Мой сын рос очень сложно, переходный возраст наступил внезапно, резкий гормональный взрыв обернулся подростковой витальной депрессий. Витальной — это означает — без видимых причин. Двенадцатилетний мальчик, обычно любознательный, компанейский и инициативный, перестал хотеть жить. Буквально. Он просыпался и отворачивался к стене. И молчал. Как та девочка, героиня рассказа Куприна про слона, начал таять на глазах. Но одно дело, когда это происходит в книжке, и совсем другое — когда в реальности и с твоим собственным ребёнком. Доктор выписывал таблетки, священник советовал поменьше говорить на духовные темы (мол — перекормила церковностью!) и побольше гулять на свежем воздухе. И то, и другое помогало слабо — воля к жизни иссякала. Анализы крови были прекрасны, а сын говорил, что ему — плохо. И больше не говорил ничего. И ничего не делал. Даже не ел.
И вот попалось мне на глаза объявление: «Нужны волонтёры для выгула собак». Собаки были большие и неухоженные, отловленные на улицах города. Их содержали на территории автобазы, кормили — и отдавали в добрые руки. Тех, кому повезёт. Большинство же псов месяцами томились в клетках, поставленных рядами. Животным хотелось движения, хотелось играть в догонялки и бегать за мячиком — но выгуливать их было некому. Вот потому и появилось это объявление на столбе.
А дальше... Вы, наверное, уже догадались. Мы с сыном стали ездить к этим несчастным собакам. Мы не могли взять никого из них к себе, у нас уже был большой пёс и три кошки, наш любимый звериный отряд, сытый и холёный. Но эти псы, вчерашние бродяги, были так счастливы, когда мы вели их — по два поводка в каждой руке — на специальную площадку, что не приехать к ним и на следующий день было невозможно. Мы добирались с пересадками, везли с собой спецодежду — собаки на радостях оставляли грязные отметины на наших плечах...
Сыну стало легче. Намного легче. Потому что он почувствовал, насколько нужен своим подопечным, знал, что они его ждут. Просыпаясь, он спрашивал: «Мам, во сколько сегодня поедем?..» А когда однажды мы не обнаружили в клетке одного из наших подшефных, чёрного лобастого Рекса — его взяла к себе в дом пожилая пара — сын впервые за долгое время широко улыбнулся: «Господи, слава Тебе, как хорошо!»
Ощутить свою нужность на земле, наверное, можно только через отдачу, через зримые плоды своих действий, когда кому-то от тебя, от твоего существования делается лучше, чем было бы без тебя. Так просто. А возможностей творить добрые дела у нас всегда полно, стоит только внимательнее вокруг посмотреть. Иногда и объявления на столбах почитать...
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов