть, кому-то нужны сегодня молитвы наших слушателей?
свящ. Иоанн Новиков
— Да, сейчас сложные времена, и, конечно, невозможно так, чтобы одна часть общества была в таком сложном положении, а другие, находясь вдали от тех мест, где летают пули, где страшно и царит смерть, жили спокойно, как будто бы их это не касается. Поэтому со многими подразделениями, со многими защитниками Отечества мы дружим, стараемся поддерживать, окормлять духовно. И вот буквально недавно совсем такой поступил запрос к нам в храм, к нашему батюшке, отцу Максиму, который окормляет тоже одно подразделение морской пехоты. Запрос заключался в том, что в медицинском отделении штурмового подразделения там разбомбили все машины, которые вывозят раненых с поля боя. И так получилось, что вывозить ребят просто не на чем. И они на протяжении уже 2-3 дней просто лежат ранены и ждут эвакуации, да, и вот с Божьей помощью как-то вот в храме нашлись люди, которые помогли собрать средства, купили вот такую транспорт, машину, буханочку, ну и передали вот ребятам для того, чтобы спасти жизни. На самом деле это очень было такое трогательное событие, когда мы передавали, потому что они говорят, что вот эта вот, кажется, такая уже пошарпанная машина, она спасет многие жизни. То есть, когда, конечно, видишь это, то как-то немножко меняется сознание, да, потому что вот нам сейчас, живущим здесь в таком благополучии, в каком-то комфорте, да, вот сложно представить, что там происходит, вот, но вот когда пообщаешься с ребятами, то, конечно, понимаешь, что тоже должен как-то принимать участие и молиться о том, чтобы все это закончилось более усердно, да. Ну и вот такими вещами, медикаментами, гуманитарной помощью, вот чем можем послужить, мы просто обязаны, я так считаю, вот, поддерживать, да, потому что испокон веков так было на Руси, и этим и стоит и будет стоять Россия, да, потому что в трудные времена всегда люди объединялись вокруг общей беды, и с Божьей помощью, через покаяние, молитву, беда эта уходила. Поэтому, ну, вот такое дело сделали, да. Будем продолжать молиться, да, вот о наших защитниках.
Кира Лаврентьева
— Спасибо, отец Иоанн. Спасибо. Поговорить хотела с вами о пути к священству, о пути в священстве и о каких-то осмыслениях ваших личных, связанных с этим. Вы сын священника и сами стали священником. Но я вижу по биографии вашей, которая открыта, официально выложена в интернет-пространстве, не сразу, отец Иоанн, вы же стали священником не сразу. То есть вы получили сначала светское образование. Вот почему так? Почему? То есть вы думали ещё, становиться ли священником или нет? Самоопределялись или с чем это может быть связано?
свящ. Иоанн Новиков
— Нет, на самом деле, вот сколько я себя помню, вот столько я и мечтал, и хотел быть священником, с самого детства. Не помню ни дня, чтобы я о чём-то другом мечтал, какие-то другие выбирал направления. И действительно, если вспоминать детство, то это самый такой благодатный период, наверное. И недаром Господь в Евангелии говорит, будьте как дети. Потому что в детстве особенно чувствуется близость Божия и вот эта радость от причастия, когда ты выходишь из храма и как будто бы земли не чувствуешь. И, конечно, определяющим для меня в выборе этого пути был пример моего отца. Отец у меня священник вот с 91 года, и хоть мы и москвичи, но когда отец готовился к священству, он работал в издательском отделе Московской патриархии. В Москву приехал митрополит Симон Рязанский и Касимовский и узнал, что есть человек, который готовится принять священство, и просто пригласил отца помочь. В то время в Рязанской митрополии совсем было мало священнослужителей. Ну и отец принял это как такой призыв, как Господь призвал апостолов. И отправился на служение. И первый приход моего отца был, знаете, вот как в каких-то сказках или таких вот былинах. Это храм, в который отцу нужно было добираться из Москвы на электричке, на какой-то полустаночке выходить. Там 5 километров через поле, потом речка вброд, потом через лес. Вот. И вот так вот выходишь к храму. А храм этот, он не закрывался во время революции. Очень известный храм. У него есть книги. Это Шиловский район Рязанской области. Храм в Срезнево. Вот. Там чудотворные иконы Божьей Матери. Там два священномученика, которые пострадали за веру. И интересно, что когда пришла революция, то матушки монахини, они затворились в этом храме, и все вот эти годы просто пережили, живя вот в храме. И мы, дети, застали этих матушек. Им было по 90 лет, вот я как сейчас помню.
Кира Лаврентьева
— Прямо в храме жили?
свящ. Иоанн Новиков
— Да, прямо в храме жили.
Кира Лаврентьева
— И никто их оттуда не пытался выдворить?
свящ. Иоанн Новиков
— Никто не выдворял, ну, каким-то чудом, видите, Господь хранит своих таких вот избранников и, знаете, большое счастье, когда ты в жизни встречаешь на пути вот таких людей, которые полностью себя посвящают Богу. И вот видя этот пример, видя вот эту радость жизни с Богом, конечно, вдохновляешься этим примером.
Кира Лаврентьева
— Хочешь так же.
свящ. Иоанн Новиков
— Хочешь так же. Хочешь так же, да. И как-то вот выше этого, правда, ничего я не видел в жизни. А священник для меня вот, как вот отец служил, отец сам забирался на колокольню, красил купол там, да, колотил забор. Помню, такое сравнение могу привести. Вот уже когда отец служил в городе Новомичуринске, там храм в честь иконы Богородицы «Нечаянная Радость». И мы там жили уже не в доме деревенском, а уже в квартире, большой двор. Там много ребят во дворе, все мы там дружим, играем в футбол, ездим вместе на речку на велосипедах. Ну вот допустим пример отца, да вот мой отец сколько он делал добра для людей. Он всех мальчишек этих собирал, для нас устраивал поездки, походы. Он организовал при храме военно-патриотический клуб. И вот детство, действительно счастливое детство, в дружбе, в каких-то приключениях, в отрыве от дома, потому что у нас лагеря были детские, военно-патриотические. Мы жили на полигоне ВДВ целый месяц. Была казарма солдат, срочные службы, там офицеры вместе с ними. А рядом казарма наш лагерь детский. У нас полностью был распорядок дня, как у военнослужащих. Все занятия, стрельбы. В 12 лет я уже стрелял со ствольного гранатомета, из снайперской винтовки СВД. Ну, то есть такое детство мальчишечье такое насыщенное, интересное. И, конечно, вот эта вот благодарность и пример того служения священнического, которое было перед глазами, сколько много можно сделать добра людям. Отец, он заботился не только о детях, он для бабушек в храме купил какой-то старый автобус, курган такой, может, даже не слышали такого названия, да, вот он там иногда ломался, всегда было чудом, доедет он или не доедет, вот, и вот приход наш во главе с отцом, вот, объездили всю Рязанскую область, по всем святым местам, может быть, даже и за пределы Рязанской области. Ну, вот такое дело, уже для другого возраста. И бабушки, конечно, они там, на самом деле, уровень жизни такой средний, наверное, да. И не каждый может позволить себе паломничество, да. А вот отец, и была там, знаете, такая традиция, что вот на привале, на полпути разворачивалась скатерть такая большая, ставились самовары, каждая бабушка там пирожков напечет, блинов каких-нибудь. И вот такая вот община, вот это вот, все это в таком каком-то добром расположении, паломничество, путь вот этот обратный. Едем, я как сейчас помню, весь автобус поет молитвы, наполненные благодатью, вот этой радостью. Ну и как-то вот, видя вот это добро, что ли, да, тоже хотелось быть похожим на отца и тоже дарить добро людям. Через все эти дела открывать Христа для людей. Это же, наверное, самое главное. И Господь апостолов отправляет на проповедь по всему миру. Это есть то, когда мы делимся самым главным сокровищем. Это вера наша, вера в Бога. Поэтому, не знаю, наверное, выше этого что может быть? Мне кажется, ничего.
Кира Лаврентьева
— Да, вы, наверное, самые важные вещи говорите для человека, но просто бывает так, что сыновья священников, дети священников, они несколько страдают от того, что папы нету дома, от того, что в приоритете у него всё равно церковь. То, что женат, он, по сути дела, всё равно на церкви. Жена и дети, слава Богу, есть, но они уже, естественно, не на первом плане в каком-то таком житейском смысле этого слова. И, наверное, нужно тоже уметь над собой приподняться, чтобы увидеть весь труд отца. Всю его любовь, да, к Богу.
свящ. Иоанн Новиков
— Знаете, мне очень повезло, слава Богу, у нас многодетная семья, у моих родителей три девочки, три мальчика. И я бы не сказал, что...
Кира Лаврентьева
— Все такие обиженные.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, наоборот, мы были включены в это служение все, и мама всегда рядом с отцом, и тоже немаловажно сказать о том, как тоже мама повлияла с этим выбором священства. Я всегда видел, что она молится за нас. Нас родители никогда не заставляли вставать на молитву, никогда не тащили в храм и давали какую-то свободу в этом плане, но сами выполняли всё в очень большой строгости по отношению к себе. Но эта строгость была растворена любовью. Мама приходила после службы и прямо сияла после причастия. И ты чувствовал, что хочешь быть тоже таким. Вот. И помню такой момент, когда вот уже начал подрастать немножко, уже какие-то вопросы стали возникать. Просыпаюсь в воскресенье, в постели так вот лежу, дома никого, все в храме. Меня совесть обличает. Как же так сейчас? Отец там служит, мама на клиросе, братья, сестры там тоже, наверное, в храме, а я тут разлегся. Поднимаешь себя, бегом в храм, глаза в пол опустил, мимо бабушек всех проходишь, подходишь к престолу, подходишь к алтарю, отец так посмотрит добрым взглядом, ну пришел, молодец, и все, вот ты счастливый тогда. Потом был период тоже такой уже подростковый, и помню, когда... то что я сейчас говорил это были такие детские мечты, как-то все вот так казалось просто, все так в таких каких-то светлых красках, все так, потом уже лет в 16, наверное, уже как-то надо было по-другому на это взглянуть, и вот тоже Господь направил в удивительное место меня. Тоже все через такие удивительные совпадения. Я занимался футболом, получил травму серьезную. И все мои ребята играли в чемпионате, а я в прямом смысле с костылем ходил и скучал. Сестра моя училась в училище сестер милосердия владыки Пантелеймона. Там был у них трудовой лагерь. Молодежь заготавливала сено для лошадей, для детского дома. Батюшка, отец Иоанн Захаров, он у вас был, кстати, тоже, да?
Кира Лаврентьева
— Да.
свящ. Иоанн Новиков
— И вот он собирал ребят, там палаточный храм был, служил литургию. И вот там я встретил как раз матушку свою, в лагере. И вот я поехал, сначала я так, меня сестра позвала, я так, да что там делать с вами, с такой православной молодежью, что там с вами, с такой православной молодёжью, что там с вами интересного? Ну, такое уже у меня было.
Кира Лаврентьева
— Скептицизм такой юношеский.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, да, да. В общем, сначала мы в один лагерь съездили, потом отправились на Валаам. И вот там я встретил, конечно, пример отца Иоанна очень повлиял на меня. На Валааме я встретил отца Георгия, это монах Георгий Иванов, который разбился, тоже очень известный такой монах. Он был начальником фермы.
Кира Лаврентьева
— Громкая история была.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, вот в нем, знаете, я увидел, ну просто вот, не знаю, небо увидел в этом человеке. Это просто безграничная любовь. И я помню, мы там послушались на ферме, кололи дрова. Это просто море дров. Девочки пропалывали грядки свеклы. А по ночам мы дежурили на свекольном поле, чтобы отгонять лосей, чтобы они не топтали, не ели. Такая знаете романтика. И за время послушания вот этих вот мы с отцом Георгием часто говорили о выборе пути. Ну и вы знаете, Господь посылает людей, которые так могут подсказать, направить. И вот с Валаама я вернулся уже, так вот уже определился не по-детски, а вот именно так по-взрослому, что всё уже точно другого пути нет. Но, конечно, очень важно сказать о том, что у моих родителей духовник архимандрит Кирилл Павлов. И так, конечно, может сказать пол-России, наверное, да?
Кира Лаврентьева
— Как и про старца Илия.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, но отец Кирилл, он действительно принимал самую непосредственную часть в жизни нашей семьи. У мамы сохранилось много писем от отца Кирилла. Мы к нему ездили каждые две недели либо в Лавру, либо в Переделкино. Отцу он подарил Епитрахиль на Хиротонию, благословил на священство. Тоже благословил брак родителей. Про всех детей он сказал, кто кем станет, когда вырастет. Про меня сказал, будет священнослужителем. Хотя я на тот момент был, знаете, таким, может, не самым прилежным мальчиком. Вот. И вот это вот тоже, ну, наверное, какой-то опыт, может быть, да, вот, общение со святым человеком, со старцем, да. Вот, конечно, это в детстве все было, вот, но это как-то открывало вот этот мир веры, вот, и было точное осознание, вот, что самое главное, ну, это вот быть с Богом, вот, через пример таких вот людей, которых вот Господь посылал на моем пути. Еще интересно тоже сказать, ну, если говорить про тех людей, которые вот как-то меня подкрепляли на пути, когда меня рукоположили, после семинария я получил распределение служения в Сибири. Я представлял себе, что у меня будет землянка, будет приходить медведь ко мне, ну, как-то вот такие суровые условия какие-то, да. А попал я в город Когалым, там, это...
Кира Лаврентьева
— Подворье Пюхтицкого монастыря.
свящ. Иоанн Новиков
— Подворье Пюхтицкого монастыря, да. Причем интересно, что когда я туда приехал, я вот хожу по храму, он там очень красивый, корпуса монастыря, и везде портреты отца Кирилла. Я так удивляюсь, так почитают батюшку здесь. А потом спросил у матушек, они говорят, а отец Кирилл, он духовник нашего монастыря. То есть, ну, вот я попал, можно сказать, в семью к себе, да. То есть, это все матушки-монахини, которых благословил на монашеский крест, вот именно отец Кирилл, да. То есть, ну, духовное такое родство было с ними. Вот. И особо, конечно, можно сказать про тот период служения. Это первый приход, первый храм. Да. И вот встреча с настоятельницей, монахиней Ксенией, которая тоже очень поддержала в связи с заболеванием ребёнка нашего. То есть, представляете, я сейчас смотрю назад, и вот явно видна рука Божия, как Господь ведёт и направляет, казалось бы, за три тысячи километров с лишним туда, где найдутся люди, которые тебя поддержат. Потому что там была поддержка, в первую очередь, конечно, молитвенная, духовная, там монахини такие подвижницы. Ну и вот матушка, она полностью нас взяла под крыло. И вот первые вот эти самые важные моменты лечения, которые нужно было делать, вот тоже это всё такая помощь была. Ну и конечно, опять же пример вот такого ревностного служения, горения веры, вот там главное сокровище тех краев — это не нефть, черное золото, а люди. Сибиряки — это особый народ, конечно, и мы до сих пор поддерживаем связь, я летаю туда иногда. Вот. Ну, что-то я заговорился, да. Может быть, что-то вы направите куда-нибудь.
Кира Лаврентьева
— Отец Иоанн, я так чувствую себя, знаете, в лодке, которая плывёт по тихой реке. Мне даже не хочется вас беспокоить своими вопросами. Но вы говорите ведь о таких, наверное, сквозных вещах, главных вещах жизни христианина. Вы сказали, что, оборачиваясь назад, вы везде чувствуете руку Божью. И ведь действительно это так, когда человек замечает, что вся его жизнь, при условии, что он Богу доверяет, или хотя бы старается доверять, вся его жизнь пропитана вот этим счастьем промысла Божьего, он уже всё больше и больше учится как-то отстраняться от своих собственных страхов, тревог и сомнений. И даже в трудные времена вот этот его личный маленький опыт, маленький, но крайне важный в присутствии, знаете, даже нет, по-другому, маленький, но такой вот личный опыт наблюдения присутствия Божьего в своей жизни, он настолько важен, что ты уже не тревожишься сильно о каких-то вещах.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, вы знаете, вы сказали, наверное, самое главное. Мы сегодня говорим о священстве, а священство берёт свое начало от апостолов. И как апостолы они же оставили все свои лодки, сети, дома и последовали за Господом. И вот, наверное, у священника должен быть такой настрой и доверие Богу. должен быть такой настрой и доверие Богу. И если человек решается сделать шаг, эту руку не отстраняет, а наоборот берется за Господа, то Господь устраивает чудесным образом. Все вот эти сомнения, они разрешаются, и наоборот, ты получаешь гораздо больше, чем мог бы сам какими-то своими человеческими усилиями, какими-то рациональными решениями что-то для себя получше устроить. Казалось бы, Господь, если ты доверишься Богу, Он даст гораздо больше и, как говорится, у Бога милости много, да, вот, лишь бы только мы следовали за Ним.
Кира Лаврентьева
— Но ты при этом должен чувствовать, когда нужно отстраниться от своей собственной головы. То есть это такой тонкий момент, не сравним безумию, а сравним доверию промыслу Божью и недоверию своему собственному уму. Это же такой, знаете, вот очень тонкий момент, но он крайне важен.
свящ. Иоанн Новиков
— Ну, знаете, вот самое главное для священника — это служение литургии, да, и если у тебя есть возможность служить литургию, то у тебя есть самое главное в жизни, вот, а все остальное приложится, как говорит Господь, и я помню, меня немножко даже отговаривали там от командировки там, да, вот туда, в Сибирь, вот, я говорю, ну, я же еду служить литургию, значит, там будет Господь, значит, все будет хорошо. Вот. Это главное сокровище для нас, да, и на этом, мне кажется, строится наша жизнь, не только, причем не только для священников, но и вообще для каждого христианина.
Кира Лаврентьева
— Мы о каких-то очень прикровенных, очень таких личных и важных вещах для отца Иоанна и для вообще любого христианина, наверное, говорим сейчас. И отец Иоанн, конечно, я вот слушаю вас и размышляю. Сейчас так много разговоров у людей думающих, у людей, ну просто, видимо, я вот среди, мне посчастливилось общаться вот с определённым вот таким вот, наверное, количеством людей, которые заботятся о своём смысле жизни, заботятся о том, зачем они живут, заботятся о своих целях каких-то, да, в том числе как христиан, христианских целях, духовных целях. И это очень ценно и важно. И я вот думаю, но ведь у священника, наверное, то же самое. Мы миряне думаем, что стал священником, вот и хорошо, вот и исполнил волю Божию о себе, ну и вот служи и радуйся, да, и как бы, казалось бы, сверхцель своей жизни ты уже исполнил. Но ведь сейчас, размышляя об этом, я подумала о том, что это ведь тоже начало некого нового пути, рукоположения. И пастырство — это тоже путь, просто он не на том уровне находится, что путь светский, но там наверняка тоже есть свои вопросы, свои задачи. Я не предлагаю вам сейчас их открывать. Я скорее хочу поговорить с вами о сверхцелях, да, как это принято сейчас говорить у разных коучей, психологов, но я не с этой целью. Действительно, вот о каких-то задачах самых высоких для священнослужителя в наше время. Какие они? Как вы думаете? Когда церковь пока, слава Богу, не гонима, когда нет задачи выжить и выстоять, и как бы, да, продержаться, продержаться, не отказавшись от Евангелия. Какие сейчас стоят задачи в наши дни?
свящ. Иоанн Новиков
— Я думаю, что, знаете, мы живем в то время, когда вера в русских людях, вот этим 70-летним гонением советской власти, она просто была, ее просто выжгли. И очень много людей, которые считают себя православными, они, к сожалению, не знают вот этой радости. Что значит в храм ходить, не просто свечку поставить, а участвовать в таинствах. И мне кажется, что для нас, христиан, как и во все времена, нужно судействовать о живом Боге, о живом общении с Ним. И как вот говорит апостол Павел, для эллина я был эллином, для иудея иудеем, для того чтобы спасти хотя бы немногих. И вот, к примеру, одно из моих послушаний, которое от Святейшего Патриарха мне благословлено, я вот являюсь ответственным за спорт в Западном викариатстве. Казалось бы, как-то звучит так, какой спорт в церкви, что это такое. И, кстати, некоторые батюшки даже так удивляются этому и где-то даже пытаются меня...
Кира Лаврентьева
— Отговорить.
свящ. Иоанн Новиков
— Отговорить, да. Но много очень людей приходят к Богу через простую жизнь. И поэтому надо выходить к людям. Я могу рассказать пример про нашего общего знакомого, который как раз меня на эту передачу, я так понимаю, спродюсировал. Он учится вместе с вами сейчас, да, получает духовное образование, да. А я когда как раз служил в Сибири, чтобы там совсем не... Там же морозы, снега. Чтобы там совсем как-то физическую форму... не замерзнуть. В общем, я иногда приходил поиграть еще по детскому своему такому... Люблю я футбол, если откровенно сказать. Почему? Не ради каких-то там этих кубков, побед, а ведь это командная игра, и в футболе можно проявить и мужество, можно проявить и взаимовыручку. Вот представьте, стоим мы напротив другой команды перед началом матча, смотришь на них, и страх вкрадывается. Это я сейчас рассказываю, так, конечно, простые вещи, да. Вот, а поворачиваешься к своей команде, а тут стоят твои ребята, и взглядом от них такая сила исходит. И ты понимаешь, да, мы сейчас победим, мы поборемся. Вот. Мне кажется, для мужчины дух борьбы какой-то, он все-таки должен, должно быть что-то такое. Где-то реализовываться. Понятно, что это не сравнится с теми защитниками, которые сейчас несут подвиг, но все равно, мне кажется, такая потребность есть. И вот, значит, я иногда приходил играть с местными жителями, с сибиряками, даже иногда участвовал в турнирах там, попал в хорошую команду. И вот однажды представляет такая картина. Заканчивается вечернее богослужение, уже последний исповедник от меня отходит, и вдруг в храм заходит такой мужчина молодой в пиджачке, с галстуком. Я так издалека смотрю и думаю, ну вот сейчас подойдет, скажет, батюшка, я первый раз на исповедь. Я так думаю, а я уже домой собрался. Это я, конечно, так утрирую, сейчас шучу. Но он подходит ко мне и говорит, батюшка, а сыграйте за нашу команду в футбол. У нас команда хорошая собирается, мы будем претендентами на чемпионство. Я говорю, точно вы пришли задать этот вопрос, да? Он говорит, ну да, я видел, как вы играете. Я ему говорю, а вы знаете, сейчас Великий пост идет. В пост я вот в турнирах не участвую. Ну, раз вы пришли, может быть, давайте о Боге поговорим. И вот представляете, этот человек кается со слезами на глазах. Первый раз в жизни вот так вот. Мы с ним еще час, наверное, полтора разговариваем. И у него полностью меняется жизнь. Он становится алтарником в храме. Сейчас он возглавляет добровольческую группу «Дари добро». Эта группа отправляет посылки, ну, я бы сказал, даже по всей России. Помогает бездомным, пожилым людям, то есть там вот столько всего, да, и вот, представляете, он пришел для того, чтобы позвать поиграть в футбол батюшку, но в итоге та команда даже не состоялась, то есть он был капитаном той команды, но вот так вот он остался в церкви, вот, и сейчас он получает духовное образование в Троице-Сергиевой лавре. То есть вот футбол к чему может привезти.
Кира Лаврентьева
— Да запросто вообще.
свящ. Иоанн Новиков
— Поэтому, да, поэтому надо выходить. И много примеров, когда вот так вот какое-то мероприятие проведешь с людьми, как-то пообщаешься, так по-доброму, да. У людей, к сожалению, такой стереотип, что батюшка — это какая-то недосягаемая такая личность, что не подойти, не подъехать там никогда. А ведь это не так. Священник, его же неспроста называют отец, да. Он должен как отец быть. Если говорить про святых, то Иоанн Златоуст, его знали все бедняки в городе. Все считали его своим самым лучшим другом. Все заключенные, все вдовы. Также, наверное, отвечая на ваш вопрос, нужно как-то, мне кажется, выходить людям и все-таки вот эти стереотипы как-то вот пытаться их разрушать и рассказывать о том, что есть церковь на самом деле. Потому что вот вся вот эта какая-то пропаганда там советской власти, она все-таки взяла свое, и вот надо сейчас об этом свидетельствовать. А люди очень искренние, очень хорошие, и действительно они считают, что поставить свечку — это исполнить долг всей своей жизни.
Кира Лаврентьева
— Потому что это очень много по сравнению совсем ни с чем. Если совсем не ходить, то действительно прийти, сделать над собой усилие и поставить свечку, это тоже поступок.
свящ. Иоанн Новиков
— Из-за этого может помиловать Господь, потому что это от сердца, это искренно. Но можно же эту радость общения с Богом уже и здесь приобрести. Ведь Господь говорит, что Царство Небесное внутри вас есть. То есть уже здесь, на земле, мы можем быть причастниками вот этой радости жизни с Богом. И как вот апостолы, они приходили в селения, языческие какие-то там, совсем далекие, разные, приходили, говорили людям, очнитесь, Господь победил смерть, воскрес, Царство Небесное открыто, да, вот так же и нам, наверное, надо. Каждый по своему таланту, кто-то через науку, кто-то через тот же самый спорт, кто-то через музыку, через какие-то поездки, ну вот, мне кажется, что на месте нельзя сидеть. И сейчас самое такое благоприятное время, как вы сказали, вот к такой проповеди. И патриарх Кирилл, он очень за это переживает. И вот сейчас многие такие вот отделы появились, да. И молодежный отдел очень активный, и, ну, социальное служение, понятно, ну, вот я говорю, что даже спорт, да, вот, сейчас есть отдел по военному служению, кормление тюрем, то есть церковь, она вот по всем вот таким вот фронтам трудится, ну, вот, и это, конечно, очень радостно, да.
Кира Лаврентьева
— Отец Иоанн, расскажите, пожалуйста, историю, которую вы рассказывали святейшему патриарху в ковидные времена, когда вы причастили священника в день его хиротонии. Мне кажется, нашим слушателям это, конечно, будет полезно и важно услышать.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, это такая отдельная тема, и, конечно, особенно хотелось бы, в первую очередь, рассказать про тех священников, которые действительно там в группе вот этих вот больничных капелланов, да, вот они и ночные дежурства несут, и сейчас эта группа так вот совершает. Кто-то говорит про церковь какие-то, может, не самые хорошие вещи. А если хотите, я могу вас познакомить с такими замечательными батюшками.
Кира Лаврентьева
— Хотим очень.
свящ. Иоанн Новиков
— Которые просто жизнь свою отдают для того, чтобы поддержать, кого-то утешить, посетить, согреть любовью. И вот так Господь сподобил меня, что я хоть совсем немножко, на самом деле там про меня мало что можно сказать, но вот приобщился вот к этому служению тех батюшек таких героических. И в те годы, когда буйствовал ковид, а сейчас, может быть, кто-то скажет, что это как-то, может, это было и не страшно, какие-то прививки там, что-то там, вот всё это, да. А на самом деле, когда оказываешься в красной зоне, когда люди лежат просто штабелями, как будто идёт война, и кому-то не хватает мест в палатах, они лежат чуть ли не на креслах, когда вот самое трудное было, и умирают от того, что просто им никто не может дать воды, просто глоток даже. Вот серьёзно, я такие встречал истории, особенно когда выезжал в Подмосковье, в Красную зону, то есть там первое время это всё так неожиданно случилось, и просто не были готовы к этому. И вот про ту историю со священником, ну, опять же, вот про руку Божью такую, да, вот, я помню, это был праздник, наверное, Вознесения или Преображения.
Кира Лаврентьева
— Преображение 19 августа. Я просто недавно перечитывала.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, Преображение, да?
Кира Лаврентьева
— Да, я запомнила.
свящ. Иоанн Новиков
— И вот я отслужил литургию, и как-то вот так вот радостно было. Праздник такой великий, да, и ну как-то... Ведь радость, она же умножается делением. Хочется ей поделиться. Вот, и я думаю, ну нет, я причастился, надо кого-то причастить еще, поделиться этой радостью. И запасные дары взял, снарядился в госпиталь, который тогда мне владыка Пантелеймона благословил окормлять. И поехал. Обычно нам сёстры милосердия заблаговременно составляют маршрут, по которому священник ходит. Там люди уже готовятся к причастию, уже осознанно подходят к таинству. А здесь я просто поехал и пошёл в реанимацию. В реанимации всегда есть люди, которые на грани смерти находятся, и там уже... И вот представляете, я захожу в реанимацию, и вот прям издалека метров за 5-7 вдруг на меня смотрит человек и начинает прям рыдать в полный голос. Я думаю, что же я такого плохого сделал? А я иду, у меня епитрахиль, у меня вот этот костюм, очки, но епитрахиль сверху. То есть это видно, что идет священник. Я подхожу к нему и говорю, что же вы так плачете? А он мне рассказывает, вот он говорит, я тоже священник, и сегодня у меня день хиротонии. Я, говорит, лежу и понимаю, что я должен быть сейчас в храме, что в свой день, когда меня Господь сподобил священство, как хочется причаститься. И вдруг, вот в этот момент появляетесь вы, ну, появляется Христос, да, потому что священник, он идет со святыми дарами. Вот, и вот он причащается, и мы вместе там поплакали, ну, вот такие вот чудеса, да. Вот, поэтому, и когда ты вот понимаешь, видишь все это, ведь Господь же услышал его молитву, да вот, представляете вот так вот оказаться, вот этот ковид и все эти реанимации. Одно из самого страшного, что там было — это то, что человек остается один, то есть к нему не могут прийти родные, не могут как-то его поддержать, что-то ему сказать, сделать. Там в реанимации забирают телефон. Ну, понятно, что человек сам не в состоянии даже там что-то писать, когда так тяжело. И там вот особенно чувствуется вот эта потребность в священнике. В первую очередь, потребность в Боге, конечно.
Кира Лаврентьева
— Отец Иоанн, ну там, знаете, какой есть момент, конечно, знаете. Помните ли вы, что когда вы служили литургией, вы потом, действительно, вот вы сказали, что хотели поделиться радостью, вы почувствовали, что туда надо идти. То есть в этот день, по-моему, что-то такое, что вы не должны были идти.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, да, я не собирался.
Кира Лаврентьева
— Вот это очень важный момент.
свящ. Иоанн Новиков
— Я не собирался тогда идти и не планировал с вечера. Я думал, ну, как-то вот отправлюсь домой. Ну, на самом деле...
Кира Лаврентьева
— Другие планы, в общем, были совершенно, да.
свящ. Иоанн Новиков
— Если что-то напутал, простите.
Кира Лаврентьева
— Так, отец Иоанн, я вот как раз хочу спросить об этом, что я буквально вот каждый день, через день сталкиваюсь с какими-то такими историями, когда человек вот чувствует, ну каждый день, конечно, преувеличиваю, но бывает очень часто, особенно в наше время, непростое, когда человек чувствует, что ему нужно что-то сделать, вот такое вот богоугодное. Это может быть вообще всё, что угодно. Помощь какому-то человеку. Там, я не знаю, написать кому-то письмо, позвонить, узнать, как он себя чувствует. Там, я не знаю, пойти куда-то, там, я не знаю, кому-то помочь. Он идёт, сам не знает зачем, потом приходит, а там человек нуждается в помощи. Вот, отец Иоанн, но при этом святые отцы учат нас себе слишком уж не доверять, потому что будешь себе доверять больше, чем Богу, влетишь в прелесть просто вот на волшебных санях. И, наверное, вот этот вот глаз хлада тонко, который в душе, и который именно Божий, его человек, хотя бы стремящийся жить духовной жизнью, он вряд ли с чем-то может перепутать. Но мы всё равно должны говорить об этом, потому что чрезмерное доверие своим ощущениям, оно тоже очень так вот опасным может быть.
свящ. Иоанн Новиков
— Конечно, опасным. Я думаю, что в духовной жизни обязательно должен быть духовник, обязательно должна быть молитва, да, вот, обязательно все эти дела должны совершаться со смирением, вот, и должна быть работа над собой, осознавание своего недостоинства, своих вот этих вот каких-то таких моментов, внимай себе, да, как говорят святые отцы, вот, и чувства, как мы знаем, они обманчивы. То есть это не чувственная сторона души, это...
Кира Лаврентьева
— Духовная ее сторона.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, это больше, наверное, духовная. Но на самом деле, так если строго сказать, то ничего особенного-то и нет в этом. Это просто мой долг. Тут не то, чтобы я пошёл, меня направили. Просто это мой долг. Я должен это делать, этим заниматься. И сверх чего-то... Помните, как неключимый раб, да? Вот я так про себя сказал, что я должен... Я сделал то, что я должен был сделать. Вот, и всё. И никакой заслуги в этом нет.
Кира Лаврентьева
— Ну, отец Иоанн, я тут, знаете, скорее о чём говорю? Я говорю о таких каких-то очень таких внезапных проявлениях вот этого чутья. Мне недавно коллега рассказывал, что у него свёкор каждый день ходил с работы на завод одной и той же дорогой. Туда-сюда, туда-сюда. Он никогда не уходил с этой дороги, никогда. Это было ещё в советское время. И тут он идёт-идёт, человек не церковный. И чувствует, что ему срочно надо, срочно прогуляться. Такого никогда не было, ни до, ни после. В смысле прогуляться? То есть, понимаете, да, мозг советского человека, он, в принципе, мог быть настроен очень конкретно. Дом, работа, дом, работа, там, по выходным дача, ну, к примеру. А тут прогуляться, ещё и в какую-то не очень приветливую погоду. Он идёт прогуливается и видит, что где-то там сидит, чуть ли не на помойке, простите, но я могу путать, но в каком-то таком, знаете, месте неприглядном или вот в каком-то заброшенном сидит, Господи, помилуй, если я сейчас неправильно пересказываю, но я вот от чистого сердца, что там сидит священник, который только что выпустили с мест не столь отдалённых, ну, советское время, ссылка. И он вообще не знает, куда ему идти. То есть он мог там замёрзнуть, зима была в Сибири, мог замёрзнуть, мог попасть в беду, его могли обокрасть, убить. Ну, вообще всё, что угодно могло быть. И вот он сидел в ужасе и не знал, куда ему деваться, и только на Бога уповал. И вот этот прекрасный человек, который шёл с завода, единственный раз в своей жизни свернул прогуляться. Я вот об этом говорю отец Иоанн. Да, с одной стороны, да, это мой долг. Но понятно, что долг да не долг. Вы в тот день тоже планировали домой поехать. Это тоже был бы ваш долг.
свящ. Иоанн Новиков
— Но здесь две стороны надо отметить. Вспомнился пример из жития святителя Николая Казахстанский. Помните, когда он тоже был в ссылке, он был брошен всеми, сначала жил, вот его отправили в Казахстан, выбросили из поезда на платформе в одном подряснике и все, куда идти? Никуда не пойдешь. В итоге его приняла какая-то добрая бабушка, он жил в хлеву со свиньями, епископ, представляете, митрополит. Потом сильно заболел, настолько сильно заболел, что его еле как-то выходили. И к нему Господь направил даже не православного человека, а какого-то местного чиновника, казаха. Вот так вот направил, как вы рассказываете, он его взял под свое крыло, выходил, вот. И потом святитель Николай становится митрополитом того места, где он был в этом изгнании. И, конечно, Господь так направляет помощников, да, и даже, видите, даже неправославного человека к нему направил на помощь. Но здесь тоже это первое, что хотел сказать, а второе, я помню, когда только начал служить, у меня было такое горение, такое дерзание, я кидался спасать всех, мог просидеть на лестничной площадке с каким-нибудь человеком, там уже за полночь, его там выслушивать какие-нибудь крики души, которые совсем никому не нужны, потом как оказывалось. А у меня семья там брошена. А потом ко мне приехал мой такой духовный тоже друг, сейчас он иеромонах Макарий в Николо-Греческом монастыре. И он мне прямо, знаете, подзатыльник так дал, говорит, ты что? Спасает Господь, а не ты. Спасает Господь.
Кира Лаврентьева
— Ну, то есть нельзя думать про себя там.
свящ. Иоанн Новиков
— Нельзя вот что, вот если я сейчас ему не помогу, то он сейчас тут погибнет. Вот этому надо помочь, вот эAтому. О каждом человеке промышляет Господь. Вот, а ты молись, да, и делай, в первую очередь, то, что тебе Господь поручил: семья, храм... А если какие-то ситуации нужно будет, то направит Господь. Помните, как явление казанской иконы Божьей Матери было? Матронушке, девочке, сначала явилась Богородица. Так три раза являлась. Вот. Ну, если надо, то точно станет ясно, куда Господь направляет.
Кира Лаврентьева
— Ну, то есть, это тоже, да, такое, батюшка, духовное рассуждение?
свящ. Иоанн Новиков
— Духовное рассуждение, да.
Кира Лаврентьева
— Где мы должны включаться, а где любовью будет как раз не включаться.
свящ. Иоанн Новиков
— Да.
Кира Лаврентьева
— Это такая тонкая тоже грань. И равнодушие не проявить, и спасательство слишком на себя не брать.
свящ. Иоанн Новиков
— Да, очень верно сказали.
Кира Лаврентьева
— Спасибо, отец Иоанн. Спасибо вам огромное. Мне ещё очень хочется много чего у вас спросить, но, к сожалению, наш Светлый Вечер подошел к концу. Мы очень надеемся, что вы еще к нам как-нибудь обязательно придете. Хочу напомнить нашим слушателям, что в гостях у Светлого Вечера был священник Иоанн Новиков, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вам, отец Иоанн, желаем милости Божьей и вашей семье, и детям вашим, сыночку Кириллу здравия, милости Божьей, покрову Царицы Небесной. А с вами, дорогие наши слушатели, мы прощаемся до следующей недели. Всего вам доброго и до свидания.
свящ. Иоанн Новиков
— Большое спасибо, дорогая Кира Николаевна. Очень радостно, приятно было с вами провести этот светлый вечер. И тоже вас приглашаю в храм к нам.
Кира Лаврентьева
— С удовольствием мы приедем.
свящ. Иоанн Новиков
— С радостью вам все покажем. У нас древний храм.
Кира Лаврентьева
— Спасибо, до свидания.
свящ. Иоанн Новиков
— До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Александр Макеев

У нас в гостях был настоятель храма Иоанна Кронштадтского и святителя Амвросия Медиоланского в Костроме, духовник реабилитационного центра «Сумароково» священник Александр Макеев.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о выборе священнического служения.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Дом сопровождаемого проживания «Маяк». Ольга Тимошенко
Гостьей программы «Делатели» была руководитель дома сопровождаемого проживания «Маяк» в Оренбургской области Ольга Тимошенко.
Наша гостья рассказала, как она пришла к тому, что начала помогать детям с особенностями развития в специализированном интернате, и почему помощь таким детям и подросткам стала основным делом её жизни. Ольга поделилась, как решилась приобрести дом для таких детей и учить их быть более самостоятельными, с какими трудностями при этом пришлось столкнуться, и как вера и поддержка известного священника протоиерея Сергия Баранова помогали ей с ними справляться.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
«Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»

Преподобный Паисий Святогорец, афонский монах и один из наиболее почитаемых старцев ХХ века, большую часть жизни провёл вдали от мира. Однако духовно он постоянно находился вместе с людьми, разделял их беды и невзгоды. К старцу обращались не только с личными проблемами. Многие из тех, кто посещал его келью на Святой горе Афон, часто делились своими переживаниями по поводу каких-либо житейских, политических или церковных вопросов. Всё это преподобный Паисий рассматривал исключительно в духовной плоскости. Его взгляды на некоторые общественные проблемы кратко сформулированы в небольшой по объёму книге «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца».
Преподобный Паисий был твёрд и непреклонен, когда речь заходила о Православной Церкви. Он говорил: «Всё, что имеет Церковь, очищено, подобно дистиллированной воде. Спасение людей осуществляется в Церкви». Старец и на человека смотрел, как на часть единого Тела Христова — Православной Церкви. С детства отец Паисий впитал любовь и глубокое уважение к церковному преданию, к установлениям святых отцов Церкви. В беседах с духовными чадами он часто говорил о том, как когда-то жили и подвизались они, и как живём сегодня мы. Преподобный Паисий говорил: «Мы должны сравнивать себя со святыми, чтобы видеть, продолжаем ли мы их дело».
Любовь к Церкви для старца являлась неотделимой от любви к Отечеству. Отец Паисий часто повторял: «Отечество — это большая семья». Он хотел, чтобы христиане были патриотами своей Родины. Духовными советами старец помогал многим государственным служащим. В книге «Церковь, Предание, Отчизна» говорится о том, как к нему на Афон приезжали высокопоставленные политики. И старец просил их, чтобы они направили действия на благо Родины и Церкви. Сам преподобный Паисий Святогорец в юности защищал родную землю — во время гражданской войны в Греции 1946-1949 годов он служил в разведке радистом. А став монахом, помогал Отечеству молитвой. И побуждал к этому других. Он часто повторял: «Давайте будем молиться, чтобы Бог просвещал тех, кто занимает в государстве ответственные должности, потому что такие люди могут сделать много добра».
Мудрые мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца помогут нам глубже понять духовную суть многого, что происходит вокруг нас в мире. И что в любой ситуации у человека есть твёрдые, незыблемые опоры — Церковь, Предание, Отчизна.
Все выпуски программы Литературный навигатор